ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-16077/2022 от 03.10.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

10 ноября 2023 года

Дело №А21-16077/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Денисюк М.И.

судей Згурской М.Л., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания: Сизовым А.К.

при участии:

от истца: не явился, извещен

от ответчика: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25123/2023) индивидуального предпринимателя Скидан Аллы Анатольевны на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.05.2023 по делу № А21-16077/2022 (судья Кузнецова О.Д.), принятое

по иску государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области»

к индивидуальному предпринимателю Скидан Алле Анатольевне

о взыскании

установил:

Государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» (ОГРН 1163926050485, ИНН 3906979246; далее – Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя Скидан Аллы Анатольевны (ОГРНИП 318392600008818, ИНН 390611310202; далее – Предприниматель, ИП Скидан А.А., ответчик) субсидии в размере 115000 руб.

Решением суда от 16.05.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, ИП Скидан А.А. направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 16.05.2023, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Податель жалобы ссылается на то, что представленные ответчиком документы, подтверждающие расходы, связанные с получением оценки технического состояния аттракциона (помимо уплаты государственной пошлины), непосредственно обусловлены процедурой государственной регистрации аттракциона; понесенные ответчиком расходы, непосредственно направленные на прохождение технической регистрации аттракциона, в соответствии с установленным правовым регулированием указанной процедуры, не могут быть признаны нецелевым использованием бюджетных средств. Податель жалобы также не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что ответчиком не представлены документы, подтверждающие достижение результатов предоставления субсидии, а именно документ об оплате аренды помещений. Как указывает податель жалобы, договор аренды помещения не был представлен в качестве документа, обосновывающего правомерность затрат ответчика в связи с тем, что в соответствии с техническими характеристиками спорный аттракцион (экскурсионный поезд) не предназначен для эксплуатации внутри помещений; вместе с тем, истцу были представлены иные документы, подтверждающие расходы на оплату услуг по размещению аттракциона на территории ГАУ КО «Кафедральный собор» в период Новогодней ярмарки, и с МАУК «Калининградский зоопарк», где спорный аттракцион фактически эксплуатировался по его прямому назначению. По мнению подателя жалобы, само по себе отсутствие договора аренды помещения в данном случае при условии осуществления предпринимательской деятельности с использованием аттракциона на иной территории, нежели закрытое помещение, не может свидетельствовать о недостижении целей предоставленной субсидии. Также податель жалобы полагает, что суд первой инстанции не принял во внимание положения пункта 19 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета…, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 22.11.2021 № 750, и необоснованно признал нецелевым использованием часть субсидии, предоставленной для компенсации затрат на выплату заработной платы в размере 18500 руб.

Учреждением представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы Предпринимателя отклонены.

Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 №57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание 03.10.2023 своих представителей не направили.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, между Учреждением и ИП Скидан А.А. (Получатель субсидии) было заключено соглашение от 18.01.2022 № 7/750 «О предоставлении субсидий из областного бюджета на финансовое обеспечение затрат в связи с приостановлением осуществления юридическими лицами (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства, деятельности детских развлекательных центров, детских игровых комнат и аттракционов» (далее - Соглашение).

Указанное соглашение заключено в соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 22.11.2021 № 750 «Об установлении порядка предоставления субсидий из областного бюджета на финансовое обеспечение затрат в связи с приостановлением осуществления юридическими лицами (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальными предпринимателями, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства, деятельности детских развлекательных центров, детских игровых комнат и аттракционов и о выделении денежных средств из резервного фонда Правительства Калининградской области в рамках мероприятий, связанных с устранением последствий распространения коронавирусной инфекции и предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики Калининградской области», которым утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на финансовое обеспечение затрат в связи с приостановлением осуществления юридическими лицами (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальными предпринимателями, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства, деятельности детских развлекательных центров, детских игровых комнат и аттракционов (далее - Порядок).

Согласно пункту 1.1 Соглашения предметом указанного соглашения является предоставление из областного бюджета субсидии в целях финансового обеспечения затрат Получателя на выплату заработной платы работникам, аренду и содержание помещений и аттракционов, используемых Получателем субсидии для осуществления предпринимательской деятельности, в связи с приостановлением деятельности в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 16.03.2020 № 134 «О введении на территории Калининградской области режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Калининградской области и некоторых мерах по предотвращению распространения в Калининградской области новой коронавирусной инфекции».

