АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 апреля 2015 года Дело № А21-2233/2014
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
при участии от Калининградского акцизного таможенного поста ФИО1 (доверенность от 12.01.2015 № 01-26/0001), от Центральной акцизной таможни ФИО1 (доверенность от 22.01.2015 № 05-21/00965),
рассмотрев 27.04.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградского акцизного таможенного поста на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.07.2014 (судья Зинченко С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 (судьи Борисова Г.В., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу № А21-2233/2014,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «ТБ ЛОДЖИСТИК» (место нахождения: 109263, Москва, ул. Чистова, 24А, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании требования Калининградского акцизного таможенного поста (место нахождения: 238420, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - таможенный пост) от 17.12.2013 № 10009200/45Б об уплате таможенных платежей по декларациям на товары (ДТ) № 10009200/091112/0029172, 10009200/091112/0029174, 10009200/031212/0030742. Общество также просит суд в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязать таможенный пост устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 482 461 руб. 91 коп. и пеней в сумме 52 319 руб. 42 коп. (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).
Определениями от 16.04.2014 и от 06.06.2014 суд первой инстанции на основании статьи 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Зенит» (место нахождения: 140180, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - ООО «Зенит») и Центральную акцизную таможню (место нахождения: 109240, Москва, Яузская ул., 8, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - таможня).
Решением суда от 04.07.2014 заявление общества удовлетворено, оспариваемое требование таможенного поста признано недействительным. В порядке статьи 201 АПК РФ суд обязал таможенный пост устранить допущенные нарушения путем возврата обществу уплаченных таможенных платежей в сумме 482 461 руб. 91 коп. и пеней в размере 52 319 руб. 42 коп.
Постановлением от 25.11.2014 апелляционная инстанция изменила решение суда первой инстанции, изложив абзац 3 резолютивной части в следующей редакции: обязать таможенный пост устранить допущенные нарушения прав общества путем решения вопроса о возврате таможенных платежей в сумме 482 461 руб. 91 коп. и пеней в сумме 52 319 руб. 42 коп. в порядке, предусмотренном статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 311-ФЗ). В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный пост просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на обстоятельства дела и отдельные положения Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и Закона № 311-ФЗ. По мнению подателя жалобы, суды ошибочно сочли оспариваемое требование об уплате таможенных платежей недействительным.
Представители общества и ООО «Зенит», надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
В судебном заседании представитель таможенного поста и таможни поддержал доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в период с 09.11.2012 по 03.12.2012 на таможенный пост обществом как таможенным представителем от имени и по поручению декларанта - ООО «Зенит» поданы:
- ДТ № 10009200/091112/0029174 на импортируемый товар: а/м грузовой - тягач седельный, новый, ранее эксплуатировавшийся, момент выпуска 11.11.2009, марка «DAF», модель «XF 105.460», VIN <***>, шасси <***>, изготовитель ДАФ ТРАК, код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД) 8701 20 101 3;
- ДТ № 10009200/091112/0029172 на импортируемый товар: а/м грузовой - тягач седельный, новый, ранее эксплуатировавшийся, момент выпуска 11.11.2009, марка «DAF», модель «XF 105.460», VIN <***>, шасси <***>, изготовитель ДАФ ТРАК, код ТН ВЭД 8701 20 101 3;
- ДТ № 10009200/031212/0030742 на импортируемый товар: а/м грузовой - тягач седельный, новый, ранее эксплуатировавшийся, момент выпуска 04.12.2009, марка «DAF», модель «XF 105.460», VIN <***>, шасси <***>, изготовитель ДАФ ТРАК, код ТН ВЭД 8701 20 101 3.
Выпуск товара разрешен таможенным органом 10.11.2012 (по ДТ № 10009200/091112/0029174, 10009200/091112/0029172) и 04.12.2012 (по ДТ № 10009200/031212/0030742).
По вопросу достоверности заявленного при декларировании кода ТН ВЭД таможней проведена камеральная таможенная проверка, результаты которой отражены в акте от 07.08.2013 № 10009000/400/070813/А0029.
Для подтверждения даты производства указанных выше транспортных средств таможенный орган не ограничился рассмотрением пакета документов, приложенных к означенным ДТ, и направил в адрес ООО «ДАФ Тракс Рус» и НП «РЕСПЕКТ» соответствующие запросы.
В письме от 22.02.2013 № 220213/5 ООО «ДАФ Тракс Рус» сообщило, что рассматриваемые транспортные средства имеют следующие даты производства: <***> - 05.11.2009, <***> - 02.12.2009, <***> - 05.11.2009.
