ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-4180/17 от 05.12.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

12 декабря 2017 года

Дело №А21-4180/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Тимухиной И.А.

судей Желтянникова В.И., Жиляевой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания: Потаповой А.В.

при участии:

от истца: не явился, извещен

от ответчика: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26647/2017) ИП Петросяна А.В.

на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.09.2017 по делу № А21-4180/2017 (судья Зинченко С.А.), принятое

по заявлению ИП Петросяна А.В.

заинтересованное лицо: Администрация МО "Зеленоградский городской округ"

об оспаривании распоряжения, о признании незаконным уведомления, о сносе,

установил:

Индивидуальный предприниматель Петросян Андраник Володяи (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными распоряжения Администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» (далее – Администрации) от 12.05.2017 № 48-р «О сносе нестационарного торгового объекта, незаконно располагающегося на территории променада, в районе дома № 18 по ул. Гагарина города Зеленоградска» и уведомления Администрации от 17.05.2017 № 2842-ю/01-24 о сносе (демонтаже) нестационарного торгового объекта 26.05.2017.

Решением от 01.09.2017 в удовлетворении заявления о признании незаконным распоряжения от 12.05.2017 №48 –р отказано, в остальной части производство по делу прекращено.

В апелляционной жалобе Предприниматель, считая решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить, полагая, что спорный нестационарный торговый объект (НТО) не является самовольным, возведен и использовался в соответствии с разрешением. Кроме того, судом не дана оценка доводу о неисполнимости распоряжения и уведомления в силу крайне незначительности срока, предоставленного для исполнения, установления одновременной даты (и периода) сноса различными субъектами.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, между Администрацией (арендодатель) и Предпринимателем (оператор) заключен договор от 04.03.2015 № 2/2015 на размещение нестационарного торгового объекта, предоставление услуг, согласно которому Администрация предоставила Предпринимателю право размещать нестационарный торговый объект площадью 25 кв.м с прилегающей территорией благоустройства площадью 600 кв.м в месте, расположенном по адресу: г. Зеленоградск, ул. Гагарина (в районе второго спуска к морю, западная оконечность променада) согласно схеме размещения нестационарных объектов торговли № 209 для осуществления торговой деятельности (предоставления услуг) нестационарное летнее кафе (фаст-фуд). Срок действия договора – с момента заключения до 01.03.2019.

Согласно пункту 3.2 договора оператор не имеет право изменять место размещения и площадь объекта без разрешения Администрации. Оператор обязан иметь на НТО оригинал квитанции об оплате за текущий месяц осуществления своей деятельности и предъявлять его по первому требованию проверяющих лиц. Оператор не вправе осуществлять свою деятельность на НТО в случае неуплаты платежа за текущий месяц или отсутствия на НТО оригинала квитанции об уплате платежа (п 4.9).

Пунктом 5.2.1 договора предусмотрена обязанность Предпринимателя осуществлять размещение НТО, его эксплуатацию, а также обеспечивать техническую оснащенность, условия приема, хранения и реализации товаров, условия для соблюдения личной гигиены в соответствии с санитарными, противопожарными, экологическими и другими нормами, правилами и требованиями, установленными действующим законодательством.

В соответствии с п. 9.2 договора он считается расторгнутым в случае одностороннего отказа от исполнения договора Администрацией при неоднократном (два и более раза) нарушении Предпринимателем условий внесения платы за размещение (п. 4.3 договора), условий размещения НТО (раздел 3 договора) и неисполнении Предпринимателем иных обязательств по договору (п. 5.2 договора).

Согласно п. 5.2.10 договора в случае досрочного расторжения договора по причинам нарушения действующего законодательства РФ или условий договора оператор обязан за свой счет демонтировать НТО в течение двух недель с момента получения официального уведомления о демонтаже либо с даты опубликования сообщения в газете «Вестник Зеленоградска» в случае отсутствия информации о владельце или информации о получении им уведомления.

Ссылаясь на то, что, как установлено комиссией Администрации с выходом на место, Предпринимателем самовольно установлен НТО в месте, которое ему не предоставлялось, Администрация направила Предпринимателю предписание от 11.03.2016 №1229 с требованием в срок до 21.03.2016 демонтировать самовольно установленный НТО и вывезти его с территории променада.

Предпринимателю также вручено предписание от 04.08.2016 № 193 о необходимости представления документов, подтверждающих законность увеличения площади объекта, платежных документов, подтверждающих оплату платежей за размещение объекта с марта 2015 года по дату вынесения предписания, законность использования газового оборудования, а также о выявлении недостатков: не соблюдены нормы пожаротушения (отсутствуют огнетушители), отсутствует подключение к системе водоснабжения и водоотведения, слив жидких бытовых отходов осуществляется в емкости, находящиеся в месте приготовления пищи, вместо септика используется колодец ливневой канализации, биотуалет расположен с нарушением норм санитарного содержания, отсутствует договор с организацией на обслуживание туалета. В связи с этим принято решение приостановить деятельность оператора до устранения выявленных недостатков до 14.08.2016, а в случае их неустранения - принять решение о расторжении договора от 04.03.2015 № 2/2015 на размещение НТО.

