ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-4769/17 от 13.12.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

14 декабря 2017 года

Дело № А21-4769/2017

Резолютивная часть постановления объявлена      декабря 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Зотеевой Л.В.

судей  Протас Н.И., Юркова И.В.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от истца (заявителя): не явился, извещен;

от ответчика (должника): не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-24875/2017 ) АО "Авианефть" на решение Арбитражного суда   Калининградской области от 08.08.2017 по делу № А21-4769/2017 (судья  Ефименко С.Г.), принятое

по заявлению АО "Авианефть"

к Северо-Западному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

о признании незаконным бездействия

установил:

акционерное общество «Авианефть» (ИНН <***> ОГРН 391023902296758;Калининградская область, <...>) (далее – заявитель, АО «Авианефть», Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области (далее – суд) с заявлением к Северо-Западному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – СЗМТУ Росстандарта, Управление) о признании незаконным бездействия заинтересованного лица по исключению из ежегодного плана проведения плановых проверок на 2017 год проверки в отношении АО «Авианефть»; обязании принять решение об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок на 2017 год проверки в отношении АО «Авианефть»; обязании СЗМТУ Росстандарта сообщить об исполнении настоящего решения суду и заявителю в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда; о признании незаконными результатов проверки.

Решением суда первой инстанции от 08.08.2017 в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе АО «Авианефть»  просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новый судебный акт, удовлетворив требования заявителя, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.

Как указывает податель жалобы, судом первой инстанции не приняты во внимание доводы Общества о том, что СЗМТУ Росстандарта был нарушен порядок рассмотрения заявления, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 № 1268, а также не учтено, что Правилами подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 489, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268, установлен порядок подачи заявления об исключении проверки в отношении юридического лица из ежегодного плана проведения проверок, а также перечень прилагаемых к нему документов,  подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в которых указан исчерпывающий перечень документов, который был предоставлен Обществом.  

04.12.2017 от Общества поступили дополнения к апелляционной жалобе.

Стороны извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) без участия их представителей.

В судебном заседании был объявлен перерыв с 06.12.2017 по 13.12.2017, 09 час.50 мин. После перерыва 13.12.2017в 09 час. 50 мин  судебное заседание продолжено в том же составе суда без участия представителей сторон.

   Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается  материалами дела, 14.02.2017 АО «Авианефть» обратилось к СЗМТУ Росстандарта с заявлением от 14.02.2017 (вх. №06-27/28 от 17.02.2017) об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год.

Указанное заявление поступило в СЗМТУ Росстандарта 17.02.2017 и зарегистрировано за № 06-27/28.

Отдел государственного контроля и надзора в Калининградской области СЗМТУ Росстандарта отказал в исключении проверки в отношении АО «Авианефть» из ежегодного плана проведения проверок на 2017 год с указанием на то обстоятельство, что приказ на проверку уже подписан и его отменить может только руководитель СЗМТУ Росстандарта. Кроме того, Отдел является только структурным подразделением и обращаться нужно непосредственно в Управление СЗМТУ Росстандарта в г. Санкт-Петербург.

Также Отдел государственного контроля и надзора в Калининградской области СЗМТУ Росстандарта указал на то, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Общество относится к субъекту хозяйственной деятельности, эксплуатирующему взрывопожароопасный объект и имеет лицензию № ВП-21-000604 от 30.12.2010, осуществляет торговлю энергоресурсами, в связи с чем, подлежит проверке в установленном Федеральном законом порядке.

Полагая, что СЗМТУ Росстандарта  не приняло никакого решения и письменно не уведомило Общество о каком-либо принятом решении, чем нарушило регламент, указанный в «Правилах подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 № 1268, АО «Авианефть» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК ПФ оснований. Судом сделан вывод о том, что у СЗМТУ Росстандарта отсутствовали основания для исключения АО «Авианефть» из ежегодного плана проведения проверок на 2017 год в связи с отсутствием в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведений об АО «Авианефть», при наличии утвержденного Генеральной прокуратурой Российской Федерации плана проверки, установившей наличие оснований для ее проведения. Суд также указал, что в связи с внесением изменений в Закон № 209-ФЗ Федеральным законом № 408-ФЗ с 1 января 2016 года акционерные общества, независимо от статуса (публичное или непубличное) не относятся к субъектам малого предпринимательства. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что бездействие Управления, не исключившего Общество из плана проверок, не привело к нарушению прав и законных интересов последнего.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 26.12.2016 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294), с 01.01.2016 по 31.12.2018 не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона.

При этом, согласно части 3 этой же статьи Закона № 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений настоящей статьи. Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства, порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок определяются Правительством Российской Федерации.

