ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-1750/2023 от 04.12.2023 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

04 декабря 2023 года

Дело №

А21-1750/2023

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,

при участии от Комитета городского хозяйства и строительства администрации городского хозяйства «Город Калининград» ФИО1 (доверенность от 13.09.2023),

рассмотрев 28.11.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета городского хозяйства и строительства администрации городского округа «Город Калининград» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2023 по делу № А21-1750/2023,

у с т а н о в и л:

Комитет городского хозяйства и строительства администрации городского округа «Город Калининград», адрес: 236022, Калининград, площадь Победы, дом 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Комитет), обратился в Арбитражный суд Калининградской области к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный участок № 12 Ц», адрес: 236022, Калининград, улица Карла Маркса, дом 56, ОГРН <***>; ИНН <***> (далее - Общество), с исковыми требованиями:

- в месячный срок со дня вступления решения в законную силу представить в Администрацию городского округа «Город Калининград» заявку о согласовании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории городского округа «Город Калининград» в соответствии с порядком, установленным Административных регламентом администрации городского округа «Город Калининград» предоставления муниципальной услуги по рассмотрению заявки о согласовании создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа «Город Калининград», утвержденных постановлением Администрации городского округа «Город Калининград» от 16.09.2019 № 839;

- об обязании ответчика после получения согласования Администрации городского округа «Город Калининград» создать место (площадку) накопления ТКО на придомовой территории дома № 103-105 по ул. Каштановая аллея в г. Калининграде.

Решением суда первой инстанции от 25.04.2023 требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением апелляционного суда от 25.07.2023 указанное решение отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление отменить.

В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.

Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, ответчик осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу <...> (далее по тексту - МКД № 103-105).

Земельный участок под МКД N 103-105 сформирован, поставлен на кадастровый учет.

В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления в Калининградской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 22.11.2019 № 649, и согласно постановлению Администрации городского округа «Город Калининград» от 22.10.2019 № 964 «О порядке внесения сведения в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории городского округа «Город Калининград» (далее - Реестр) место (площадка) накопления ТКО с адресным ориентиром ул. Каштановая аллея, 103 расположено на придомовой территории МКД № 103- 105, включено в Реестр под номером 630, как ранее созданное для группы многоквартирных домов № 72-88, № 87-93, № 103-105, № 107-111, № 113-117, № 119-123, № 125-129, № 90-128 по ул. Каштановая аллея, № 6-12, № 14-20, № 25-31, № 33-39 по ул. Банковской.

В соответствии с данными реестра, пользователем указанной площадки является Общество.

Ранее содержание контейнерной площадки, осуществлялось ответчиком, а также управляющими организациями ООО «Жилфонд», ООО «УК Жилсервис», ООО «Янтарь-Сервис» по графику.

По результатам выездных мероприятий специалистами Комитета в октябре 2021 года установлено отсутствие места (площадки) накопления ТКО.

Ссылаясь на наличие у ответчика обязанности по организации места (площадки) для накопления ТКО в границах придомовой территории, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Суд первой инстанции, установив наличие у Общества обязанности по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для домов, находящихся в ее управлении и возможность размещения места (площадки) накопления ТКО в существующих границах земельного участка с кадастровым номером 39:15:121337:6, удовлетворил заявление Комитета.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции исходя из того, что вопрос об организации в пределах земельного участка с кадастровым номером 39:15:121337:6, сформированного для эксплуатации многоквартирного дома, площадки для накопления ТКО, находится в исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в МКД, однако доказательств принятия такого решения материалы дела не содержат.

Заслушав пояснения представителя Комитета, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относится, в частности, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Частью 1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, к предоставлению коммунальных услуг.

В силу части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).

Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, согласно пункту 26(1) которого в этот перечень включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

В пункте 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, указано, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения МКД включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями (подпункт «д(2)»).

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, (утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170; далее - Правила № 170), определен конкретный перечень работ по организации уборки придомовой территории, сбору мусора и вторичных материалов (раздел III).

Так согласно подпункту 3.7.1 Правил № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечить установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

При этом согласно подпункту 3.7.6 Правил № 170 мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов.

В силу пункта 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила № 1039), в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.

Решением городского Совета депутатов городского округа «Город Калининград» № 182 от 30.07.2021 утверждены «Правила благоустройства территории городского округа «Город Калининград» (далее – Правила благоустройства).

Согласно пункту 2.1 Правил благоустройства физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, владеющие земельными участками, территориями, элементами благоустройства на праве собственности, ином вещном праве либо на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником, в том числе на основании разрешения на использование земель, обязаны, если иное не установлено законодательством или договором (контрактом), обеспечить содержание территории, объектов и элементов благоустройства, накопление ТКО в местах, соответствующих требованиям законодательства и настоящих Правил, принимать меры по приведению объектов и элементов благоустройства в соответствие требованиям Правил, организовать предотвращение распространения и уничтожение агрессивных чужеродных видов растений, карантинных видов растений в границах земельного участка, а также на прилегающей территории, границы которой определены установленным Правилами порядком.

Физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, владеющие земельными участками, территориями на праве собственности или ином вещном праве, на основании соглашения с собственником или лицом, уполномоченным собственником, в случае если в результате их деятельности на таком земельном участке, территории образуются ТКО, обязаны иметь в наличии контейнер (контейнеры), предназначенный (предназначенные) для сбора ТКО, соответствующий (соответствующие) требованиям законодательства (пункт 2.19 Правил благоустройства).

В силу пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 25 части 1 статьи 3 Устава городского округа «Город Калининград», принято решением городского Совета депутатов Калининграда от 12.07.2007 № 257 к вопросу местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.

Согласно Решению окружного Совета депутатов г. Калининграда от 16.07.2008 № 210 «О юридических лицах администрации городского округа «Город Калининград» принято Положение «О комитете городского хозяйства и строительства администрации городского округа «Город Калининград», к функциям которого относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, в том числе: создание места (площадки) накопления ТКО, согласовывает создание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с требованиями Правил благоустройства, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения; организация и обеспечение содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведет реестр мест (площадок) накопления ТКО; организация экологическое воспитание и формирование экологической культуры в области обращения с ТКО.

Проанализировав приведенные выше нормы действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для домов, находящихся в ее управлении.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ, пунктом 2 Правил № 1039 места накопления (площадка) ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до МКД, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.

В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до МКД, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров.

Возможность для размещения места (площадки) накопления ТКО судом первой инстанции проверена.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Комитета. У апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2023 по делу № А21-1750/2023 отменить.

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.04.2023 по настоящему делу оставить в силе.

Председательствующий

А.Г. Кудин

Судьи

Л.Б. Мунтян

В.М. Толкунов