ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-4482/2023 от 30.11.2023 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 ноября 2023 года

Дело №

А21-4482/2023

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Филиппова А.Е.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Полипром» ФИО1 (доверенность от 01.02.2023) и ФИО2 (доверенность от 01.12.2021), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области ФИО3 (доверенность от 14.12.2022),

рассмотрев 22.11.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Полипром» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023 по делу № А21-4482/2023,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Полипром», адрес: 236013, Калининград, 1-я Алтайская ул., д. 29, лит. II из лит. Р, Р1, ком. 34, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, адрес: 236040, Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Управление Росреестра), о признании незаконными уведомления Управления Росреестра от 30.01.2023 № КУВД-001/2023-1746116/3 о приостановлении государственной регистрации права собственности и от 02.05.2023 № КУВД-001/2023-1746116/9 об отказе в государственной регистрации права собственности Общества на здание с кадастровым номером 39:15:150403:92 по адресу: Калининград, Транспортный тупик, д. 10, корп. 17, и земельный участок с кадастровым номером 39:15:150403:8, на котором расположено это здание (далее - Объекты), а также об обязании Управления Росреестра произвести государственную регистрацию права собственности Общества на Объекты.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «А-Инвестмент Групп» 236013, Калининград, Магнитогорская ул., д. 4, лит. А, каб. 120, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Компания).

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 08.06.2023 от 08.06.2023 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023 данное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 08.06.2023 и постановление от 31.08.2023, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявления.

Суды, по мнению подателя жалобы, неверно истолковали содержание решения, приведенного в выписке из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 07.09.2022 № 85, полагает, что это решение является необходимым и достаточным документом, подтверждающим соблюдение требований, установленных Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2022 № 81, для исполнения сделки купли-продажи Объектов.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Управления Росреестра возражал против ее удовлетворения.

Компания извещена в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направила, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество (покупатель) и Компания (продавец) заключили договор купли-продажи от 30.12.2022 № АГ-30/12/2022-1 (далее – Договор), по условиям которого продавец обязался передать в собственность покупателя, а покупатель – принять и оплатить Объекты.

Единственным участником Общества является акционерное общество «ДУКЕЗА-СА» (доля участия - 100%), страна происхождения Швейцария.

Одним из участников Компании (с долей участия 99,99542%) является частная компания с ограниченной ответственностью «Доан Б.В.», страна происхождения Нидерланды.

Общество и Компания 19.01.2023 обратились в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации перехода к Обществу права собственности на Объекты на основании Договора.

Уведомлением от 30.01.2023 № КУВД-001/2023-1746116/3 Управление Росреестра сообщило заявителям о приостановлении осуществления регистрационных действий на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), сославшись на то, что продавец по Договору является юридическим лицом, участником которого с долей 99,99542% является иностранное лицо, зарегистрированное в Нидерландах и при этом не представлено разрешение, выдаваемое Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, предусмотренное Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» (далее - Указ № 81), на осуществление (исполнение) им сделки купли-продажи Объектов.

Поскольку указанное обстоятельство, послужившее основанием для приостановления государственной регистрации, не было устранено, Управление Росреестра уведомлением 02.05.2023 № КУВД-001/2023-1746116/9 отказало в государственной регистрации права собственности Общества на Объекты.

Общество, полагая решения Управления Росреестра о приостановлении регистрационных действий и об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Общества на Объекты незаконным и нарушающим его права в области экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Суды первой и апелляционной инстанций не установили совокупности оснований для признания оспариваемых решений Управления Росреестра незаконными в связи с этим отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.

По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 того же Кодекса основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный регистратор принимает решение о государственной регистрации прав по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов при отсутствии предусмотренных этим Законом оснований для отказа в государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав.

В соответствии со статьей 27 Закона № 218-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Федерального закона.

Указом № 81 в связи с недружественными действиями иностранных государств, связанными с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, в целях защиты национальных интересов Российской Федерации, принят ряд дополнительных временных мер экономического характера.

В частности, подпунктом «а» пункта 1 Указа № 81 со 02.03.2022 установлен особый порядок осуществления (исполнения) резидентами сделок (операций) с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности, влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество.

Согласно подпункту «б» пункта 1 Указа № 81 указанные сделки могут осуществляться (исполняться) на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Комиссия) и при необходимости содержащих условия осуществления (исполнения) таких сделок (операций).

В пункте 1.7 Официального разъяснения Банка Росси от 18.03.2022 № 2-ОР в целях применения Указа № 81 особый порядок осуществления (исполнения) резидентами сделок (операций), установленный абзацем третьим подпункта «а» пункта 1 Указа № 81, влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги или недвижимое имущество, распространяется на сделки (операции), совершаемые резидентами с указанными в абзаце первом подпункта «а» пункта 1 Указа № 81 лицами, направленные как на приобретение резидентами, так и на отчуждение ими ценных бумаг или недвижимого имущества.

Таким образом, особый порядок осуществления (исполнения) сделок (операций) установлен как для случаев приобретения, так и для случаев отчуждения недвижимого имущества лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия.

