841/2024-14089(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Трощенко Е.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Свена-Тур» ФИО1 (доверенность от 26.06.2023),
рассмотрев 27.02.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономического развития Российской Федерации на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2023 по делу № А21-15809/2022,
у с т а н о в и л:
Федеральное агентство по туризму, адрес: 125039, Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2, ОГРН <***>, ИНН <***>, обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Свена-Тур», адрес: 236016, Калининград, ул. 9-го Апреля, д. 5, кв. 66, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), 598 572 руб. средств субсидии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казначейство, адрес: 101000, Москва, ФИО2 пер., д. 6, стр. 1, ОГРН <***>, ИНН <***>.
Определением от 10.03.2023 суд первой инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) произвел замену Ростуризма на его правопреемника – Министерство экономического развития Российской Федерации, адрес: 123112, Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2, ОГРН <***>, ИНН <***>.
Решением суда первой инстанции от 31.07.2023 иск удовлетворен, с Общества в пользу Российской Федерации в лице Минэкономразвития России взыскано 598 572 руб. средств субсидии.
Постановлением от 09.11.2023 апелляционный суд отменил решение от 31.07.2023, отказал в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе Минэкономразвития России, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 09.11.2023, принять по делу новый судебный акт – о взыскании с Общества 598 572 руб. средств субсидии.
Как указывает податель кассационной жалобы, не соответствует материалам дела и основан на недостоверных сведениях вывод апелляционного суда об отсутствии у Общества на 01.10.2019 неисполненной обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов; выданная Обществу
Инспекцией Федеральной налоговой службы № 9 по городу Калининграду (далее – Инспекция) справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам от 01.10.2019 № 282983 не представлялась Обществом в суд первой инстанции; письмом от 25.12.2023 № 8-7-02/0190@ ФНС России подтвердила наличие у Общества на 01.10.2019 2062 руб. 47 коп. задолженности по налогам, пеням; вопреки выводу суда апелляционной инстанции, в справке от 01.10.2019 № 282983 указано на наличие у Общества на 01.10.2019 задолженности по налоговым платежам; требование Минэкономразвития России предъявило о возврате Обществом средств субсидии законно и обоснованно.
В отзыве на кассационную жалобу Общество возражало против ее удовлетворения.
До начала судебного заседания от Минэкономразвития России поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Федеральное казначейство, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку организаций, обеспечивающих прирост количества посетивших Российскую Федерацию иностранных туристов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 534 (далее – Правила № 534), Ростуризм и Общество (получатель) 24.12.2019 заключили соглашение № 174-11-2019-060 о предоставлении Обществу в 2019 году субсидии (далее – Соглашение) в целях возмещения затрат получателя, связанных с предоставлением туристских услуг иностранным туристам.
Исходя из пункта 1.1.1 Соглашения размер субсидии составил 598 572 руб.
В силу пункта 3.1.2 Соглашения субсидия предоставляется в соответствии с Правилами № 534 при представлении получателем документов, указанных в приложении № 1 к Соглашению.
В соответствии с пунктом 4 приложения № 1 к Соглашению для предоставления субсидии Общество должно было предоставить справку налогового органа, подтверждавшую отсутствие у туроператора неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежавших уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 4.1.2 Ростуризм в течение 15 рабочих дней после окончания срока приема заявок обязан осуществлять проверку предоставленных получателем документов, указанных в пункте 3.1.2 Соглашения, в том числе на предмет их соответствия Правилам № 534.
Условием предоставления субсидии является согласие получателя на осуществление Ростуризмом и органами государственного финансового контроля проверок в части соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии; согласие получателя на осуществление указанных проверок выражается путем подписания Соглашения (пункт 3.4
Соглашения).
Как указано в пункте 4.1.5 Соглашения, в случае установления Ростуризмом или получения им от органа государственного финансового контроля информации о факте/фактах нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Правилами № 534 и Соглашением, в том числе указания в представленных получателем документах недостоверных сведений, Ростуризм обязан направить получателю требование о возврате субсидии в федеральный бюджет, в котором установлены размер возвращаемой субсидии и срок ее возврата.
В силу пункта 4.3.3.2 Соглашения Общество обязалось возвратить в федеральный бюджет субсидию в размере и в срок, определенные в указанном в пункте 4.1.5 требовании.
