ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-1968/2023 от 27.11.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

05 декабря 2023 года

Дело №А21-1968/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Балакир М.В.

судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.

при ведении протокола судебного заседания: Ворониной Е.Ю.

при участии:

от истца (заявителя): представитель Пономарева Е.П. по доверенности от 04.10.2023

от ответчика (должника): представитель Фомина Е.Н. по доверенности от 05.04.2023 (посредством системы веб-конференции)

от 3-го лица - муниципальное казенное учреждение «Калининградская служба заказчика»: представитель Лен Н.В. по доверенности от 26.12.2022 (посредством системы веб-конференции)

от 3-го лица - Комитет городского развития и цифровизации Администрации ГО "Город Калининград": представитель Потанина Е.О. по доверенности от 19.09.2023 (посредством системы веб-конференции)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалоба (регистрационный номер 13АП-34557/2023, 13АП-34554/2023) (заявление) муниципального казенного учреждения «Калининградская служба заказчика» и Администрации городского округа "Город Калининград"

на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.08.2023 по делу № А21-1968/2023(судья Герасимик Е.А.), принятое

по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Ресторан"

к Администрации городского округа "Город Калининград"

3-е лицо: 1. муниципальное казенное учреждение «Калининградская служба заказчика»; 2. Комитет городского развития и цифровизации Администрации ГО "Город Калининград"

о признании незаконным отказа

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Ресторан» (далее - заявитель, ООО «Ресторан», Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Администрации городского округа «Город Калининград» (далее - Администрация, заинтересованное лицо), которым просило признать недействительным отказ Администрации, изложенный в письме от 21.11.2022, во включении во временную схему размещения сезонных площадок при стационарных предприятиях общественного питания на территории городского округа «Город Калининград» сезонной площадки ООО «Ресторан» площадью 208 кв.м., расположенной по адресу: г. Калининград проезд Озерный, 2, а действия по отказу незаконными, обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца путем включения сезонной площадки во временную схему размещения сезонных площадок, согласования эскизного проекта сезонной площадки и заключения договора на размещение вышеуказанной сезонной площадки.

Определением суда от 17.05.2023 к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет городского развития и цифровизации Администрации ГО «Город Калининград», муниципальное казенное учреждение «Калининградская служба заказчика», (далее – третьи лица).

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 23.08.2023 по делу № А21-1968/2023 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, заинтересованное лицо и муниципальное казенное учреждение «Калининградская служба заказчика» обратились с апелляционными жалобами в которых просили вышеуказанное решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылалось на то, что нарушений действующего законодательства в части отказа Администрацией допущено не было. Кроме того, Администрация полагает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку обжалуемый отказ выражен в письме Комитета городского развития и цифровизации Администрации ГО "Город Калининград".

Третье лицо, в сою очередь, в обоснование апелляционной жалобы указывало, что с 30.03.2023 в связи с изменением правового регулирования изменился порядок оформления прав на земельные участки под сезонные летние кафе путем получения разрешения на использование земельного участка, которое у заявителя отсутствует. Кроме того, по мнению третьего лица спорная конструкция не является сезонной.

В настоящее судебное заседание явились представители подателей жалоб и представители заявителя.

Участие представителей подателей жалоб обеспечено посредством системы веб-конференции.

В судебном заседании податели жалоб поддержали их доводы.

Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционных жалоб по мотивам, изложенным в отзывах, представленных в материалы дела.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства к основным видам деятельности ООО «Ресторан» отнесена деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (код ОКВЭД 56.10).

Заявитель осуществляет свою деятельность в ресторане «Тоrrо Grill», расположенном на первом этаже гостиницы «Меркюр Калининград Центр» по адресу: г. Калининград, проезд Озерный, д. 2, собственником которого является ООО «Никинвест».

03.03.2021 заявитель обратился в Администрацию с заявлением о включении во временную схему размещении сезонной площадки 208 кв.м., при стационарном объекте общественного питания (ресторане «Тоrrо Grill»), представив эскизный проект Объекта «М-Теrrасе».

Согласно Приложению к постановлению Администрации № 270 от 16.04.2021 сезонная площадка заявителя «М-Теrrасе» площадью 208 кв.м. была внесена во временную схему размещения сезонных площадок при стационарных предприятиях общественного питания на территории ГО «Город Калининград».

