ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-3419/2021 от 01.03.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

09 марта 2022 года

Дело №А21-3419/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Зотеевой Л.В., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40831/2021) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.10.2021 по делу № А21-3419/2021, принятое

по заявлению ООО "Блэк Рок Тайрс Рус"

к Калининградской областной таможне

об оспаривании действий, решения об отказе в выпуске товара

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Блэк Рок Тайрс Рус» (ОГРН: <***>, адрес: 236023, <...>, пом. LV, эт. цокольный 1; далее – ООО "Блэк Рок Тайрс Рус", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Калининградской областной таможне (ОГРН: <***>, адрес: 236016, <...>; далее – таможенный орган, таможня) о признании незаконными действий таможенного органа в части требования к ООО «Блэк Рок Тайрс Рус» предоставить лицензию Минпромторга или заключения (разрешительный документ) по форме, утверждённой Решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от 16.05.2012 №45 в соответствии с п. 4 Положения о ввозе на территорию Евразийского Экономического Союза опасных отходов (приложение №7), утверждённого Решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии №30 от 21.04.2015 «О мерах нетарифного регулирования» на товар: шины бывшие в употреблении пригодные к эксплуатации (не являются отходами) по инвойсу № 15 от 21.12.2020, CMR б/н от 22.12.2020; признании незаконным решения таможенного органа об отказе в выпуске товара по ДТ № 10012020/190121/0004514 автошин б/у (инвойс № 15 от 21.12.2020, CMR б/н от 22.12.2020), перевозчик ООО «Логистик»/ Reifenhandel Djoni Babic/ 882 шт. б/у по 3 евро шт., пригодные к эксплуатации 4-8 мм).

Решением от 25.10.2021 суд первой инстанции признал незаконными действия таможенного органа в части требования к ООО «Блэк Рок Тайрс Рус» предоставить лицензию Минпромторга или заключения (разрешительный документ) по форме, утверждённой Решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от 16.05.2012 №45 в соответствии с п. 4 Положения о ввозе на территорию Евразийского Экономического Союза опасных отходов (приложение №7), утверждённого Решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии №30 от 21.04.2015 «О мерах нетарифного регулирования» на товар: шины бывшие в употреблении пригодные к эксплуатации (не являются отходами) по инвойсу № 15 от 21.12.2020, CMR б/н от 22.12.2020; признал незаконным решение таможенного органа об отказе в выпуске товара по ДТ № 10012020/190121/0004514 автошин б/у (инвойс № 15 от 21.12.2020, CMR б/н от 22.12.2020), перевозчик ООО «Логистик»/ Reifenhandel Djoni Babic/ 882 шт. б/у по 3 евро шт., пригодные к эксплуатации 4-8 мм); взыскал с Калининградской областной таможни в пользу ООО «Блэк Рок Тайрс Рус» судебные расходы по уплате госпошлины в размере 3000 руб.

Не согласившись с решением суда, таможня обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, повторное использование шин, бывших в употреблении, является операцией по их утилизации в соответствии с определением, данным в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), ссылка суда первой инстанции на положения ГОСТ Р 54095-2010 неправомерна, поскольку вопрос утраты товарами потребительских свойств данными положениями не регулируется, представленное Обществом экспертное заключение не может быть принято в качестве документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений. Также податель жалобы настаивает, что в приложении N 7 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 (далее - Решение N 30) указано на обязательность получения лицензии при вывозе бывших в употреблении шин, в протоколе совещания Евразийской экономической комиссии от 23.09.2019 N 13-29/пр с участием органов государственной власти государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) по вопросам в сфере нетарифного регулирования отражена негативная судебная практика в отношении ввоза на территорию Российской Федерации через Калининградскую область бывших в употреблении шин без лицензии.

Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, 19.01.2021 на таможенный пост «Советский» в зоне деятельности Калининградской областной таможни прибыло транспортное средство с шинами, бывшими в употреблении, пригодными к эксплуатации (не являются отходами) по инвойсу № 15 от 21.12.2020, CMR б/н от 22.12.2020, перевозчик ООО «Логистик», продавец Reifenhandel Djoni Babic в количестве 882 шт. по цене 3 евро за шт., высота протектора от 4-8 мм с целью ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и в дальнейшем помещения товара под процедуры таможенного транзита до места таможенного оформления.

Для регистрации сообщения о прибытии представителем перевозчика (ООО «Логистик») таможенному органу предъявлены товаросопроводительные документы, в том числе международная товарно-транспортная накладная (CMR) б/н от 22.12.2020, инвойс № 15 от 21.12.2020.

