ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-291/2022 от 30.11.2023 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 ноября 2023 года

Дело №

А21-291/2022

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Соколовой С.В., Трощенко Е.И.,

при участии от Министерства цифровых технологий и связи по Калининградской области представителей Климаевой И.В. (доверенность от 16.01.2023 № 6/Д) и
Скоряк А.А. (доверенность от 16.1.2023 № 7/Д),

рассмотрев 23.11.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 по делу
№ А21-291/2022,

у с т а н о в и л:

Министерство цифровых технологий и связи Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, уд. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1183926043982, ИНН 3906375886 (далее – Министерство), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными пункта 4 и пункта 2 требований, изложенных в представлении Управления Федерального казначейства по Калининградской области, адрес: 236022, Калининград, Зоологическая ул., д. 27А, ОГРН 1023900590724, ИНН 3903017681 (далее – УФК, Казначейство), от 07.10.2021
№ 35-22-19/30.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Калининградской области.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 25.01.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Казначейство, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела, а также нарушение судом норм материального права, просит решение от 25.01.2023 и постановление суда от 27.07.2023 отменить, и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не дали оценку его доводам о неправомерном разделении результата регионального проекта по показателю «обеспечение развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций» на два этапа: приобретение оборудования и установку оборудования, результат может быть достигнут только при исполнении указанных в региональном проекте всех этапов работ в их совокупности. Кроме того, на отчетную дату Министерство не закупило в полном объеме материалы.

В отзыве на кассационную жалобу Министерство просило судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представители Министерства возражали против удовлетворения кассационной жалобы.

Казначейство и Министерство финансов Калининградской области надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Казначейство в период с 09.08.2021 по 30.08.2021 провело в отношении Министерства выездную проверку осуществления расходов федерального бюджета на реализацию федерального проекта «Информационная инфраструктура» национального проекта «Цифровая экономика» в рамках подпрограммы «Информационное государство» государственной программы Российской Федерации «Информационное общество». Результаты проверки отражены в акте от 31.08.2021.

По итогам проверки Казначейство направило в адрес Министерства представление от 07.10.2021 № 35-22-19/30, в пункте 4 описательной части которого указало, что в нарушение пункта 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункта 15 Правил предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2019
№ 1438, пункта 4.3.5.2 Соглашения от 20.11.2019 № 073-17-2019-096 в Министерство просвещения Российской Федерации представлен отчет о достижении значений результата регионального проекта по состоянию на 01.01.2021, содержащий недостоверные данные, а именно в отчете о достижении значений результата регионального проекта по состоянию на 01.01.2021 указано:

- «фактическое значение результата «Обеспечено развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций» - 53. Тогда как должно быть указано - 0;

- «фактическая дата значения результата» - 15.05.2020, тогда как по состоянию на 15.05.2020 развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры 53 объектов общеобразовательных организаций не обеспечено.

В соответствии с пунктом 2 требований представления Министерству предписано в срок до 20.12.2021 устранить указанное нарушение путем представления в Министерство просвещения Российской Федерации отчета о достижении значений результата регионального проекта «Обеспечено развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций» - «0», без заполнения фактической даты достижения результата и принять меры по устранению причин и условий его совершения.

Посчитав пункт 4 описательной части и пункт 2 требований представления незаконными, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства, удовлетворили заявленные требования и признали оспариваемые пункты представления недействительными.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Согласно пункту 1 статьи 130 БК РФ правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Правила предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2019 № 1438 (далее – Правила № 1438).

Согласно пункту 10 Правил № 1438 предоставление бюджету субъекта Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов осуществляется в соответствии с соглашением, заключаемым между Министерством просвещения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Типовая форма соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, утверждена приказом Минфина России от 14.12.2018 № 270н (далее – Типовая форма № 270н).

Для иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в рамках реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение результатов федеральных проектов, входящих в состав соответствующих национальных проектов, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Типовой формой № 270н предусмотрено формирование приложений к соглашению, устанавливающих:

значения результатов регионального проекта (приложение № 2 к Типовой форме № 270н);

перечень результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия (приложение № 3 к Типовой форме № 270н).

