ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-6581/2017 от 28.02.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

12 марта 2018 года

Дело №А21-6581/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2018 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Протас Н.И.

судей Сомовой Е.А., Юркова И.В.

при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.

при участии:

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31468/2017) Министерства регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.10.2017 по делу № А21-6581/2017 (судья Ефименко С.Г.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Инстер-Сервис"

к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области

о признании незаконным предписания

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Инстер-Сервис" (далее - Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство) от 07.04.2017 N 150/1 по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства.

Решением суда от 17.10.2017 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной жалобе Министерство просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Общества. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание Министерства является правомерным, в связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленного Обществом требования.

В порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с заменой состава суда рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Судом отказано в принятии в качестве доказательств дополнительных документов, приложенных Министерством к апелляционной жалобе и не представлявшихся в суд первой инстанции в отсутствие уважительных причин, что в силу пункта 2 статьи 268 АПК РФ исключает возможность их принятия на стадии апелляции.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в соответствии с договорами управления многоквартирными домами Общество является управляющей организацией по управлению многоквартирными домами в городе Черняховске Калининградской области по улицам Советская, 16, Пушкина, 8, 10, 30 корпус 1, Гагарина, 10, 28, Комсомольской, 12, 15А, Ленина, 1, Пионерская, 37, Садовая, 37 39, 41, 35, а также Гусевское шоссе, 1, 18.

Министерство в период с 27.03.2017 по 31.03.2017 на основании приказа от 22.03.2017 N 411 осуществило в отношении Общества плановую выездную проверку по вопросам соблюдения действующего законодательства при управлении вышеуказанными многоквартирными домами.

По результатам проведенной проверки Министерство выдало Обществу оспариваемое предписание от 07.04.2017 N 150/1 по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства (далее - предписание), согласно которому на Заявителя в срок до 31.07.2017 возложена обязанность:

- по заключению с ресурсоснабжающими организациями договоров купли-продажи, поставки водоснабжения, газа по указанным адресам;

- по осуществлению работ по приведению мест общего пользования в надлежащее техническое состояние;

- по предоставлению плана энергосбережения и повышения энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников по каждому многоквартирному дому в отдельности;

- по погашению задолженности перед ОАО "Янтарьэнергосбыт" по электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды по договору энергоснабжения от 24.11.2016 N 1052/30 в проверяемых многоквартирных домах.

Основанием для вынесения обжалуемого предписания послужили выводы Министерства о нарушении Заявителем положений статей 161 и 162, 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", а также Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).

Не согласившись с указанным предписанием Министерства, Общество оспорило его в арбитражном суде.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводу о незаконности оспариваемого предписания Министерства.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции установил, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно реестру лицензий Калининградской области и представленным на дату и время проведения проверки копиям договоров управления многоквартирными домами лицензиат ООО УК «ИНСТЕР-СЕРВИС» осуществляет управление многоквартирными домами по адресам: г.Черняховск, ул. Советская,д.16; г.Черняховск, ул. Гагарина,д.Ю; г.Черняховск, ул. Гагарина,д.28; г.Черняховск, Гусевское шоссе,д.1; г.Черняховск, Гусевское шоссе,д.18; г.Черняховск, ул.Пушкина, д. 8; г.Черняховск, ул.Пушкина,д.Ю; г.Черняховск, ул.Пушкина,д.ЗО, корп.1; г.Черняховск, ул.Комсомольская,д.12; г. Черняховск, ул.Комсомольская,д.15А; г.Черняховск, ул.Ленина,д.1, г.Черняховск, ул. Пионерская, д.37; г.Черняховск, ул. Садовая, д.37; г.Черняховск, ул. Садовая, д.39; г.Черняховск, ул. Садовая, д.41; г.Черняховск, ул. Садовая, д.35.

В соответствии с пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

В силу частей 1, 2 статьи 8 указанного Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 данной статьи.

Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110 (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161
Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно положениям части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с подпунктом 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ лицензионными требованиями являются иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.

Правила осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила 416), устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом (подпункт в пункта 1 Правил 416).

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 2 Правил 416).

Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:

заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида (подпункт д пункта 4 Правил 416).

Управляющая организация, выбранная в качестве таковой, в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.

Исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям (подпункт б пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354).

Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или
товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным
специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ).

Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным

Специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждены постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила 124).

Управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).

Из материалов дела усматривается, что ООО УК "ИНСТЕР-СЕРВИС" согласно договорам управления многоквартирными домами по вышеназванным адресам обязуется предоставлять коммунальные услуги: холодное водоснабжение, водоотведение, отопление, электроснабжение, газоснабжение путем заключения от своего имени в интересах потребителей договоров с ресурсоснабжающими организациями (подп. б. п. 1.1, п.4.2.1 договоров управления).

Между тем, в ходе проведения проверки Министерством было установлено, что договоры купли-продажи, поставки холодного водоснабжения в многоквартирные дома по адресам: г. Черняховск, ул. Советская, д. 16; г. Черняховск, Гусевское шоссе, д.1; г. Черняховск, ул. Пушкина, д.8; г. Черняховск, ул. Пушкина, д. 10; г. Черняховск, ул. Пушкина, д.30, корп.1; г. Черняховск, ул. Комсомольская, д. 12; г. Черняховск, ул. Комсомольская, д. 15А; г. Черняховск, ул. Ленина, д.1; г. Черняховск, ул. Пионерская, д.37; г. Черняховск, ул. Садовая, д.39 ООО УК "ИНСТЕР-СЕРВИС" с ресурсоснабжающей организацией по состоянию на 31.03.2017 на дату и время проведения плановой проверки представлены не были, не заключены.

ООО УК "ИНСТЕР-СЕРВИС" по многоквартирным домам: г. Черняховск, ул. Советская, д. 16; г. Черняховск, Гусевское шоссе, д.1; г. Черняховск, ул. Пушкина, д.8; г. Черняховск, ул. Пушкина, д. 10; г. Черняховск, ул. Пушкина, д.30, корп.1; г. Черняховск, ул. Комсомольская, д. 12; г. Черняховск, ул. Комсомольская, Д.15А; г. Черняховск, ул. Ленина, д.1; г. Черняховск, ул. Пионерская, д.37; г. Черняховск, ул. Садовая, д.39, коммунальная услуга холодного водоснабжения не оказывается.

Документы и доказательства о принятии за период управления указанными многоквартирными домами ООО УК "ИНСТЕР-СЕРВИС" мер по заключению договоров купли-продажи, поставки холодного водоснабжения, с целью предоставления потребителям коммунальной услуги холодного водоснабжения не представлены.

Договоры купли-продажи, поставки газа в многоквартирные дома по адресам: г. Черняховск, ул. Советская,д.16; г. Черняховск, ул. Гагарина,д. 10; г. Черняховск, ул. Гагарина, д.28; г. Черняховск, Гусевское шоссе, д.1; г. Черняховск, Гусевское шоссе, д. 18; г. Черняховск, ул. Пушкина, д.8; г. Черняховск, ул. Пушкина, д. 10; г. Черняховск, ул. Пушкина, д.30, корп.1; г. Черняховск, ул.Комсомольская,д.12; г. Черняховск, ул. Комсомольская, д. 15А; г. Черняховск, ул. Ленина, д.1; г. Черняховск, ул. Пионерская, д.37; г. Черняховск, ул. Садовая, д.37, г. Черняховск, ул. Садовая, д.39, г. Черняховск, ул. Садовая, д.41, г. Черняховск, ул. Садовая, д.35, ООО УК "ИНСТЕР-СЕРВИС" с ресурсоснабжающей организацией по состоянию на 31.03.2017 на дату и время проведения плановой проверки представлены не были, не заключены.

