ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-3728/19 от 11.08.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

20 августа 2022 года

Дело №А21-3728/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Баженовой Ю.С.

судей Галенкиной К.В., Кротова С.М.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Евстегнеевой Е.В.

при участии:

от истца: не явился, извещен (представитель не подключился к системе веб-конференции);

от ответчика: представитель Каряка И.А. по доверенности от 04.07.2022;

от третьего лица: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19178/2022) Администрации городского округа «Город Калининград» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.05.2022 по делу № А21-3728/2019, принятое

по иску Администрации городского округа «Город Калининград» (236022, г.Калининград, площадь Победы, 1, ОГРН: 1023900770222, ИНН: 3903016790)

к открытому акционерному обществу «Силикатстром» (236013, г.Калининград, пгт А.Космодемьянского, ул.Магнитогорская, 7, ОГРН: 1023900766966, ИНН: 3900000168)

третье лицо: МБУ «Городские леса»

о возмещении вреда,

установил:

Администрация городского округа «Город Калининград» (далее – Истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском к открытому акционерному обществу «Силикатстром» (далее – Ответчик, Общество) о взыскании 698 715 759 руб. вреда, причиненного городским лесам Космодемьяновского участкового лесничества при добыче песка, в том числе: 695 640 960 руб. – в результате снятия, уничтожения, порчи почв в кварталах № 23 (выдел 3), 35 (выдел 1), и 3 074 799 руб. – в результате снятия, уничтожения, порчи почв в кварталах № 10 (выдел 8, 9, 18, 19), 19, 23, 34 (выдел 3, 4, 5), 35 (выдел 2, 3, 4), 36 (выдел 3, 4, 5).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МБУ «Городские леса».

08.07.2019 Администрация заявила ходатайство об увеличении размера исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ, просила взыскать с Общества 944 048 819 руб. вреда, причиненного городским лесам Космодемьяновского участкового лесничества, на месте которого образовался обводненный карьер площадью 37,5 га (в том числе: 726 550 607 руб. в результате снятия, уничтожения и порчи почв и 217 498 212 руб. – в результате уничтожения или повреждения до степени прекращения роста деревьев).

Суд первой инстанции принял увеличение размера исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ.

02.09.2020 Администрация уточнила требования, указав, что вред лесным насаждениям и почвам причинен в квартале 10 (выдел 8, 9, 18, 19), квартале 23 (выдел 1, 2, 3), квартале 34 (выдел 1, 2, 3, 4, 5), квартале 35 (выдел 1, 2, 3, 4) и квартале 36 (выдел 1, 3, 4, 5).

Суд первой инстанции принял уточнение исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 11.05.2022 в удовлетворении искового заявления Администрации городского округа «Город Калининград» отказано.

Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме, назначить повторную судебную экспертизу, поручив ее проведение ФБУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации и поставить перед экспертом следующие вопросы:

- произошло ли в результате разработки месторождения силикатных песков «Лесное-II» за период с 1967 по 2020 гг. негативное антропогенное воздействие на почвы и/или объекты геологического происхождения?

- произошло ли в результате разработки месторождения силикатных песков «Лесное-II» за период с 1967 по 2020 гг. негативное антропогенное воздействие на лесную растительность и если да, то в чем оно выражается?

- произошло ли в результате разработки месторождения полное прекращение роста древесно-кустарниковой растительности на месте рассматриваемого события?

- возможно ли восстановление исходного состояния территории месторождения силикатных песков «Лесное-II» и если да, то каков размер затрат, необходим для восстановления (с учетом упущенной выгоды), а если нет, то каков вид дальнейшего наиболее целесообразного размера затрат, необходимых для приведения ее в состояние, пригодное для данного вида хозяйственного использования (с учетом упущенной выгоды).

В обоснование жалобы Администрация указывает на отсутствие в материалах дела надлежащих доказательств, опровергающие факты ущерба и его величину в денежном выражении.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, возражал против удовлетворения ходатайства Администрации о назначении повторной судебной экспертизы

Администрация и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили.

Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2022 удовлетворено ходатайство представителя Администрации об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.

Вместе с тем, представитель Администрации не обеспечил подключение к системе веб-конференцции.

В соответствии с ч.2 ст.87 АПК РФ в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.

Апелляционным судом отказано в удовлетворении ходатайства Администрации о назначении повторной судебной экспертизы в связи с отсутствие предусмотренных ч.2 ст.87 АПК РФ оснований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя Общества, апелляционный суд установил следующее.

Обществу в 2003 году в соответствии с положениями ст. 25.1 Закона РФ «О недрах» выдана лицензия сроком действия до 31.12.2012 на добычу полезных ископаемых (месторождение силикатного песка «Лесное-II») в кварталах 23, 34, 35 Космодемьяновского участкового лесничества в границах городской черты города Калининграда.

Как указывает Администрация, в период выдачи лицензии законодательство допускало разработку месторождений полезных ископаемых в лесах.

С 01.01.2007 в связи с принятием Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) добыча полезных ископаемых в городских лесах запрещена (пп.4 п.3 ст. 105 ЛК РФ (в ред. от 18.12.2018).

По мнению Администрации, Общество в процессе осуществления работ по добыче песка на протяжении всего периода своей хозяйственной деятельности с учетом используемой технологии добычи допустило причинение ущерба лесам, что следует из сопоставления материалов таксации разных периодов (до начала разработки карьера и на сегодняшний момент).

Ссылаясь на причинение Обществом ущерба лесам, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.

Первоначальная редакция иска к Обществу о возмещении ущерба была подготовлена по данным акта нарушения лесного законодательства от 01 марта 2019 года.

Расчёт суммы ущерба был произведен штатным лесопатологом МБУ «Городские леса» только за самовольное снятие, уничтожение и порчу почв на общей площади 38,39 га.

Расчет производился по площади (за каждый квадратный метр снятой, уничтоженной или испорченной почвы) с умножением на ставки и поправочные коэффициенты (основание - пункт 6 приложения №4 к постановлению Правительства РФ от 29.12.2018г. №1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причинённого лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства»).

Первоначальная сумма ущерба составила 698 715 759 руб., из них - 695 640 960 руб. на площади 36 га (посчитана по материалам таксации лесов 2018 года, занятых карьером) и 3 074 799 руб. на площади 2,39 га.

После предъявления искового заявления в суд, проведения рейдового осмотра специалистами комитета муниципального контроля и уточненных обмеров МП «Геоцентр» (апрель 2019) Администрация пересчитала сумму ущерба по уточненной площади лесничества, а также учла в расчетах наличие вреда двум объектам (порча и уничтожение почв, порча и уничтожение лесных насаждений).

По результатам инженерно-топографической съемки, проведенной МП «Городской центр геодезии» 23.04.2019 г., площадь карьера составила 37,5 га.

Сумма ущерба, причинённого в результате уничтожения или повреждения до степени прекращения роста деревьев рассчитана согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2018г. №1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причинённого лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства» пункт 1 приложение 1 (исчисленная по ставкам платы за единицу объёма лесных ресурсов) согласно пункту 3 приложения 4;

Как указала Администрация, при подаче искового заявления она просила взыскать с Общества вред, причиненный лесам Космодемьянского участкового лесничества в кварталах: 10, 23, 34, 35, 36 (в различных выделах).

Согласно акта № 1 нарушения лесного законодательства от 06.09.2016 составленного МБУ «Городские леса», акта проверки Управления Росреестра по Калининградской области №73/2017 от 28.07.2017, заключений рейдовых осмотров №УК-2/зл от 24.04.2019, №УК-1/зл от 07.05.2020, а так же информации, предоставленной министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области исх. №7132-ОС от 14.08.2020, администрация городского округа уточняет местоположение территории в Космодемьянском участковом лесничестве (кварталы и выделы) для проведения экспертного исследования.

