ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-5168/2023 от 05.02.2024 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

15 февраля 2024 года

Дело №А21-5168/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2024 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Балакир М.В.

судей Целищевой Н.Е., Черемошкиной В.В.

при ведении протокола судебного заседания: Зотовой А.И.

при участии:

от истца (заявителя): представитель Николенко О.А. по доверенности от 19.01.2024

от ответчика (должника): представитель Султанбекова Р.Р. по доверенности от 09.01.2023 (посредством системы веб-конференции)

от 3-го лица-ООО «Коревт Инвест»: представитель Дмитриев В.В. по доверенности от 16.09.2022 (посредством системы веб-конференции)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36354/2023, 13АП-36355/2023) (заявление) общества с ограниченной ответственностью «Корвет Инвест», Администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.09.2023 по делу № А21-5168/2023 (судья И.Ю. Юшкарёв), принятое по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Гостинично-ресторанный комплекс «Звездный»

к Администрации муниципального образования «Светлогорский городской округ»

3-и лица: Территориальное управление Росимущества; Муниципальное казенное учреждение «Отдел жилищно-коммунального хозяйства Светлогорского округа»; ГБУ КО "Балтберегозащита"; Филиал «Светлогорский военный санаторий» ФГКУ «Санаторно-курортный комплекс «Западный» Минобороны России1) УГИБДД УМВД России по Калининградской области, 2) Филиал Светлогорского санатория ФГКУ «Санаторно-курортный комплекс «Западный» МО РФ, 3) Территориальное управление Росимущества по Калининградской области,
4) МКУ «Отдел ЖКХ Светлогорского городского округа», 5) общество с ограниченной ответственностью «Корвет Инвест», 6) государственное бюджетное учреждение
Калининградской области «Балтберегозащита», 7) Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области

о признании незаконным отказа

установил:

02.05.2023 ООО «ГРК «ЗВЕЗДНЫЙ» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации МО «Светлогорский городской округ» (далее – Администрация, заинтересованное лицо) (в виде письма № 1092 от 07.02.2023) в утверждении Проекта организациидорожного движения на период строительства и эксплуатации гостинично-ресторанного комплекса «Звездный» с лифтовой группой общего пользования и СПА-комплексом (далее – Проект, ПОДД), обязании утвердить Проект организации дорожного движения.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: 1) УГИБДД УМВД России по Калининградской области; 2) Филиал Светлогорского санатория ФГКУ «Санаторно-курортный комплекс «Западный» МО РФ; 3) Территориальное управление Росимущества по Калининградской области; 4) МКУ «Отдел ЖКХ Светлогорского городского округа»; 5) ООО «Корвет Инвест»; 6) ГБУ КО «Балтберегозащита».

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 07.09.2023 по делу № А21-5168/2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью «Корвет Инвест», Администрация муниципального образования «Светлогорский городской округ» обратились с апелляционными жалобами.

В своей апелляционной жалобе ООО «Корвет Инвест» указывает, что спорный ПОДД без соглашения об установлении сервитута нарушает права и законные интересы апеллянта как арендатора земельного участка с кадастровым номером 39:17:010002:31.

Кроме того, как ООО «Корвет Инвест», так и Администрация в своих апелляционных жалобах указывают, что спорный ПОДД предполагает проезд по территории в пределах охранной зоны объекта культурного наследия, в соответствии с действующим Генеральным планом Светлогорского городского округа указанный проезд проходит через земельные участки, не предназначенные для проезда автотранспорта.

Определением от 18.12.2023 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, на основании статьи 51 АПК РФ привлек к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Службу государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области.

В настоящее судебное заседание явились стороны, участие представителей которых обеспечено посредством системы веб-конференции, и представитель ООО «Корвет Инвест».

От Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области поступило ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие ее представителя в связи с отпуском представителя, которому поручено ведение настоящего дела.