ООО УК "ИНСТЕР-СЕРВИС" по многоквартирным домам: г. Черняховск, ул. Советская, д.16; г. Черняховск, ул. Гагарина,д.Ю; г. Черняховск, ул. Гагарина, д.28; г. Черняховск, Гусевское шоссе, д.1; г. Черняховск, Гусевское шоссе, д. 18; г. Черняховск, ул. Пушкина, д.8; г. Черняховск, ул. Пушкина, д. 10; г. Черняховск, ул. Пушкина, д.30, корп.1; г. Черняховск, ул.Комсомольская,д.12; г. Черняховск, ул. Комсомольская, Д.15А; г. Черняховск, ул. Ленина, д.1; г. Черняховск, ул. Пионерская, д.37; г. Черняховск, ул. Садовая, д.37, г. Черняховск, ул. Садовая, д.39, г. Черняховск, ул. Садовая, д.41, г. Черняховск, ул. Садовая, д.35, коммунальная услуга газоснабжения не оказывается.

Документы и доказательства о принятии за период управления указанными многоквартирными домами ООО УК "ИНСТЕР-СЕРВИС" мер по заключению договоров купли-продажи, поставки газа, с целью предоставления потребителям коммунальной услуги газоснабжения не представлены.

Таким образом, следует признать, что ООО УК "ИНСТЕР СЕРВИС" нарушены лицензионные требования, предусмотренные подпунктом 7 части 1 статьи 193, частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162, частью 1 статьи 161, частью 12 статьи 161 Жилищного кодекса РФ; пунктом З Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110; подпунктом д пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением правительства РФ от 15.05.2013 № 416; Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124; подпунктом б пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

При таких обстоятельствах оспариваемым предписанием Министерства Обществу правомерно предписано:

- заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры купли-продажи, поставки холодного водоснабжения в многоквартирные дома по адресамгг. Черняховск, ул. Советская, д.16; г. Черняховск, Гусевское шоссе, д.1; г. Черняховск, ул. Пушкина, д.8; г. Черняховск, ул. Пушкина, д.10; г. Черняховск, ул. Пушкина, д.30, корп.1; г. Черняховск, ул. Комсомольская, д.12; г. Черняховск, ул. Комсомольская, Д.15А; г. Черняховск, ул. Ленина, д.1; г. Черняховск, ул. Пионерская, д.37; г. Черняховск, ул. Садовая, д.39. Предоставить в Министерство копии заключенных договоров купли-продажи, поставки холодного водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией;

- заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры купли-продажи, поставки газа в многоквартирные дома по адресам:г. Черняховск, ул. Советская, д.16; г. Черняховск, ул. Гагарина,д.10; г. Черняховск, ул. Гагарина, д.28; г. Черняховск, Гусевское шоссе, д.1; г. Черняховск, Гусевское шоссе, д.18; г. Черняховск, ул. Пушкина, д.8; г. Черняховск, ул. Пушкина, д.10; г. Черняховск, ул. Пушкина, д.ЗО, корп.1; г. Черняховск, ул.Комсомольская,д.12; г. Черняховск, ул. Комсомольская, д. 15А; г. Черняховск, ул. Ленина, д.1; г. Черняховск, ул. Пионерская, д.37; г. Черняховск, ул. Садовая, д.37, г. Черняховск, ул. Садовая, д.39, г. Черняховск, ул. Садовая, д.41, г. Черняховск, ул. Садовая, д.35. Предоставить в Министерство копии заключенных договоров купли-продажи, поставки газа с ресурсоснабжающей организацией.

С момента заключения договора с управляющей компанией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов. Заключение управляющей организацией соответствующего договора ресурсоснабжения обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.

Следовательно, ООО УК "ИНСТЕР-СЕРВИС", являясь управляющей компанией многоквартирных домов, было обязано принять меры к заключению договоров с ресурсоснабжающей организацией с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений, направить в ресурсоснабжающие организации в соответствии с пунктом 5 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, заявками (офертами), а ресурсоснабжающая организация - заключить либо по пункту 13 указанных Правил отказать.

Обязанность органа жилищного надзора по осуществлению запросов в ресурсоснабжающие организации по наличию, отсутствию заключенных со всеми собственниками помещений рассматриваемых многоквартирных домов договоров ресурсоснабжения на дату и время проведения проверки отсутствовала, т.к. осуществлялась проверка исполнения лицензионных требований юридическим лицом и были установлены соответствующие нарушения.