В соответствии с лесохозяйственным регламентом городских лесов обводненный карьер расположен в квартале №23 выдел 3, квартале №34 выдел 2 и в квартале №35 выдел 1.

По мнению Администрации, так же деятельность Общества по разработке месторождения полезных ископаемых привела к нанесению ущерба городским лесам (уничтожение и порча почв и лесных насаждений) на части прилегающей к обводненному карьеру территории Космодемьянского участкового лесничества, а именно: Квартал 10 выдел: 8;9;18;19. Квартал 36 выдел:1; 3; 4; 5. Квартал 35 выдел: 2; 3; 4. Квартал 34 выдел: 1; 3; 4; 5. Квартал 23 выдел: 1; 2.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, указав, что из материалов дела следует, что общество осуществляет правомерную деятельность по добыче печка и начало осуществлять ее до перевода земельных участков в категорию «городские леса», такая добыча песка невозможна без вырубки леса и снятия почвенно-растительного слоя, однако указанные негативные последствия носят устранимый характер в рамках рекультивационных мероприятий, предусмотренных Проектом разработки участка месторождения строительных песков Лесное-II в Октябрьском районе г. Калининграда (2006), которые должны производиться после окончания разработки всего месторождения Лесное-II, которая в настоящее время не завершена.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7).

В соответствии со ст. 1 Закона № 7 под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, а под компонентами природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Согласно ст. 77 Закона № 7 юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Статьей 78 Закона № 7 предусмотрено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. При определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

В соответствии с актами о нарушении лесного законодательства: № 1 от 06.09.2016 (т. 1, л.д. 14), № 1 от 01.03.2019 (т. 1, л.д. 18) в Космодемьянском участковом лесничестве пос им. Космодемьянского по ул. Магнитогорская в г. Калининграде обнаружены факты нарушения ч. 5.1 ст. 105 ЛК РФ, которое выразилось в самовольном использовании лесов при выполнении работ по разработке месторождений полезных ископаемых по намывке песка драгой (подмыв и обрушение плодородного слоя земли вместе с живорастущим древостоем) на земельном участке городских лесов Космодемьянского участкового лесничества в квартале № 35 (выдел 1), квартале № 10 (выдел 8, 9, 18, 19), квартале № 36 (выдел 1, 3, 4, 5), квартале № 35 (выдел 4, 3, 2), квартале № 34 (выдел № 5, 4, 3), квартале № 23 (выдел 2), предполагаемый виновник нарушения – ОАО «Силикатстром».

Материалами дела подтверждается и установлено решением Центрального районного суда г. Калининграда от 26.06.2018 по делу № 2-1173/2018, оставленным без изменения апелляционным определением Калининградского областного суда от 26.09.2018, следующее.

В 1965-1968 годах Калининградской комплексной геологоразведочной экспедицией были проведены геологоразведочные работы на месторождении песков «Лесное-2», и было открыто месторождение строительных песков площадью 94 га. Запасы песков были утверждены протоколом территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Северо-западном геологическом управлении № 1030 от 28.02.1968. По результатам производственных испытаний пески были признаны допустимыми для производства силикатного кирпича. Горно-технические условия месторождения предусматривали его эксплуатацию открытыми работами в условиях полной обводненности, т.е. образования водоема в отработанном карьере. Разработка месторождения началась после ввода в эксплуатацию Калининградского завода силикатных материалов 27.12.1974.

20.10.1975 на основании решения исполкома Гурьевского районного Совета депутатов трудящихся от 04.03.1975 № 373 Калининградскому заводу силикатных стеновых материалов объединения «Калининградстройматериалы» был выдан горноотводный акт № 6 на разработку общераспространенного полезного ископаемого для промышленной разработки месторождения песков «Лесное-2», расположенного западнее пос. А.Космодемьянского Гурьевскогого района Калининградской области в соответствующих границах.

