ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-2952/17 от 04.12.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

14 декабря 2017 года

Дело № А21-2952/2017

Резолютивная часть постановления объявлена      декабря 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Фуркало О.В.

судей  Савиной Е.В., Семиглазова В.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Петрук О.В.

при участии: 

от истца: Абрамова А.П. по доверенности от 09.01.2017 № 91

от ответчика: 1) Христофорова Д.А. по доверенности от 01.11.2017 №2651, 2) Шатохин А.С. по доверенности от 11.09.2017, 3) Сергеев А.А. по доверенности от 20.12.2016 № 71

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер  АП-26078/2017, 13АП-27361/2017 ) АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", МП "Калининградтеплосеть"

на решение  Арбитражного суда  Калининградской области от 12.09.2017

по делу № А21-2952/2017 (судья Шкутко О.Н.), принятое

по иску  МП "Калининградтеплосеть"

к 1)АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", 2)Министерству обороны Российской Федерации, 3)ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны

о взыскании,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград» обратилось в суд с иском к акционерному обществу «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» о взыскании долга за поставленную тепловую энергию за октябрь 2016 года – январь 2017 года в сумме 18 370 982,81 рублей, неустойки по состоянию на 21.02.2017 года в сумме 690 205,45 рублей.

В судебном заседании 19.06.2017 года представитель истца заявила ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве ответчиков ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации и уточнила требования. Просила взыскать солидарно с АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации основной долг за период с октября 2016 года по январь 2017 года в сумме 18 370 982,81 рублей, неустойку по состоянию на 14.06.2017 года в сумме 1 354 819,09 рублей; в случае недостаточности средств у ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности взыскать 21 080 620,99 рублей с Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Определением суда от 19.06.2017 года ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации привлечены к участию в деле в качестве ответчиков, уточненные требования приняты судом к рассмотрению.

В судебном заседании 21.08.2017 года представитель истца уточнила требования. Просила взыскать солидарно с АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства», ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации основной долг за период с октября 2016 года по март 2017 года в сумме 33 098 572,92 рублей, неустойку по состоянию на 15.08.2017 года в сумме 3 056 900,95 рублей; в случае недостаточности средств у ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности взыскать 36 155 473,87 рублей с Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Уточненные требования приняты судок к рассмотрению.

Решением от 2.09.2017 с акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (ОГРН 1095110000325) в пользу муниципального предприятия «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград» (ОГРН 1023901007008) взыскан основной долг в сумме 33 098 572,92 рублей, неустойку в сумме 3 056 900,95 рублей, в доход Федерального бюджета госпошлину в сумме 100000 рублей.

Требования к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации по делу № А21-2952/2017 оставлены  без рассмотрения.

Не согласившись с вынесенным решением, МП "Калининградтеплосеть" и АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" обратились с апелляционными жалобами. Ответчик АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" просил в апелляционной жалобе оставить исковые требования без рассмотрения полностью, ссылаясь на то, что истцом не был соблюден обязательный установленный претензионный порядок.

Истец в своей апелляционной жалобе просил отменить решение суда в части оставления без рассмотрения требований к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ссылаясь на то, что ненаправление претензии субсидиарному должнику не может свидетельствовать о несоблюдении претензионного порядка урегулирования спора. Кроме того, в материалах дела имеется досудебная претензия, направленная в адрес Общества, Учреждения и  Министерства.

 В отзыве на апелляционную жалобу Министерство просило оставить без изменения решение суда первой инстанции. Истец представил отзыв на апелляционную жалобу ответчика, просил решение в части взыскания задолженности и неустойки  оставить без изменения.

Ответчик АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" представил письменные возражения на отзыв истца.

Представители сторон в судебном заседании настаивали на своих позициях.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверена в апелляционном порядке.