Из заявления следует, что начиная с 16.04.2021 ООО «Ресторан» начало подготовительные мероприятия по закупке материалов и организации работ по обустройству сезонной площадки.

Однако 29.04.2021 ООО «Ресторан» получило уведомление от Главного архитектора города об отказе в предоставлении муниципальной услуги 164-21/у согласования внешнего облика террасы. Причинами отказа явились: капитальность строения, нарушение архитектурно-градостроительного решения окружающей застройки, препятствие конструкций строения визуальному восприятию здания гостиницы.

18.05.2021 последовал повторный отказ в предоставлении услуги 164-21/у согласования внешнего облика террасы, по заявлению ООО «Ресторан».

ООО «Ресторан» выступило инициатором встречи с главой ГО «Город Калининград» по вопросу сложившейся ситуации, однако какие-либо договоренности, которые бы были надлежаще оформлены, достигнуты не были.

В последствие Администрация направила в Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области жалобу о незаконной реконструкции здания гостиницы.

ООО «Ресторан», в свою очередь, подало жалобу Генеральному прокурору РФ.

По итогам проведенной прокурорской проверки по жалобе Общества были выявлены нарушения в части содержащихся в постановлениях №508 от 14.04.2016 и №122 от 18.02.2019 неопределенных и обременительных условий, на основании которых были приняты решения об отказе ООО «Ресторан» в предоставлении муниципальной услуги.

Прокуратурой были выявлены несоблюдение Администрацией требований по надлежащему рассмотрению жалобы ООО «Ресторан» от 07.05.2021, выявлены коррупциогенные факторы в порядке принятой процедуры предоставления разрешений и согласований по размещению сезонных площадок общественного питания, что привело к нарушению прав и законных интересов ООО «Ресторан».

В результате проверки Администрации было вынесено представление в месячный срок устранить нарушения в сфере предоставления муниципальных услуг.

23.08.2021 Администрация в лице главы города в ответ на представление прокурора города Калининграда признала, что факты и доводы указанные в представлении в части жалобы ООО «Ресторан» подтвердились, меры реагирования буду приняты, а регламент предоставления муниципальной услуги изменен.

10.09.2021 Администрация отправила заявителю уведомление о заключении договора на размещение сезонной площадки ООО «Ресторан», однако фактически это уведомление адресату не поступило и было возвращено Администрации. О направлении такого уведомления ООО «Ресторан» стало известно в суде по иску Администрации об освобождении земельного участка (дело №А21-12614/2022).

15.04.2022 ООО «Ресторан» подало заявление о внесении изменений во временную схему размещения сезонной площадки в части ее площади, чтобы снова попытаться пройти процедуру узаконивания ее размещения.

26.04.2022 ООО «Ресторан» получило уведомление об исключении из схемы на основании п.3.6.4 Регламента, утвержденного Постановлением №122.

26.05.2022 ООО «Ресторан» подало заявление о включении в схему размещения сезонных площадок 277 кв.м., в последствие подав запрос о согласовании внешнего облика сезонной площадки (тот же самый эскизный проект).

08.06.2022 ООО «Ресторан» получило уведомление об отказе в согласовании внешнего облика со ссылкой на п.2.9.2 Регламента (Причина -отсутствие площадки во временной схеме).

20.06.2022 ООО «Ресторан» получило отказ во включении во временную схему в связи с несоответствием места размещения требованиям установленным законодательством.

28.10.2022 заявитель предпринял еще одну попытку согласовать включение во временную схему размещения сезонных площадок при стационарных объектах общественного питания свой Объект.

22.11.2022 ООО «Ресторан» получило уведомление об отказе со ссылкой на п.п.4 п.3.4 Регламента (несоответствие места размещения требованиям, установленным законодательством РФ.

Не согласившись с указанным отказом, а также действиями Администрации, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями, мотивируя тем, что в результате незаконных решений и действий заинтересованного лица были нарушены права заявителя по включению сезонной площадки при стационарном предприятии общественного питания, в целях создания дополнительных посадочных мест, увеличения рабочих мест, улучшения организации и качества оказания услуг.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение подлежит отмене ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 и частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершении действия (бездействие).