Частью 6 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что положения настоящей статьи применяются в отношении видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, вопросы организации и осуществления которых регулируются настоящим Федеральным законом, в том числе видов государственного контроля (надзора), указанных в части 4 статьи 1 названного Закона.

Согласно части 7 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ проведение плановой проверки с нарушением  требований настоящей статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в силу части 1 статьи  20 Закона.

Правила подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок утверждены постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268.

В соответствии с пунктом 2 Правил юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которые полагают, что проверка в отношении них включена в ежегодный план в нарушение положений статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ, подают в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана.

Такое заявление и прилагаемые к нему документы направляются в утвердивший ежегодный план орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля (пункт 3 Правил).

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что заявитель подтверждает свое соответствие условиям, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и прилагает к заявлению следующие документы:

а) выписка из реестра акционеров общества (для акционерных обществ);

 б) заверенная заявителем копия отчета о финансовых результатах за один календарный год из 3 предшествующих календарных лет (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность менее одного календарного года, - за период, прошедший со дня их государственной регистрации).

Согласно пункту 9 Правил орган государственного контроля (надзора) или орган муниципального контроля, указанные в пункте 3 Правил, рассматривают заявление и прилагаемые к нему документы. В случае если заявление и прилагаемые к нему документы поступили в подразделение органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, указанных в пункте 3 настоящих Правил, или в вышестоящий орган государственного контроля (надзора), они передаются в соответствующий орган государственного контроля (надзора) или орган муниципального контроля в течение 3 рабочих дней.

Пунктом 10 Правил предусмотрено, что орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, указанные в пункте 3 Правил, в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты получения заявления и прилагаемых к нему документов, принимают одно из следующих решений:

а) об удовлетворении заявления и исключении соответствующей проверки из ежегодного плана;

б) об отказе в исключении соответствующей проверки из ежегодного плана с указанием причин отказа в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

в) о возвращении заявления и прилагаемых к нему документов в связи с отсутствием проверки в ежегодном плане или в связи с отсутствием в заявлении сведений, которые должны быть в нем указаны в соответствии с прилагаемой к настоящим Правилам формой, а также прилагаемых документов.

Пунктом 17 Правил предусмотрено, что в случае несогласия с принятым органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, указанными в пункте 3 Правил, решением об отказе в исключении соответствующей проверки из ежегодного плана заявитель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке. При принятии в административном и (или) судебном порядке решения об удовлетворении жалобы заявителя орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, указанные в пункте 3 Правил, принимают решение, указанное в подпункте «а» пункта 10 Правил, в течение 5 рабочих дней со дня поступления к ним информации об удовлетворении жалобы в административном порядке либо решения суда, вступившего в законную силу.

Учитывая изложенное, Законом № 294-ФЗ предусмотрено право юридического лица, являющегося субъектом малого предпринимательства, обратиться в соответствующий орган с заявлением об исключении его из ежегодного плана проведения плановых проверок, и постановлением Правительства № 1268 установлен порядок рассмотрения такого заявления и исключения указанного юридического лица из названного плана.

Как следует из материалов дела, 14.02.2017 АО «Авианефть» обратилось к СЗМТУ Росстандарта с заявлением (вх. №06-27/28 от 17.02.2017) об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год.

Указанное заявление поступило в СЗМТУ Росстандарта 17.02.2017 и зарегистрировано за № 06-27/28.

Отдел государственного контроля и надзора в Калининградской области СЗМТУ Росстандарта отказал в исключении проверки в отношении АО «Авианефть» из ежегодного плана проведения проверок на 2017 год с указанием на то обстоятельство, что приказ на проверку уже подписан и его отменить может только руководитель СЗМТУ Росстандарта. Кроме того, Отдел является только структурным подразделением и обращаться нужно непосредственно в Управление СЗМТУ Росстандарта в г. Санкт-Петербург.

Вместе с тем, данный ответ контролирующего органа противоречит вышеприведенным пунктам 7, 9 и 10 Правил, которые устанавливают последовательность действий органа государственного контроля при поступлении к нему такого заявления.

К заявлению Общества в соответствии с пунктом 7 Правил были приложены:

1)Выписка из реестра акционеров АО «Авианефть» (список зарегистрированных лиц в реестре владельцев именных ценных бумаг) по состоянию на 13.02.2017;

2)Заверенная копия сведений о среднесписочной численности работников, представленных в налоговый орган за 2015 и 2016 годы;

3)Заверенная копия отчета о финансовых результатах (бухгалтерская (финансовая) отчетность) за 2015 год.

Все приложенные документы подтверждают соответствие Общества критериям отнесения юридического лица к субъектам малого предпринимательства, определенным в статье 4 Федерального закона РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

При этом само по себе отсутствие общества в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства не свидетельствует о том, что общество к таким субъектам не относится.