Согласно пункту 1.2 Соглашения затратами, источником финансового обеспечения части которых является субсидия, для настоящего Соглашения признаются расходы Получателя субсидии на:

- выплату заработной платы работникам получателя субсидии;

- на содержание аттракционов.

В соответствии с пунктом 1.3 Соглашения субсидия имеет целевое назначение и не может быть использована на цели, не предусмотренные пунктом 1.1 Соглашения.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Соглашения размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета в соответствии с Соглашением составляет 118500 руб. и рассчитывается по следующей формуле:

118500 руб. = 18500 руб. х 1 чел. + 100000 руб. х 1 ат., где

- 1 чел. – сумма субсидии для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников;

- 100000 руб. – размер выплаты на один аттракцион со степенью биомеханического риска;

- 1 ат. – количество аттракционов.

Сумма субсидии в размере 118500 руб. перечислена Учреждением Предпринимателю платежным поручением от 26.01.2022 № 716885.

Пунктом 6.1 Соглашения предусмотрено, что результатом предоставления субсидии на 01.03.2022 являются осуществление получателем субсидии предпринимательской деятельности по виду (основному или дополнительному) деятельности из подкласса 93.2 ОКВЭД 2, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

В соответствии с пунктом 5.3.2 Соглашения, а также пункта 29 Порядка Получатель субсидии обязан предоставить в уполномоченную организацию следующую отчетность по формам, приведенным Соглашении:

1) один раз в квартал - отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия;

2) не позднее 5 апреля 2022 года - отчеты о достижении значения результата предоставления субсидии и показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, а также итоговый отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, с приложением подтверждающих документов.

Как следует из материалов дела, Предпринимателем 22.04.2022 были представлены отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, отчет о достижении результата предоставления субсидии, а также 24.04.2022 представлен итоговый отчет об осуществлении затрат, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в которых отражены следующие расходы: освидетельствование аттракциона – 57555 руб., разработка тех. паспорта аттракциона – 16000 руб., оплата за регистрацию аттракциона – 3500 руб., оплата за аренду участия в ярмарке - 55000 руб., оплата за предоставление права на оказание услуг – 11000 руб. Предпринимателем также были представлены документы, подтверждающие несение указанных расходов: платежное поручение от 14.01.2022 № 2; платежное поручение от 14.01.2022 № 1; кассовые чеки от 30.12.2021 и 09.12.2021 и счет-фактура (УПД) от 26.12.2021; платежное поручение от 13.02.2022 № 4.

Учреждением принят к учету только документ подтверждающий расходы на государственную регистрацию аттракциона в размере 3500 руб. (платежное поручение от 13.02.2022 № 4). Учреждение пришло к выводу о том, что остальные документы, подтверждающие произведенные расходы в размере 115000 руб. не соответствуют направлениям расходования средств субсидии, предусмотренных пунктом 4 Порядка; Учреждение также указало на то, что расходы были произведены ранее даты заключения Соглашения, а возмещение ранее произведенных расходов Порядком не предусмотрено. Кроме того Учреждение отклонило доводы Предпринимателя в части расходования средств субсидии в размере 18500 руб. на выплату заработной платы, сославшись на то, что деятельность граждан в качестве индивидуального предпринимателя трудовой деятельностью не является.

Указанные обстоятельства послужили основанием для направления Учреждением в адрес Предпринимателя требований от 30.05.2022 № 01-04/3902, от 07.09.2022 № 01-04/6467 о возврате субсидии в размере 115000 руб. на основании пункта 8.1.2 Соглашения и пункта 28 Порядка.

Требования о возврате субсидии оставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.

Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).

По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.

В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Постановлением Правительства Калининградской области от 22.11.2021 №750 утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на финансовое обеспечение затрат в связи с приостановлением осуществления юридическими лицами (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальными предпринимателями, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства, деятельности детских развлекательных центров, детских игровых комнат и аттракционов (далее - Порядок).

Согласно пункта 2 Порядка целью предоставления субсидий является финансовое обеспечение затрат субъектов МСП на выплату заработной платы и начисления на заработную плату работникам, аренду и содержание помещений и аттракционов, используемых субъектами МСП для осуществления предпринимательской деятельности, и содержание аттракционов в связи с приостановлением деятельности в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 16.03.2020 № 134 «О введении на территории Калининградской области режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Калининградской области и некоторых мерах по предотвращению распространения в Калининградской области новой коронавирусной инфекции» в рамках мероприятий, связанных с устранением последствий распространения коронавирусной инфекции и предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики Калининградской области.

