ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-3948/2023 от 05.10.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

10 октября 2023 года

Дело №А21-3948/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Пивцаева Е.И.

судей Мильгевской Н.А., Семиглазова В.А.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ворониной Е.Ю.

при участии:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: представитель ФИО1 по доверенности от 04.08.2023, представитель ФИО2 по доверенности от 01.02.2023;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30978/2023) общества с ограниченной ответственностью «Авалон» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.08.2023 по делу № А21-3948/2023 (судья Надежкина М.Н.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Авалон»

к Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области

о признании решения незаконным,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Авалон» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Калининградской области (далее – Управление) о признании незаконным решения Управления о внесении записи № 2223903440011 о недостоверности сведений в отношении генерального директора Общества ФИО3.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 09.08.2023 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, В материалах дела отсутствует заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ; какая-либо информация о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений, также отсутствует. Общество считает, что у регистрирующего органа в принципе отсутствовали основания для проведения проверки достоверности сведений, иного в материалы дела не было представлено.

02.10.2023 в апелляционный суд от Управления поступил отзыв на апелляционную жалобу.

Апелляционный суд приобщил к материалам дела отзыв Управления на апелляционную жалобу.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя Управления, апелляционный суд установил следующее.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 02.03.2022 с присвоением ОГРН <***>; единственным участником и руководителем Общества является ФИО3

В рамках проведения налогового контроля Управлением в адрес Общества направлены уведомления от 30.05.2022 № 06-09/12641, от 08.09.2022 № 398 о вызове руководителя Общества для дачи пояснений, в том числе, об обстоятельствах регистрации организации, ее места нахождения, финансово-хозяйственной деятельности.

По перечисленным уведомлениям ФИО3 в налоговый орган не явился.

Уведомлениями о необходимости представления достоверных сведений от 20.09.2022 № 11-10/3/26051 и № 11-09/3/26086, направленным по адресам ФИО3 и Общества, соответственно, Управление сообщило о том, что в отношении Общества установлена недостоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица – ФИО3

Отправления возвращены отправителю с отметками об истечении срока хранения корреспонденции.

Учитывая отсутствие обратной связи со стороны Общества и ФИО3, непредставления запрошенных документов, Управлением 29.12.2022 за ГРН 2223903440011 в отношении ФИО3 внесена запись о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Полагая, что действия Управления по внесению указанной записи являются незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.

Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).

При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, налоговые органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствии со статьей 1 Закона № 129-ФЗ состоит из ГК РФ, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», далее – Закон №149-ФЗ).

Согласно части 9 статьи 14 Закона № 149-ФЗ информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.

Следовательно, сведения в ЕГРЮЛ о юридическом лице, документы, на основании которых создается соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную и актуальную информацию.

Согласно подпункту «л» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

На основании пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

В соответствии с пунктом 4.3 статьи 9 Закона № 129-ФЗ основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ утверждены Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий (далее - Основания и порядок).

Согласно пункту 4 Оснований и порядка основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.

Из пункта 18 оснований и порядка, а также пункта 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ следует, что, в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в Реестр, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «л» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - Уведомление о недостоверности).

В течение тридцати дней с момента направления Уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом № 129-ФЗ, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено Уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

В пункте 2 статьи 51 ГК РФ закреплено, что данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.

По данным ЕГРЮЛ Общество было зарегистрировано в качестве юридического лица 02.03.2022 за регистрационным номером <***> и состояло на учете в Межрайонной ИФНС России № 9 по городу Калининград до 29.08.2022. С 29.08.2022 в связи с реорганизацией состоит на учете в Управлении.

Согласно данным ЕГРЮЛ Общество зарегистрировано по адресу: 236010, <...> Литер Г, офис 529.

Филиалов и обособленных подразделений Обществом не зарегистрировано.

Согласно информационным ресурсам установлено, что у Общества отсутствует имущество, транспортные средства, обособленные подразделения.

С 02.03.2022 единственным участником и директором Общества являлся ФИО3.

Ранее Управлением в рамках мероприятия налогового контроля в адрес Общества направлялись:

- уведомление о вызове в налоговый орган № 398 от 08.09.2022 для Подписания и вручения Акта камеральной налоговой проверки в соответствии с п. 1 ст.119 НК РФ за несвоевременное представление Расчета по страховым взносам за 3 месяца 2022 года. Директор Общества по указанному уведомлению не явился;

- уведомление о вызове в налоговый орган № 2973 от 26.10.2022 по причине непредставления в установленный срок документов по Требованию № 1724 от 21.09.2022 и подписания Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях. Директор (представитель) Общества по указанному уведомлению не явился;

- уведомление о вызове в налоговый орган № 06-09/12641 от 30.05.2022 для дачи пояснений об обстоятельствах, связанных с регистрацией, адресом местонахождения, финансово-хозяйственной деятельностью. Уведомление направлено на юридический адрес Общества: 236010, <...> Литер Г, офис 529 (конверт вернулся в Управление);

Установленные риски послужили основанием для проведения Управлением контрольных мероприятий в соответствии с Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ».

Управлением в адрес Общества направлено уведомление о вызове на опрос № 06-09/20739 от 30.05.2022 (РПО 80102972280513), согласно данным сайта «Почты России» данное уведомление возвращено из-за истечения срока хранения 03.07.2022.

