ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-2355/2021 от 31.10.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

31 октября 2022 года

Дело №

А21-2355/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Старченковой В.В.,
Щуриновой С.Ю.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью
«АКВЕЛЛА ИНВЕСТ» ФИО1 (доверенность от 23.05.2022),
от государственного предприятия Калининградской области «Единая система обращения с отходами» ФИО2 (доверенность от 10.01.2022 № 17),

рассмотрев 25.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного предприятия Калининградской области «Единая система обращения с отходами» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2022 по делу № А21-2355/2021,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «АКВЕЛЛА ИНВЕСТ», адрес: 236005, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к государственному предприятию Калининградской области «Единая система обращения с отходами», адрес: 236006, <...>, помещение XI, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Предприятие, региональный оператор), об урегулировании разногласий сторон путем признания заключенным дополнительного соглашения № 1 к типовому договору, заключенному с 01.01.2019 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее – постановление № 1156), о внесении изменений в пункт 15 типового договора и изложении его в следующей редакции:

«Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (далее – Правила № 505), следующим способом:

расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов. Объем оказанных региональным оператором потребителю услуг (далее - объем услуг) определяется как произведение количества и объема контейнеров, установленных на месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) потребителя, и количества вывозов твердых коммунальных отходов согласно приложению № 1 к договору»

Раздел I приложения № 1 к договору изложить в следующей редакции:

Наименование объекта

Адрес объекта

Код и наименование отхода

Количество контейнеров

Объем контейнеров, куб. м

Объем принимаемых твердых коммунальных отходов, куб.м./мес.

ООО «АКВЕЛЛА ИНВЕСТ»

Калининградская обл., <...>

7 33 100 01 72 4 мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)

1

0,66

2,64

Общество также просило считать дополнительное соглашение № 1
к типовому договору, заключенному сторонами с 01.01.2019 на основании постановления № 1156, заключенным с момента вступления в законную силу решения суда, с изменением правоотношений сторон с 09.09.2020.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Калининград» и Администрация городского округа «Город Калининград».

Решением суда первой инстанции от 10.03.2022 иск удовлетворен в следующей редакции:

урегулировать разногласия между Обществом и Предприятием путем признания заключенным дополнительного соглашения № 1 к типовому договору, заключенному сторонами с 01.01.2019 на основании постановления № 1156,  внести изменения в пункт 15 типового договора, изложив его в следующей редакции:

«Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами № 505 следующим способом:

расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов. Объем оказанных региональным оператором потребителю услуг (далее - объем услуг) определяется как произведение количества и объема контейнеров, установленных на месте (площадке) накопления ТКО потребителя, и количества вывозов твердых коммунальных отходов согласно приложению № 1 к договору.».

Считать дополнительное соглашение № 1 к типовому договору, заключенному  сторонами с 01.01.2019 на основании постановления № 1156, заключенным с момента вступления в законную силу решения суда.»

В удовлетворении остальной части иска отказано.

Постановлением апелляционного суда от 03.06.2022 решение суда
от 10.03.2022 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Как указывает податель жалобы, в отсутствие организованного потребителем раздельного накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) у судов отсутствовали основания для применения абзаца третьего подпункта «а» пункта 5 Правил № 505 (исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов). По мнению Предприятия, применение расчетов по количеству и объему контейнеров при отсутствии раздельного накопления ТКО является недопустимым и противоречащим действующему законодательству. Податель жалобы также ссылается на то, что срок на урегулирование разногласий при заключении дополнительного соглашения в судебном порядке пропущен, поскольку договор был заключен в типовой форме в связи с непредставлением Обществом разногласий в сроки, установленные постановлением № 1156.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Предприятие представило возражения на отзыв Общества и настаивает
на удовлетворении кассационной жалобы.

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа
от 05.10.2022 (судьи Пастухова М.В., Серова В.К., Щуринова С.Ю.) рассмотрение кассационной жалобы Предприятия на основании статьи 158
АПК РФ было отложено на 25.10.2022 на 11 час. 50 мин.