Получателями субсидий являются субъекты МСП, осуществляющие деятельность, указанную в пункте 1 настоящего порядка, с которыми государственным казенным учреждением Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» (далее - Центр занятости) заключено соглашение о предоставлении субсидии в соответствии с типовой формой, утверждаемой Министерством финансов Калининградской области (пункт 3 Порядка)

Согласно пункту 19 Порядка размер субсидии, предоставляемый получателю субсидии, осуществляющему деятельность аттракционов (Р), определяется по формуле:

Р = 18500 рублей x Рссч + KRB1 x ARB1 + KRB2 x ARB2 + KRB3 x ARB3 + KRB4 x ARB4,,

где:

Рссч - численность работников получателя субсидии по состоянию на сентябрь 2021 года в соответствии со строкой 20 (количество физических лиц, с выплат которым исчислены страховые взносы, всего) подраздела 1.1 приложения N 1 к расчету по страховым взносам (для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, Рссч = 1);

KRB - размер выплаты за один аттракцион в зависимости от степени потенциального биомеханического риска:

KRB1 - 300000 рублей;

KRB2 - 200000 рублей;

KRB3 - 100000 рублей;

KRB4 - 20000 рублей;

ARB1 - количество аттракционов с установленной степенью потенциального биомеханического риска RB1;

ARB2 - количество аттракционов с установленной степенью потенциального биомеханического риска RB2;

ARB3 - количество аттракционов с установленной степенью потенциального биомеханического риска RB3;

ARB4 - количество аттракционов с установленной степенью потенциального биомеханического риска RB4.

Как следует из материалов дела, между Учреждением и ИП Скидан А.А. (Получатель субсидии) было заключено соглашение от 18.01.2022 № 7/750 «О предоставлении субсидий из областного бюджета на финансовое обеспечение затрат в связи с приостановлением осуществления юридическими лицами (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства, деятельности детских развлекательных центров, детских игровых комнат и аттракционов» (далее - Соглашение).

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 Соглашения предметом указанного соглашения является предоставление из областного бюджета субсидии в целях финансового обеспечения затрат Получателя субсидии на выплату заработной платы работникам, аренду и содержание помещений и аттракционов, используемых Получателем субсидии для осуществления предпринимательской деятельности, в связи с приостановлением деятельности в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 16.03.2020 № 134.

Затратами, источником финансового обеспечения части которых является субсидия, для настоящего Соглашения признаются расходы Получателя субсидии на:

- выплату заработной платы работникам получателя субсидии;

- на содержание аттракционов.

В соответствии с пунктом 1.3 Соглашения субсидия имеет целевое назначение и не может быть использована на цели, не предусмотренные пунктом 1.1 Соглашения.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Соглашения размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета в соответствии с Соглашением составляет 118500 руб. и рассчитывается по следующей формуле:

118500 руб. = 18500 руб. х 1 чел. + 100000 руб. х 1 ат., где

- 1 чел. – сумма субсидии для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников;

- 100000 руб. – размер выплаты на один аттракцион со степенью биомеханического риска;

- 1 ат. – количество аттракционов.

Расчет субсидии соответствует пункту 19 Порядка.

Сумма субсидии в размере 118500 руб. перечислена Учреждением Предпринимателю платежным поручением от 26.01.2022 № 716885.

Согласно пункту 25 Порядка результатом предоставления субсидии на 1 марта 2022 года является осуществление получателем субсидии предпринимательской деятельности по виду (основному или дополнительному) деятельности из подкласса 93.2 ОКВЭД 2, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Согласно пункту 26 Порядка показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, на 1 марта 2022 года является запись о получателе субсидии в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), осуществляющем предпринимательскую деятельность в соответствии с абзацем шестым подпункта 5 пункта 8 настоящего порядка.

Аналогичные положения предусмотрены пунктами 6.1, 6.2 Соглашения.

