ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
03 октября 2018 года
Дело №А21-5834/2018
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2018 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Загараева Л.П.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24184/2018) ООО "БСК-Сервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.08.2018 по делу № А21-5834/2018 (судья Пахомова Т.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "БСК-Сервис"
к Комитету городского хозяйства Администрации ГО "Город Калининград"; Администрации ГО "Город Калининград"
о взыскании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «БСК – Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 236029, <...>; далее -Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области и исковым заявлением к Комитету городского хозяйства Администрации городского округа «Город Калининград» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 236040, <...>; далее - Комитет), Администрации ГО «Город Калининград» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 236006, <...>; далее - Администрация) о взыскании 86 292 руб. связанных с расходами по восстановлению фасада дома 96 по ул. Горького в г. Калининграде.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Решением суда от 10.08.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Истец, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просил решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, упавшее дерево было расположено на территории муниципального образования и в соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ данный земельный участок к общему имуществу многоквартирного дома не относится, Администрация ГО «г. Калининград» должна быть принять меры для своевременной санитарной обрезки деревьев. Таким образом, обязанность возмещения вреда, причиненному имуществу МКД 96 по ул. Горького в г. Калининграде падением деревьев согласно смете, должна быть возложена на Администрацию Городского округа «г. Калининград», Комитет городского хозяйства Администрация городского округа «г. Калининград».
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО «БСК-Сервис» осуществляет обслуживание многоквартирного дома № 96 по ул. Горького в г. Калининграде.
При осмотре придомовой территории, после ураганного ветра в ночь с 11 на 12 августа 2017 года, сотрудниками ООО «БСК-Сервис» было зафиксировано поваленное дерево, расположенное вблизи придомовой территории вышеуказанного МКД. В следствии падения дерева был поврежден фасад и откосы дома.
По мнению истца, поскольку упавшее дерево было расположено на территории муниципального образования и данный земельный участок к общему имуществу многоквартирного дома не относится, Администрация ГО «г. Калининград» должна была принять меры для своевременной санитарной обрезки деревьев. В 2016 года ООО «БСК-Сервис» обращалось с заявлением о принятия мер для надлежащего содержания деревьев на территории муниципального образования.
Таким образом, обязанность возмещения вреда, причиненного имуществу МКД 96 по ул. Горького в г. Калининграде падением деревьев согласно смете, должна быть возложена на Администрацию Городского округа «город Калининград», Комитет городского хозяйства Администрации городского округа «Город Калининград».
ООО «БСК-Сервис» были выполнены работы по восстановлению фасада, произведена оплата указанных работ и материалов.
27.11.2017 в адрес ответчиком была направлена претензия № 1393 с требованием об оплате понесенных расходов.
Неисполнение требований указанной претензии послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
В силу статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта является одним из доказательств по делу.
Факт падения дерева на многоквартирный дома № 96 по ул. Горького в г. Калининграде подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм, а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с п. 3.64 Положения «О комитете городского хозяйства Администрации городского округа «Город Калининград комитет городского хозяйства Администрации городского округа «Город Калининград», утвержденного Решением окружного Совета депутатов г. Калининграда от 16.07.2008 года № 210 (в редакции от 16.12.2015 года № 407) (далее Положение) комитет городского хозяйства Администрации городского округа «Город Калининград» разрабатывает правила благоустройства и изменения к ним в соответствии с действующим законодательством, устанавливает порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
В силу п. 3.65 Положения комитет городского хозяйства Администрации городского округа «Город Калининград» осуществляет контроль исполнения на территории городского округа "Город Калининград" Правил благоустройства территории городского округа "Город Калининград".
Согласно п. 3.74 Положения комитет городского хозяйства Администрации городского округа «Город Калининград» выдает разрешительную документацию на вырубку (снос), пересадку и обрезку зеленьш- насаждений и осуществляет контроль выполнения условий выданных разрешительных документов.
Согласно Правил благоустройства территории городского округа «Город Калининград», утвержденных решением Городского Совета депутатов г. Калининграда от 20.05.2015 года № 161 (далее Правила), Правила устанавливают единые требования к обеспечению надлежащего содержания городских территорий, содержания зеленых насаждений, содержания животных на территории городского округа «Город Калининград», и являются обязательными для исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями гражданами.
В соответствии с п. 3.6.2.6 Правил юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны поддерживать следующий порядок: обеспечивать надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода. Вырубку (снос), обрезку и пересадку зеленых насаждений проводить в соответствии с нормативными правовыми актами органа местного самоуправления.
