АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
31 октября 2022 года | Дело № | А21-2355/2021 | ||||||||||||||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Старченковой В.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью рассмотрев 25.10.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного предприятия Калининградской области «Единая система обращения с отходами» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.03.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2022 по делу № А21-2355/2021, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «АКВЕЛЛА ИНВЕСТ», адрес: 236005, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к государственному предприятию Калининградской области «Единая система обращения с отходами», адрес: 236006, <...>, помещение XI, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Предприятие, региональный оператор), об урегулировании разногласий сторон путем признания заключенным дополнительного соглашения № 1 к типовому договору, заключенному с 01.01.2019 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее – постановление № 1156), о внесении изменений в пункт 15 типового договора и изложении его в следующей редакции: «Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (далее – Правила № 505), следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов. Объем оказанных региональным оператором потребителю услуг (далее - объем услуг) определяется как произведение количества и объема контейнеров, установленных на месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) потребителя, и количества вывозов твердых коммунальных отходов согласно приложению № 1 к договору» Раздел I приложения № 1 к договору изложить в следующей редакции:
Общество также просило считать дополнительное соглашение № 1 К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Калининград» и Администрация городского округа «Город Калининград». Решением суда первой инстанции от 10.03.2022 иск удовлетворен в следующей редакции: урегулировать разногласия между Обществом и Предприятием путем признания заключенным дополнительного соглашения № 1 к типовому договору, заключенному сторонами с 01.01.2019 на основании постановления № 1156, внести изменения в пункт 15 типового договора, изложив его в следующей редакции: «Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами № 505 следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов. Объем оказанных региональным оператором потребителю услуг (далее - объем услуг) определяется как произведение количества и объема контейнеров, установленных на месте (площадке) накопления ТКО потребителя, и количества вывозов твердых коммунальных отходов согласно приложению № 1 к договору.». Считать дополнительное соглашение № 1 к типовому договору, заключенному сторонами с 01.01.2019 на основании постановления № 1156, заключенным с момента вступления в законную силу решения суда.» В удовлетворении остальной части иска отказано. Постановлением апелляционного суда от 03.06.2022 решение суда В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Как указывает податель жалобы, в отсутствие организованного потребителем раздельного накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) у судов отсутствовали основания для применения абзаца третьего подпункта «а» пункта 5 Правил № 505 (исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов). По мнению Предприятия, применение расчетов по количеству и объему контейнеров при отсутствии раздельного накопления ТКО является недопустимым и противоречащим действующему законодательству. Податель жалобы также ссылается на то, что срок на урегулирование разногласий при заключении дополнительного соглашения в судебном порядке пропущен, поскольку договор был заключен в типовой форме в связи с непредставлением Обществом разногласий в сроки, установленные постановлением № 1156. В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Предприятие представило возражения на отзыв Общества и настаивает Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа Общество 12.10.2022 и 25.10.2022 представило в суд округа письменные пояснения. В суд округа от Предприятия 19.10.2022 поступили письменные дополнения к кассационной жалобе. Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа В силу части 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство в суде кассационной инстанции произведено с самого начала. В судебном заседании представитель Предприятия подержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против её удовлетворения. Иные лица, участвующие в дела, в установленном порядке извещены Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Предприятие является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области. Датой начала деятельности регионального оператора является 01.01.2019. Предприятие осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании лицензии от 08.09.2017 Сторонами заключен договор на оказание услуг по обращению Предприятие 12.11.2020 письмом № 12807 направило в адрес Общества проект дополнительного соглашения № 1 к договору. Общество, не согласившись с дополнительным соглашением № 1 Предприятие письмом от 01.03.2021 № 2022 отказало в подписании дополнительного соглашения № 1 к договору в редакции Общества. Поскольку стороны не пришли к соглашению по условиям дополнительного соглашения № 1 к договору, Общество обратилось Суды, исследовав и оценив представленные в дело доказательства Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального Отклоняя доводы подателя жалобы о пропуске срока на обращение в суд для урегулирования разногласий, возникших при заключении дополнительного соглашения к договору, суды руководствовались пунктом 2 статьи 450 и статьей 446 ГК РФ, пунктами 1 и 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 Доводы подателя жалобы о неправильном применении судами абзаца третьего подпункта «а» пункта 5 Правил № 505 (исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов) ввиду отсутствия раздельного накопления ТКО