Согласно действовавшему на территории города Калининграда на момент принятия оспариваемого решения Порядку размещения сезонных площадок, утвержденном постановлением администрации городского округа «Город Калининград» № 122 от 18.02.2019, установка сезонной площадки осуществлялась после соблюдения установленных процедур: рассмотрения возможности размещения площадки на рассматриваемой территории (с учетом норм и требований законодательства, СанПин, СНиП), далее согласования проекта размещения, заключение договора и оплаты размещения площадки.

Согласно материалам дела, площадка площадью 208 кв.м. была включена в схему размещения на основании Приложения к Постановлению Администрации № 270 от 16.04.2021.

В соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги по согласованию проекта размещения и внешнего облика сезонного предприятия общественного питания на территории городского округа «Город Калининград», утвержденным постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 14.04.2016 N 508 (далее - регламент), при согласовании размещения на муниципальном земельном участке обращается заявитель - лицо, включенное в Схему, а при согласовании размещения на собственном земельном участке обращается лицо - собственник или правообладатель земельного участка, и каждый из них прикладывает, соответственно, проект на истребуемую территорию размещения.

Однако ООО «Ресторан» не согласовало в надлежащем порядке проект размещения спорной сезонной площадки.

Согласно материалам дела, 19 апреля 2021 ООО «Ресторан» обратилось с запросом о предоставлении муниципальной услуги по согласованию проекта размещения и внешнего облика сезонного предприятия общественного питания на территории городского округа «Город Калининград» (далее - Муниципальная услуга). Обществу было отказано, поскольку не был представлен полный пакет документов и были нарушены требования, установленные административным регламентом предоставления муниципальной услуги по согласованию проекта размещения и внешнего облика сезонного предприятия общественного питания на территории городского округа «Город Калининград», утвержденным постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 14.04.2016 N 508. Кроме того, при обустройстве сезонной площадки (пункт 6.2.1 Положения) используются сборно-разборные (легковозводимые) элементы (оборудование), а в представленном эскизном проекте предполагалось устройство столбчатого фундамента, структурного рамного остекления, стен, кровли, установки двутавровой балки, что предполагало изменение параметров объекта капитального строения - ОСНОВНОГО нежилого здания.

07 мая 2021 ООО «Ресторан» повторно обратилось с запросом о предоставлении Муниципальной услуги. Однако замечания, ранее указанные в уведомлении об отказе в предоставлении Муниципальной услуги, устранены не были, в связи с чем в предоставлении муниципальной услуги было обоснованно отказано, поскольку заявитель (ООО «Ресторан») прикладывал каждый раз один проект на два земельных участка, а не два и заявителем выступало только ООО «Ресторан».

Согласно пункту 5.1 регламента, Заявители имеют право на обжалование решений и (или) действий (бездействия) администрации, ее должностных лиц, муниципальных служащих, а также МФЦ, его руководителя, работников в досудебном (внесудебном) и судебном порядке. Однако заявитель, как следует из материалов дела, уведомления не обжаловал и не оспорил.

08 июня 2021 года ООО «Ресторан» обратилось за согласованием эскизного проекта в рамках муниципальной услуги на собственном земельном участке, указав площадь объекта размещения - 50,4 кв.м. Указанный проект предполагал размещение столов, стульев, зонтов и условное ограждение в виде деревянных боксов с цветами. Проект был согласован Главным архитектором города.

Между тем, согласно материалам дела, хозяйствующим субъектом были проведены монтажные работы и установлена крытая стеклянная пристройка без согласования проектной документации (фотофиксация прилагается) площадью более 200 кв.м.

Как следует из материалов дела, указанная площадка эксплуатируется круглогодично (в нарушение установленного периода размещения с 01 апреля по 01 ноября текущего года), в ней ведется предпринимательская деятельность по оказанию услуг общественного питания. Кроме того, вдоль фасада здания, принадлежащего ООО «Никинвест», в сезоны 2021-2022 года без согласования были размещены сезонные площадки площадью более 200 кв.м. (акт выездного обследования № УК-71/авоомк от 01.07.2022).

Предметом судебного спора является несогласованный проект размещения сезонной площадки.

В связи с установлением факта нахождения на территории общего пользования установленных конструкций, на основании письма комитета муниципального контроля, в соответствии с п. 3.6.4 Положения сезонная площадка ООО «Ресторан» была исключена из Схемы (Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от 19.04.2022 № 230).