В своем ходатайстве Служба указала также, что проведение работ по организации проезда направлено на деятельность по упорядочению движения транспортных средств и (или) пешеходов на дорогах, на снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов, при условии обеспечения безопасности дорожного движения и не предполагает физических работ на земельном участке, с кадастровым номером 39:17:010002:31, непосредственно связанном с границами территории объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс сооружений «Курзал курорта Раушен», 1901 год, Калининградская область, город Светлогорск, улица Октябрьская, 30, 32, 34, 36, поэтому данные работы согласования со Службой в силу требований п. 3 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не требуют.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Инвестиционным соглашением № 03-02/2016 от 18 февраля 2016 года Администрация МО «Светлогорский район» и ООО «ГРК Звездный» договорились о взаимодействии в целях реализации на территории муниципального образования «Город Светлогорск» инвестиционного проекта по реконструкции аварийного лифтового подъемника под гостинично-ресторанный комплекс «Апарт-отель «Звездный» с лифтовой группой общего пользования в городе Светлогорске.

Условиями инвестиционного соглашения на Инвестора - ООО «ГРК Звездный» - возложена обязанность реализации инвестиционного проекта с вводом в эксплуатацию реконструированного объекта. Администрация, в свою очередь, оказывает содействие Инвестору в реализации проекта в рамках действующего законодательства (п. 5 Инвестиционного соглашения).

ООО «ГРК Звездный» за свой счет заказало разработку Проекта организации дорожного движения на период строительства и эксплуатации гостинично-ресторанного комплекса «Звездный» с лифтовой группой общего пользования и спа-комплексом. Проект подготовлен Обществом с ограниченной ответственностью «Экспертный центр «П.Р.О.Д.Д.».

Согласно заявлению, проект организации дорожного движения на период строительства и эксплуатации гостинично-ресторанного комплекса «Звездный» с лифтовой группой общего пользования и спа-комплексом, разработанный Обществом с ограниченной ответственностью «Экспертный центр «П.Р.О.Д.Д.» был согласован с заинтересованными лицами:

- начальником УГИБДД УМВД Росии по Калининградской области Бубеновым Г.Н.

- начальником Филиала Светлогорского санатория ФГКУ «Санаторно-курортный комплекс «Западный» МО РФ Звягинцевым П.П.

- руководителем Территориального управления Росимущества по Калининградской области Ерощенко В.Ю.

- начальником МКУ "Отдел ЖКХ Светлогорского городского округа" Масленниковым И.Е.

Как следует из Заявления Общества, 17.01.2023 ООО «ГРК Звездный» обращалось в администрацию МО «Светлогорский городской округ» с просьбой об утверждении Проекта организации дорожного движения на период строительства и эксплуатации гостинично-ресторанного комплекса «Звездный».

07 февраля 2023 года администрация МО «Светлогорский городской округ» вернула ПОДД без утверждения, указав, что в предложенном в проекте месте не предусмотрено развитие улично-дорожной сети.

Общество, полагая отказ администрации МО «Светлогорский городской округ в утверждении представленного Проекта организации дорожного движения, оформленный письмом № 1092 от 07 февраля 2023 года незаконным, обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к следующему.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч.2 ст.201 АПК РФ).

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 4 АПК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы заявителя.

Как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2016 N 2665-О, положения статей 65 и 201 АПК РФ, ставя возможность удовлетворения арбитражным судом заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц в зависимость от выявления арбитражным судом нарушения оспариваемым решением или действием (бездействием) прав и свобод заявителя, предполагают наличие у последнего обязанности доказать в ходе судебного заседания факт такого нарушения.

В обоснование нарушение своих прав и законных интересов Обществом указывается на следующее.