Общество 12.10.2022 и 25.10.2022 представило в суд округа письменные пояснения.

В суд округа от Предприятия 19.10.2022 поступили письменные дополнения к кассационной жалобе.

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24.10.2022 в порядке статьи 18 АПК РФ ввиду нахождения в отпуске судьи Серовой В.К., ранее участвовавшей в рассмотрении кассационной жалобы, произведена её замена на судью Старченкову В.В.

В силу части 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство в суде кассационной инстанции произведено с самого начала.

В судебном заседании представитель Предприятия подержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против её удовлетворения.

Иные лица, участвующие в дела, в установленном порядке извещены
о времени и месте его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, что не препятствует рассмотрению жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Предприятие является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области.

Датой начала деятельности регионального оператора является 01.01.2019.

Предприятие осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании лицензии от 08.09.2017
№ (39)-4360-СТУРБ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, а также соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области, заключенного 20.06.2018 между региональным оператором и Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области.

Сторонами заключен договор на оказание услуг по обращению
с ТКО (далее – договор) на условиях типового договора по цене, установленной проектом договора от 01.01.2019 № 230101421, что подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по делу № А21-3578/2020.

Предприятие 12.11.2020 письмом № 12807 направило в адрес Общества проект дополнительного соглашения № 1 к договору.

Общество, не согласившись с дополнительным соглашением № 1
к договору в редакции Предприятия, направило в адрес последнего письмо
от 11.02.2021 № 41 со своей редакцией дополнительного соглашения № 1
к договору.

Предприятие письмом от 01.03.2021 № 2022 отказало в подписании дополнительного соглашения № 1 к договору в редакции Общества.

Поскольку стороны не пришли к соглашению по условиям дополнительного соглашения № 1 к договору, Общество обратилось
в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды, исследовав и оценив представленные в дело доказательства
по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 445-446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), нормами Правил № 1156
и Правил № 505, удовлетворили иск в части.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального
и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Отклоняя доводы подателя жалобы о пропуске срока на обращение в суд для урегулирования разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения к договору, суды руководствовались пунктом 2 статьи 450 и статьей 446 ГК РФ, пунктами 1 и 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктом 1 постановления № 1156, разъяснениями, приведенными в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», и суд кассационной инстанции не находит оснований не согласиться с выводами судов.

Доводы подателя жалобы о неправильном применении судами абзаца третьего подпункта «а» пункта 5 Правил № 505 (исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов) ввиду отсутствия раздельного накопления ТКО отклоняются судом округа.

В пункте 6 Правил № 505 предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 данных Правил.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:

- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.

Пунктом 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением № 1156, также предусмотрено, что учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами № 505 одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО.

Таким образом, Правилами № 505 коммерческий учет ТКО
для собственников ТКО предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема ТКО.

Согласно пункту 8 Правил № 505 при раздельном накоплении ТКО
в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Правил № 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров.

Данный пункт лишь регулирует вопрос осуществления расчетов при способе раздельного накопления и не содержит ограничений для других видов сбора накопления ТКО.

В случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления ТКО коммерческий учет ТКО может осуществляться расчетным путем в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 одним из альтернативных способов расчета (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 № АКПИ20-956).

Таким образом, в силу принципа диспозитивности субъекты правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО.

Указанная правовая позиция приведена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
от 16.08.2022 № 303-ЭС22-4152.

Согласно пунктам 21, 24 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, в случае если место (площадка) накопления ТКО создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр не позднее трех рабочих дней со дня начала его использования. По результатам рассмотрения заявки о включении сведений
о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр уполномоченный орган принимает решение о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр или об отказе во включении таких сведений в реестр.

Судами установлено и материалами дела подтверждается,
что контейнерная площадка Общества значится в реестре мест накопления ТКО на территории городского округа «Город Калининград» под номером 2300.

