ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-13984/2021 от 17.08.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

21 августа 2023 года

Дело №А21-13984/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Зотеевой Л.В.,

судей Денисюк М.И., Третьяковой Н.О.,

при ведении протокола судебного заседания Семакиной Т.А.,

при участии:

от истца: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20932/2022) Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.05.2022 по делу № А21-13984/2021, принятое

по иску Центральной акцизной таможни

к обществу с ограниченной ответственностью «Техпортавтосервис Калининград»

о взыскании,

установил:

Центральная акцизная таможня (далее – Таможня, истец) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Техпортавтосервис Калининград» (далее – Общество, ответчик, ООО «ТПАС Калининград») о взыскании 1 380 000 руб. неуплаченного утилизационного сбора, а также 31 395 руб. пени.

Решением суда от 19.05.2022 в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, Таможней подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, у Общества имеется обязанность по уплате утилизационного сбора за ввезенный товар по декларации на товары №10009100/230721/0111184, поскольку ввозимый товар является экскаватором – погрузчиком, а не экскаватором как полагает Общество. При этом Таможня также полагает, что ввезенный Обществом товар не является видом самоходной техники, подпадающим под наименование техники, за которую утилизационный сбор уплате не подлежит.

Определением суда от 13.10.2022 производство по делу было приостановлено до рассмотрения судом кассационной инстанции жалобы по делу №А21-13981/2021.

Протокольным определением от 17.08.2023 производство по настоящему делу возобновлено.

Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

От ответчика 14.07.2023 поступило заявление о прекращении производства по делу в связи с ликвидацией организации.

В судебном заседании произведена замена состава суда на основании статьи 18 АПК РФ, судья Протас Н.И. заменена на судью Денисюк М.И.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Обществом на акцизный специализированный таможенный пост (Центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни (далее - АСТП (ЦЭД), таможенный пост) подана декларация на товары (далее - ДТ) №10009100/230721/0111184, по которой задекларированы самоходные машины в количестве 2 шт. - новый экскаватор-погрузчик на колесном ходу, марки «САSЕ», модели «570SТ», мощностью силовой установки 72 кВт (код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 8429 59 000 0).

Товар по вышеуказанной ДТ был выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

По результатам проверки документов и сведений, представленных при таможенном декларировании товара, Таможней выявлен факт неуплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного товара, определен размер подлежащего уплате утилизационного сбора в сумме 1 380 000 руб. Также таможенным органом рассчитан размер пени за просрочку его уплаты в сумме 31 395 руб.

В связи с этим в адрес Общества направлено уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора и пени от 20.08.2021 № 13-12/21901.

Поскольку Общество не уплатило утилизационный сбор и пени в установленный законом срок, Таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, придя к выводу об отсутствии обязанности Общества по уплате утилизационного сбора.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 этой статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

В силу пункта 2 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаны лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 названной статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка данного сбора.

Пунктом 6 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается, в том числе в отношении транспортных средств с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.

В силу пункта 4 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации издано постановление от 06.02.2016 №81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - постановление Правительства № 81).

Указанным постановлением утверждены:

- правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила);

- перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее – Перечень);

- перечень видов самоходных машин и прицепов к ним, с даты выпуска которых прошло менее 3 лет, которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории особой экономической зоны в Калининградской области, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается (далее – Перечень № 3).

Согласно Перечню № 3 от уплаты утилизационного сбора при помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны освобождаются следующие самоходные машины:

1. Автогрейдеры (классифицируются по кодам 8429 20 001 0, 8429 20 009 1, 8429 20 009 9).

2. Бульдозеры (классифицируются по кодам 8429 11 001 0, 8429 11 002 0, 8429 11 009 0, 8429 19 000 1, 8429 19 000 9).

3. Экскаваторы (классифицируются по кодам 8429 51, 8429 52, 8429 59 000 0).

4. Катки дорожные (классифицируются по кодам 8429 40 100 0, 8429 40 300 0).

5. Погрузчики одноковшовые фронтальные (классифицируются по коду 8429 51).

6. Трубоукладчики (классифицируются по кодам 8426 49 001 0, 8426 49 009 1).

7. Краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируются по коду 8426 41 000).

8. Прицепы (классифицируются по кодам 8716 20 000 0, 8716 31 000 0, 8716 39 500 1, 8716 39 500 9, 8716 39 800 5, 8716 39 800 8, 8716 40 000 0).

Таким образом, для предоставления освобождения от уплаты утилизационного сбора необходимо одновременное соблюдение двух условий: чтобы ввозимый товар являлся экскаватором и имел соответствующий классификационный код (или 8429 51, или 8429 52, или 8429 59 000 0).

В данном случае, как установлено судом апелляционной инстанции, ввозимый Обществом товар не является ни одним из вышеперечисленных видов техники, а является экскаватором – погрузчиком.

При этом вышеназванный Перечень №3 расширительному толкованию не подлежит.