Выполняя условия Инвестиционного соглашения от 18 февраля 2016 года ГРК «Звездный»:

- разработал четыре форэскизных проекта и один рабочий проект по реконструкции лифтового подъемника, ТЭО, бизнес-план, презентации;

- провел геологические изыскания, изготовил технические отчеты и расчеты устойчивости склона с учетом сейсмичности 8 баллов;

- провел экспертизы геологических изысканий рабочего проекта;

- заключил соглашения по ЗУ РФ;

- произвел вывоз металлических и железобетонных конструкций, строительного мусора после демонтажа надземных частей аварийного лифтового подъемника и пешеходного моста;

- оплатил проектирование, прокладку, строительство ТП и выкуп мощностей на 500 Квт для электроснабжения запланированного к строительству объекта;

- оплатил проектирование и строительство газопровода;

- организовал (оплатив работы подрядной организации) прокладку водопровода с закольцовкой на центральный водопровод по ул. Октябрьская и пер. Береговой;

- переподключил (оплатил работы подрядной организации) три многоквартирных дома к вновь построенному водопроводу по ул. Октябрьская и пер. Береговой;

- выполнил переустройство бытовой канализации с дублирующей запасной веткой диаметром D200.

Общество считает, что администрация Светлогорского района своим немотивированным отказом наносит материальный ущерб ГРК «Звёздный», как минимум на 4 года задерживает начало строительства гостинично-ресторанного комплекса и ставит под риск жизнь и здоровье неограниченного круга лиц, в связи с созданием для ГРК «Звезденый» препятствий по восстановлению подпорной стенки на скосе земельного участка с кадастровым номером 39:17:010002:61.

Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парко-вочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в соответствии с п.п. 1 п.1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с п.п. 6, 12 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Статья 16 Закона предусматривает, что проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (№ 257-ФЗ).

Как следует из ст. 12 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 г. "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется, в том числе, за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.

Следовательно, указанная деятельность в границах городского округа относится к компетенции Администрации МО «Светлогорский ГО». Полномочия органов местного самоуправления в области дорожной деятельности, в частности проектирования и строительства автомобильных дорог (подъездов) являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Необходимость разработки Проекта организации дорожного движения установлена с введением в действие Федерального закона от 29.12.2017 N 443 -ФЗ (ред. от 21.12.2021) "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Вышеуказанный федеральный закон № 443-ФЗ регулирует Общественные отношения, возникающие в процессе организации дорожного движения, а также при организации и осуществлении парковочной деятельности.

В соответствии со ст. 5 ФЗ №443-Ф3 мероприятия по организации дорожного движения (далее - ОДД) (установка дорожных знаков, островков безопасности, разметки, ограждений, светофоров и т.п.) осуществляются на основании документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с требованиями Приказа Минтранса России от 30.07.2020 № 274 «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения».

В соответствии с п.2 ч.З ст. 18 ФЗ №443-Ф3 ПОДД разрабатываются при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства в отношении сети дорог и (или) их участков, прилегающих к указанным Объектам капитального строительства.

Часть 4 статьи 11 ФЗ № 443-ФЗ обязывает органы местного самоуправления учитывать мероприятия по Объектам капитального строительства при ОДД, влияющие на основные параметры движения.

В соответствии со ст. 14 ФЗ № 443-ФЗ не допускается размещение объектов капитального строительства в нарушение требований по обеспечению эффективности организации дорожного движения. Требования по обеспечению эффективности организации движения должны быть учтены при размещении объектов капитального строительства.

Правила подготовки документации по организации дорожного движения утверждены Приказом Минтранса России от 30.07.2020 N 274 (ред. от 01.12.2021) (Зарегистрировано в Минюсте России 10.11.2020 N 60817) (далее по тексту Правила).

В соответствии с п. 44. Органы и организации, указанные в пунктах 41 - 43 Правил, либо организации, осуществляющие разработку ПОДД (далее - разработчик ПОДД), представляют ПОДД на согласование в органы и организации, указанные в частях 8 и 9 статьи 18 Закона об организации дорожного движения, а также органы и организации, установленные нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, в том з числе в территориальные подразделения Госавтоинспекции (далее - органы и организации, рассматривающие ПОДД) на бумажном носителе или в виде электронного документа, (в ред. Приказа Минтранса России от 01.12.2021 N 428).