На основании распоряжения Совета Министров РСФСР от 01.07.1976 № 973-р исполнительным комитетом Калининградского облисполкома принято распоряжение № 297-р от 23.07.1976, которым из лесов первой группы в квартале № 10 Взморского лесничества Калининградского лесхоза изъят земельный участок площадью 17 га и предоставлен во временное пользование производственному объединению «Калининградстройматериалы» под карьер для добычи песка с правом вырубки леса.

07.07.1980 на основании решения исполкома Гурьевского районного Совета народных депутатов Калининградскому заводу силикатных стеновых материалов объединения «Калининградстройматериалы» выдан горноотводный акт № 11 на разработку общераспространенного ископаемого для промышленной разработки месторождения песков «Лесное-2», расположенного в Гурьевском районе Калининградской области.

Решением исполнительного комитета Калининградского областного Совета народных депутатов № 187 от 11.08.1980 производственному объединению «Калининградстройматериалы» выделен земельный участок из лесов первой группы Калининградского мехлесхоза под расширение карьера песка с правом вырубки леса площадью 18 га.

21.05.1982 Калининградскому заводу силикатных стеновых материалов объединения «Калининградстройматериалы» выдан государственный акт на право обособленного водопользования, предоставляющий право названному предприятию осуществлять использование водного объекта для разработки месторождения строительного песка, расположенного в пределах земель, в том числе, входящих в 35-ый квартал 1-ый выдел и 10 квартал 9-ый выдел.

Решением Исполнительного комитета Калининградского областного Совета депутатов трудящихся № 327 от 17.12. 1986 Калининградскому управлению промстройматериалов отведена лесная площадь в лесах первой группы - кварталы 9, 10, 23 Взморского лесничества Калининградского лесхоза, в том числе 4,7 га, под сырьевую базу.

Согласно актам приема-передачи рекультивированных земель от 27.01.1986 и от 15.01.1993 вышеуказанные земельные участки, соответственно, площадью 4,7 и 17 га, а также площадью 18 га были возвращены, и согласно проекту горно-технического восстановления нарушенных земель было предусмотрено использовать отработанный карьер под водоем.

В порядке, определенном положениями Закона Российской Федерации от 03.07.1991 № 1531 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» завод силикатных стеновых материалов объединения «Калининградстройматериалы» был преобразован в АООТ «Силикатстром», а затем - в ОАО «Силикатстром».

15.11.1995 АООТ «Силикатстром», являющемуся универсальным правопредшественником общества, была выдана лицензия КЛГ 00605 ТЭ на право добычи строительного песка на месторождении «Лесное-2».

12.05.2003 Обществу в порядке переоформления ранее выданной лицензии КЛГ 00605 ТЭ от 15.11.1995 была выдана лицензия на право пользования недрами с целью добычи строительного песка КЛГ 01870, зарегистрированная в реестре Калининградского территориального фонда геологической информации Министерства природных ресурсов РФ за № 112, сроком действия до 31.12.2012.

Указанная лицензия продлена до 31.12.2023 на основании приказа Министерства развития инфраструктуры Правительства Калининградской области от 08.11.2012 № 129.

03.06.2003 Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Калининградской области издан приказ № 1220-э об утверждении заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, образованной во исполнение приказа Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Калининградской области от 02.04.2003, раздела рекультивации к проекту карьера по добыче общераспространенных полезных ископаемых месторождения «Лесное-2».

Заключением названной экологической экспертизы раздел рекультивации к проекту карьера по добыче общераспространенных полезных ископаемых месторождения «Лесное-2», представленный на экспертизу, был признан соответствующим нормам и правилам, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Этим же заключением определено, что его реализация окажет допустимое воздействие на окружающую природную среду.

27.07.2005 на основании постановления Мэра Калининграда № 3345 в связи с изменением наименования общества отвод площадью 94,0 га для добычи общераспространенных полезных ископаемых (строительного песка) на месторождении «Лесное-2» в Октябрьском районе города Калининграда был переоформлен на ОАО «Силикатстром» и данному обществу выдан горноотводный акт к вышеуказанной лицензии.

04.03.2013 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) к вышеуказанной лицензии на право пользования недрами был выдан соответствующий горноотводный акт.

