АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 октября 2023 года
Дело №
А21-5265/2022
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Родина Ю.А., Трощенко Е.И.,
от Калининградской областной таможни представителя Симоновой В.Л. (доверенность от 19.12.2022 № 77)
рассмотрев 28.09.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Автопарт» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2023 по делу № А21-5265/2022,
у с т а н о в и л:
Калининградская областная таможня, адрес: адрес: 236016, Калининград, Артиллерийская ул., д. 26, стр. 1, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003
(далее – Таможня), обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Автопарт»,
адрес: 236013, Калининград, Карташева ул., д. 46Е, кв. 19, ОГРН 1203900003361,
ИНН 3906389720 (далее – ООО «Автопарт», Общество), 1 673 250 руб. утилизационного сбора, 181 408,18 руб. пеней за просрочку уплаты (на 17.02.2022), всего 1 854 658,18 руб., а также пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета споры, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Брокер-Авто», адрес: 238420, Калининградская обл.,
г. Багратионовск, ул. Дружбы, д. 16б, каб. 24, ОГРН 1173926024018, ИНН 3915012864 (далее – ООО «Брокер-Авто»), Общество с ограниченной ответственностью
«ТП Зеленый коридор», адрес: 238420, Калининградская обл., г. Багратионовск, Дружбы ул., д. 16А, ОГРН 1153926024449, ИНН 3915008498 (далее – ООО «ТП Зеленый коридор»).
Решением суда первой инстанции от 20.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.04.2023, с Общества в пользу Таможни взыскано 1 673 250 руб. утилизационного сбора, 181 408,18 руб. пеней по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно (по состоянию на 17.02.2022), всего 1 854 658,18 руб., кроме того, взысканы пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно, за исключением периода действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» (далее – Постановление № 497). В период с 01.04.2022 до окончания срока действия моратория, введенного Постановлением № 497, начисление пеней на установленную настоящим судебным актом задолженность не производится.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суды не приняли во внимание доводы Общества о том, что дорожный каток ввезен иными лицами и не в интересах заявителя. Суды не рассмотрели ходатайство Общества о фальсификации документов и не исключили из числа доказательств копию доверенности от 19.06.2020. Суды не учли, что согласно документам, представленным таможенными представителями, не подтверждено, что ввоз дорожного катка осуществляется Обществом.
В отзывах на кассационную жалобу Таможня и третьи лица просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Таможни возражал против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационные жалобы рассмотрены в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО «Автопарт» ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) и на Калининградском акцизном таможенном посту задекларировало по декларации на товары (далее – ДТ)
№ 10012210/250620/0001120 каток дорожный вибрационный двухвальцевый, предназначен для уплотнения дорожного покрытия, марка НАММ, модель DV 90 VO, 2005 года выпуска, тип двигателя: дизельный, заводской номер машины (рамы) HI660059, модель двигателя BF 4М 2012, мощность двигателя 74.9 квт (101,9 л.с.), цвет оранжевый, код 8429 40 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС. В графе 31 ДТ указано, что товар предназначен для разборки на запчасти.
Товар выпущен 25.06.2020 Таможней в соответствии с заявленной таможенной процедурой «свободная таможенная зона» без уплаты утилизационного сбора.
Таможня направила в адрес Общества 17.02.2022 уведомление № 22-49/03132 о необходимости уплаты 1 673 250 руб. утилизационного сбора за ввезенную самоходную машину и 181 408,18 руб. пеней.
Поскольку в установленный срок уплата утилизационного сбора Обществом не произведена, Таможня обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что дорожный каток относится к категории самоходных машин, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, и поскольку Обществом допущена просрочка уплаты утилизационного сбора, удовлетворили исковые требования, взыскав с Общества 1 673 250 руб. утилизационного сбора, 181 408, 18 руб. пеней за просрочку уплаты по состоянию на 17.02.2022, а также пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно, за исключением периода действия моратория, введенного Постановлением № 497.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 этой статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В силу пункта 2 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаны лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 названной статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка данного сбора.
Перечень видов самоходных машин и прицепов к ним, с даты выпуска которых прошло менее 3 лет, которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 81).
В упомянутый Перечень включены катки дорожные, классифицируемые по кодам 8429 40 100 0, 8429 40 300 0 ТН ВЭД (пункт 4).
Как видно из материалов дела, Общество ввезло дорожный каток, заявив классификационный код 8429 40 100 0 ТН ВЭД.
Согласно Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 руб.
Машины трамбовочные и катки дорожные (классифицируемые по кодам 8429 40 100 0, 8429 40 300 0, 8429 40 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС) мощностью силовой установки не менее 80 л.с. относятся к пункту ЕОЗ раздела V указанного Перечня. В соответствии с Перечнем базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении указанных транспортных средств равна 172 500,00 рублей, коэффициент расчета суммы утилизационного сбора - 9,7.
С учетом изложенного суды признали обоснованными требования таможенного органа о взыскании с Общества утилизационного сбора в размере 1 673 250 руб.
Доводы Общества о том, что рассматриваемый дорожный каток заявителем не ввозился и не декларировался, проверены судами двух инстанций и обоснованно отклонены.