Проект организации дорожного движения на период строительства и эксплуатации гостинично-ресторанного комплекса «Звездный» с лифтовой группой общего пользования и спа-комплексом, разработанный ООО «Экспертный центр «П.Р.О.Д.Д.» был согласован со всеми заинтересованными лицами.

В связи с тем, что проведение работ по организации проезда направлено на деятельность по упорядочению движения транспортных средств и (или) пешеходов на дорогах, на снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов, при условии обеспечения безопасности дорожного движения и не предполагает физических работ на вышеуказанном земельном участке, Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области сообщила, что данные работы согласования со Службой государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области в силу требований п. 3 ст. 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не требуют.

В соответствии с п. 43. Правил ПОДД, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения.

В соответствии с п. 55 Правил ПОДД должен быть утвержден не позднее 30 календарных дней со дня получения согласований всех органов и организаций, рассматривающих ПОДД.

Наличие оснований для отказа в утверждении ПОДД, как на момент оспариваемого отказа (07.02.2023), так и на дату судебного заседания (05.09.2023) судом не установлено, а Администрацией не обосновано и не доказано.

Исходя из вышеизложенного отказ администрации в утверждении представленного ПОДД, изложенный в письме № 1092 от 07 февраля 2023 года, не соответствует нормам Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 г. "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказу Минтранса России от 30.07.2020 N 274 (ред. от 01.12.2021) "Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения".

Апелляционный суд отклоняет доводы апелляционных жалоб ООО «Корвет Инвест» и Администрации в связи со следующим.

Согласно материалам дела, земельный участок с кадастровым номером 39:17:010002:0011 относится к категории земель -земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для размещения объектов гостиницы, торговли, общественного питания и бытового обслуживания (для эксплуатации гостинично - ресторанного комплекса с лифтовым подъемником), земельный участок с кадастровым номером 39:17:010002:61 относится к категории земель - земли поселений (земли населенных пунктов), с разрешенным использованием - Для размещения иных обслуживающих сооружений и объектов, на которых располагаются приватизированные муниципальные объекты: лифтовый подъемник и пешеходный мост.

Вышеуказанные земельные участки были переданы в собственность ООО «ГРК Звездный».

Пунктом 7.5 "Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства",(утв. Росземкадастром 17.02.2003, ред. от 18.04.2003) предусмотрено, что в проекте территориального землеустройства, по результатам подготовительных работ и в соответствии с заданием на выполнение работ (на проектирование), решаются вопросы размещения земельных участков (участка), изменения или восстановления (упорядочения) границ земельных участков, перераспределения земель. В процессе проектирования рассматриваются возможные варианты проектных решений, проводится их обоснование и делается выбор наилучшего варианта.

При этом, в силу п.п. 4 п. 7.5 Рекомендаций, учитывается следующее: в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается, как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.

В нарушении ст. 41 Градостроительного кодекса РФ земельные участки с кадастровым номером 39:17:010002:0011 и с кадастровым номером 39:17:010002:61 с момента их формирования, постановки на кадастровый учет и передачи в собственность ООО «ГРК Звездный» не были обеспечены надлежащим проездами к ним (к участку с кадастровым номером 39:17:010002:61 проезда вообще не было, проезд к участку с кадастровым номером 39:17:010002:0011 был существенно ограничен грузоподъемностью проезжающего транспорта), что повлекло существенное нарушение прав собственника, который ввиду отсутствия подъездных путей не имеет возможности использовать земельные участки по назначению, но при этом в полной мере несёт бремя их содержания, в том числе по уплате земельного налога.

Действующим законодательством не предусмотрена возможность обусловить предоставление гражданам земельных участков, при наличии к тому оснований, посредством обязания их к самостоятельному обустройству подъездных путей. В силу действующего Закона, обязанность по организации подъездных путей возлагается на орган местного самоуправления, в частности на Администрацию МО «Светлогорский ГО».