В силу пункта 29 Порядка Получатели субсидий представляют в уполномоченную организацию следующую отчетность по формам, приведенным в типовой форме соглашения:

1) один раз в квартал - отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия;

2) не позднее 5 апреля 2022 года - отчеты о достижении значения результата предоставления субсидии и показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, а также итоговый отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, с приложением подтверждающих документов.

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 5.3.2 Соглашения.

Пунктом 28 Порядка предусмотрено, что остатки средств субсидии, не использованные получателем субсидии в срок до 1 марта 2022 года, возвращаются в областной бюджет в течение 5 рабочих дней со дня получения получателем субсидии письменного требования Центра занятости. Аналогичное положение предусмотрено пунктом 8.1.2 Соглашения.

Кроме того, в случае установления факта нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, в том числе факта нарушения ограничений деятельности, установленных постановлением Правительства Калининградской области от 16.03.2020 № 134, и (или) представления недостоверных сведений, которые выявлены по фактам проверок, проведенных Министерством, Центром занятости и органом государственного финансового контроля, а также в случае недостижения значения результата предоставления субсидии и показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, субсидия подлежит возврату в областной бюджет. Аналогичное положение предусмотрено пунктом 8.1.1 Соглашения.

Как следует из материалов дела, Предпринимателем 22.04.2022 были представлены отчет об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, отчет о достижении результата предоставления субсидии, а также 24.04.2022 представлен итоговый отчет об осуществлении затрат, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в которых отражены следующие расходы: освидетельствование аттракциона – 57555 руб., разработка тех. паспорта аттракциона – 16000 руб., оплата за регистрацию аттракциона – 3500 руб., оплата за аренду участия в ярмарке - 55000 руб., оплата за предоставление права на оказание услуг – 11000 руб. Предпринимателем также были представлены документы, подтверждающие несение указанных расходов.

Учреждением принят к учету только документ подтверждающий расходы на государственную регистрацию аттракциона в размере 3500 руб. (платежное поручение от 13.02.2022 № 4). Учреждение пришло к выводу о том, что остальные документы, подтверждающие произведенные расходы в размере 115000 руб. не соответствуют, направлениям расходования средств субсидии, предусмотренных пунктом 4 Порядка; Учреждение также указало на то, что расходы были произведены ранее даты заключения Соглашения, а возмещение ранее произведенных расходов Порядком не предусмотрено. Кроме того Учреждение отклонило доводы Предпринимателя в части расходования средств субсидии в размере 18500 руб. на выплату заработной платы, сославшись на то, что деятельность граждан в качестве индивидуального предпринимателя трудовой деятельностью не является.

Суд первой инстанции согласился с доводами Учреждения, в связи с чем удовлетворил исковые требования в полном объеме.

При этом, суд первой инстанции указал на то, что в представленном Предпринимателем отчете отсутствуют документы, подтверждающие достижение результатов предоставления субсидии, а именно: документ, подтверждающий оплату аренды помещений, что является нарушением условий, целей и порядка предоставления субсидии Суд первой инстанции также указал на то, что часть документов, подтверждающих произведенные расходы в размере 115000 руб. не соответствует направлениям расходования средств субсидии, предусмотренных пунктом 4 Порядка, расходы по ним произведены как ранее даты обращения с заявлением, так и после заключения Соглашения, возмещение ранее произведенных расходов Порядком не предусмотрено.

Апелляционная коллегия полагает выводы суда первой инстанции о нарушении Предпринимателем условий, целей и порядка предоставления субсидии ошибочными и не соответствующими обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам.

Как следует из пунктов 1.1. и 1.2 Соглашения, а также пункта 2 Порядка целью предоставления субсидии является финансовое обеспечение затрат Получателя на выплату заработной платы работникам, аренду и содержание помещений и аттракционов, используемых Получателем субсидии для осуществления предпринимательской деятельности.

Пунктом 1.2 Соглашения прямо предусмотрено, что затратами, источником финансового обеспечения части которых является субсидия, для настоящего Соглашения признаются расходы Получателя субсидии на:

- выплату заработной платы работникам получателя субсидии;

- на содержание аттракционов.

Как следует из материалов дела, Предпринимателем 22.04.2022 был представлен отчет о достижении результата предоставления субсидии, в котором отражено, что по состоянию на отчетную дату (01.03.2022) основным видом деятельности Предпринимателя, информация о котором содержится в ЕГРИП, является 93.21 ОКВЭД. Таким образом, Предпринимателем достигнуты показатели результативности предоставления субсидии, установленные в пунктах 6.1, 6.2 Соглашения и пунктах 25, 26 Порядка.

