ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-14063/2021 от 11.08.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 августа 2022 года

Дело №А21-14063/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Баженовой Ю.С.

судей Галенкиной К.В., Кротова С.М.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.

при участии:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19012/2022) Администрации городского округа «Город Калининград» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.04.2022 по делу № А21-14063/2021, принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Балтийские Высоты» (196084, Санкт-Петербург, ул. Смоленская, дом 11, корпус 1, помещение 2Н, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Администрации городского округа «Город Калининград» (236022, г.Калининград, площадь Победы, 1, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

об оспаривании ненормативного правового акта,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Балтийские Высоты» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Администрации городского округа «Город Калининград» (далее – Ответчик, Администрация) о признании незаконным распоряжения Администрации от 26.10.2021 г. № 2676/р-КМИ «Об отказе в выдаче разрешения на использование земель в кадастровом квартале 39:15:141717 по ул. Левитана в Московском районе»; об обязании Администрации в течение 5 (пяти) дней с даты вступления в силу решения суда выдать разрешение на использование земель согласно заявлению Общества от 27.09.2021 г. № 2709/21-01.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 29.04.2022 признано незаконным распоряжение администрации городского округа «Город Калининград» от 26.10.2021 г. № 2676/р-КМИ «Об отказе в выдаче разрешения на использование земель в кадастровом квартале 39:15:141717 по ул. Левитана в Московском районе»; на Администрацию городского округа «Город Калининград» возложена обязанность в течение 5 (пяти) дней с даты вступления в силу решения суда выдать разрешение на использование земель на основании заявления общества с ограниченной ответственностью «Балтийские Высоты» от 27.09.2021 № 2709/21-01;взыскано с Администрации городского округа «Город Калининград» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Балтийские высоты» 3 000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое распоряжение соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов Общества, поскольку для рассмотрения вопроса о возможности выдачи разрешения на использование земель необходимым является предоставление санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора о соответствии сооружения санитарным правилам и нормативам и возможности эксплуатации такого сооружения в конкретном месте расположения.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили.

В апелляционный суд от Общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Общество возражало против ее удовлетворения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд установил следующее.

27.09.2021 Общество в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Калининградской области от 04.12.2015 № 676, обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка (части земельного участка) для размещения сооружения связи.

Рассмотрев указанное обращение, Администрация распоряжением от 26.10.2021 № 2676/р-кми отказала в выдаче испрашиваемого разрешения в связи с тем, что заявление Общества подано с нарушением требований, установленных п. 2.6.4 административного регламента, утвержденного постановлением Администрации от 02.10.2018 № 970 (пп. 1 п. 2.9), а именно в связи с непредоставлением в полном объеме технико-экономических характеристик (показателей), предполагаемого к размещению объекта.

Общество, ссылаясь на то, что отказ Администрации в выдаче разрешения на использование земель в кадастровом квартале 39:15:141717 по ул. Левитана в Московском районе не основан на нормах законодательства, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, указав, что Обществом при подаче заявления были представлены все предусмотренные ст. 39.15 ЗК РФ документы и указаны все сведения.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в случаях: проведения инженерных изысканий; строительства временных или вспомогательных сооружений; размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка (п. 2 ст. 39.33 ЗК РФ).

Согласно п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Перечень таких объектов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее – Постановление №1300).

Согласно пункт 11 Перечня линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации № 1300 линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, включены в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Кроме того, выдача разрешений на строительство не требуется в случаях, предусмотренных ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), а именно: размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи, (в редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 283-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 39.33 Земельного кодекса РФ порядок и условия размещения объектов, определенных правительством Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, на территории Калининградской области установлены постановлением правительства Калининградской области от 04 декабря 2015 года № 676 (далее - Порядок).

Ни подпунктом 3 пункта 6 Порядка, ни пунктом 2.6.4 административного регламента администрации городского округа "Город Калининград" предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельных участков (части земельного участка), утверждённого постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 02 октября 2018 года № 970, не установлены требования к технико-экономическим характеристикам (показателям) предполагаемого к размещению объекта, прилагаемым к заявлению о выдаче разрешения на использование земель.

Обществом во исполнение пп. 3 п. 6 Порядка представлено описание технико-экономических показателей (характеристик) объекта, содержащие информацию о назначении объекта, высоте сооружения, глубине залегания фундамента, о соответствии технических решений, принятых в проектной документации, требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации, результаты расчёта несущей способности опоры и результаты расчёта прочности фундамента.

Исчерпывающий перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению, содержится в пункте 6 Порядка. Администрация не в праве требовать предоставления документов, не указанных в п. 6 Порядка и не в праве принимать решение об отказе в выдаче разрешения на использование земель по причине непредоставления непредусмотренных Порядком документов.

Антенно-мачтовое сооружение связи (опора) само по себе в отсутствие размещенных на ней передающих радиотехнических объектов оператора связи не является источником физических факторов воздействия на человека.

Согласно пп. 27 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи.

Согласно пп. 28 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" средства связи - это технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.

Таким образом, сооружения связи и средства связи - это разные понятия, определяющие разные объекты. При этом, первые (сооружения связи) предназначены для размещения вторых (средств связи). Сооружения связи сами по себе не формируют, не принимают, не обрабатывают, не хранят, не передают и не доставляют сообщения электросвязи или почтовых отправлений, не являются техническими или программными средствами, используемыми при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи.

Санитарные требования к размещению базовых станций сотовой связи установлены СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи» и СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов». При этом и СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03, и СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 направлены на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых средствами связи - базовыми и подвижными станциями сухопутной подвижной радиосвязи, передающими радиотехническими объектами радиосвязи, радиовещания, телевидения, радиолокации, радиолюбительского диапазона.

Бремя содержания передающих радиотехнических объектов, в том числе обязанность получения соответствующих заключений уполномоченных органов для их размещения и эксплуатации на объектах Общества, несут операторы связи.

Получение санитарно-эпидемиологических заключений - это самостоятельные отношения между операторами связи и Роспотребнадзором, которые реализуются отдельно от правоотношений собственника антенной опоры с уполномоченным на предоставление земельных участков органом.

Поскольку Обществом при подаче заявления были представлены все предусмотренные ст. 39.15 ЗК РФ документы и указаны все сведения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Администрации оснований для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.04.2022 по делу № А21-14063/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.С. Баженова

Судьи

К.В. Галенкина

С.М. Кротов