Письмом от 07.06.2013 № 80 НП «РЕСПЕКТ» представило в таможенный орган заверенные копии паспортов транспортных средств, инвойсов, свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств и сертификатов соответствия. Указанным письмом НП «РЕСПЕКТ» также проинформировало таможенные органы о том, что:
- на основании TP «ОБКТС» в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства год выпуска транспортного средства не указывается, в сертификатах соответствия указывается только год выпуска транспортного средства (без даты);
- заключения от 30.11.2012 № 0243/11-12-К, от 07.11.2012 № 0155/11-12-К и 0157/11-12-К подготовлены и выданы на основании представленных декларантом данных о дате изготовления указанных транспортных средств;
- заключение на транспортное средство (справка) не является официальным документом, составляется по требованию заявителя для его личных нужд; данные для заключения предоставляются заявителем и/или берутся из открытых источников; для определения точной даты выпуска транспортного средства представляется возможным использовать заключения о дате выпуска автомобиля, выданные представительствами (дилерами, дистрибьюторами) компании-производителя; НП «РЕСПЕКТ» не является представительством (дилером, дистрибьютором) или компанией-производителем для подтверждения точной даты для дальнейшего ее использования таможенными органами или любыми другими государственными органами;
- на основании письма ООО «ДАФ Тракс Рус» от 22.02.2013 № 220213/5 НП «РЕСПЕКТ» принято решение аннулировать упомянутые заключения от 30.11.2012 и 07.11.2012, выданные декларанту, и выдать новые.
По итогам проверки таможенный орган счел, что при таможенном декларировании обществом заявлены недостоверные сведения о дате выпуска седельных тягачей, с учетом полученных в ходе проверки сведений; транспортным средствам надлежит присвоить код ТН ВЭД 8701 20 901 7: «тягачи седельные, бывшие в эксплуатации, прочие» (ставка таможенной пошлины - 15 процентов).
Согласно решениям таможни от 12.09.2013 № 10009000-15-19/000212, 10009000-15-19/000213 и 10009000-15-19/000211 о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ввезенные тягачи классифицированы по коду ТН ВЭД 8701 20 901 7.
Поскольку изменение кода ТН ВЭД повлекло доначисление таможенных платежей, таможенный орган выставил обществу требование от 17.12.2013 № 10009200/45Б об уплате 534 781 руб. 33 коп., в том числе 482 461 руб. 91 коп. таможенных платежей и 52 319 руб. 42 коп. пеней; платежными поручениями от 17.01.2014 № 3 - 6 таможенные платежи в сумме 534 781 руб. 33 коп. обществом уплачены.
Не согласившись с этим требованием таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие в данном случае у таможенного органа правовых и фактических оснований для иной классификации ввезенных транспортных средств и, как следствие, для направления оспариваемого требования об уплате таможенных платежей.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
В соответствии со статьей 50 ТК ТС единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 ТК ТС.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза, установлены основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД). Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей названного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
В данном случае в означенных ДТ в отношении ввезенных товаров (седельных тягачей) указан код 8701 20 101 3 ТН ВЭД: «тракторы колесные для полуприцепов: новые: тягачи седельные: экологического класса 4 или выше»; ставка ввозной таможенной пошлины - 5 процентов.
Таможенный орган избрал для ввезенных товаров код 8701 20 901 7 ТН ВЭД: «тракторы колесные для полуприцепов: бывшие в эксплуатации: тягачи седельные: прочие»; ставка ввозной таможенной пошлины - 15 процентов.
Согласно примечаниям к группе 87 ТН ВЭД «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности» в товарных позициях 8701, 8702, 8703, 8704, 8705 и 8716 термин «бывшие в эксплуатации» применяется к транспортным средствам, с момента выпуска которых прошло 3 года или более, независимо от величины пробега автотранспортного средства. При отсутствии документального подтверждения момента выпуска, то есть даты изготовления транспортного средства, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере транспортного средства, при этом полный год выпуска исчисляется с 1 июля года изготовления.
Вместе с тем в силу пункта 6 статьи 52 ТК ТС таможенные органы, определенные законодательством государств - членов таможенного союза, могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию. Такие решения или разъяснения являются обязательными при декларировании товаров на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого они приняты.
В соответствии с частью 2 статьи 108 Закона № 311-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, принимает решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров.
В связи с приведенными правовыми нормами, в целях повышения эффективности совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, издано относящееся к спорному периоду распоряжение Федеральной таможенной службы от 01.03.2012 № 34-р вместе со «Сборником решений и разъяснений по классификации по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) отдельных товаров».
Согласно пункту 136 названного Сборника при классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС бывших в эксплуатации транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8701, 8702, 8703, 8704, 8705 ТН ВЭД ТС, необходимо руководствоваться нижеследующим.
Моментом выпуска транспортного средства считается дата его изготовления, которая может быть указана на транспортном средстве и в регистрационных документах транспортного средства (например: технический паспорт, свидетельство о регистрации и аналогичные им регистрационные документы, выдаваемые уполномоченным органом страны-экспортера (продавца).
Если на транспортном средстве и в регистрационных документах указан только месяц изготовления, то таким днем считается 15 число этого месяца, если указан только год - 1 июля этого года.
При отсутствии в регистрационных документах даты изготовления транспортного средства год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в его идентификационном номере, при этом полный год выпуска исчисляется с 1 июля года изготовления транспортного средства. При этом в случае если в идентификационном номере отсутствует информация о годе выпуска, то моментом выпуска считается дата первой регистрации транспортного средства, отраженная в документе, выдаваемом уполномоченным органом страны-экспортера (продавца).