Между заместителем Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, осуществляющим функции руководителя Федерального проекта (Руководитель федерального проекта) и Министром цифровых технологий и связи Калининградской области, осуществляющим функции руководителя регионального проекта «Информационная инфраструктура (Калининградская область)», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта, выступающего от имени Калининградской области, заключено соглашение о реализации регионального проекта на территории Калининградской области от 17.07.2019 № 071-2019-D2001-39, предметом которого является организация взаимодействия сторон при реализации регионального проекта и осуществления мониторинга его реализации по достижении целей, показателей и результатов.

В рамках названного соглашения между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Калининградской области заключено соглашение от 20.11.2019 № 073-17-2019-096, предметом которого является предоставление иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Калининградской области на развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций.

В соответствии с пунктом 4.3.3. соглашения от 20.11.2019 № 073-17-2019-096 Правительство Калининградской области обязано обеспечивать достижение значения(ий) результата регионального проекта, установленных в соответствии Приложением № 1 к данному соглашению, являющимся его неотъемлемой частью.

В Приложении № 1 соглашения «Значение результатов регионального проекта, на достижение которых предоставляется иной межбюджетный трансферт» в столбце «Результат регионального проекта» содержится наименование данного результата – «Обеспечено развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций», а в столбце «Тип результата» - «Приобретение товаров, работ, услуг».

В пункте 2 Правил № 1438 определена следующая цель предоставления трансферта из федерального бюджета «приобретение товаров, в том числе оборудования и материалов, комплектуемых в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации, указанными в пункте 5 данных Правил, необходимых для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта, с учетом ограничений в отношении радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленных Правительством Российской Федерации, и исходя из рыночных цен товаров на основании анализа не менее 3 поставщиков таких товаров в соответствующем субъекте Российской Федерации».

Исходя из приведенной формулировки цели использования трансферта суды правомерно заключили, что возможность осуществления монтажа закупленного оборудования не предусмотрена, а единственным направлением использования средств трансферта указана поставка товаров IT-инфраструктуры.

Таким образом, иной межбюджетный трансферт из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации предоставлялся в полном объеме на закупку товаров, в том числе оборудования и материалов, комплектуемых в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации, необходимых для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта.

Методическими рекомендациями по реализации мероприятий по развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденными распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 15.11.2019 № Р-116 (далее – Рекомендации № Р-116), установлено, что при реализации мероприятий за счет средств иных межбюджетных трансфертов исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за реализацию мероприятий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, формируется перечень объектов общеобразовательных организаций и перечень товаров, в том числе оборудования и материалов, приобретаемых для реализации мероприятий по развитию инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций (далее - инфраструктурный лист).

Суды установили, что во исполнение условий соглашения Министерством на всю сумму иного межбюджетного трансферта осуществлена закупка оборудования в точном соответствии с инфраструктурными листами, согласованными с Министерством просвещения Российской Федерации, для 53 общеобразовательных организаций региона (контракты на поставку оборудования от 19.12.2019
№ 01352000005190053050001, от 19.12.2019 № 01352000005190053050001; от 19.12.2019 № 01352000005190052880001).

Объем финансового обеспечения достижения результата регионального проекта на обеспечение развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций в 2019 году составил
26 671 441,71 руб., а в 2020 году - 75 585 520,02 руб.

Министерство 15.05.2020 завершило приемку и инвентаризацию поставленного оборудования для создания и модернизации в 53 объектах общеобразовательных организаций локальных вычислительных сетей, структурированных кабельных систем, систем контроля управления доступом и видеонаблюдения, обеспечения источниками бесперебойного питания помещений аппаратных и (или) коммутационных центров объектов общеобразовательных организаций, осуществило оплату поставленного товара (оборудования) с использованием финансовых средств иного межбюджетного трансферта, что соответствует требованиям пункта 4.3.3. соглашения от 20.12.2019 № 073-17-2019-096.