Сообщение о прибытии транспортного средства на таможенную территорию ЕАЭС таможенным органом зарегистрировано № 10012020/190121/0004514 от 19.01.2021.

19.01.2021 в отношении ДТ № 10012020/190121/0004514 принято решение о проведении таможенного досмотра.

20.01.2021 принято решение о назначении таможенной экспертизы №10012020/200121/ДВ/000009.

В ходе проводимой таможенной проверки должностные лица таможенного органа на основании запроса от 15.03.2021, потребовали у Общества на ввезенный товар предоставление лицензии Минпромторга или заключения (разрешительного документа) по форме, утверждённой Решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии (далее Решение Коллегии ЕЭК) от 16.05.2012 №45 в соответствии с п. 4 Положения о ввозе на территорию Евразийского Экономического Союза опасных отходов (приложение №7), утверждённого Решением Коллегии ЕЭК №30 от 21.04.2015 «О мерах нетарифного регулирования».

Поскольку запрошенные документы представлены не были, в отношении товаров №№ 1-13, 15-57, заявленных в ДТ № 10012020/190121/0004514, принято решение об отказе в выпуске.

Не согласившись с действиями и решением таможенного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у таможни правовых и фактических оснований для запрета на ввоз в Российскую Федерацию бывших в употреблении автомобильных шин, в связи с чем удовлетворил заявленные требования в полном объеме.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

В соответствии со статьей 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения - это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о ЕАЭС, подписанным Российской Федерацией в городе Астане 29.05.2014, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств - членов ЕАЭС.

В силу пункта 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 (далее - Решение N 30) на таможенной территории ЕАЭС введен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС товаров по перечню согласно приложению 2.

Согласно пункту 3 Решения N 30 разрешительный порядок, указанный в его пункте 1, реализуется посредством лицензирования и (или) применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности, установленных в соответствии с Положением о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе с таможенной территории ЕАЭС опасных отходов согласно приложению N 7 (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 4 Положения ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 N 199, или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 N 45, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 Положения.

В разделе 2.3 упомянутого выше Перечня поименованы опасные отходы, для ввоза (вывоза) которых установлен разрешительный порядок.

В пункте 27 раздела 2.3 Перечня указаны шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении, классифицируемые в товарных подсубпозициях 4012 20 000 1, 4012 20 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС.

В примечании к разделу 2.3 Перечня указано, что для целей этого раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара.

В соответствии с абзацем вторым статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.

Как указано в абзаце втором пункта 2 Положения, понятия, используемые в нем, применяются в значениях, определенных Базельской конвенцией, Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложением N 7 к Договору о ЕАЭС) и международными договорами, входящими в право ЕАЭС.

В пункте 1 статьи 2 Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (заключена в г. Базеле 22.03.1989; ратифицирована Федеральным законом от 25.11.1994 N 49-ФЗ "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением") под отходами понимаются вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства.

Из приведенных положений следует, что к отходам могут быть отнесены ввозимые (вывозимые) товары, являющиеся остатками сырья, материалов, образовавшихся в процессе производства, предназначенные для удаления и не обладающие потребительскими свойствами.

Системный анализ приведенных нормативных положений международного и национального законодательства позволяет сделать вывод о том, что безусловное отнесение товаров к отходам без исследования вопроса об утрате ими потребительских свойств недопустимо.

Согласно п. 3.5 ГОСТ Р 54095-2010 "Ресурсоснабжение. Требования к экобезопасной утилизации отработанных шин" отработавшей шиной (изношенной шиной) считается пневматическая транспортная шина, утратившая свои функциональные свойства в результате окончания срока службы или по причине аварийных. Отработавшая шина состоит из камеры (пневматической шины) и покрышки. В примечании к приведенному пункту указано, что, как правило, на утилизацию чаще попадают покрышки от отработавших шин, а не отработавшие шины в сборке (покрышки совместно с камерами). Повторное использование по первоначальному назначению шин является продлением жизненного цикла шины.

Категории отработавших покрышек установлены в 4.1.4.1 - 4.1.4.3 ГОСТа. Согласно п. 4.1.4.1 ГОСТа отработавшие покрышки, которые официально повторно используют по первоначальному предназначению называют частично изношенными. Подобные покрышки можно в дальнейшем использовать в качестве покрышек, поскольку остается минимально допустимая глубина протектора и износ покрышки при условии проверки структурной надежности протектора не влияет на ее безопасное и надлежащее использование. Подобные покрышки должны соответствовать дорожным спецификациям страны, в которой планируют их использование. В некоторых странах установлена минимальная глубина протектора частично изношенных покрышек легковых автомобилей 1,6 мм для продажи покрышек в целях последующего использования.

