ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
07 декабря 2023 года
Дело №А21-6222/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31834/2023) ООО "Балт-Инволт" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.08.2023 по делу № А21-6222/2023, принятое
по заявлению ООО "Балт-Инволт"
к Калининградстату
об оспаривании постановлений
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Балт-Инволт» (ОГРН: <***>, адрес: 236039, <...> ряд 36Б, ПГО "Луч-3", г-ж 2, далее – ООО «Балт-Инволт», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области (ОГРН: <***>, адрес: 236006, <...>, далее – Калининградстат, административный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении № 21/371 от 27.09.2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб. и постановлений по делам об административных правонарушениях № 22/404 от 21.07.2022, № 22/405 от 21.07.2022, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 13.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. по каждому постановлению.
Решением от 31.08.2023 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Балт-Инволт" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что не было надлежащим образом уведомлено о составлении протоколов и рассмотрении дел об административных правонарушениях. Кроме того, по мнению подателя жалобы, в действиях Общества отсутствует состав вменяемых правонарушений, поскольку с момента создания деятельность не велась, единственным работником Общества является генеральный директор ФИО2
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в Калининградстат от ООО «Балт-Инволт» в установленный срок 13.08.2021 не поступила форма федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» за июль 2021 года.
Должностным лицом Калининградстата вынесено постановление от 27.09.2021 по делу об административном правонарушении № 21/371 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Также от ООО «Балт-Инволт» в Калининградстат в установленный срок 15.06.2022 не поступила форма федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» за май 2022 года.
Должностным лицом Калининградстата вынесено постановление от 21.07.2022 по делу об административном правонарушении № 22/404 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 13.19 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Кроме того, от ООО «Балт-Инволт» в Калининградстат в установленный срок 15.06.2022 не поступила форма федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за май 2022 года.
Должностным лицом Калининградстата вынесено постановление от 21.07.2022 по делу об административном правонарушении № 22/405 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 13.19 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Полагая оспариваемые постановления незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества составов вмененных правонарушений, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
В соответствии с частью 2 статьи 13.19 КоАП РФ повторно совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ) целью настоящего Федерального закона является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации.
Статьей 3 Закона N 282-ФЗ установлено, что правовое регулирование официального статистического учета и системы государственной статистики основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, нормативными актами Банка России.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 282-ФЗ принципами официального статистического учета и системы государственной статистики являются: полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 282-ФЗ респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации
Пунктом 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение N 620), первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно пункту 4 Положения N 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Согласно требованию о представлении формы № П-1, установленному приказом Росстата от 24.07.2020 № 411, сведения предоставляются в территориальный орган Росстата не позднее 10-го рабочего дня после отчетного периода.
Из материалов дела следует, что в Калининградстат от ООО «Балт-Инволт» в установленный срок 13.08.2021 не поступила форма федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» за июль 2021 года.
Согласно требованию о представлении формы № П-1, установленному приказом Росстата от 13.10.2021 № 704, сведения предоставляются в территориальный орган Росстата с 1-го по 10-й рабочий день после отчетного периода.
ООО «Балт-Инволт» в Калининградстат в установленный срок 15.06.2022 не представлена форма федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» за май 2022 года.
Согласно требованию о представлении формы № П-4, установленному приказом Росстата от 30.07.2021 № 457, сведения предоставляются в территориальный орган Росстата с 1-го рабочего дня по 15-е число после отчетного периода, ежеквартально с 1-го рабочего дня по 15-е число после отчетного периода.
ООО «Балт-Инволт» в Калининградстат в установленный срок 15.06.2022 не представлена форма федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за май 2022 года.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований Закона N 282-ФЗ и Положения N 620 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества составов вмененных правонарушений, ответственность за которые установлена частями 1, 2 статьи 13.19 КоАП РФ.
Суд также не установил нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности. Оспариваемые постановления вынесены в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как установлено судом апелляционной инстанции, до вынесения постановления от 27.09.2021 по делу об АП № 21/371 Общество не привлекалось к административной ответственности. Кроме того, в оспариваемом постановлении от 27.09.2021 по делу об АП № 21/371 Управление указало на отсутствие сведений о привлечении Общества ранее к административной ответственности (л.д. 88).
Таким образом, апелляционный суд в рассматриваемом случае усматривает основания для замены административного штрафа на предупреждение по постановлению от 27.09.2021 по делу об АП № 21/371, учитывая, что Общество ранее не привлекалось к административной ответственности за совершение однородных правонарушений, следовательно, имеется совокупность предусмотренных статьями 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ оснований для назначения наказания в виде предупреждения.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначение наказания в виде предупреждения в рассматриваемом случае отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Кроме того, заинтересованным лицом и судом первой инстанции не учтено следующее.
Постановлениями по делам об административных правонарушениях от 21.07.2022 № 22/404, № 22/405 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 13.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. по каждому постановлению за непредоставление в установленные законодательством сроки форм №№ П-1 и П-4.
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.
В части 5 статьи 4.4 КоАП РФ предусмотрено, что если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В рассматриваемом случае, не предоставление или несвоевременное предоставление Обществом субъекту официального статистического учета первичных статистических данных по формам №№ П-1 и П-4, выявленные одним и тем же контролирующим органом, в одно и то же время, в отношении одного и того же лица, образуют состав одного правонарушения, предусмотренного статьей 13.19 КоАП РФ.
Искусственное разделение совершенного Обществом административного правонарушения на эпизоды и вынесение по каждому из них отдельного постановления о привлечении к административной ответственности противоречит принципу однократности наказания, закрепленному в части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
Следовательно, с учетом установленных по делу обстоятельств, у Калининградстата при наличии на момент вынесения оспариваемых постановлений от 21.07.2022 сведений о нескольких выявленных нарушениях, по которым составлены протоколы об административным правонарушениям 05.07.2022, не имелось оснований квалифицировать каждое из выявленных нарушений как самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.19 КоАП РФ, и устанавливать за каждое из них административное наказание и выносит отдельно два постановления от 21.07.2022 № 22/404, № 22/405.
При изложенных обстоятельствах, постановление по делу об административном правонарушении от 21.07.2022 № 22/405, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 13.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. подлежит признанию незаконным и отмене.
В части отказа Обществу в удовлетворении заявленных требований в отношении постановления по делу об административном правонарушении от 21.07.2022 № 22/404, решение суда первой инстанции от 31.08.2023 отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 31 августа 2023 года по делу № А21-6222/2023 отменить в части.
Признать незаконным и отменить в части назначенного наказания постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области по делу об административном правонарушении № 21/371 от 27.09.2021, заменив назначенный обществу с ограниченной ответственностью «Балт-Инволт» административный штраф на предупреждение.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области по делу об административном правонарушении № 22/405 от 21.07.2022.
В остальной части решение Арбитражного суда Калининградской области от 31 августа 2023 года по делу № А21-6222/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Балт-Инволт» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б. Семенова
Судьи
Н.И. Протас
О.В. Фуркало