Если дата изготовления транспортного средства не указана на транспортном средстве и не представлены регистрационные документы, или сведения о дате изготовления, указанной на транспортном средстве и в регистрационных документах, расходятся, то может быть использована любая достоверная информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, позволяющая определить дату изготовления, в том числе и информация, полученная от официальных представительств заводов-изготовителей транспортного средства в Российской Федерации.
В случае невозможности определить дату изготовления (момент выпуска) транспортного средства, классифицируемого в группе 87 ТН ВЭД ТС, такой датой необходимо считать год официального начала производства данной марки (модели/модификации) транспортного средства. Причем если неизвестен месяц начала производства, то месяцем начала производства считать июль этого года, а также если неизвестно число, то использовать 15 число месяца начала производства.
Таким образом, закреплен нормативный порядок последовательной оценки значимых сведений о дате изготовления транспортного средства. При этом приоритетное значение имеют указания на транспортном средстве и в регистрационных документах транспортного средства, технический паспорт, свидетельство о регистрации и аналогичные им регистрационные документы, выдаваемые уполномоченным органом страны-экспортера (продавца). Затем значим код изготовления, затем - дата первой регистрации транспортного средства и лишь затем может быть использована любая достоверная информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, позволяющая определить дату изготовления.
В связи с этим, как правильно отметили суды, из буквального толкования вышеприведенных положений следует, что под датой выпуска транспортного средства понимается не дата его фактического производства, спуска с конвейера, выпуска с завода, а дата, указанная в определенных источниках информации. Такими источниками информации являются сопроводительные документы, в частности, паспорта транспортных средств, выданные в стране происхождения транспортного средства. Установление года выпуска по коду изготовления, указанному в идентификационном номере транспортного средства, а также на основании информации таможенного органа, допустимо лишь при наличии неустранимых пороков в сопроводительных документах.
Информация о дате производства транспортного средства, указанная в письмах заводов-изготовителей, согласно принципу последовательности применения документов, содержащих сведения о дате выпуска транспортного средства, может быть учтена лишь при невозможности использования иных источников информации (товаросопроводительных документов, идентификационного номера (VIN) транспортного средства).
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что дата изготовления транспортных средств была указана на самих транспортных средствах или в идентификационных номерах, то в этом случае моментом выпуска считается дата первой регистрации транспортного средства, отраженная в документе, выдаваемом уполномоченным органом страны-импортера (продавца).
Суды обоснованно констатировали, что в данном случае таможенным органом нарушен закрепленный нормативный порядок последовательной оценки значимых сведений о дате изготовления транспортного средства.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что при декларировании товаров общество руководствовалось, помимо иных, следующими документами:
- техническим паспортом Венгерской Республики ЕТ93642 на транспортное средство <***> (ввезено по ДТ № 10009200/091112/0029174), в графах В и I которого указана дата первой регистрации транспортного средства (в том числе в Венгрии) - 30.12.2009 (том дела II, листы 6 - 10);
- техническим паспортом Венгерской Республики ET93641 на транспорте средство XLRTE47МS0E868077 (ввезено по ДТ № 10009200/091112/0029172), в графах B и I которого указана дата первой регистрации транспортного средства (в том числе в Венгрии) - 30.12.2009 (том дела II; листы 11 - 15);
- свидетельством о регистрации (Французская Республика) транспортного средства XLRTE47МS0E869472 (ввезено по ДТ № 10009200/031212/0030742), в графе В которого указана дата первой регистрации транспортного средства - 04.01.2010 (том дела II; листы 16 - 20).
Оригиналы указанных документов обозревались в суде первой инстанции; доказательств недостоверности указанных сведений таможенным органом в материалы дела не представлено.
Таким образом, как обоснованно признали суды, на момент подачи рассматриваемых ДТ - 09.11.2012 и 03.12.2012 с момента выпуска указанных в них транспортных средств (соответственно - 30.12.2009, 30.12.2009 и 04.01.2010) прошло менее 3 лет.
Следовательно, транспортные средства были правомерно классифицированы обществом по коду ТН ВЭД 8701 20 101 3.
Этот вывод судебных инстанций обусловлен как необходимой последовательностью действий для определения момента выпуска транспортного средства, так и документальными данными, которыми таможенный орган располагал в рамках камеральной таможенной проверки.
Поскольку дата выпуска транспортных средств указана в представленных декларантом в рамках таможенного контроля технических паспортах и свидетельстве о регистрации (достоверность которых не опровергнута), у таможенных органов не имелось оснований для принятия решений о классификации товаров от 12.09.2012 и выставления оспариваемого требования об уплате таможенных платежей.
Такое требование не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Доказательства обратного таможенным органом не представлены (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Выводы суда апелляционной инстанции относительно изменения способа устранения нарушенных прав и законных интересов общества (в части обязания таможенного органа возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи) основаны на обстоятельствах дела, положениях статей 89, 90 ТК ТС и статьи 147 Закона № 311-ФЗ, статьи 201 АПК РФ. Эти выводы не обжалуются участниками спора в рамках кассационного производства.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014 по делу № А21-2233/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградского акцизного таможенного поста - без удовлетворения.
Председательствующий И.О. Подвальный
Судьи Л.Б. Мунтян
И.Г. Савицкая