На часть земельного участка с КН 39:15:000000:100 (39:15:000000:100/5) наложено обременение: для проведения добычи строительного песка в соответствии с вышеуказанной лицензией.

Указанное обременение зарегистрировано в ЕГРН 27.03.2013 под номером 39-39- 01/010/2013-942.

Распоряжением Администрации ГО «Город Калининград» от 29.05.2013 № 1550/-кн было установлено назначение части 5 земельного участка с кадастровым номером 39:15:000000:100 (39:15:000000:100/5) - обводненный карьер «Лесное-2».

На основании договоров между уполномоченными учреждениями по управлению лесным хозяйством на территории Калининградской области и обществом, соответствующие земельные участки, расположенные в настоящее время в границах городских лесов городского округа «Город Калининград», в том числе в пределах 35-го и 10-го кварталов предоставлялись обществу для целей добычи строительного песка - договоры от 09.11.1995; от 22.07.1999 № 38; от 23.07.2000; от 25.07.2001 № 181; от 03.09.2002 № 66; от 07.10.2003 № 81; от 01.03.2005; от 17.09.2012 № 011494.

20.12.2017 Администрацией с Обществом заключен договор № 515/2017-А аренды лесного участка, по условиям которого в соответствии с пп. 2, 4 ст. 4, ст. 8.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», ст. 8, пп. 2 и 3 ч. 1 ст. 21 ЛК РФ, ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в порядке переоформления ранее заключенных договоров на использование лесных участков от 03.09.2002 № 66, от 07.10.2003 № 81, от 01.03.2005 № 1, арендодатель (администрация) предоставляет, а арендатор (общество) принимает в аренду сроком до 31.12.2023 (что равно сроку действия лицензии) лесной участок в составе земель населенных пунктов в квартале 35 (выдел 1), 23 (выдел 3) Космодемьянского лесничества в границах, обозначенных в приложении № 1 к настоящему договору (п. 1.1 договора).

Таким образом, работы по добыче песка ведутся Обществом в соответствии с требованиями закона - методом подбора по вводной поверхности в соответствии с действующим договором аренды, проектом разработки месторождения, подготовленным проектной организацией «Берг-проект» в 2012 году и получившим положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, утвержденное Центральным управлением Ростехнадзора за № 02-ИД-53259-2012., на основании лицензии на право пользования недрами на месторождении «Лесное-2».

Действительно, в настоящее время добыча песка осуществляется Обществом на земельном участке, относящемся к городским лесам. Однако указанное изменение разрешенного использования земельного участка осуществлено уже после выдачи горного отвода и лицензии на право добычи песка.

Согласно положениям Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 201-ФЗ), Лесной кодекс Российской Федерации введен в действие с 01.01.2007 и применяется к отношениям, возникшим после дня введения его в действие.

Названные положения корреспондируют с содержанием п. 1 ст. 4 ГК РФ закрепляющей, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

В пп.4 п.3 ст.105 ЛК РФ (в ред. от 18.12.2018) определен запрет на разработку месторождений полезных ископаемых в лесопарковых зонах.

Тогда как, договор аренды земельного участка, по условиям которого Обществу предоставлен участок для разработки месторождения строительного песка в соответствии с условиями лицензии, заключен 20.12.2017, срок действия которой определен до 31.12.2023.

В силу ст. 8.2 Закона № 201-ФЗ допускается добыча полезных ископаемых на основании ранее выданных до введения действия Лесного кодекса РФ лицензий только на лесных участках, отнесенных соответствующими лесоустроительными регламентами к зеленым зонам.

Определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границы лесопарковых зон, зеленых зон регламентированы Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 № 1007 (далее – Положение), и используются применительно к положениям Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 518 (далее – Инструкция).

Пунктом 5 названного Положения предусмотрено, что границы лесопарковых частей и лесохозяйственных частей зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие ЛК РФ (01.01.2007), являются соответственно границами лесопарков зеленых зон.