Выводы суда первой инстанции о том, что с 1 января 2016 года акционерные общества, независимо от статуса публичное или непубличное, не относятся к субъектам малого предпринимательства, основаны на неправильном применении и толковании Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации».

Изменения, внесенные названным Законом в статью 4 Федерального закона N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» лишь определяют условия, при которых акционерные общества могут быть признаны субъектами малого или среднего предпринимательства, при этом, в силу перечисленных в подпунктах б) - д) пункта 1.1. статьи  4 Закона № 209-ФЗ требований такими обществами должно быть выполнено хотя бы одно из перечисленных в данной норме условий.

В рассматриваемом случае Обществом выполняются условия, содержащиеся в подпункте а) пункта 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, согласно которым суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов. Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в подпунктах "в" - "д" настоящего пункта.

Кроме того, исходя из содержания положений статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 № 408-ФЗ), внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основе указанных в части 4 настоящей статьи сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года и на основании представленной юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговой отчетности, позволяющей определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.

В таком же порядке, на основании поступившей от хозяйствующих субъектов налоговой, бухгалтерской и других видов отчетности уполномоченным органом решается вопрос об исключении таких лиц из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следовательно, юридическое лицо может лишь опосредованно влиять на формирование такого реестра посредством представления налоговой, финансовой и статической отчетности, а не путем подачи соответствующего заявления в уполномоченный на принятие решения о включении в реестр названных субъектов орган.

При этом, ни статья 26.1 Закона № 294-ФЗ, ни Правила № 1268 не ставят решение вопроса об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана в зависимость от нахождения таких лиц в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 9 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Общество не осуществляет виды деятельности, указанные в части 9 статьи 26.1 Закона и Перечне, утвержденном  постановлении Правительства РФ от 23.11.2019 № 944, а следовательно, на него не распространяются ограничения, установленные вышеприведенной нормой.

Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции об отсутствии у СЗМТУ Росстандарта оснований для исключения АО «Авианефть» из ежегодного плана проведения проверок на 2017 год являются ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании вышеприведенных норм права.

Также не может согласиться апелляционная коллегия с выводами суда первой инстанции о том, что бездействие Управления не нарушает прав и законных интересов юридического лица.

Все положения Закона № 294-ФЗ направлены на соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении в отношении них государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в том числе положения статьи 26.1 Закона, предоставившей дополнительные гарантии защиты в виде наложения моратория на проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства в период 2016-2018 годов.

Нарушение названных положений безусловно нарушает права хозяйствующего субъекта в сфере его предпринимательской деятельности.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя.

Согласно частей 2, 4, 6 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.  В резолютивной части решения по делу об 6 оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В порядке устранения нарушения Общество просит обязать Северо-Западное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии принять решение об исключении акционерного общества «Авианефть» из ежегодного плана проведения плановых проверок на 2017 год в течение 5 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу,  сообщить об исполнении настоящего постановления суду и акционерному обществу, а также признать недействительными результаты плановой выездной проверки, проведенной в отношении акционерного общества «Авианефть».

Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств проведения Управлением в отношении Общества в 2017 году ежегодной плановой проверки, а также ее результаты. Исключение из плана проверок на 2017 год в  декабре 2017 года также не приведет к восстановлению нарушенного права Общества, если контролирующим органом такая проверка уже проведена.

По мнению суда апелляционной инстанции, само по себе признание в судебном порядке незаконным бездействия Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по исключению из ежегодного плана проведения плановых проверок на 2017 год проверки в отношении акционерного общества «Авианефть» влечет восстановление нарушенных прав Общества и является достаточной мерой защиты от незаконных действий контролирующего органа.

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба управления подлежит удовлетворению частично.

    В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в сумме 4500 руб. за рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций подлежат взысканию с Управления в пользу Общества.

Излишне уплаченная Обществом государственная пошлина в сумме 1500 руб. на основании платежного поручения от 09.10.2017 № 774 подлежит возврату АО «Авианефть» из федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь  пунктом  2 статьи 269,  статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 08 августа 2017 года по делу № А21-4769/2017 отменить в части отказа в признании незаконным бездействия Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по исключению из ежегодного плана проведения плановых проверок на 2017 год проверки в отношении акционерного общества «Авианефть».

Признать незаконным бездействие Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по исключению из ежегодного плана проведения плановых проверок на 2017 год проверки в отношении акционерного общества «Авианефть».

В остальной части решение Арбитражного суда Калининградской области от 08 августа 2017 года по делу № А21-4769/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Авианефть» - без удовлетворения.

Взыскать с Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии  в пользу акционерного общества «Авианефть» 4500 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Возвратить акционерному обществу «Авианефть» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 руб. на основании платежного поручения от 09.10.2017 № 774.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

Н.И. Протас

 И.В. Юрков