Заявитель на опрос не явился и, как следствие этого, достоверность сведений о руководителе Общества не подтвердил.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ, в рамках подтверждения достоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ в отношении лица, имеющего право действовать без доверенности от имени Общества, в адрес:

- руководителя и единственного участника Общества направлено уведомление от 20.09.2022 № 11-10/3/26051 (РПО 80098676425131), согласно данным сайта «Почты России» данное уведомление возвращено отправителю из-за истечения срока хранения 24.10.2022 после неудачной попытки вручения;

- Обществу направлено уведомление от 20.09.2022 № 11-09/3/26086 (РПО 80098676666107), согласно данным сайта «Почты России» данное уведомление возвращено отправителю из-за истечения срока хранения 23.10.2022 после неудачной попытки вручения.

В связи с наличием в ЕГРЮЛ адреса электронной почты, уведомление о недостоверности сведений в отношении директора 20.09.2022 № 5 было также направлено на электронный адрес avalon_kld@mail.ru.

В установленный законодательством срок заявителем не представлены документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых направлены уведомления о недостоверности. Управлением 29.12.2022 за ГРН 2223903440011 внесена запись о недостоверности сведений о руководителе Общества.

В силу пункта 1 статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

Внесением записи о недостоверности сведений о руководителе Общества налоговый орган фактически предлагает органу управления организации подтвердить свои реальные полномочия как руководителя и исключить формальное участие недобросовестных лиц в организациях, не ведущих хозяйственную деятельность.

По сведениям налогового органа, все действия руководителя Общества как до внесения записи, так и после имеют признаки формального (номинального) участия на основании следующего.

Согласно пункту 1.3 Устава Общество, в соответствии с данным ЕГРЮЛ, зарегистрировано по адресу: 236010, <...> Литер Г, офис 529.

Общество по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не находится, что подтверждается протоколом № 185 от 06.03.2023 осмотра объекта недвижимости, проведенного Управлением. В письме АО «Водинжсервис» от 07.03.2023 № 23 сообщено, что договор аренды помещений по пр. Мира, 136 лит. Г с ООО «Авалон» прекращен 26.01.2023.

Согласно информационным ресурсам налоговым органом установлено, что у ООО «Авалон» отсутствуют обособленные подразделения, транспортные средства, иное имущество.

По пункту 3.2 устава Общества уставный капитал Общества составляет 50000 руб. Вместе с тем, оплату доли в уставном капитале ФИО3 не произвел. Доказательств обратного истцом в материалы дела не представлено.

Исходя из расчетов по форме 6-НДФЛ и банковской выписки Общества ФИО3 (иные сотрудники при их наличии) в Обществе заработную плату и доход не получал (не получали).

Основным видом деятельности Общества обозначена «Торговля оптовая и неспециализированная» (код 46.90). С целью получения информации о деятельности Общества Управление направило в адрес Общества требование от 18.10.2022 № 3314 о предоставлении документов (договоров, товарных накладных, карточек счета и т.д.). Общество не представило налоговому органу документы, подтверждающие реальность ведения уставной деятельности.

Учитывая изложенное, суд соглашается с позицией Управления о том, что собранные налоговым органом доказательства не подтверждают фактическое осуществление ФИО3 руководства деятельностью Общества и наличие реальной связи с данной организацией, а, напротив, свидетельствуют о «номинальности» его как учредителя и директора Общества.

Надлежащих доказательств того, что ФИО3 является фактическим, а не номинальным учредителем и руководителем Общества, а именно, доказательств реального принятия ФИО3 управленческих и хозяйственных решений ни в налоговый орган, ни в суд не представлено.

По данным Управления, Общество имеет признаки транзитной организации, посредством которой формируется фиктивный документооборот для принятия налоговых вычетов и необоснованного увеличения расходов. В состав так называемой «площадки для оказания рекламных услуг» входят ООО «Авалон», ООО «Фокстрот» (дело № А21-3945/2023), ООО «Браво» (дело № А21-930/2023), ООО «Мод эдженси» (дело № А21-7310/2023), ООО «Азимут» (дело № А21-6577/2023), ООО «Аквариус» (дело № А21-4051/2023), ООО «Рейст» (дело № А21-236/2023), ООО «Рекламные решения». Перечисленные организации по собранным Управлением доказательствам, вероятно, используют незаконные схемы при исчислении и уплате налогов в бюджеты РФ. Судом, помимо прочего, выявлено назначение ФИО3 директором и в других организациях, в частности, в ООО «Браво» (ОГРН <***>).

При этом, доказательств, опровергающих результаты проверки налоговым органом достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, доводов Управления о недобросовестном использовании хозяйственным обществом, возглавляемым номинальным (фиктивным) руководителем, статуса юридического лица заявителем не представлено.

Таким образом, решение Управления о внесении записи о недостоверности сведений в отношении ФИО3 соответствует действующему налоговому законодательству и направлено на пресечение неправомерных действий.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.08.2023 по делу № А21-3948/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.И. Пивцаев

Судьи

Н.А. Мильгевская

В.А. Семиглазов