В соответствии с п. 18 Положения при проектировании лесопарковых зон и зеленых зон в их границы не должны включаться земельные участки с расположенными на них объектами недвижимого имущества, размещение которых не допускается ЛК РФ в лесопарковых и зеленых зонах, а также территории, предусмотренные документами территориального планирования для размещения таких объектов.

При этом согласно п. 19 Положения проектная документация подлежит согласованию с органом местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, в границах которых устанавливаются зеленые зоны или лесопарковые зоны, до принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о ее утверждении. Также проектная документация подлежит согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства в случае, если установление границ лесопарковой зоны или зеленой зоны приводит к изменению границ иных категорий защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, органом государственной власти субъекта Российской Федерации до принятия решения о ее утверждении.

Кроме того, п. 39 Инструкции предусмотрено, что проектирование лесных участков в пределах лесничеств и лесопарков осуществляется в целях организации использования лесов в соответствии с документами лесного планирования. При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. В силу п. 52 названной Инструкции при проектировании лесных участков в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, выполнения изыскательских работ, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов, переработки древесины и иных лесных ресурсов используются, прежде всего, не занятые лесами участки земель, а при отсутствии таких участков - участки невозобновившихся вырубок, гарей пустырей, прогалин, а также участки земель, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.

Таким образом, при проведении лесоустройства в соответствии со ст. 68 ЛК РФ и принятии соответствующим органом по управлению лесами лесоустроительного регламента, предусматривающего отнесение спорного лесного участка к лесопарковой зоне, названые положения не были учтены в полном объеме.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 78 Закона № 7 иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

О применении указанного срока исковой давности Обществом заявлено в отзыве на исковое заявление.

Исковое заявление подано Администрацией через систему «Мой арбитр» 19.03.2019.

В связи с этим для выяснения вопроса о размере и причинах вреда, причиненного лесам и почвам Космодемьяновского участкового лесничества за период с 19 марта 1999 года (не ранее) по 08.07.2019 (не позже) определением Арбитражного суда Калининградской области от 03.09.2020 по делу назначена комплексная судебная экологическая и землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено штатным экспертам АНО «Центр экологических экспертиз» Некоммерческого партнерства «Федерация судебных экспертов» Сотневой Н.И., Карташову В.Ю., Пашко А.И., Аксиненко А.В.

Согласно заключению экспертов № 023059/15/77001/402020/А213728/19 от 28.01.2021 провести исследование картографическим методом по определению местоположения границ земель лесного фонда с использованием в качестве опорных точек ситуации на местности не представляется возможным (в представленном лесоустроительном планшете отсутствует описание местоположения границ земель лесного фонда в виде значений координат характерных (поворотных) точек границ земель; выходы координатной сетки на лесоустроительном планшете отсутствуют; лесоустроительные знаки не отображены на лесоустроительном планшете). По представленным материалам лесоустройства, лесоустроительный планшет № 1 2013 г. с внесением изменение на 2020 г. следует, что площадь лесных кварталов № 10, 23, 34, 35, 36 Космодемьянского участкового лесничества не изменилась; площадь лесных кварталов № 10, 23, 34, 35, 36 Космодемьянского участкового лесничества не изменилась; образование абразивных берегов является негативным последствием хозяйственной деятельности ответчика (при этом в исследовании по данному вопросу указано, что хозяйственная деятельность ответчика является первоначальным источником образования абразивных берегов, однако учитывая долговременное освоение месторождения (с 1967 года) в настоящее время оценить вклад каждого фактора (природного и антропогенного) отдельно не представляется возможным).

Определением Арбитражного суда Калининградской области от 22.10.2021 по ходатайству Истца по делу назначена дополнительная судебная экологическая экспертиза, проведение которой поручено штатному эксперту автономной некоммерческой организации «Центр экологических экспертиз» Некоммерческого партнерства «Федерация судебных экспертов» Сотневой Наталье Ивановне.