В соответствии с предписанием Администрации от 07.10.2016 № 7098 установлено, что вместо согласованной договором площади НТО Предпринимателем установлен НТО общей площадью более 100 кв.м, при этом само летнее кафе размещено вне выделенного Предпринимателю места, на объекте отсутствует водоснабжение и водоотведение, огнетушители, используется открытый огонь для приготовления пищи и газовая плита, работающая на сжиженном (баллонном газе), платежные документы, подтверждающие внесение платежей за размещение НТО за весь период размещения объекта с 04.03.2015, в Администрацию не представлены, в связи с этим Предпринимателю указано на необходимость представить оригинал договора от 04.03.2015 № 2/2015 для сличения и копии платежных документов за право размещения НТО с 04.03.2015. Одновременно Предприниматель уведомлен, что в случае неисполнения предписания в соответствии с п. 9.2 договора он будет расторгнут Администрацией в одностороннем порядке.

Уведомлением от 17.02.2017 № 861/01-23 Комитет сообщил Предпринимателю о расторжении договора на размещение нестационарного торгового объекта от 04.03.2015 № 2/2015 на основании п. 9.2 договора в связи с нарушением Предпринимателем п. 4.3, раздела 3 и п. 5.2.8 договора.

Распоряжением Администрации от 12.05.2017 №48-Р в соответствии ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 4 ст. 222 ГК РФ, на основании «Порядка сноса самовольных построек, в том числе нестационарных торговых объектов, ограждений», утвержденного постановлением Администрации МО «Зеленоградский городской округ» от 08.06.2016 №1237, докладной записки отдела экономического развития и торговли Администрации и заключения комиссии Администрации от 11.05.2017 принято решение снести НТО, незаконно располагающийся на территории променада, в районе дома № 18 по ул. Гагарина г. Зеленоградска, снос НТО поручен ООО «КРОТ», дата сноса назначена на 26.05.2017, консультанту отдела экономического развития и торговли Администрации поручено направить копию распоряжения собственнику НТО, контроль за исполнением распоряжения возложен на заместителя главы Администрации.

Копия распоряжения направлена Предпринимателю 18.05.2017 в качестве приложения к уведомлению от 17.05.2017 № 2842-ю/01-24, которым Предпринимателю предложено в добровольном порядке до 26.05.2017 произвести демонтаж и вывезти НТО с территории променада г. Зеленоградска, а также указано, что в случае неисполнения уведомлении снос НТО будет осуществлен Администрацией собственными силами с последующим взысканием с Предпринимателя понесенных расходов.

Полагая названное распоряжение и уведомление незаконными, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции в удовлетворении требования Предпринимателя о признании распоряжения незаконным отказал, производство по делу в части требования о признании уведомления от 17.05.2017 № 2842-ю/01-24 незаконным прекратил.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене или изменению.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются положениями Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона N 381-ФЗ).

Статьей 10 Закона N 381-ФЗ установлены особенности размещения нестационарных торговых объектов, определен порядок их размещения, закрепленный в Правилах включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.

Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Во исполнение требований Закона N 381-ФЗ с учетом положений Закона N131-ФЗ Постановлением Правительства Калининградской области от 28.05.2010 N386 утвержден "Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Калининградской области" (далее - Порядок N 386).

В соответствии с пунктом 8.1 Правил благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского совета депутатов города Калининграда от 20.05.2015 N 161 (далее - Правила), размещение НТО на территории городского округа "Город Калининград" допускается только в соответствии со схемой размещения НТО, разработанной и утвержденной органом местного самоуправления, в порядке, утвержденном действующим законодательством.

В силу пунктов 8.9.1, 8.9.2 и 8.9.5 Правил на территории города запрещается самовольно устанавливать НТО в местах, не предусмотренных схемой размещения НТО; размещать НТО на придомовых территориях и размещать НТО после окончания срока действия договора на размещение НТО, договора аренды земельного участка в местах, ранее предусмотренных для этого.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, спорный НТО расположен вне пределов предоставленного Предпринимателю земельного участка, что послужило основанием для отказа Администрации от договора уведомлением от 17.02.2017 № 861/01-23 в соответствии пунктом 9.2 договора.

В силу пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Доказательства принятия Предпринимателем каких-либо мер по устранению выявленных Администрацией нарушений или по добровольному демонтажу НТО в материалы дела не представлены, односторонний отказ от договора в установленном порядке не оспорен.

Таким образом, договор аренды на размещение нестационарного торгового объекта расторгнут, доказательств наличия иных правовых оснований для занятия земельного участка НТО Предпринимателя в материалы дела не представлено, оспариваемое распоряжение не нарушает прав и законных интересов Предпринимателя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленного требования, при этом суд первой инстанции правомерно исходил из того, что уведомление от 17.05.2017 № 2842-ю/01-24 не является ненормативным правовым актом, возможность оспаривания которого предусмотрена главой 24 АПКРФ, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 ст. 150 АПК РФ прекратил производство по делу в данной части.

Доводы подателя жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.09.2017 по делу № А21-4180/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.А. Тимухина

Судьи

В.И. Желтянников

Е.В. Жиляева