ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-15809/2022 от 28.02.2024 АС Северо-Западного округа

841/2024-14089(2)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Трощенко Е.И., 

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Свена-Тур»  Давыдова Д.Н. (доверенность от 26.06.2023), 

рассмотрев 27.02.2024 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Министерства экономического развития Российской Федерации на  постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2023  по делу № А21-15809/2022, 

у с т а н о в и л:

 Федеральное агентство по туризму, адрес: 125039, Москва,  Пресненская наб., д. 10, стр. 2, ОГРН 1057746091369, ИНН 7708550300,  обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с  общества с ограниченной ответственностью «Свена-Тур», адрес: 236016,  Калининград, ул. 9-го Апреля, д. 5, кв. 66, ОГРН 1023901006062,  ИНН 3906051835 (далее – Общество), 598 572 руб. средств субсидии. 

 К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  Федеральное казначейство, адрес: 101000, Москва, Б. Златоустинский пер., д. 6,  стр. 1, ОГРН 1047797019830, ИНН 7710568760. 

 Определением от 10.03.2023 суд первой инстанции в порядке статьи 48  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК  РФ) произвел замену Ростуризма на его правопреемника – Министерство  экономического развития Российской Федерации, адрес: 123112, Москва,  Пресненская наб., д. 10, стр. 2, ОГРН 1027700575385, ИНН 7710349494. 

Решением суда первой инстанции от 31.07.2023 иск удовлетворен, с  Общества в пользу Российской Федерации в лице Минэкономразвития России  взыскано 598 572 руб. средств субсидии. 

Постановлением от 09.11.2023 апелляционный суд отменил решение от  31.07.2023, отказал в удовлетворении иска. 

 В кассационной жалобе Минэкономразвития России, ссылаясь на  нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального  права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит  отменить постановление от 09.11.2023, принять по делу новый судебный акт – о  взыскании с Общества 598 572 руб. средств субсидии. 

 Как указывает податель кассационной жалобы, не соответствует  материалам дела и основан на недостоверных сведениях вывод  апелляционного суда об отсутствии у Общества на 01.10.2019 неисполненной  обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов; выданная Обществу 


Инспекцией Федеральной налоговой службы № 9 по городу Калининграду  (далее – Инспекция) справка о состоянии расчетов по налогам, сборам,  страховым взносам, пеням, штрафам, процентам от 01.10.2019 № 282983 не  представлялась Обществом в суд первой инстанции; письмом от 25.12.2023   № 8-7-02/0190@ ФНС России подтвердила наличие у Общества на 01.10.2019  2062 руб. 47 коп. задолженности по налогам, пеням; вопреки выводу суда  апелляционной инстанции, в справке от 01.10.2019 № 282983 указано на  наличие у Общества на 01.10.2019 задолженности по налоговым платежам;  требование Минэкономразвития России предъявило о возврате Обществом  средств субсидии законно и обоснованно. 

 В отзыве на кассационную жалобу Общество возражало против ее  удовлетворения. 

 До начала судебного заседания от Минэкономразвития России поступило  ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его  представителя. 

 В судебном заседании представитель Общества возражал против  удовлетворения кассационной жалобы. 

 Федеральное казначейство, надлежащим образом извещенное о времени  и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не  направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие. 

 Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном  порядке. 

 Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с  Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), Правилами  предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную  поддержку организаций, обеспечивающих прирост количества посетивших  Российскую Федерацию иностранных туристов, утвержденными постановлением  Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 534 (далее – Правила   № 534), Ростуризм и Общество (получатель) 24.12.2019 заключили соглашение   № 174-11-2019-060 о предоставлении Обществу в 2019 году субсидии (далее –  Соглашение) в целях возмещения затрат получателя, связанных с  предоставлением туристских услуг иностранным туристам. 

 Исходя из пункта 1.1.1 Соглашения размер субсидии составил  598 572 руб. 

 В силу пункта 3.1.2 Соглашения субсидия предоставляется в  соответствии с Правилами № 534 при представлении получателем документов,  указанных в приложении № 1 к Соглашению. 

 В соответствии с пунктом 4 приложения № 1 к Соглашению для  предоставления субсидии Общество должно было предоставить справку  налогового органа, подтверждавшую отсутствие у туроператора неисполненной  обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и  процентов, подлежавших уплате в соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах и сборах. 

 Согласно пункту 4.1.2 Ростуризм в течение 15 рабочих дней после  окончания срока приема заявок обязан осуществлять проверку  предоставленных получателем документов, указанных в пункте 3.1.2  Соглашения, в том числе на предмет их соответствия Правилам № 534. 

 Условием предоставления субсидии является согласие получателя на  осуществление Ростуризмом и органами государственного финансового  контроля проверок в части соблюдения получателем субсидии условий, целей и  порядка предоставления субсидии; согласие получателя на осуществление  указанных проверок выражается путем подписания Соглашения (пункт 3.4 


Соглашения). 

 Как указано в пункте 4.1.5 Соглашения, в случае установления  Ростуризмом или получения им от органа государственного финансового  контроля информации о факте/фактах нарушения получателем порядка, целей  и условий предоставления субсидии, предусмотренных Правилами № 534 и  Соглашением, в том числе указания в представленных получателем документах  недостоверных сведений, Ростуризм обязан направить получателю требование  о возврате субсидии в федеральный бюджет, в котором установлены размер  возвращаемой субсидии и срок ее возврата. 

 В силу пункта 4.3.3.2 Соглашения Общество обязалось возвратить в  федеральный бюджет субсидию в размере и в срок, определенные в указанном  в пункте 4.1.5 требовании. 

 Ростуризм перечислил Обществу 598 572 руб. средств субсидии на  основании Соглашения по платежному поручению от 28.12.2019 № 405321. 