Однако, ООО «ГРК Звездный» за свой счет заказало разработку Проекта организации дорожного движения на период строительства и эксплуатации гостинично-ресторанного комплекса «Звездный» с лифтовой группой общего пользования и спа-комплексом. Проект подготовлен ООО «Экспертный центр «П.Р.О.Д.Д.». Проект организации дорожного движения предусматривал организацию проезда со стороны ул.Ленина, как единственно возможный проезд к земельному участку с кадастровым номером 39:17:010002:61 .

До передачи документов в администрацию на утверждение, Проект организации дорожного движения на период строительства и эксплуатации гостинично-ресторанного комплекса «Звездный» с лифтовой группой общего пользования и спа-комплексом, разработанный ООО «Экспертный центр «П.Р.О.Д.Д.» был согласован со всеми заинтересованными лицами (УГИБДД УМВД Росии по Калининградской области; Филиалом Светлогорского санатория ФГКУ «Санаторно-курортный комплекс «Западный» МО РФ; ТУ Росимущества по Калининградской области; МКУ "Отдел ЖКХ Светлогорского городского округа").

Наличие вышеуказанных согласований свидетельствует о соответствии разработанного ПОДД правилам; нормативным правовым актам, изданным в соответствии с Законом об организации дорожного движения; документам по стандартизации в области организации дорожного движения, включенных в Перечень документов по стандартизации.

При этом Проект разрабатывался с учетом наличия:

- согласованной с Администрацией Светлогорска схемы подъезда к лифтовому подъемнику с ул.Ленина;

- Заключения специалиста № ЭЗ-0080-2014 от 17.03.2014 (подготовлено ООО «НЦ «БАЛТЭКСПЕРТИЗА»), свидетельствующего о том, что для проведения работ по реконструкции, а также обслуживания существующего лифтового подъемника, телевышки, ТП, расположенных на земельном участке с 39:17:010002:0061 имеется единственный возможный проезд со стороны ул. Ленина через участки с кадастровым номером 39:17:070002:63, 39:17:010002:31 и имеется соглашение на установление сервитута для обеспечения прохода-проезда через указанные участки;

- Технического задания, выданного администрацией Светлогорского городского округа на разработку реконструкции существующего лифтового подъемника с организацией подъезда к нему с ул.Ленина.

Земельный участок с кадастровым номером 39:17:010002:61, к которому организовывается проезд в соответствии ПОДД, представленным ГРК Звездный, расположен на откосе авандюны, в его верхней части, что исключает возможность проезда с променада. Разрабатываемый проект проезда со стороны променада имеет существенное значение для земельного участка с кадастровым номером 39:17:010002:0011, который расположен в нижней части откоса авандюны. Данный земельный участок является составной частью проекта по реконструкции аварийного лифтового подъемника под гости-нично-ресторанный комплекс «Апарт-отель «Звездный» с лифтовой группой общего пользования в городе Светлогорске. Однако проезд ко второму земельному участку с кадастровым номером 39:17:010002:61 также входящему в состав проекта через земельный участок с кадастровым номером 39:17:010002:0011 со стороны променада технически невозможен, что подтверждается Заключением специалиста № ЭЗ-0080-2014 от 17.03.2014.

Оценивая доводы Заинтересованного лица о том, что в соответствии с действующим Генеральным планом указанный в спорном ПОДД проезд проходит через земельные участки, не предназначенные для проезда автотранспорта, судом установлено следующее.

