ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-3801/2017 от 21.02.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

22 февраля 2018 года

Дело № А21-3801/2017

Резолютивная часть постановления объявлена      февраля 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме   февраля 2018 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Несмияна С.И.,

судей  Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания:  Шалагиновой Д.С.,

при участии: 

от истца: не явился, извещен; после перерыва Жарникова Ю.С. по доверенности от 03.07.2017;  Сугомякин В.В. по доверенности от 01.01.2018;

от ответчика: не явился, извещен; после перерыва Шишкина Д.Г. по доверенности от 26.12.2017;  Фридлянд О.В. по доверенности от 26.12.2017;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-709/2018 ) открытого акционерного общества "Янтарьэнергосбыт" на решение Арбитражного суда  Калининградской области от 16.11.2017 по делу № А21-3801/2017 (судья Шкутко О.Н.), принятое

по иску открытого акционерного общества "Янтарьэнергосбыт"

к акционерному обществу "Оборонэнерго"

о взыскании  1 575м754 рублей 66 копеек,

установил:

открытое акционерное общество «Янтарьэнергосбыт» (далее – ОАО «Янтарьэнергосбыт») обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с уточненным иском о взыскании с акционерного общества «Оборонэнерго» (далее – АО «Оборонэнерго») 1 440 017 рублей 38 копеек задолженности за январь, февраль 2017 года, 381 330 рублей 98 копеек неустойки.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 16.11.2017 присуждены к взысканию с АО «Оборонэнерго» в пользу ОАО «Янтарьэнергосбыт» 1 406 523 рублей 45 копеек задолженности и 376 634 рублей 60 копеек неустойки. В остальной части иска суд отказал.

В апелляционной жалобе ОАО «Янтарьэнергосбыт» просит удовлетворить иск в заявленном объеме, полагает, что расчет потерь по ПС О-36 должно производится с применением тарифа, установленного для непревышения фактического объема потерь электрической энергии.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Калининградской области от 16.11.2017 проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что между ОАО «Янтарьэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) и ОАО «Оборонэнерго» (покупатель) заключен договор купли-продажи электрической энергии от 25.01.2013 № 438/4-КП, по условиям которого гарантирующий поставщик осуществляет продажу покупателю   электрической   энергии   для   компенсации   потерь   в   принадлежащих покупателю электрических сетях, а покупатель обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию на условиях, установленных договором.

В соответствии с пунктом 4.2 договора объем фактических потерь электроэнергии в сетях покупателя определяется как разница между объемами электроэнергии, поставленной в электрическую сеть покупателя из смежных сетей и суммой объемов электроэнергии, переданных потребителям (приложение № 2 к договору), чьи энергопринимающие устройства присоединены к сети покупателя; количество энергии, принятой в сеть покупателя и отпущенной из сети покупателя, определяется приборами учета и фиксируется в актах приема-передачи энергии.

В соответствии с пунктом 5.3 договора покупатель оплачивает стоимость электроэнергии, исходя из установленных тарифов и прогнозных значений нерегулируемых цен и данных о плановых объемах, определенных в приложении № 1 к договору; окончательный расчет производится до 25 числа месяца, следующего за расчетным.

Разногласия возникли по применяемому ОАО «Янтарьэнергосбыт» тарифу. Сумма разногласий составляет: за январь 2017 года 25 412 рублей 36 копеек, за февраль 2017 года 8081 рублей 57 копеек, общая сумма неурегулированных разногласий - 33 493 рубля 93 копейки.

ОАО «Янтарьэнергосбыт» выставило в адрес сетевой организации по ПС 0-36 за январь 2017 года счет-фактуру № 4/012017/00561 от 31.012.2017 в объеме 2 342 957 кВт.ч, за февраль 2017 года счет-фактуру № 4/022017/00584 от 28.02.2017 в объеме 2 057 504 кВт.ч.

Превышения объемов потерь по данным периодам нет.

Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - Служба) от 23.12.2016 № 145-06э/16 (далее - Приказ) установлен тариф для сетевых организаций, покупающих электрическую энергию у гарантирующего поставщика для компенсации потерь электрической энергии на 2017 год. Согласно Приказу, в отношении величин непревышения фактических объемов потерь электрической энергии над объемами потерь, учтенными в сводном прогнозном балансе за соответствующий расчетный период в отношении сетевой организации на первое полугодие 2017 года - 91.93 (руб./МВт.ч.): в отношении величин превышения фактических объемов потерь электрической энергии над объемами потерь, учтенными в сводном прогнозном балансе за соответствующий расчетный период в отношении сетевой организации на первое полугодие - 78,13 (руб./МВт.ч.).

Данный Приказ, по мнению истца, устанавливает тариф для организации (юридического лица) в целом по всем объектам, принадлежащим сетевой организации, поэтому сводный прогнозный баланс, утвержденный Службой, не включает в себя отдельно точку поставки (ПС 0-36), а распространяется в целом на юридическое лицо и соответственно на все точки поставки. По мнению поставщика, расчет потерь по ПС 0-36 должно производиться с применение тарифа, установленного для непревышения фактического объема потерь электрической энергии.

Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке электрической энергии, регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения), и в части, допускаемой названными Положениями, регулируются положениями Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).

Согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец электросетевого хозяйства обязаны в установленном порядке по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

В соответствии с частью 1 пункта 3 статьи 32 Закона об электроэнергетике величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию, оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли, в установленном правилами оптового и (или) розничных рынков порядке. При этом сетевые организации обязаны заключить в соответствии с указанными правилами договоры купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в пределах не учтенной в ценах на электрическую энергию величины.

Согласно пункту 4 Основных положений сетевые организации приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию, оплачивается сетевыми организациями, в сетях которых они возникли, в порядке, установленном правилами оптового и (или) розничных рынков.

В силу пункта 128 Основных положений фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенному в порядке и на условиях, указанных в разделе III настоящего документа. При этом в первую очередь сетевые организации должны приобретать электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь в объектах электросетевого хозяйства у производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках в отношении квалифицированных генерирующих объектов, подключенных к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций и функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии.

Нормативные потери в электросетях являются неизбежными издержками процесса передачи электроэнергии, в силу чего они оплачиваются конечными потребителями этих услуг сетевым организациям в тарифе на услуги по передаче электроэнергии. В свою очередь, сетевые организации оплачивают поставщикам электроэнергии фактические потери в электросетях, в которые включаются и нормативные. В то же время величина сверхнормативных потерь зависит от хозяйственной деятельности самих сетевых организаций и иных владельцев электросетей.

При соблюдении указанных правил достигается баланс экономических интересов поставщиков электроэнергии, сетевых организаций и потребителей (пункт 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике).

В соответствии с пунктами 50, 51 Правил № 861 размер фактических потерь электрической энергии, возникающих в электрических сетях, определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.

Согласно расчету, произведенному истцом, объем потерь электрической энергии, подлежащей оплате ответчиком за спорный период, составил 3 085 051 кВт.ч.

Разногласия между сторонами состоят в различной квалификации объема потерь (нормативные или сверхнормативные) и, соответственно, их стоимости.

На территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, гарантирующие поставщики продают электроэнергию на розничных рынках потребителям (за исключением населения и приравненным к нему) по нерегулируемым ценам не выше предельных уровней нерегулируемых цен. Предельные уровни рассчитываются исходя из цен на приобретаемые гарантирующими поставщиками электроэнергию и мощность на оптовом рынке, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и цен на услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электроэнергией (пункт 1 статьи 40 Закона об электроэнергетике).

В силу пункта 5 Основных положений на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) продается по нерегулируемым ценам, за исключением продажи электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей. При этом гарантирующие поставщики продают электрическую энергию (мощность) по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, определяемых и применяемых в соответствии с настоящим документом.