В силу требований пункта 8 статьи 111 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с приказом ФТС России от 17.09.2013 № 1761 «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля» взаимодействие декларантов (таможенных представителей) с таможенными органами при таможенном декларировании и выпуске товаров осуществляется посредством электронного способа обмена информацией в соответствии со спецификацией интерфейса взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме (так называемые электронные документы в формализованном виде), в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет».
Суды установили, что факт декларирования товара в электронной форме в данном случае подтверждается отметкой «ЭД» в графе 1 ДТ № 10012210/250620/0001120.
Согласно сведениям графы 8 «Получатель», графы 9 «Лицо, ответственное за финансовое урегулирование», графы 14 «Декларант» ДТ № 10012210/250620/0001120 является ООО «Автопарт».
В графе 54 «Сведения о лице, заполнившем ДТ» указан Кумуков Юрий Анатольевич, номер договора таможенного представителя с декларантом от 19.06.2020 № 35-06/20 (ЗК) и доверенность от 09.01.2020 до 31.12.2020.
Указанная информация заверена электронной подписью декларанта/таможенного представителя в порядке, определенном Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Таможенному органу при декларировании в электронном виде представлен договор от 19.06.2020 № 35-06/20 (ЗК), который заключен между таможенным представителем ООО «ТП «Зеленый Коридор» и декларантом ООО «Автопарт».
Таможне также представлен контракт от 19.06.2020 № 101, товаросопроводительные документы (CMR от 22.06.2020, инвойс от 22.06.2020
№ 0059/20), в которых сведения о товаре и покупателе корреспондируются между собой и свидетельствуют о том, что рассматриваемый дорожный каток приобретен
ООО «Автопарт».
О фальсификации указанных документов Общество в ходе судебного разбирательства в порядке, установленном статьей 161 АПК РФ, не заявило, отраженные в них сведения не опровергло.
Суды также приняли во внимание, что при проведении на Калининградском акцизном таможенном посту таможенного контроля в форме таможенного осмотра, задекларированного по ДТ № 10012210/250620/0001120 дорожного катка, присутствовал представитель Общества Дейкало А.В., что подтверждается актом таможенного осмотра от 25.06.2020.
При осмотре таможенному органу представлены доверенность от 19.06.2020 на указанное лицо, трудовое соглашение от 19.06.2020, приказ о приеме на работу Дейкало А.В. от 19.06.2020 № 08, копия паспорта. Упомянутые документы подтверждают полномочия представителя Общества, который, в свою очередь, при осмотре не заявил, что каток ввозится не Обществом, а иным лицом.
Достоверность отраженных в перечисленных документах сведений ответчик не опроверг.
Принимая во внимание изложенное, исследовав представленные в дело документы по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимной связи, суды сочли неподтвержденными доводы Общества о непричастности к ввозу спорного товара.
Суды учли, что Общество не обращалось в правоохранительные органы с соответствующим заявлением несмотря на то, что в июне 2020 года от имени Общества подана не только рассматриваемая в настоящем деле ДТ 10012210/250620/0001120, но и еще ряд деклараций, по которым также задекларированы товары, в отношении которых подлежит уплате утилизационный сбор.
Доводы Общества о том, что договор от 19.06.2020 № 35-06/20 (ЗК), равно как и агентский договор от 19.06.2020 № 35-06/20, заключенный с ООО «Брокер-Авто», подписаны от имени ООО «Автопарт» неуполномоченным лицом, созданы и представлены в таможенный орган с целью создания видимости того, что ввоз спорного транспортного средства осуществляется Обществом, опровергаются представленными третьим лицом (ООО «Брокер Авто») в материалы дела документами.
Утверждение о том, что представленная Обществом автоматизированная копия договора таможенного представителя от 19.06.2020 № 35-08/20 (ЗК) не тождественна копии этого же договора, представленного ООО «ТП Зеленый коридор», в частности, в ней отсутствуют сведения о том, что от имени ООО «Автопарт» его заключило
ООО «Брокер-Авто» в лице Михайлова О.В., также признаны судами неподтвержденными.
Исходя из изложенного суды пришли к верному выводу о том, что обязанность по уплате утилизационного сбора правомерно возложена на Общество.
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением № 81, является основанием для начисления пеней за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 упомянутых Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Установив неисполнение Обществом обязательства по оплате утилизационного сбора, суды пришли к выводу о необходимости взыскания пеней за его неуплату по состоянию на 17.02.2022, а также пеней по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно, за исключением периода действия моратория, введенного Постановлением № 497.
Заявление Общества о фальсификации доверенности от 19.06.2020, выданной
ООО «Автопарт» и уполномочивающей ООО «Брокер-Авто» в лице Михайлова О.В. действовать от имени ответчика, рассмотрено судом первой инстанции в порядке, предусмотренном статьей 161 АПК РФ, и оставлено без удовлетворения, о чем указано в протоколе судебного заседания суда первой инстанции от 13.12.2022.
Выводы судов по существу спора сделаны при правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 – 5 статьи 71 АПК РФ), в связи с чем основания для отмены обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 20.12.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2023 по делу № А21-5265/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Автопарт» - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н. Александрова
Судьи
Ю.А. Родин
Е.И. Трощенко