Предпринимателем также был представлен итоговый отчет об осуществлении затрат, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в котором отражены следующие расходы:

освидетельствование аттракциона – 57555 руб.,

разработка тех.паспорта аттракциона – 16000 руб.,

оплата за регистрацию аттракциона – 3500 руб.,

оплата за участие в ярмарке - 55000 руб.,

оплата за предоставление права на оказание услуг – 11000 руб.

В подтверждение указанных расходов Предпринимателем были представлены платежное поручение от 14.01.2022 № 2 (оплата ГАУ КО «Кафедральный собор» за участие в Новогодней ярмарке на сумму 55000 руб.); платежное поручение от 14.01.2022 № 1 (оплата МАУК «Калининградский зоопарк» за предоставление права оказания услуг в январе-феврале 2022 года на сумму 11000 руб.); кассовые чеки от 30.12.2021 и 09.12.2021 и УПД от 26.12.2021 № 247 за освидетельствование и изготовление технической документации на аттракцион (в общей сумке 73555 руб.); платежное поручение от 13.02.2022 № 4 (оплата за регистрацию аттракциона 3500 руб.).

Учреждением принят к учету только документ подтверждающий расходы на государственную регистрацию аттракциона в размере 3500 руб. (платежное поручение от 13.02.2022 № 4).

Суд апелляционной инстанции полагает, что Учреждением и судом первой инстанции неправомерно не приняты к учету расходы на общую сумму 73555 руб. за проведение освидетельствования и изготовление технической документации на аттракцион, которые подтверждены кассовыми чеками от 09.12.2021, от 30.12.2021 и УПД от 26.12.2021 № 247

Как уже указывалось выше, из пунктов 1.2 и 2.2 Соглашения следует, что субсидия предоставлена, в том числе на содержание аттракционов в размере 100000 руб.

Согласно пункту 4 Порядка под содержанием аттракциона понимаются расходы субъекта МСП на оплату коммунальных услуг, техническое обслуживание и ремонт аттракциона, услуг по уборке и охране, а также расходы, связанные с государственной регистрацией аттракциона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 № 1939 утверждены Правила государственной регистрации аттракционов (далее – Правила № 1939).

В соответствии с пунктом 18 Правил № 1939 для государственной регистрации аттракциона эксплуатантом или его представителем в орган гостехнадзора по месту установки аттракциона представляются, в том числе паспорт или формуляр аттракциона (подпункт «д»), акт оценки технического состояния аттракциона (технического освидетельствования), подтверждающий соответствие аттракциона перечню требований к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов, утверждаемому Правительством Российской Федерации, выданный специализированной организацией (подпункт «л»).

Таким образом, проведение технического освидетельствования и изготовление технической документации (паспорта) на аттракцион являются необходимым условием для государственной регистрации аттракциона в силу Правил № 1939.

Следовательно, понесенные Предпринимателем расходы на общую сумму 73555 руб. за проведение освидетельствования и изготовление тех.паспорта на аттракцион относятся к расходам, связанным с государственной регистрацией аттракциона и в силу пункта 4 Порядка относятся к расходам на содержание аттракциона.

Тот факт, что данные расходы понесены до заключения Соглашения не опровергает как факт несения данных расходов, так и относимость данных расходов к расходам, связанным с государственной регистрацией аттракциона, для финансирования которых и была предоставлена субсидия.

Таким образом, указанные расходы на сумму 73555 руб., которые подтверждены кассовыми чеками от 09.12.2021, от 30.12.2021 и УПД от 26.12.2021 № 247, неправомерно не приняты Учреждением к учету в качестве расходов, источником финансирования которых является субсидия по Соглашению.

При этом, суд апелляционной инстанции соглашается с тем, что произведенная ответчиком оплата за участие в Новогодней ярмарке (55000 руб.) и оплата за предоставление права на оказание услуг в Калининградском зоопарке (11000 руб.) не относятся к поименованным в пункте 4 Порядка расходам на содержание аттракционов, в связи с чем не могут быть компенсированы за счет средств субсидии.