Отработавшие покрышки, которые не могут быть использованы по первоначальному предназначению, но подходят для восстановления, описаны в 4.1.4.2 ГОСТ.

Вне зависимости от наличия или отсутствия глубины протектора, достаточной для последующего использования покрышки по первоначальному предназначению при условии сохраненной структурной целостности покрышки, она может быть восстановлена наложением нового протектора на корпус покрышки посредством вулканизации. Таким образом, использованная покрышка становится восстановленной покрышкой.

В соответствии с п. 4.1.4.3 ГОСТа отработавшие покрышки, которые не могут быть использованы по первоначальному предназначению и не подходят для восстановления протектора, определяют как изношенные. Подобные покрышки называют завершившими жизненный цикл. К ним относятся покрышки, не соответствующие требованиям, необходимым для повторного использования или восстановления. Подобные покрышки не допускают к использованию вследствие их возраста, или разрушения каркаса, или износа сверх установленных уровней. Поскольку подобные покрышки не подходят для повторного использования или восстановления, они могут быть использованы в качестве сырья в других производствах или могут быть предназначены для конечного размещения.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что установленные критерии оценки шин бывших в употреблении опровергают вывод таможни о возможности отнесения к отходам таких шин исключительно на основании указания в декларации сведений о них как о бывших в употреблении.

Согласно представленному Обществом в материалы дела экспертному заключению ООО «Региональный центр судебной экспертизы» № 502-12/20-доп от 15.01.2021, бывшие в употреблении колесные шины для легковых автомобилей, в ассортименте (различных типов и размеров), в общем количестве 881 штуак, пригодна для эксплуатации на территории Таможенного союза в соответствии с требованиями Приложения N 8, подпунктами 5.6.1, 5.6.2, 5.6.3 "Требования к шинам и колесам" ТР ТС N 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" и в соответствии с определением пункта 3 ГОСТ Р 53691-2009 и отходами не являются (т.1 л.д.64-72).

Вместе с тем, в ходе таможенного контроля Таможней произведен таможенный досмотр и таможенная экспертиза товара, по результатам которых доказательств отнесения шин к категории отходов не получено.

Кроме того, в разъяснениях к ТН ВЭД от 7 ноября 2017 г. автошины, бывшие в употреблении, разделены на автошины б/у непригодные для дальнейшего использования - в этом случае они относятся к коду 400400 000 0 (отходы), и автошины б/у, пригодные для использования по назначению - в этом случае они относятся к коду 4012 200009.

Таким образом, законодателем наряду с такой группой как отходы резины (код ТН ВЭД 4004 00 000 0) - опасные отходы, на ввоз которых действительно требуется лицензия Минпромторга по согласованию с Минприроды, предусмотрена отдельная товарная группа - шины и покрышки, бывшие в употреблении и пригодные для использования (код ТН ВЭД 4012) - товар, ввозимый в обычном порядке.

Согласно пункту 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров.

При ввозе товара Обществом заявлен код ТН ВЭД 40122000009 как для шин, бывших в употреблении, не утративших своих потребительских свойств.

Из материалов дела следует, что решение об изменении кода товара таможенным органом не принималось.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал незаконными действия Таможни в части требования о предоставлении лицензии Минпромторга или заключения (разрешительный документ) по форме, утверждённой Решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от 16.05.2012 №45 в соответствии с п. 4 Положения о ввозе на территорию Евразийского Экономического Союза опасных отходов (приложение №7), утверждённого Решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии №30 от 21.04.2015 «О мерах нетарифного регулирования», в связи с чем признал незаконным решение таможенного органа об отказе в выпуске товара по спорной ДТ.

Довод таможенного органа о том, что в отношении товара №14 решение об отказы в выпуске вынесено на том основании, что указанный товар не был фактически ввезен на таможенную территорию (часть 2 статьи 109 ТК ЕАЭС) подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку указанный товар поименован в акте таможенного досмотра АТД №10012050/200121/000012 (т.1 л.д.86).

Кроме того, решение об отказе в выпуске товара вынесено в отношении товаров №№ 1-13, 15-57, заявленных в ДТ № 10012020/190121/0004514.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25 октября 2021 года по делу № А21-3419/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

Л.В. Зотеева

Н.О. Третьякова