Согласно пункту 3.1 ГОСТ Р ИСО 6165-2010 землеройная машина: Самоходная или прицепная машина на гусеничном, колесном или шагающем ходу с рабочим или дополнительным оборудованием (рабочим органом) или с тем и другим, предназначенная главным образом для выполнения работ по выемке, рыхлению, погрузке, транспортированию, бурению, распределению, уплотнению земли, скального грунта и других материалов, а также прокладыванию в них траншей.

В соответствии с пунктом 3.10 ГОСТ Р ИСО 6165-2010 землеройные машины включают в себя следующие группы: бульдозер; погрузчик; экскаватор-погрузчик; экскаватор; траншеекопатель; землевоз; скрепер; автогрейдер; уплотняющая машина; каток; трубоукладчик с неподвижной платформой; трубоукладчик с поворотной платформой; машина горизонтального направленного бурения.

Таким образом, экскаватор и экскаватор – погрузчик не являются одним и тем же товаром.

В силу пункта 4.3 ГОСТ Р ИСО 6165-2010 экскаватор-погрузчик (backhoe loader): Самоходная гусеничная или колесная землеройная машина с главной рамой, предназначенной для навески рабочего оборудования спереди и обратной лопаты сзади (обычно с аутригерами или стабилизаторами).

Вместе с тем, согласно пункту 4.4 ГОСТ Р ИСО 6165-2010, экскаватор (excavator) - Самоходная землеройная машина на гусеничном, колесном или шагающем ходу, имеющая верхнюю часть, способную поворачиваться на 360°, со смонтированным рабочим оборудованием, предназначенным главным образом для копания с помощью ковша без перемещения ходовой части в течение рабочего цикла.

Таким образом, из структуры Перечня следует, что коды ТН ВЭД ЕАЭС не являются самостоятельными характеристиками самоходных машин, а указываются в качестве вставных конструкций, дополняющих такие характеристики самоходных машин как вид и категория.

Следовательно, утилизационный сбор устанавливается в отношении конкретной категории и вида самоходных машин и только в отношении тех машин соответствующего вида и категории, которые классифицируются по указанным в Перечне кодам ТН ВЭД ЕАЭС.

Более того, с учетом правовых позиций, высказанных Верховным судом Российской Федерации по делам № А40-63946/2021, А41-95371/2018, при взыскании утилизационного сбора за ввезенную технику следует руководствоваться не только кодом ТН ВЭД ЕАЭС, но и наименованием техники.

При таких обстоятельствах следует признать, что ввозимый ответчиком товар не относится к перечню видов самоходных машин и прицепов к ним, с даты выпуска которых прошло менее 3 лет, которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории особой экономической зоны в Калининградской области, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, а выводы суда первой инстанции об обратном являются ошибочными и основаны на неправильном применении норм права.

Коэффициент для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходной техники, ввезенной Обществом, утвержден постановлением Правительства №81.

В соответствии со сноской «4» к Перечню размер утилизационного сбора на категории (видов) самоходных машин и прицепов к ним равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 рублей.

Коэффициент для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин, ввезенных Обществом, установлен разделом «III. Экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры (классифицируемые по коду 8429 51, 8429 52, 8429 59000 0)» Перечня в зависимости от кода ТН ВЭД ЕАЭС и мощности силовой установки, а также года выпуска.

На основании вышеизложенного и согласно положениям Постановления № 81 общая сумма подлежащего уплате ответчиком утилизационного сбора составила 1380 000 руб.

Доказательств уплаты утилизационного сбора Обществом в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах требование Таможни о взыскании с ответчика утилизационного сбора является законным и обоснованным, а выводы суда первой инстанции являются ошибочными, с ответчика подлежала взысканию задолженность по уплате утилизационного сбора и пени за нарушение срока их уплаты.

При указанных выше обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене как вынесенное с нарушением норм материального права, с вынесением по делу нового судебного акта.

Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

В соответствии с пунктом 9 статьи 63 ГК РФ и пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность (существование) после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (пункт 1 статьи 61 ГК РФ).

Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц после принятия судом первой инстанции решения по настоящему делу в отношении ООО «ТПАС Калининград» (ОГРН 1203900012051) 16.06.2023 внесена запись о ликвидации юридического лица.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована.

Учитывая, что ООО «ТПАС Калининград» (ОГРН 1203900012051) 16.06.2023 исключено из ЕГРЮЛ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу применительно к пункту 5 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Оснований для прекращения производства по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не усматривается, поскольку из содержания разъяснений, содержащихся в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» следует, что производство по апелляционной жалобе подлежит прекращению в случае, если после принятия решения судом первой инстанции и подачи апелляционной жалобы ликвидирована организация, подавшая апелляционную жалобу, и у нее отсутствует правопреемник.

В рассматриваемом случае апелляционная жалоба подана Калининградской областной таможней, информации о ликвидации таможенного органа и утрате им статуса юридического лица не имеется.

Руководствуясь статьями 146, 150, пунктом 3 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Возобновить производство по делу № А21-13984/2021.

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 19 мая 2022 года по делу № А21-13984/2021 отменить.

Производство по делу прекратить.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

М.И. Денисюк

Н.О. Третьякова