Как следует из п.п. 6.1 Правил собственники, землевладельцы, землепользователи или арендаторы земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения либо уполномоченные ими лица, обязаны: 6.1.1 обеспечить обслуживание зеленых насаждений; 6.1.2 производить капитальный ремонт и реконструкцию объектов зеленого хозяйства только по проектам, согласованным с уполномоченным структурным подразделением администрации городского округа «Город Калининград».
Согласно п. 5.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утверждённых Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 153 от 15 декабря 1999 года № 153 (далее Правил) система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства.
В силу п.п. 5.3, 5.4 указанных Правил оценку состояния озелененных территорий осуществляют либо специализированные учреждения (если речь идет о зеленых насаждениях общего пользования), либо организации, предприятия и др., в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами. Оценка состояния озелененных территорий осуществляется: - долгосрочная оценка - один раз в 10 лет; - ежегодная (плановая) оценка - два раза в год;- оперативная оценка - по специальному распоряжению. Обследование проводится по единым утвержденным методикам, показатели состояния фиксируются в установленном порядке.
В соответствии с п.п. 5.5, 5.6, 5.7 вышеуказанных Правил долгосрочная оценка ситуации осуществляется по результатам инвентаризации городских зеленых насаждений с периодичностью 1 раз в 10 лет. Инвентаризация проводится в соответствии с "Методикой инвентаризации городских зеленых-иасаждений" (Минстрой Россиит4997). Ежегодная плановая оценка проводится путем ежегодного обследования озелененных территорий. Кроме ежегодных плановых осмотров может при необходимости проводиться оперативный осмотр. Ежегодный плановый осмотр проводится в течение всего вегетационного периода (весной и осенью -обязательно). При этом обследование охватывает все элементы зеленых насаждений и благоустройства.
Заявив требование о возмещении ущерба, истец должен доказать размер ущерба, неправомерность действий (бездействия) ответчика, наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникновением ущерба, вину причинителя вреда.
Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено только при установлении совокупности всех элементов ответственности: факта причинения вреда, его размера, вины лица, противоправности поведения этого лица и юридически значимой причинной связи между его действиями (бездействием) и наступившим вредом.
Как следует из материалов дела, в 2015 году ООО «БСК-Сервис» обращалось в администрацию городского округа «Город Калининград» по вопросу обследования сухого дерева, расположенного между жилыми домами 96,98 по ул. Горького и выдаче порубочного билета (в-кгх-8850 от 24.12.2015г). По результатам осмотра было установлено, что по указанному адресу произрастает дерево - ясень, имеющее сухие ветви. Комиссией по учету и сносу (вырубке) зеленых насаждений, компенсационному озеленению на территории городского округа «Город Калининград» составлен акт на вырезку сухих ветвей ясеня.
Иных деревьев, требующих обрезки, вырубки (сноса) комиссией установлено не было (и-кгх-854 от 22.01.2016г.).
Согласно сведениям, представленным МКУ «Калининградская служба заказчика (№ 2400/ сз-и от 20.12.2017г.), упавшее в ночь с 11 на 12 августа 2017г. дерево, относилось к породе - липа, находилось в удовлетворительном состоянии, имело густую крону, зеленую листву. Падение дерева произошло в результате неблагоприятных погодных условий - штормового ветра.
Траектория падения дерева - по горизонтали газона, вдоль дома. Повреждений фасада и откосов дома «Калининградской службой заказчика» не зафиксировано.
Кроме того, истцом не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о наличии вины администрации городского округа «Город Калининград» в наступивших последствиях.
Более того, апелляционный суд полагает, что истцом не доказан размер убытков, поскольку представленные истцом в Администрацию смета и акт о приемке выполненных работ по ремонту фасада противоречат друг другу и по сумме, и по объемам. В августе 2017г. направлена смета и счет на плату на сумму 74 460,00р. В ноябре 2017г. направлен акт о приемке выполненных работ на сумму 86 292,00р.
На основании изложенного, установив, что падение дерева произошло не по вине администрации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в рассматриваемой правовой ситуации совокупности всех элементов для возложения на администрацию ответственности в виде возмещения убытков как на лицо, ответственное за причиненный вред, руководствуясь при этом положениями статей 125, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оснований для переоценки указанного вывода апелляционным судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы в нарушение ст. 65 АПК РФ доказательственно не опровергают данного вывода суда первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.08.2018 по делу № А21-5834/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Л.П. Загараева