Во исполнение Указа № 81 постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 295 утверждены Правила выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации, а также реализации иных полномочий в указанных целях (далее - Правила).

Указанными Правилами определен в том числе порядок выдачи Комиссией разрешений на осуществление (исполнение) резидентами сделок с лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности, влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество.

Согласно пункту 3 Правил понятие «резидент» используется в этих Правилах в том же значении, что и в статье 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; лицо считается находящимся под контролем в соответствии с пунктом 1 названных Правил при наличии одного из признаков, указанных в статье 5 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

В соответствии с пунктом 13 Правил разрешением Комиссии на осуществление (исполнение) сделки (операции), разрешением Комиссии на осуществление (исполнение) сделки (операции), содержащим условия осуществления (исполнения) такой сделки (операции), отказом в выдаче разрешения Комиссии на осуществление (исполнение) сделки (операции) является оформленное уполномоченным органом решение подкомиссии, в состав которой входят по одному представителю от Администрации Президента Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, Центрального банка Российской Федерации и которая возглавляется руководителем уполномоченного органа (далее - Подкомиссия).

Пунктом 16 Правил предусмотрено, что Подкомиссия вправе принимать решения о выдаче разрешения Комиссии на осуществление (исполнение) сделки (операции) неопределенному кругу лиц.

Согласно выписке из протокола заседания Подкомиссии от 11.04.2022 № 30 (доведена Министерством финансов Российской Федерации 19.04.2022 за № 05-06-10/ВН-20024) Подкомиссией было принято решение разрешить резидентам осуществление (исполнение) сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, приобретаемое (отчуждаемое) резидентами - российскими юридическими лицами, доля прямого и (или) косвенного участия в уставном капитале которых иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия, либо находящихся под контролем указанных лиц составляет:

- для публичных акционерных обществ - не более 50% минус 1 акция;

- для непубличных акционерных обществ - не более 25% минус 1 акция;

- для обществ с ограниченной ответственностью - не более 25% минус 1 голос.

В соответствии с выпиской из протокола заседания Подкомиссии от 07.09.2022 № 85 (доведена Министерством финансов Российской Федерации 13.09.2022 за № 05-06-10/ВН-46769) Подкомиссией также было принято решение разрешить резидентам осуществление (исполнение) сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, приобретаемое иностранными юридическими лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, и (или) юридическими лицами, которые находятся под контролем иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности (далее - лица, иностранных государств, совершающих недружественные действия).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 430-р утвержден перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц (далее - Перечень). В названный Перечень включены Швейцария и Нидерланды как государства - члены Европейского союза.

Установив, что участниками Общества и Компании как сторон Договора, опосредующего сделку купли-продажи Объектов, являются иностранные юридические лица, связанные с иностранными государствами, включенными в Перечень, суды обоснованно посчитали, что на эту сделку распространяются особые условия, установленные Указом № 81.

Из содержания решений Подкомиссии, приведенных в выписках из протоколов ее заседаний от 11.04.2022 № 30 и от 07.09.2022 № 85, следует, что на соответствующих заседаниях Подкомиссией в соответствии с пунктом 16 Правил (то есть в отношении неопределенного круга лиц) дано разрешение резидентам на совершение (исполнение) сделок, влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, приобретаемое лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, а в случае если резидентами, которые отчуждают недвижимое имущество, являются российские юридические лица, имеющие долю прямого и (или) косвенного участия в уставном капитале иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия, либо находящихся под контролем указанных лиц, такое разрешение дано резидентам, доля указанного прямого и (или) косвенного иностранного участия в которых составляет для публичных акционерных обществ - не более 50% минус 1 акция, для непубличных акционерных обществ - не более 25% минус 1 акция, для обществ с ограниченной ответственностью - не более 25% минус 1 голос.

Поскольку по Договору продавцом - лицом, отчуждающим недвижимое имущество, является Компания - резидент, участником которого является иностранное юридическое лицо, связанное с иностранным государством (Нидерланды), включенным в Перечень, и доля его участия в уставном капитале Компании составляет 99,99542 %, то есть превышает долю участия, указанную в решении Подкомиссии от 11.04.2022 № 30, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований считать, что на совершение Компанией сделки по отчуждению Объектов было получено разрешение в порядке, установленном пунктом 16 Правил.

Ввиду того, что документы, подтверждающие соблюдение установленного Указом № 81 порядка совершения сделки, не были представлены в регистрирующий орган, оснований для признания оспариваемых решений Управления Росреестра незаконными не имелось.

При таком положении суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. Исходя из положений подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46, Обществу подлежит возврату из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 19.10.2022 № 2757.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023 по делу № А21-4482/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Полипром» - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Полипром», адрес: 236013, Калининград, 1-я Алтайская ул., д. 29, II из лит. Р, Р1, комн. 34, ОГРН <***>, ИНН <***>, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 19.10.2023 № 2757.

Председательствующий

Е.В. Чуватина

Судьи

А.В. Кадулин

А.Е. Филиппов