В дальнейшем Общество несколько раз обращалось с заявлением о включении сезонной площадки в Схему. Однако в связи с несоответствием места размещения требованиям, установленным действующим законодательством (пп. 4 п. 3.4 Положения) Обществу оспариваемым письмом от 22.11.2022 было отказано по следующим основаниям.

Во-первых, на рассматриваемом земельном участке с кадастровым номером 39:15:131843:50 с разрешенным использованием «Земельные участки (территории) общего пользования» в отсутствие правовых оснований возведена остекленная конструкция, примыкающая к центральной части дворового фасада здания гостиницы «Mercure».

Общество указывает, что сезонная площадка по указанному адресу была установлена после включения ее в Схему. Вместе с тем размещать площадку можно только после согласования проекта, заключения договора и оплаты стоимости размещения. В силу ст. 301 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, в связи с чем в настоящее время в Арбитражном суде Калининградской области рассматривается исковое заявление администрации городского округа «Город Калининград», МКУ «Калининградская служба заказчика» к ООО «Ресторан, ООО «Никинвест» об освобождении земельного участка с КН 39:15:131843:50 от металлическо-стеклянной конструкции, сезонных площадок общественного питания;

Во-вторых, площадка имеет признаки объекта капитального строения, что подтверждается эскизным проектом (план конструкций стеклянной террасы и кровли предусматривают обустройство фундамента, балок, колонн и т.д.) и проведенными работами.

Факт капитальности строения у сезонной площадки заявителя, вопреки выводам суда первой инстанции, не опровергается техническим заключением от 09.07.2021 № 160/С, подготовленным ООО «Калининградский центр судебной экспертизы и оценки», поскольку данное доказательство должно быть оценено в совокупности с иными доказательствами. В частности, в ряде представленных уведомлений об отказе в предоставлении муниципальной услуги (№ 164-21/у49-2499 от 18.05.2022; (№ 164-21/у49-2092 от 29.04.2023) главный архитектор г. Калининграда со ссылкой на п. 10.02. ст. 1ГрК РФ приходит к противоположному выводу с учетом положений представленного на согласование проекта, в котором элементом спорной площадки является фундамент, что является признаком капитального строения.

У суда апелляционной инстанции нет оснований сомневаться в компетентности главного архитектора, при этом при рассмотрении дела судом первой инстанции ответчиком не заявлялось ходатайства о проведении экспертизы по данному вопросу. Кроме того, указанное техническое заключение было представлено в суд в последнем судебном заседании, сторонам копии представлены не были, данное заключение было подготовлено в отношении уже возведенного объекта.

В-третьих, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ, территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Пристройка расположена без учета обеспечения прохода по территории общего пользования вдоль здания, тем самым ограничивая доступ и препятствуя движению пешеходов и маломобильных групп населения, а также в соответствии с письмом Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области от 30.08.2021 пристройка установлена на проезде для пожарных машин.

Вывод суда о том, что «конструкция не препятствует проходу по территории общего пользования, поскольку имеет несколько открытых проходов по данному участку местности» противоречит пояснениям представителя ООО «Ресторан» о том, что сезонная площадка остеклена и представляет собой раздвижные элементы, что уже свидетельствует о наличии препятствий проходу по территории общего пользования.

При этом схема расстановки сил и средств на местности № 11, 13 плана тушения пожара в здании гостиницы «Меркюр Калининград Центр», утвержденного 27.12.2021 генеральным директором ООО «Никинвест» и начальником местного пожарно-спасательного гарнизона № 1 по охране городского округа «Город Калининград», подготовлена без учета размещения остекленной террасы. Согласно плану тушения пожара на стр. 34 Фото 4 и на стр. 35 Фото 5 вдоль фасада гостиницы «Меркюр Калининград Центр» размещены столы, зонты и уличная мебель (стулья), спорная остекленная терраса отсутствует.

С учетом изложенного, полагаем, что в действиях по оспариваемому отказу администрации отсутствуют нарушения, доводы, изложенные в исковом заявлении, являются необоснованными.

