ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-1504/2023 от 24.08.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

05 сентября 2023 года

Дело №А21-1504/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего Ракчеевой М.А.,

судей Изотовой С.В., Нестерова С.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,

при участии:

от государственного бюджетного учреждения Калининградской области «Центр безнадзорных животных» представителя ФИО2 (доверенность 12.01.2023);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22949/2023) администрации муниципального образования «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.06.2023 по делу № А21- 1504/2023,

установил:

государственное бюджетное учреждение Калининградской области «Центр для безнадзорных животных», адрес: 236006, Калининградская обл., Калининград, Московский <...>, этаж/пом 4/29,29А, ОГРН<***>, ИНН <***> (далее – Учреждение), обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к администрации муниципального образования «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области», адрес: 238420, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Администрация), об обязании Администрации принять в муниципальную собственность трех животных (собак) без владельцев, отловленных на территории муниципального образования «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области», находящихся в Учреждении свыше шести месяцев (акты отлова от 28.10.2019 № 153, от 28.06.2021 № 269, от 28.01.2022 №41, карточки учета животных без владельцев от 28.10.2019 № 1403, от 28.06.2021 № 5353/5779, от 04.02.2022 № 7196).

Решением от 20.06.2023 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции не применены положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми деятельность по обращению с животными без владельцев является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления, животные (собаки) не соответствуют требованиям, предъявляемым к имуществу, которое может находиться в муниципальной собственности. Кроме того, Учреждение не обращалось в Администрацию или в полицию с уведомлением об отлове животных с целью розыска их собственника.

Помимо прочего, Администрация полагает, что не имелось оснований для применения статей 230 и 231 ГК РФ, поскольку они применимы только к домашним животным, а не ко всем задержанным безнадзорным животным, в материалах дела отсутствуют доказательства, что спорные собаки являлись домашними.

В судебном заседании представитель Учреждения против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указал, что уведомление об отлове собак получено Администрацией в апреле 2022 года, процедура, предусмотренная статьей 230 ГК РФ соблюдена истцом полностью, 16.08.2023 решением Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области» принят Порядок использования безнадзорных домашних животных, принятых в муниципальную собственность, в связи с чем ссылки Администрации на отсутствие такого порядка несостоятельны.

Администрация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направила, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и объяснений сторон, Учреждение в рамках государственного задания на выполнение работ (услуг), утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Калининградской области от 30.12.2021 № 777,осуществляет выполнение государственной услуги (услуг) и работ (работы) по проведению мероприятий по отлову, транспортировке, учету, содержанию, вакцинации, стерилизации (кастрации), умерщвлению (эвтаназии) безнадзорных животных и утилизации трупов безнадзорных животных.

Учреждение направило Администрации обращение от 29.04.2022 № 210 о принятии в муниципальную собственность шести животных (собак) без владельцев, отловленных на территории муниципального образования «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области» и находящихся на содержании Учреждения, в том числе животных по актам отлова от 28.10.2019 № 153, от 28.06.2021 № 269, от 28.01.2022 № 41 (карточки учета животных без владельцев от 28.10.2019 №1403, от 28.06.2021 № 5353/5779, от 04.02.2022 № 7196)

Поскольку ответа на указанное обращение не поступило, Учреждение направило повторное обращение от 27.06.2022 № 281.

В письме от 26.07.2022 № 5258 Администрация сообщила, что решение данного вопроса возможно только после принятия нормативного правового акта, регламентирующего процедуру принятия в муниципальную собственность безнадзорных домашних животных, отловленных на территории муниципального образования «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области».

В ответном письме от 05.09.2022 № 395 Учреждение указало на необходимость в срок до 26.09.2022 принять меры по определению в муниципальную собственность животных без владельцев и определить порядок их дельнейшего использования.

Администрация направила ответ от 23.09.2022 с предложением рассмотреть возможность размещения и содержания на территории Учреждения животных без владельцев, которые находятся свыше 6-ти месяцев в приюте и не могут быть возвращены на прежние места их обитания.

В дальнейшем, Учреждение направило Администрации претензию от 12.12.2022 № 613, в которой просило в срок до 28.12.2022 принять в муниципальную собственность животных.

В ответе от 26.12.2022 № 9427 Администрация сообщила, что ввиду отсутствия нормативного правового акта, регламентирующего процедуру принятия в муниципальную собственность безнадзорных домашних животных, основания для удовлетворения требований Учреждения не имеется.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции Учреждение исковые требования уточнило, указав, что по состоянию на 07.06.2023 в учреждении находятся 3 животных (собаки) без владельцев, отловленных на территории муниципального образования «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области», находящихся в центре свыше 6-ти месяцев (акты отлова от 28.10.2019 № 153, от 28.06.2021 № 269, от 28.01.2022 №41, карточки учета животных без владельцев от 28.10.2019 № 1403, от 28.06.2021 № 5353/5779, от 04.02.2022 № 7196).

Суд первой инстанции, приняв заявленные уточнения, установив, что в соответствии с пунктом 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) животные поступают в муниципальную собственность вне зависимости от воли и волеизъявления муниципального образования, и отсутствие либо недостаток в бюджете муниципального образования необходимых денежных средств на реализацию мероприятий по содержанию названных животных не освобождает публично-правовое образование от исполнения положений действующего законодательства, заявленные требования удовлетворил в полном объеме.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 137 ГК РФ к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное

Согласно пункту 1 статьи 230 ГК РФ лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника.

На время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 230 ГК РФ).

Статьей 231 ГК РФ урегулирован вопрос приобретения права собственности на безнадзорных животных.

В соответствии с пунктом 1 статьи 231 ГК РФ, если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.

В силу подпункта 143 пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, а также организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

Из пункта 15 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.

Кроме того, Решением Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области» от 16.08.2023 № 56 утвержден Порядок использования безнадзорных домашних животных, принятых в муниципальную собственность муниципального образования «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области» (далее – Порядок), который устанавливает правила использования безнадзорных животных, принятых в собственность муниципального образования «Багратионовский муниципальный округ Калининградской области».

Судом первой инстанции установлено, что в адрес Администрации 29.04.2022, 27.06.2022, 05.09.2022, 12.12.2022 были направлены обращения с требованиями о принятии в муниципальную собственность животных. Действий, направленных на розыск собственника, а равно подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, Администрацией не предприняты.

Администрацией не были предприняты действия, свидетельствующие о принятии спорных животных без владельцев в муниципальную собственность, а также о намерении заключить контракт (договор на оказание услуг) по содержанию животных без владельцев.

Как верно указал суд первой инстанции, по смыслу пункта 1 статьи 231 ГК РФ при указанном в абзаце втором данной нормы юридическом фактическом составе животные поступают в муниципальную собственность вне зависимости от воли и волеизъявления муниципального образования.

Доводы, приведенные в жалобе, не опровергают законность и обоснованность решения, фактически направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств и представленных доказательств.

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.06.2023 по делу А21-1504/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.А. Ракчеева

Судьи

С.В. Изотова

С.А. Нестеров