ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-1619/2021 от 25.01.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 января 2022 года

Дело №

А21-1619/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,

при участии от федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО1 (доверенность от 23.08.2021),

рассмотрев 25.01.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Интер РАО-Электрогенерация» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021 по делу № А21-1619/2021,

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Интер РАО-Электрогенерация» (119435, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с Российской Федерации в лице федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (107078, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Учреждение) за счет казны Российской Федерации 601 382 руб. убытков (с учетом уточнения исковых требований).

Решением суда первой инстанции от 19.05.2021 иск удовлетворен.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.09.2021 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

В судебном заседании представитель Учреждения просила в удовлетворении жалобы отказать.

Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, в Единый государственный реестр недвижимости (далее – Единый реестр) внесена запись от 30.12.2013 № 39-39-01/411/2013-966 о праве собственности Общества на газопровод-отвод к Калининградской ТЭЦ-2 с кадастровым номером 39:03:000000:1179, отнесенного к категории опасных производственных объектов.

Постановлением Администрации Гурьевского городского округа от 07.09.2009 № 4121 утверждены охранная зона и зона минимальных расстояний газопровода-отвода; зона минимальных расстояний газопровода-отвода (зона с особыми условиями использования) была поставлена на учет 24.09.2010, сведения о ней были отражены в Едином реестре, а также на «Публичной кадастровой карте».

В 2019 году сведения о зоне минимальных расстояний газопровода-отвода Калининградской ТЭЦ-2 исключены из Единого реестра.

Общество направило Учреждению письмо от 01.02.2019 № ЭКГТЦ/01/150 с требованием отразить на «Публичной кадастровой карте» сведения о зоне минимальных расстояний газопровода-отвода Калининградской ТЭЦ-2.

Филиал Учреждения по Калининградской области письмом от 19.02.2019 № 01269-13/01-31 сообщил Обществу, что в срок до 01.06.2019 собственники магистральных или промышленных трубопроводов обязаны обеспечить подготовку графического описания границ минимальных расстояний с последующим направлением описания и перечня координат в уполномоченный орган для проверки, утверждения и последующего внесения в Единый реестр. При этом сведения о границах минимальных расстояний газопровода-отвода исключены из Единого реестра в связи с тем, что ранее понятие минимальных зон не было определено законодательно.

Работы по топографической съемке газопровода-отвода и по изготовлению карты (плана) зон минимальных расстояний газопровода-отвода по договорам от 22.05.2019 № 8-КАЛ/009-0160-19 и от 31.05.2019 № 8-КАЛ/009-0168-19 выполнены ООО «КД-Геодезия» и ООО «Декорум» и оплачены Обществом платежными поручениями от 31.05.2019 № 2060 и от 27.06.2019 № 6037 на сумму 401 382 руб. и на сумму 200 000 руб. соответственно.

Описание местоположения границ минимальных расстояний газопровода-отвода и план границ Общество письмом от 27.05.2019 направило в Министерство энергетики Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 25.09.2019 по делу № А21-9435/2019, вступившим в законную силу 22.01.2020, действия Учреждения в лице филиала по Калининградской области по исключению сведений о границах зоны минимальных расстояний газопровода-отвода из Единого реестра признаны незаконными.

В Едином реестре сведения о зоне минимальных расстояний газопровода-отвода восстановлены 27.03.2020.

Общество, сославшись на возникновение у него убытков в сумме стоимости работ по топографической съемке газопровода-отвода и по изготовлению карты (плана) зон минимальных расстояний газопровода, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности исковых требований, удовлетворил их в полном объеме.

Суд апелляционной инстанции, признав ошибочными выводы суда первой инстанции, отменил решение и в удовлетворении исковых требований отказал.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков (расходы, которые это лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества), если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания вреда необходимо наличие вреда, противоправного поведения и вины лица, причинившего вред, а также причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим вредом.

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В данном случае суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истцом вопреки части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано наличия совокупности указанных условий.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) Единый реестр является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (пункт 2); государственная регистрация права в Едином реестре является единственным доказательством существования зарегистрированного права (пункт 5).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 66 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, правилами ведения Единого реестра, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе: за утрату или искажение сведений, содержащихся в Едином реестре.

Как предусмотрено частью 19 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям; далее – Закон № 342-ФЗ), до 1 июня 2019 года собственники магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), в целях предупреждения негативного воздействия которых до дня официального опубликования настоящего Федерального закона установлены минимальные расстояния до данных трубопроводов, если в отношении данных трубопроводов не установлены зоны минимальных расстояний в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), обеспечивают подготовку графического описания местоположения границ указанных минимальных расстояний, устанавливаемых исходя из наибольшего из минимальных расстояний до соответствующего трубопровода, ближе которых не допускается размещать объекты капитального строительства различного назначения, и границ территорий в пределах таких минимальных расстояний, в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков, перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого реестра, и направляют эти описание и перечень координат в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Данный федеральный орган исполнительной власти проверяет соответствие описания и перечня координат характерных точек границ указанных минимальных расстояний и границ территорий установленным к таким расстояниям и территориям требованиям, утверждает указанные описание и перечень координат и направляет их в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого реестра и предоставление сведений, содержащихся в Едином реестре, для внесения сведений о границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в Единый реестр в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый реестр недвижимости в срок не позднее 1 сентября 2019 года.

В рассматриваемом случае в рамках дела № А21-9435/2019 установлено, что в 2019 году сведения о зоне минимальных расстояний газопровода-отвода были исключены из Единого реестра незаконно.

Вместе с тем, исходя из того, что указанные расходы понесены Обществом в целях соблюдения положений части 19 статьи 26 Закона № 342-ФЗ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности причинно-следственной связи между исключением из Единого реестра сведений о зоне минимальных расстояний газопровода-отвода Калининградской ТЭЦ-2 и несением истцом расходов по указанным договорам.

При этом апелляционным судом указано, что письмо филиала Учреждения по Калининградской области от 19.02.2019 № 01269-13/01-31 имеет информационно-справочный характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых и судебных актов.

Приняв во внимание указанные обстоятельства, апелляционный суд пришел к выводу о неправомерности исковых требований, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и отказал в их удовлетворении.

Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2021 по делу № А21-1619/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Интер РАО-Электрогенерация» – без удовлетворения.

Председательствующий

О.А. Алешкевич

Судьи

Е.А. Аникина

В.М. Толкунов