С учетом положений соглашения от 20.11.2019 № 073-17-2019-096, Правил
№ 1438 и Рекомендаций № Р-116 в подсистеме бюджетного планирования ГИИС «Электронный бюджет» Министерство сформировало отчет о достижении значений результатов регионального проекта «Информационная инфраструктура (Калининградская область)» по состоянию на 01.01.2021, где указана дата достижения результата - 15.05.2020.

При изложенных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что Министерство с учетом как наименования результата бюджетного финансирования («Обеспечено развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктур объектов общеобразовательных организаций»), так и с учетом его типа («Приобретение товаров, работ, услуг»), в отчете о достижении значений результата регионального проекта по состоянию на 01.01.2021 правомерно указало:

«фактическое значение результата «Обеспечено развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций» - 53;

«фактическая дата значения результата» - 15.05.2020.

При этом позиция Калининградской области относительно достижения результата регионального проекта «Информационная инфраструктура (Калининградская область)» полностью совпадает с позицией главного распорядителя бюджетных средств – Министерства просвещения Российской Федерации.

По итогам проведенной Министерством просвещения Российской Федерации выездной проверки в Министерстве в августе 2020 года в разделе 4 «Оценка эффективности предоставления иных межбюджетных трансфертов» Карты контроля соблюдения Правил предоставления в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, подписанной членами рабочей группы, включающей представителей Министерства просвещения Российской Федерации, ФГАУ «ФНФРО», ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ, ФГБУ «ЦОДУАЗ», ООО «НЦИ», ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет», указано: «В соответствии с дополнительным соглашением к Соглашению о реализации регионального проекта «Информационная инфраструктура (Калининградская область)» на территории Калининградской области от 06.05.2020 № 071-2019-Э2001-39/4 внесены изменения в части продления срока для реализации мероприятий на приобретение и поставку оборудования до 01.09.2020. По состоянию на 13.08.2020 приобретение и поставка оборудования реализована, результат достигнут».

Доводы Казначейства о том, что для достижения целей предоставления трансферта в срок до 01.09.2020, помимо приобретения оборудования, в рамках того же мероприятия необходимо выполнить его монтаж и пусконаладку, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены.

Согласно Правилам № 1438 иные межбюджетные трансферты предоставляются в целях приобретения товаров, в том числе оборудования и материалов, комплектуемых в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации, необходимых для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры объектов общеобразовательных организаций и обеспечивающих достижение результата федерального проекта.

Следовательно, иной межбюджетный трансферт из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется в полном объеме на закупку необходимого оборудования, а в последующем, уже за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, должны быть обеспечены монтаж данного оборудования и пусконаладочные работы.

С учетом приведенных требований Правил № 1438 ссылки Казначейства на то, что в соответствии с соглашением о реализации регионального проекта на территории Калининградской области от 17.07.2019 № 071-2019-D2001-39 (в редакциях дополнительных соглашений от 11.11.2019 и от 06.05.2020) Калининградская область также должна обеспечить выполнение монтажных и пусконаладочных работ в отношении приобретенного оборудования, правового значения не имеют. Кроме того, в соглашение от 20.11.2019 № 073-17-2019-096 подобные изменения не вносились, в связи с чем отсутствуют основания считать, что Министерством допущено нарушение, выразившееся в предоставлении в отчете в соответствии с соглашением от 20.11.2019 № 073-17-2019-096 недостоверных сведений.

Суды также установили, что для реализации мероприятий по установке и наладке оборудования были выделены дополнительные средства из областного бюджета в связи с принятием Закона Калининградской области от 09.11.2020 № 469 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период...», которым предусмотрены ассигнования в размере
75 000 000 руб. для предоставления трансфертов местным бюджетам в целях развития инфраструктуры общеобразовательных организаций, а также принято постановление Правительства Калининградской области от 24.12.2020 № 965 о распределении указанных трансфертов.

Принимая во внимание изложенное, судебные инстанции правомерно признали, что Министерство не допустило представления недостоверных сведений в отчетности, в связи с чем признали недействительными оспариваемые пункты представления.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах, оснований не согласиться с которой суд округа не усматривает.

Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. При таких обстоятельствах кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.01.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023 по делу № А21-291/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Калининградской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.Н. Александрова

Судьи

С.В. Соколова

Е.И. Трощенко