В соответствии с абзацем 7 пункта 96 Основных положений для определения предельных уровней в отношении величин непревышения фактических объемов потерь электрической энергии над объемами потерь, учтенными в сводном прогнозном балансе за соответствующий расчетный период в отношении сетевой организации, используется сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, установленная в отношении сетевых организаций, а в отношении величин превышения - сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, установленная в отношении потребителей, относящихся к подгруппе группы "прочие потребители" с максимальной мощностью энергопринимающих устройств от 670 кВт до 10 МВт.

В абзаце 6 пункта 2 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1179, установлено, что предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), приобретаемую в целях компенсации потерь в сетях сетевых организаций, необходимая валовая выручка которых включена в расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии, применяются отдельно к величинам непревышения и отдельно к величинам превышения фактических объемов потерь электрической энергии над объемами потерь, учтенными в сводном прогнозном балансе в соответствующем расчетном периоде в отношении сетевой организации. При этом для определения предельных уровней в отношении величин непревышения фактических объемов потерь электрической энергии над объемами потерь, учтенными в сводном прогнозном балансе в соответствующем расчетном периоде в отношении сетевой организации, используется сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, установленная в отношении сетевых организаций, а в отношении величин превышения - сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, установленная в отношении потребителей, не относящихся к организациям, оказывающим услуги по передаче электрической энергии, населению и приравненным к нему категориям.

В соответствии с пунктом 4 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 12.04.2012 № 53-э/1, сводный прогнозный баланс формируется на год, утверждается Федеральной службой по тарифам и не содержит разделения технологического расхода электрической энергии (потерь) в электрических сетях при расчетах с отдельными гарантирующими поставщиками.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле (статьи 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств (часть 1 статьи 64 и статьи 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд установил, что, приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 23 декабря 2016 г. № 145-06э/16 устанавливает тариф для организации (юридического лица) в целом по всем объектам, принадлежащим сетевой организации, и Сводный прогнозный баланс не включает в себя отдельную точку поставки (ПС О-З6), а распространяется в целом на юридическое лицо и соответственно на все точки поставки.

Объем, утвержденный в Сводном прогнозном балансе для АО «Оборонэнерго» - 3 944 900 кВт.ч.

Превышение по периоду январь 2017 года составляет 1 323 595 кВт.ч.

По счетам за спорный период в 2017 году произведено корректировок в объеме 387 870 кВт.ч., однако остается превышение установленной величины в объеме 935 725 кВт.ч., к которой должен быть применен тариф для величины превышения фактических объемов потерь электрической энергии над объемами потерь, учтенными в сводном прогнозном балансе.

Аналогичная ситуация и по февралю 2017 года. Приказом Минэнерго России от 29.06.2014 года № 649 утвержден норматив технологических потерь электрической энергии при передаче её по электрическим сетям для АО «Оборонэнерго» в границах Калининградской области в размере 10,23% от отпуска электрической энергии в сеть.

Для решения вопроса применения тарифов в случае разделения общего объема потерь электрической энергии и предъявления разными счет-фактурами Ответчик использовал норматив, установленный Приказом Минэнерго РФ № 649 от 26.09.2014, так как формирование объемов для Сводного прогнозного баланса осуществляется с применением установленного норматива. Приказом № 649 утвержден норматив технологических потерь электрической энергии при передаче её по электрическим сетям для АО «Оборонэнерго» в границах Калининградской области в размере 10,23% от отпуска электрической энергии в сеть.

При этом в соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1178 от 29.12.2011 уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации устанавливается на каждый последующий год долгосрочного периода регулирования равным уровню потерь, установленному на первый год долгосрочного периода регулирования. Норматив на 2015 год не требует пересмотра в течение долгосрочного периода регулирования для АО «Оборонэнерго».

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  Калининградской области   от 16.11.2017 по делу №  А21-3801/2017   оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с ОАО «Янтарьэнергосбыт» в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

С.И. Несмиян

Судьи

                            Т.В. Жукова

 Н.М. Попова