Представленный на согласование ПОДД составлен с учетом наличия:

- Технического задания, согласованного 11 августа 2008 года с и.о. Главы администрации Светлогорска, на разработку реконструкции существующего лифтового подъемника с организацией подъезда с ул. Ленина;

- письма УГИБДД УВД по Калининградской области от 29 декабря 2008 года, обязывающего предусмотреть подъезд к проектируемому гостинично-ресторанному комплексу со стороны ул.Ленина без использования существующего променада;

- согласованной с Администрацией МО Городское поселение «Город Светлогорск» схемой подъезда к лифтовому подъемнику (письмо о согласовании схемы № 633 от 15 июля 2009 года, схема согласования приложены заявителем к ходатайству от 06 июня 2023 года);

- согласования маршрута движения автотранспорта для производства демонтажа лифтового подъемника, в виде письма ОГИБДД МО МВД России «Светлогорский» от 12 августа 2013 года;

- инвестиционного соглашения от 18 февраля 2016 года с Инвестиционным предложением, которыми предусмотрен проезд с ул. Ленина;

- согласованных с представителем собственника, Теруправлением Росимущества, и Департаментом имущественных отношений МО РФ и поставленных на кадастровый учет сервитутов на земельных участках с кадастровым номером 39:17:010002:31 и 39:17:010002:63 для прохода и проезда с земельному участку с кадастровым номером 39:17:010002:61.

Иных доводов апеллянтами не приведено.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (ч.5 ст.201 АПК РФ).

Вместе с тем, определение надлежащего способа устранения нарушения права относится к сфере судейского усмотрения. При применении указанной процессуальной нормы суд не обязан основываться на указанном заявителем требовании (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.12.2019 N Ф01-6456/2019 по делу N А82-19696/2018).

При выборе необходимого способа устранения нарушения права заявителя суд исходит из следующего.

Обращения Общества в администрацию с Проектом для утверждения подаются с 2020 года. Как следует из материалов дела, в течение трех лет Администрацией приводятся разнообразные основания для отказа в утверждении Проекта. При этом наличие оснований для отказа в утверждении ПОДД, как на момент оспариваемого отказа (07.02.2023), так и на дату судебного заседания (05.09.2023) судом не установлено. Действия Администрации, в данном случае, не соответствуют принципам приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) (п.17 Постановления № 21).

Судом принимается во внимание, что фактически Администрация своими действиями и бездействием создает угрозу дальнейшего нарушение прав и законных интересов, в том числе имущественных интересов, Общества. Кроме этого, учитываются доводы заявителя, а также выводы технического отчета о том, что создается угроза жизни и здоровью неограниченного круга лиц, в связи с созданием для ГРК «Звезденый» препятствий по восстановлению подпорной стенки на скосе земельного участка с кадастровым номером 39:17:010002:61 (технический отчет по результатам технического обследования подпорной стенки, расположенной по границе земельного участка от 14.07.2023).

Исходя из вышеизложенного судом сделан вывод о том, что принятие судом восстановительной меры общего характера (устранить нарушение прав и законных интересов заявителя либо повторно рассмотреть его обращение) не приведет к реальному восстановлению нарушенных прав и законных интересов, в том числе имущественных интересов Заявителя.

В связи с этим суд приходит к выводу о необходимости принятия восстановительной меры в виде обязания Администрации МО «Светлогорский городской округ» утвердить Проект организации дорожного движения, разработанный ООО «Экспертный центр «П.Р.О.Д.Д.» 16.02.2021 в десятидневный срок (как необходимый разумный срок) со дня вступления в законную силу настоящего решения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.09.2023 по делу № А21-5168/2023 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

Признать отказ, изложенный в письме № 1092 от 07.02.2023 Администрации МО «Светлогорский городской округ», в утверждении Проекта организации дорожного движения на период строительства и эксплуатации гостинично-ресторанного комплекса «Звездный» с лифтовой группой общего пользования и СПА-комплексом, незаконным.

Обязать Администрацию МО «Светлогорский городской округ» утвердить Проект организации дорожного движения, разработанный обществом с ограниченной ответственностью «Экспертный центр «П.Р.О.Д.Д.» 16.02.2021, в десятидневный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.В. Балакир

Судьи

Н.Е. Целищева

В.В. Черемошкина