В части незаключения с заявителем договора на размещение сезонной площадки апелляционный суд также не усматривает нарушений, поскольку заключение договора на размещение сезонной площадки возможно только после согласования проекта размещения в рамках административного регламента (далее - регламент), что было установлено Положением.

Однако в 2021 году одновременно при подаче документов на предоставление муниципальной услуги в представленном пакете документов было подано заявление о заключении договора на размещение сезонной площадки. Указанное заявление являлось приложением к заявлению о предоставлении муниципальной услуги и рассматривалось администрацией в рамках Федерального закона от 27.07.2010 № 210 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», административного регламента № 508 и по результатам его рассмотрения заявителю был дан ответ - отказ в предоставлении муниципальной услуги.

Уведомлением от 10.09.2021 ООО «Ресторан» было проинформировано комитетом городского развития и цифровизации онеобходимости обращения о заключении договора на размещение сезонной площадки. Но с таким заявлением Общество так и не обратилось.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2023 № 440 «О внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее -Постановление № 440) внесены изменения в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов и в п. 19 постановлением Правительства Российской Федерации от 3.12.2014 года № 1300 добавлена новая категория -нестационарные объекты для оказания услуг общественного питания (сезонные (летние) кафе предприятий общественного питания). В связи с чем, изменился порядок размещения сезонных площадок при стационарных предприятиях общественного питания на территории субъектов Российской Федерации и городского округа «Город Калининград». Размещение летних площадок осуществляется на основании разрешения, выданного комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов в рамках административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута», утвержденным постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 18.11.2022 № 1084. Соответственно размещение сезонной площадки в ином порядке будет идти в разрез с нормами действующего законодательства на момент вынесения судебного решения.

Таким образом, принятое судом первой инстанции решение на основании заявленных требований, на настоящий момент не исполнимо в связи с изменением правового регулирования.

Ввиду изложенного, оспариваемое решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.08.2023 по настоящему делу подлежит отмене, в удовлетворении требований ООО «Ресторнан» надлежит отказать.

Довод Администрации о том, что она является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку Общество обжалует письмо Комитета городского развития и цифровизации Администрации ГО «Город Калининград», был правомерно отклонен судом первой инстанции, исходя из следующего.

В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381-ФЗ), который согласно статье 1 регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

В статье 10 Закона № 381-ФЗ закреплены особенности размещения нестационарных торговых объектов. Частью 1 данной статьи определено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Согласно части 2 статьи 10 Закона № 381-ФЗ порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Такой порядок указан в Правилах включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 №772 (далее - Правила).

В силу пункта 3 данных Правил включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышения доступности товаров для населения.

В свою очередь, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона № 381-ФЗ).

Постановлением Правительства Калининградской области от 28.05.2010 № 386 установлен Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Калининградской области, согласно пункту 2, которого, схемы используются в целях обеспечения, среди прочего, соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность в нестационарных торговых объектах.

В рассматриваемом случае на дату принятия оспариваемого заявителем решения нормативной базой для решения вопросов, связанных с размещением НТО на территории города Калининграда, основанной на вышеприведенных положениях федерального законодательства, являлись принятое администрацией городского округа «Город Калининград» в целях реализации имеющихся полномочий постановление от 18.02.2019 № 122.

Земельный участок с кадастровым номером 39:15:131843:50, размещение сезонной площадки на котором испрашивалось Обществом для включения в схему, находится в муниципальной собственности.

Именно к собственнику - Администрации, а не правообладателю данного земельного участка (МКУ «КСЗ») ООО «Ресторан» обратилось с целью получения разрешения на использование части земельного участка для размещения нестационарного объекта общественного питания с заявлением в порядке, установленном Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута (постановление администрации городского округа «Город Калининград» от 18.11.2022 № 1084), что подтверждается распиской в приеме от заявителя документов от 17.04.2023.

Включение в схему сезонных площадок на территории городского округа «Город Калининград» осуществлялось на момент предъявления рассматриваемых требований на основании правового акта Администрации, а не Комитета городского развития и цифровизации администрации городского округа «Город Калининград», либо МКУ «Калининградская служба заказчика».

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.08.2023 по делу № А21-1968/2023 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении заявления отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ресторан" в федеральный бюджет 3000,00 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.В. Балакир

Судьи

С.А. Нестеров

Н.С. Полубехина