 Из материалов дела видно, что по результатам проведенной с 05.04.2021  по 14.07.2021 плановой выездной проверки финансово-хозяйственной  деятельности Ростуризма в период с 01.01.2018 по 31.12.2020 Федеральное  казначейство 04.08.2021 составило акт проверки, выдало Ростуризму  представление от 12.10.2021 № 07-04-04/17-24788. 

 Как отмечено в пункте 26 указанного представления, в нарушение  подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 7 пункта 1 статьи 162 БК РФ,  подпункта «г» пункта 7, абзаца второго пункта 16 Правил № 534 в 2019 – 2020  годах Ростуризм предоставил в общей сложности 152 357 006 руб. средств  субсидий 63 туроператорам, не соответствовавшим требованию об отсутствии у  туроператора непогашенной задолженности по налогам, сборам, страховым  взносам, пеням, штрафам процентам, подлежавшим уплате в соответствии с  законодательством о налогах и сборах. 

В письме от 29.06.2022 № 07-04-04/17-16049 Федеральное казначейство  сообщило Ростуризму о неполном исполнении пункта 26 представления;  направило информацию о наличии у Общества на 01.10.2019 задолженности по  налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам процентам,  подлежавшим уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах. 

 Во исполнение представления и в связи с получением информации о  наличии у Общества задолженности по налогам и сборам по состоянию на 1-е  число месяца, предшествовавшего дате подаче заявки на получение субсидии,  Ростуризм направил Обществу требование от 03.11.2022 № 19256/ГП о  возврате до 03.12.2022 598 572 руб. средств субсидии. 

 Нарушение Обществом подпункта «г» пункта 7, подпункте «г» пункта 8  Правил № 534, неисполнение им требования от 03.11.2022 № 19256/ГП  послужило основанием для обращения Ростуризма в арбитражный суд с  рассматриваемым иском. 

 Суд первой инстанции, констатировав наличие у Общества на 01.10.2019  задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам  процентам, подлежавшим уплате в соответствии с законодательством о налогах  и сборах, несоответствие Общества условию, предусмотренному подпунктом  «г» пункта 7 Правил № 534, непредставление им документа, указанного в  подпункте «г» пункта 8 Правил № 534, удовлетворил исковые требования. 

 Апелляционный суд, констатировав, что Общество получило  предусмотренную Соглашением субсидию при наличии на это предусмотренных  законодательством оснований, отменил решение суда первой инстанции и  отказал в удовлетворении исковых требований. 

 Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной 


жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и  процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам  дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и  удовлетворения кассационной жалобы. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ в редакции, действовавшей в  рассматриваемый период, субсидии юридическим лицам (за исключением  субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным  предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров,  работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в  целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения  (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за  исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов,  винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории  Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. 

В силу пункта 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями  предусмотренных указанной статьей субсидий условий, установленных при их  предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном  нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами,  предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 статьи  78 БК РФ, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской  Федерации. 

Согласно подпункту «г» пункта 7 Правил № 534 получателем субсидии  может быть туроператор, у которого на 1-е число месяца, предшествующего  месяцу, в котором планируется подача заявки, отсутствует неисполненная  обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов,  процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской  Федерации о налогах и сборах. 

В соответствии с подпунктом «г» пункта 8 Правил № 534 для получения  субсидии туроператор представляет в Ростуризм справку налогового органа,  подтверждающую отсутствие у туроператора на 1-е число месяца,  предшествующего месяцу, в котором планируется подача заявки,  неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов,  пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с  законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 

Суд апелляционной инстанции на основании справки Инспекции от  01.10.2019 № 282983 установил, что на указанную в подпункте «г» пункта 8  Правил № 534 дату имевшаяся у Общества переплата по налогам превышала  его задолженность. 

Вопреки доводу кассационной жалобы, справка от 01.10.2019 № 282983  была представлена в суд первой инстанции (том дела 1, листы 149 – 152). 

В соответствии со справкой Инспекции № 166709 на 01.11.2019 у  Общества не имелось неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов,  страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, обязанность по уплате которых  предусмотрена законодательством о налогах и сборах. 

При этом суд апелляционной инстанции принял во внимание  добросовестное поведение Общества при подаче заявки на получение субсидии  в соответствии с Правилами № 534; по итогам проверки представленных  Обществом документов (в том числе справки налогового органа,  подтверждавшей отсутствие у туроператора неисполненной обязанности по  уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов,  подлежавших уплате в соответствии с законодательством Российской  Федерации о налогах и сборах) Ростуризм принял решение о предоставлении 


субсидии Обществу. 

С учетом обстоятельств настоящего дела и имеющихся в нем  доказательств суд апелляционной инстанции обоснованно не усмотрел  оснований для взыскания с Общества средств субсидии. 

Ссылка Минэкономразвития России на письмо ФНС России от 25.12.2023   № 8-7-02/0190@ не может быть принята во внимание, поскольку данное письмо  представлено только в суд кассационной инстанции, который в силу своих  полномочий не принимает новые и (или) дополнительные доказательства,  имеющие отношение к установлению обстоятельств по делу. 

Сами по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных  выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать  установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу  статьи 286 АПК РФ (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в  арбитражном суде кассационной инстанции»). 

Кассационная инстанция не усмотрела нарушения апелляционным судом  норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи  с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения  кассационной жалобы не имеется. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный  суд Северо-Западного округа 

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от  09.11.2023 по делу № А21-15809/2022 оставить без изменения, а кассационную  жалобу Министерства экономического развития Российской Федерации – без  удовлетворения. 

Председательствующий С.В. Соколова

Судьи Ю.А. Родин

Е.И. Трощенко