АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 декабря 2023 года
Дело №
А21-3933/2023
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Савицкой И.Г.,
при участии от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области «Гурьевская центральная районная больница» Гамова Я.О. (доверенность от 30.12.2022),
рассмотрев 21.12.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023 по делу № А21-3933/2023,
у с т а н о в и л:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области «Гурьевская центральная районная больница» (238300, Калининградская обл., г. Гурьевск, Калининградское ш., д. 31; ОГРН 1023902297836; ИНН 3917007771; далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (236006, Калининград, ул. Барнаульская, д. 4; ОГРН 1023901001552; ИНН 3905011090; далее – Управление) от 21.02.2023 № 039/06/42-82/2023 и предписания от 21.02.2023 № 10-кс/2023.
Решением суда первой инстанции от 08.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 31.08.2023 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, оспариваемые решение и предписание являются правомерными.
В судебном заседании представитель Учреждения просил в удовлетворении жалобы отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок Учреждением (заказчик) было размещено извещение от 01.02.2023 № 1035200000323000009 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (тест-полоски) для лаборатории с кодом Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ) 21.20.23.110-00010595 «Множественные аналиты мочи ИВД, набор, колориметрическая тест-полоска, экспресс-анализ».
Индивидуальный предприниматель Подоляцкий Николай Сергеевич, указав на установление заказчиком в извещении о проведении аукциона необоснованных требований к поставляемому товару, подал в Управление жалобу от 09.02.2023 на действия Учреждения.
Решением Управления от 21.02.2023 по делу № 039/06/42-82/2023 Учреждение признано нарушившим требования пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
Об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства Управление выдало заказчику предписание от 21.02.2023 № 10-кс/2023.
Учреждение не согласилось с решением и предписанием антимонопольного органа, посчитав их незаконными, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемых решения и предписания, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции, исходя из отсутствия в действиях Учреждения нарушений Закона № 44-ФЗ, не согласился с выводами суда первой инстанции, отменил решение и заявленные требования удовлетворил.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Как предусмотрено подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе, с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Согласно части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ в случаях, предусмотренных настоящим Законом, заказчик при описании объекта закупки руководствуется следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки (пункт 1); использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила № 145).
В соответствии с пунктом 4 Правил № 145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: наименование товара, работы, услуги (подпункт «а»); единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии) (подпункт «б»); описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (подпункт «в»).
Согласно пункту 5 Правил № 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона № 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением прямо перечисленных в данном пункте случаев.
В силу пункта 6 Правил № 145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1).
В данном случае судом апелляционной инстанции установлено, что за основу технического задания заказчиком взята позиция КТРУ 21.20.23.110-00010595 «Множественные аналиты мочи ИВД, набор, колориметрическая тест-полоска, экспресс-анализ».
Описание объекта закупки содержало сведения о наименовании товара, необходимого для поставки («Множественные аналиты мочи ИВД, набор, колориметрическая тест-полоска, экспресс-анализ»), в соответствии с КТРУ функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки (количество выполняемых тестов – не менее 100 шт.); метод – полуколичественный; для анализаторов открытого типа; измеряемые параметры – нитриты, pH, глюкоза, протеин, скрытая кровь, кетоны, уробилиноген, удельный вес, лейкоциты, аскорбиновая кислота, билирубин (в соответствии с потребностью заказчика); для использования в полуавтоматическом мочевом анализаторе Urilit, имеющимся у заказчика (в соответствии с требованиями, указанными в руководстве по эксплуатации анализатора); единица измерения – набор; количество – 200).
Заказчиком был указан исчерпывающий перечень определенных измеряемых параметров в соответствии с его потребностью (для нужд лаборатории). При этом заказчик дополнительно указал как измеряемые параметры с обоснованием необходимости использования дополнительных характеристик, так и для какого мочевого анализатора производится закупка тест-полосок.
Апелляционным судом также установлено, что необходимые измеряемые параметры (анализируемые параметры), указанные заказчиком в соответствии с его потребностью, соответствуют требованиям руководства по эксплуатации мочевого анализатора Urilit-500; согласно руководству по эксплуатации данного медицинского оборудования точность гарантируют только индикаторные полоски Littest, произведенные компанией Urit Medical Electronic Co., Ltd; в инструкции по применению медицинского оборудования указано, что производитель не несет ответственность за использование реактивов иных производителей.
Вместе с тем, исходя из структуры позиции КТРУ 21.20.23.110-00010595, какое-либо указание на товарный знак тест-полосок в ней отсутствует.
В связи с этим суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что описание объекта закупки соответствует нормам действующего законодательства и содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии в действиях Учреждения нарушений Закона № 44-ФЗ, о неправомерности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа, а также о нарушении прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В связи с этим суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные Учреждением требования.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023 по делу № А21-3933/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области – без удовлетворения.
Председательствующий
О.А. Алешкевич
Судьи
Е.А. Аникина
И.Г. Савицкая