ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-50/2022 от 07.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

14 июня 2022 года

Дело №А21-50/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12076/2022) Администрации Гурьевского муниципального округа на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.03.2022 по делу № А21-50/2022, принятое

по заявлению Прокуратуры Калининградской области

к Администрации Гурьевского городского округа

о признании незаконным бездействия

установил:

Заместитель прокурора Калининградской области (адрес: 238300, <...>; далее – заявитель, Прокуратура) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Администрации Гурьевского городского округа (ОГРН: <***>, адрес: 238300, <...>; далее – Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия по реализации полномочий в части создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства на территории Гурьевского городского округа как несоответствующее Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации», обязании разработать порядок создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства на территории Гурьевского городского округа.

Решением от 11.03.2022 суд первой инстанции признал незаконным бездействие Администрации по реализации полномочий в части создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства на территории Гурьевского городского округа; обязал Администрацию разработать порядок создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства на территории Гурьевского городского округа.

Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает на то, что постановлением Администрации от 26.02.2016 № 1000 уже утвержден Порядок создания координационного органа в области развития малого и среднего предпринимательства на территории Гурьевского городского округа (далее – Порядок № 1000). Разделом 1 утвержденного Порядка № 1000 установлены условия для образования координационного органа. Каких-либо обращений некоммерческих организаций о создании координационного органа в адрес Администрации не поступало, следовательно отсутствовали основания для его создания.

Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, Прокуратурой Гурьевского района проведена проверка исполнения Администрацией законодательства в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства.

Проверочными мероприятиями установлено, что Администрацией не образованы координационные или совещательные органы в области развития малого или среднего предпринимательства, что подтверждается соответствующей информацией от 24.11.2021 (исх. № 02-12/17082), представленной заместителем главы Администрации Гурьевского городского округа в Прокуратуру.

Посчитав незаконным бездействие Администрации в части разработки порядка создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства, Прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции заявленные Прокуратурой требования удовлетворил, признал незаконным бездействие Администрации, а также обязал разработать порядок создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) Администрация является органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 14, пункта 25 части 1 статьи 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского, сельского поселения, а также муниципального района относится содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209- ФЗ).

В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

Частью 3 статьи 13 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства создаются в целях:

1) привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;

2) выдвижения и поддержки инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;

3) проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) выработки рекомендаций органам исполнительной власти Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства;

5) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработки по данным вопросам рекомендаций.

Согласно части 4 статьи 13 Закона № 209-ФЗ порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства подлежат опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению на официальных сайтах соответствующих государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сети «Интернет».

Механизм реализации государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства на территории Калининградской области урегулирован Законом Калининградской области от 20.10.2008 № 278 «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Калининградской области» (далее - Закон КО № 278).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона КО № 278 поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на территории Калининградской области, органами государственной власти Калининградской области осуществляется на основе принципов и при соблюдении ограничений, установленных статьей 14 Закона № 209-ФЗ.

Исходя из положений статей 1, 5 Закона КО № 278 поддержка муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем предоставления на конкурсной основе муниципальным образованиям субсидий для реализации мероприятий, утвержденных муниципальными программами (подпрограммами), в порядке, утвержденном Правительством Калининградской области.

Подпунктом 37 пункта 1 статьи 3 Устава Гурьевского городского округа к вопросам местного значения городского округа, помимо прочего, относится создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Изложенное свидетельствует о наличии обязанности у Администрации по созданию на территории Гурьевского городского округа координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства.

Доказательств создания таких органов Администрацией материалы дела не содержат.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о бездействии Администрации, выразившейся в непринятии мер по созданию координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.

В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает на то, что постановлением Администрации от 26.02.2016 № 1000 уже был утвержден Порядок создания координационного органа в области развития малого и среднего предпринимательства на территории Гурьевского городского округа (далее – Порядок № 1000) (л.д.53-54).

Вместе с тем, из текста указанного Постановления следует, что утверждённый им порядок регламентирует цели координационного органа, его состав и организационно-техническое обеспечение деятельности. При этом в принятом нормативно-правовом акте не содержится положений, в том числе в части координационной деятельности органов власти с институтами гражданского общества.

Кроме того, из доводов апелляционной жалобы следует, что Администрация считает создание координационного или совещательного органа в области развития поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства фактически нецелесообразным ввиду отсутствия обращений некоммерческих организаций.

Вместе с тем, оспариваемым бездействием Администрацией могут быть нарушены права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности неограниченного круга лиц - субъектов малого и среднего предпринимательства, лишенных возможности реализовать в установленном законом порядке свое право на участие в деятельности координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.

При таких обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерности бездействия Администрации, выразившегося в непринятии эффективных мер по реализации полномочий в части создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Гурьевского городского округа.

Доказательств невозможности исполнения обязанности по созданию координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства Администрацией в материалы дела не представлено.

Таким образом, требования Прокуратуры удовлетворены судом первой инстанции законно и обоснованно.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 11 марта 2022 года по делу № А21-50/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Гурьевского муниципального округа – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

М.И. Денисюк

Л.В. Зотеева