отклоняются судом округа. В пункте 6 Правил № 505 предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 данных Правил. В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: - нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; - количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления. Пунктом 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением № 1156, также предусмотрено, что учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами № 505 одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО. Таким образом, Правилами № 505 коммерческий учет ТКО Согласно пункту 8 Правил № 505 при раздельном накоплении ТКО Данный пункт лишь регулирует вопрос осуществления расчетов при способе раздельного накопления и не содержит ограничений для других видов сбора накопления ТКО. В случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления ТКО коммерческий учет ТКО может осуществляться расчетным путем в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 одним из альтернативных способов расчета (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 № АКПИ20-956). Таким образом, в силу принципа диспозитивности субъекты правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО. Указанная правовая позиция приведена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации Согласно пунктам 21, 24 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, в случае если место (площадка) накопления ТКО создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр не позднее трех рабочих дней со дня начала его использования. По результатам рассмотрения заявки о включении сведений Судами установлено и материалами дела подтверждается, Доводы подателя жалобы о том, что контейнерная площадка Общества не числится в реестре мест (площадок) как площадка, на которой ведется раздельное накопление ТКО, не основаны на нормах, регулирующих спорные правоотношения сторон, и противоречат приведенной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации. Вместе с тем, судами установлено и материалами дела подтверждается, что на контейнерной площадке Общества организовано раздельное накопление ТКО. В материалы дела представлен акт обследования контейнерной площадки с раздельным накоплением ТКО от 17.10.2020 № 332-4, составленный представителями сторон и подтверждающий факт раздельного накопления ТКО (том дела 1, лист 131). Судами установлено, что в процессе хозяйственной деятельности Общество использует один контейнер для сбора и хранения ТКО, часть образующихся отходов включена в Перечень отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р. Отходы с полезными компонентами утилизируются Обществом по договорам со сторонними организациями. Установленные судами обстоятельства дела Предприятие не опровергло. Ссылка подателя жалобы на пункт 5 постановления Правительства Калининградской области от 16.05.2019 № 343 «Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области и признании утратившим силу постановления Правительства Калининградской области от 28.09.2017 № 519» (далее – Порядок № 343), согласно которому на месте (площадке) накопления ТКО устанавливается необходимое количество контейнеров и бункеров с вместимостью, определенной исходя из нормативов накопления ТКО на территории Калининградской области, не отменяет право Общества на применение способа учета объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров. Согласно пункту 6 Порядка № 343 допускается уменьшение количества и емкости контейнеров и бункеров по сравнению с количеством и емкостью, определенными в соответствии с пунктом 5 настоящего порядка, в случаях осуществления собственниками ТКО и уполномоченными ими лицами раздельного накопления ТКО в соответствии с главой 3 настоящего порядка. Как установлено пунктом 8 главы 3 Порядка № 343, юридическое лицо имеет право осуществлять раздельное накопление ТКО, за исключением ТКО, образующихся в жилом фонде. В указанном случае юридическое лицо обязано: 1) создать место (площадку) накопления ТКО и обеспечить включение сведений о нем в реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039; 2) не допускать складирования отходов в указанном месте (площадке) накопления ТКО другими лицами; 3) накапливать отходы производства и потребления (далее - отходы), включенные в Перечень отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р (далее - Перечень), отдельно от других отходов, входящих в состав ТКО; 4) передавать отходы, включенные в Перечень, а также иные виды отходов, содержащих полезные компоненты и накопленных отдельно от других отходов, для утилизации на основании договоров на оказание услуг по утилизации отходов, заключенных с региональным оператором по обращению с ТКО, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Судами установлено и Предприятием не опровергнуто, что Общество исполнило требования главы 3 (Раздельное накопление ТКО) Порядка № 343. Доводы подателя жалобы о не урегулировании судами разногласий в части периодичности вывоза ТКО отклоняются судом округа. Как следует из заявления Общества об уточнении исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ (том дела 1, листы 61-62), разногласия сторон в части периодичности вывоза ТКО на рассмотрение суда не передавались. Предприятие, со своей стороны, также не инициировало передачу разногласий по периодичности вывоза ТКО на рассмотрение суда, что является его процессуальным упущением и не может повлечь отмену обжалуемых судебных актов. С учетом установленных обстоятельств дела и приведенных норм суды правомерно удовлетворили иск, изложив спорные условия дополнительного соглашения к договору в редакции, предложенной Обществом. Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов судов применительно к установленным ими обстоятельствам дела. Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют Выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.03.2022 | ||||||||||||||||
Председательствующий | М.В. Пастухова | |||||||||||||||
Судьи | В.В. Старченкова С.Ю. Щуринова | |||||||||||||||