Как установлено судом и следует из материалов дела, между МП «Калининградтеплосеть» городского округа «Город Калининград и АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» 1.11.2015 года были заключены договоры №№ 2788/Д, 2789/Д, 2790/Д, 2791/Д, 2800/Д (в редакции протоколов разногласий) на снабжение тепловой энергией через присоединенную сеть объектов, указанных в приложениях № 2, в соответствии с актами разграничений балансовой принадлежности согласно приложений № 1 с учетом показаний приборов учета тепловой энергии, указанных в приложениях № 3.

01.11.2015 года между сторонами заключен договор № 2791/в (в редакции протокола разногласий) горячего водоснабжения объекта, расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Аллея Смелых, 152А.

В соответствии с пунктами 4.1 договоров расчет за тепловую энергию производится ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за расчетным. Тарифы на коммунальные ресурсы устанавливаются на основании нормативных актов уполномоченного органа власти субъекта Российской Федерации. Расчетным периодом по договору является один календарный месяц.

В соответствии с пунктом 6.2 договоров споры по ним рассматриваются в Арбитражном суде Калининградской области.

Соглашениями от 31.03.2017 года стороны расторгли договоры от 01.11.2015 года №№ 2789/Д, 2790/Д, 2800/Д, 2789/Д, 2791/Д, согласовав, что последним днем оказания услуг является 31.03.2017 года и взаиморасчеты по договорам должны быть завершены в течение двух месяцев.

Согласно уточненному расчету истца за АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» числится задолженность по оплате тепловой энергии по договорам за период с октября 2016 года по март 2017 года в сумме 33 098 572,92 рублей (т. 3 л.д. 60).

На основании части 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Координацию и регулирование деятельности АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" осуществляет его учредитель Министерство, которое согласно положению, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны России, и осуществляет реализацию возложенных на него полномочий, а также правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 21) ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 ГК РФ, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 ГК РФ.

Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.

При удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно и к субсидиарному должнику, взыскание задолженности производится с основного должника, а при недостаточности у него денежных средств– с собственника его имущества (субсидиарного должника).

Таким образом, Министерство как главный распорядитель бюджетных средств отвечает от имени Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств, в том числе и по денежным обязательствам АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства".

Апелляционный суд признает требования истца о взыскании в пользу Предприятия с АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", а в случае недостаточности денежных средств у АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства за счет казны Российской Федерации, 33 098 572,92 рублей задолженности подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Истец заявил требования также о взыскании неустойки.

В соответствии с пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении» по состоянию на 15.08.2017 года начислена неустойка на сумму задолженности в размере 3 056 900,95 рублей.

Оснований для снижений неустойки, размер которой установлен федеральным законом, суд не усматривает.

Требования к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о солидарном взыскании обусловлены тем, что учреждение является представителем собственника в отношении объектов, на которые поставлялась тепловая энергия.

Данные требования суд первой инстанции суд первой инстанции оставил без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ, в связи с несоблюдением претензионного порядка.

            Однако, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку в материалах дела имеется претензия от 16.06.2017 исх.9863, а также доказательства ее направления в адрес ответчиков (том 3, л.д.94-95). Заявление об уточнении исковых требований было подано истцом 21.08.2017, то есть по истечении 30 дней со дня направления претензии. Кроме того, в материалах дела имеются претензии от 08.12.2016, 13.01.2017 и 21.02.2017.   Таким образом, оснований для оставления иска к Учреждению без рассмотрения у суда первой инстанции не имелось. В то же время, суд апелляционной инстанции считает, что исковые требования к Учреждению удовлетворению не подлежат, поскольку ни законом, ни договором не предусмотрена солидарная ответственность ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства».

            При таких обстоятельствах, решение суда следует изменить.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Калининградской области   от 12.09.2017 по делу №  А21-2952/2017   изменить.

В случае недостаточности или отсутствия денежных средств у акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» в порядке субсидиарной ответственности взыскать 36 155 473,87 рублей с Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

В иске к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

Е.В. Савина

 В.А. Семиглазов