Ссылки суда первой инстанции на то, что Предпринимателем не представлен документ, подтверждающий оплату аренды помещений, что является нарушением условий, целей и порядка предоставления субсидии, признаются судом апелляционной инстанции ошибочными, поскольку по условиям Соглашения субсидия предоставлена на выплату заработной платы и содержание аттракционов, а не на аренду помещений. При таких обстоятельствах, предоставление доказательств аренды помещений в рассматриваемом случае не требовалось.

Суд апелляционной инстанции также полагает неправомерным требование Учреждения о возврате Предпринимателем средств субсидии в размере 18500 руб. на выплату заработной платы, со ссылками на то, что деятельность граждан в качестве индивидуального предпринимателя трудовой деятельностью не является.

В силу пункта 19 Порядка размер субсидии, предоставляемый получателю субсидии, осуществляющему деятельность аттракционов (Р), определяется по формуле:

Р = 18500 рублей x Рссч + KRB1 x ARB1 + KRB2 x ARB2 + KRB3 x ARB3 + KRB4 x ARB4,

где: Рссч - численность работников получателя субсидии по состоянию на декабрь 2021 года в соответствии со строкой 20 (количество физических лиц, с выплат которым исчислены страховые взносы, всего) подраздела 1.1 приложения №1 к расчету по страховым взносам (для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, Рссч = 1).

Пунктом 2.2 Соглашения предусмотрено, что субсидия рассчитывается следующим образом: 118 500 руб. = 18 500 руб. х 1 чел. + 100 000 руб. х 1 ат.,

где - 1 чел. - сумма субсидии для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников;

Таким образом, исходя из пункта 19 Порядка и пункта 2.2 Субсидии, сумма в размере 18500 руб. определена как сумма субсидии для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников. Поскольку ИП Скидан А.А. по состоянию на отчетную дату (01.03.2022) сохранила статус индивидуального предпринимателя, то оснований для возврата субсидии в части 18500 руб. как не использованной либо полученной с нарушением условий и целей предоставления субсидии не имеется.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что Предпринимателем подтвержден факт расходования предоставленной по Соглашению субсидии в соответствии с целями предоставления данной субсидии на общую сумму 95555 руб., из которой 18500 руб. расходы на оплату заработной платы и 77055 руб. расходы на содержание аттракциона (73555 + 3500).

В остальной части предоставленной субсидии в размере 22945 руб. Предпринимателем не представлены документы, подтверждающие использование средств субсидии на цели, для которых субсидия была выделена (пункты 1.1, 1.2 Соглашения).

Пунктом 28 Порядка предусмотрено, что остатки средств субсидии, не использованные получателем субсидии в срок до 1 марта 2022 года, возвращаются в областной бюджет в течение 5 рабочих дней со дня получения получателем субсидии письменного требования Центра занятости. Аналогичное положение предусмотрено пунктом 8.1.2 Соглашения.

Учитывая изложенное, с Предпринимателя в пользу Учреждения подлежит взысканию 22945 руб. средств неиспользованной субсидии. Также с Предпринимателя подлежит взысканию в доход федерального бюджета 888 руб. расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде первой инстанции (пропорционально удовлетворенным требованиям)

При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению, решение суда первой инстанции от 16.05.2023 подлежит отмене в части взыскания с Предпринимателя в пользу Учреждения 92055 руб. субсидии и взыскания в доход федерального бюджета 3562 руб. государственной пошлины. В удовлетворении иска в данной части надлежит отказать.

В остальной части решение суда первой инстанции от 16.05.2023 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.

Кроме того, в связи с частичным удовлетворением исковых требований с истца в пользу ответчика подлежит взысканию 2401 руб. 20 коп. расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе пропорционально той части исковых требований, в удовлетворении которых судом апелляционной инстанции отказано.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 16 мая 2023 года по делу № А21-16077/2022 отменить в части взыскания с индивидуального предпринимателя Скидан Аллы Анатольевны в пользу Государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» 92 055 руб. субсидии, а также 3562 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета.

В удовлетворении иска в данной части отказать.

В остальной части решение Арбитражного суда Калининградской области от 16 мая 2023 года по делу № А21-16077/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Скидан Аллы Анатольевны - без удовлетворения.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр занятости населения Калининградской области» в пользу индивидуального предпринимателя Скидан Аллы Анатольевны 2401 руб. 20 коп. расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.И. Денисюк

Судьи

М.Л. Згурская

Н.И. Протас