В заключении эксперта № 024846/15/77001/492021/А21-3728/19 от 28.12.2021 в области экологических исследований (дополнительная экспертиза) указаны следующие выводы::

- в результате разработки месторождения силикатных песков «Лесное-II» за период с 1967 по 2020 года и с 19.03.1999 по 08.07.2020 произошло негативное антропогенное воздействие на почвы и/или объекты геологического происхождения, в части срезки верхнего плодородного слоя почвы и перемещение в бурты, которое не избежать при данном виде недропользования;

- в результате разработки месторождения силикатных песков «Лесное-II» за период с 1976 по 2020 и с 19.03.1999 по 08.07.2020 произошло негативное антропогенное воздействие на лесную растительность в части вырубки зеленых насаждений, которое не избежать при данном виде недропользования;

- в результате разработки месторождения на месте обводненного карьера произошло полное прекращение роста древесно-кустарниковой растительности. Вырубка леса под карьер являлась производственной необходимостью, без которой невозможна добыча песка. Лесные участки были предоставлены при условии возмещения убытков и возвращения участков в состояние, пригодное для использования в народном хозяйстве;

- восстановление исходного состояния территории месторождения силикатных песков «Лесное-II» в полном объеме невозможно. При разработке месторождения предусматривалось образование обводненного карьера, который в дальнейшем будет использован как пожарный водоем, водоем для разведения рыб, для хозяйственно-питьевых нужд. В процессе длительного освоения месторождения были выплачены компенсационные выплаты (аренда лесного участка, аренда земельного участка), выполнена рекультивация на части отработанных пространств, оформлено Лицензионное соглашение, получены в разные годы горноотводные акты, что доказывает санкционированность/лигитимность и допустимость негативного воздействия на окружающую среду от деятельности ответчика по добыче ОПИ. Учитывая наличие разработанного Проекта рекультивации, размер затрат будет сводиться к реализации природоохранных мероприятий, предусмотренных проектом.

В дополнительно представленных письменных пояснениях от 25.04.2022 эксперт Сотнева Н.И. указала, что расчет вреда не производился, поскольку сокращение лесов картографически не было доказано, кроме того, в период с 1967 по 2007/2010 годы методик расчета вреда элементам окружающей среды отсутствовали. Поскольку Проектом разработки участка месторождения строительных песков Лесное-II в Октябрьском районе г. Калининграда (2006 г.) предусмотрено раздельное складирование грунтов и выполнение требований СП 82.13330.2016 Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75, и согласно дополнительно представленным материалам внешний временный отвал почвенно-растительного слоя находится в западной части карьера (порядковый номер 5), сохранение ранее срезанного почвенно-растительного слоя подтверждает факт отсутствия вреда почвам. Согласно проектным решениям Проекта рекультивации, весь объем срезанного почвенно-растительного слоя используется в рекультивационных целях, учитывая абразивные берега карьера ответчик будет докупать дополнительный объем почвенно-растительного слоя. Негативные последствия деятельности общества по добыче песка носят устранимый характер в рамках рекультивационных мероприятий.

В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Представленные в материалы дела заключения экспертов, составленные по результатам поведения судебных экспертиз, соответствуют требованиям, предъявляемым статьи 86 АПК РФ, предъявляемым к его форме и содержанию, не противоречат сведениям, содержащимся в иных материалах дела, в связи с чем, сведения, изложенные в нем, правильно оценены судом первой инстанции как достоверные.

Таким образом, из материалов дела следует, что Общество осуществляет правомерную деятельность по добыче печка и начало осуществлять ее до перевода земельных участков в категорию «городские леса», такая добыча песка невозможна без вырубки леса и снятия почвенно-растительного слоя, однако указанные негативные последствия носят устранимый характер в рамках рекультивационных мероприятий, предусмотренных Проектом разработки участка месторождения строительных песков Лесное-II в Октябрьском районе г. Калининграда (2006), которые должны производиться после окончания разработки всего месторождения Лесное-II, которая в настоящее время не завершена.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.05.2022 по делу № А21-3728/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.С. Баженова

Судьи

К.В. Галенкина

С.М. Кротов