Ростуризм перечислил Обществу 598 572 руб. средств субсидии на основании Соглашения по платежному поручению от 28.12.2019 № 405321.
Из материалов дела видно, что по результатам проведенной с 05.04.2021 по 14.07.2021 плановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности Ростуризма в период с 01.01.2018 по 31.12.2020 Федеральное казначейство 04.08.2021 составило акт проверки, выдало Ростуризму представление от 12.10.2021 № 07-04-04/17-24788.
Как отмечено в пункте 26 указанного представления, в нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 7 пункта 1 статьи 162 БК РФ, подпункта «г» пункта 7, абзаца второго пункта 16 Правил № 534 в 2019 – 2020 годах Ростуризм предоставил в общей сложности 152 357 006 руб. средств субсидий 63 туроператорам, не соответствовавшим требованию об отсутствии у туроператора непогашенной задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам процентам, подлежавшим уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В письме от 29.06.2022 № 07-04-04/17-16049 Федеральное казначейство сообщило Ростуризму о неполном исполнении пункта 26 представления; направило информацию о наличии у Общества на 01.10.2019 задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам процентам, подлежавшим уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Во исполнение представления и в связи с получением информации о наличии у Общества задолженности по налогам и сборам по состоянию на 1-е число месяца, предшествовавшего дате подаче заявки на получение субсидии, Ростуризм направил Обществу требование от 03.11.2022 № 19256/ГП о возврате до 03.12.2022 598 572 руб. средств субсидии.
Нарушение Обществом подпункта «г» пункта 7, подпункте «г» пункта 8 Правил № 534, неисполнение им требования от 03.11.2022 № 19256/ГП послужило основанием для обращения Ростуризма в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, констатировав наличие у Общества на 01.10.2019 задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам процентам, подлежавшим уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах, несоответствие Общества условию, предусмотренному подпунктом «г» пункта 7 Правил № 534, непредставление им документа, указанного в подпункте «г» пункта 8 Правил № 534, удовлетворил исковые требования.
Апелляционный суд, констатировав, что Общество получило предусмотренную Соглашением субсидию при наличии на это предусмотренных законодательством оснований, отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении исковых требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной
жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных указанной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 статьи 78 БК РФ, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно подпункту «г» пункта 7 Правил № 534 получателем субсидии может быть туроператор, у которого на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется подача заявки, отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 8 Правил № 534 для получения субсидии туроператор представляет в Ростуризм справку налогового органа, подтверждающую отсутствие у туроператора на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется подача заявки, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Суд апелляционной инстанции на основании справки Инспекции от 01.10.2019 № 282983 установил, что на указанную в подпункте «г» пункта 8 Правил № 534 дату имевшаяся у Общества переплата по налогам превышала его задолженность.
Вопреки доводу кассационной жалобы, справка от 01.10.2019 № 282983 была представлена в суд первой инстанции (том дела 1, листы 149 – 152).
В соответствии со справкой Инспекции № 166709 на 01.11.2019 у Общества не имелось неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, обязанность по уплате которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
При этом суд апелляционной инстанции принял во внимание добросовестное поведение Общества при подаче заявки на получение субсидии в соответствии с Правилами № 534; по итогам проверки представленных Обществом документов (в том числе справки налогового органа, подтверждавшей отсутствие у туроператора неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежавших уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) Ростуризм принял решение о предоставлении
субсидии Обществу.
С учетом обстоятельств настоящего дела и имеющихся в нем доказательств суд апелляционной инстанции обоснованно не усмотрел оснований для взыскания с Общества средств субсидии.
Ссылка Минэкономразвития России на письмо ФНС России от 25.12.2023 № 8-7-02/0190@ не может быть принята во внимание, поскольку данное письмо представлено только в суд кассационной инстанции, который в силу своих полномочий не принимает новые и (или) дополнительные доказательства, имеющие отношение к установлению обстоятельств по делу.
Сами по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции»).
Кассационная инстанция не усмотрела нарушения апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2023 по делу № А21-15809/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства экономического развития Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Соколова
Судьи Ю.А. Родин
Е.И. Трощенко