Доводы подателя жалобы о том, что контейнерная площадка Общества не числится в реестре мест (площадок) как площадка, на которой ведется раздельное накопление ТКО, не основаны на нормах, регулирующих спорные правоотношения сторон, и противоречат приведенной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации.

Вместе с тем, судами установлено и материалами дела подтверждается, что на контейнерной площадке Общества организовано раздельное накопление ТКО.

В материалы дела представлен акт обследования контейнерной площадки с раздельным накоплением ТКО от 17.10.2020 № 332-4, составленный представителями сторон и подтверждающий факт раздельного накопления ТКО (том дела 1, лист 131).

Судами установлено, что в процессе хозяйственной деятельности Общество использует один контейнер для сбора и хранения ТКО, часть образующихся отходов  включена в Перечень отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р. Отходы с полезными компонентами утилизируются Обществом по договорам со сторонними организациями.

Установленные судами обстоятельства дела Предприятие не опровергло.

Ссылка подателя жалобы на пункт 5 постановления Правительства Калининградской области от 16.05.2019 № 343 «Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области и признании утратившим силу постановления Правительства Калининградской области от 28.09.2017 № 519» (далее – Порядок № 343), согласно которому на месте (площадке) накопления ТКО устанавливается необходимое количество контейнеров и бункеров с вместимостью, определенной исходя из нормативов накопления ТКО на территории Калининградской области, не отменяет право Общества на применение способа учета объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров.

Согласно пункту 6 Порядка № 343 допускается уменьшение количества и емкости контейнеров и бункеров по сравнению с количеством и емкостью, определенными в соответствии с пунктом 5 настоящего порядка, в случаях осуществления собственниками ТКО и уполномоченными ими лицами раздельного накопления ТКО в соответствии с главой 3 настоящего порядка.

Как установлено пунктом 8 главы 3 Порядка № 343, юридическое лицо имеет право осуществлять раздельное накопление ТКО, за исключением ТКО, образующихся в жилом фонде.

В указанном случае юридическое лицо обязано:

1) создать место (площадку) накопления ТКО и обеспечить включение сведений о нем в реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039;

2) не допускать складирования отходов в указанном месте (площадке) накопления ТКО другими лицами;

3) накапливать отходы производства и потребления (далее - отходы), включенные в Перечень отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р (далее - Перечень), отдельно от других отходов, входящих в состав ТКО;

4) передавать отходы, включенные в Перечень, а также иные виды отходов, содержащих полезные компоненты и накопленных отдельно от других отходов, для утилизации на основании договоров на оказание услуг по утилизации отходов, заключенных с региональным оператором по обращению с ТКО, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Судами установлено и Предприятием не опровергнуто, что Общество исполнило требования главы 3 (Раздельное накопление ТКО) Порядка № 343.

Доводы подателя жалобы о не урегулировании судами разногласий в части периодичности вывоза ТКО отклоняются судом округа.

Как следует из заявления Общества об уточнении исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ (том дела 1, листы 61-62), разногласия сторон в части периодичности вывоза ТКО на рассмотрение суда не передавались.

Предприятие, со своей стороны, также не инициировало передачу разногласий по периодичности вывоза ТКО на рассмотрение суда, что является его процессуальным упущением и не может повлечь отмену обжалуемых судебных актов.

С учетом установленных обстоятельств дела и приведенных норм суды правомерно удовлетворили иск, изложив спорные условия дополнительного соглашения к договору в редакции, предложенной Обществом.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов судов применительно к установленным ими обстоятельствам дела.

Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют
о неправильном применении судами норм права.

Выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.03.2022
и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
от 03.06.2022 по делу № А21-2355/2021 оставить без изменения,
а кассационную жалобу государственного предприятия Калининградской области «Единая система обращения с отходами» - без удовлетворения.

Председательствующий

М.В. Пастухова

Судьи

В.В. Старченкова

С.Ю. Щуринова