Ссылка Общества на обращение в ОАО «Калининградгазификация» письмом от 20.07.2017 № 663 является несостоятельной, поскольку указанное обращение имело место спустя три месяца после вынесения оспариваемого предписания Министерства, в связи с чем не может быть учтено при оценке законности оспариваемого предписания.

Более того, согласно Определению Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 8-КГПР15-2, в соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:

- при непосредственном управлении многоквартирным домом;

- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;

- в жилых домах (домовладениях).

Таким образом, при выборе собственниками способа управления домом управляющей компанией, последняя является исполнителем коммунальных услуг в доме. В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил № 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, ТСЖ, ЖСК.

Действующее законодательство также не допускает возможности заключения прямых договоров собственников с ресурсоснабжающей организацией при наличии договора управления с управляющей организацией, допускается только возможность прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг в случае, когда собственниками принято на общем собрании решение о такой оплате.

При таких обстоятельствах в данной части оспариваемое предписание Министерства является правомерным.

В соответствии с подпунктами а, б пункта 3 Положения во взаимосвязи с приведенными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации к числу лицензионных требований относится соблюдение правил, установленных в соответствующей сфере деятельности, в том числе Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила содержания).

В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Пунктом 11 Правил содержания установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.

В соответствии с пунктами 13,14,31 Правил содержания по результатам осмотров общего имущества управляющая компания обязана направить собственникам обоснованные предложения по необходимому перечню работ и услуг, и цене данных услуг для принятия решения общим собранием собственников об установлении перечня работ и услуг по содержанию общего имущества собственников данного многоквартирного дома и установлению размера платы.

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 2 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416).

Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:

- подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе:

разработка с учетом минимального перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ);

подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) многоквартирного дома, а также осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, повышения его энергоэффективности (подпункт в пункта 4 Правил 416).

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон 261) настоящий Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Пунктом 11 статьи 2 Закона 261 предусмотрено лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома - это лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

Согласно пункту 4 статьи 12 Закона 261, в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.

Пункт 7 статьи 12 Закона 261 предписывает, что лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.

При этом экономические интересы собственников помещений в многоквартирном доме должны ложиться в основу планирования конкретных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в таком доме.

Примерная форма перечня таких мероприятий утверждена Приказом Минрегиона РФ от 02.09.2010 № 394, согласно которого к мероприятиям по энергосбережению относятся, в том числе, балансировка системы отопления, промывка трубопроводов и стояков системы отопления, ремонт изоляции трубопроводов, теплообменников, замена ламп накаливания в местах общего пользования и т.д.

Таким образом, законодательством предусмотрено формирование плана работ по энергосбережению ежегодно в отношении каждого конкретного дома, находящегося в управлении управляющей организации, в зависимости от нуждаемости проведения определенных работ на многоквартирном доме. Что, в свою очередь, определяется управляющей компанией по результатам сезонных и текущих осмотров, после чего в соответствии с Правилами содержания обоснованные предложения по перечню работ должны быть ежегодно доведены до сведения собственников для принятия ими решения (пункты 10,11,31 Правил содержания).

В ходе проведения проверки Министерством было установлено, что ООО УК «ИНСТЕР-СЕРВИС» на проверку представлен план общего характера «план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УК «ИНСТЕР-СЕРВИС» на 2015-2018 годы, без указания адресов многоквартирных домов; не представлены документы о доведении до сведения собственников помещений в каждом многоквартирном доме, находящемся в управлении ООО УК «ИНСТЕР-СЕРВИС», предложений о мероприятиях по энергосбережению на 2015, 2016, 2017 годы, с указанием конкретных работ, необходимых к проведению по конкретному дому с обоснованием управляющей компании.

Мероприятия по энергосбережению многоквартирных домов, не отнесенные к перечню работ по договору управления, являющиеся работами, отнесенными к текущему либо капитальному ремонту, и их стоимость в соответствии с Жилищным кодексом РФ и Правилами должны быть приняты на общем собрании собственников. Не доведение до собственников вышеуказанной информации ведет к нарушению их прав в части не возможности принятия решения общим собранием.

В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: статьи 12 - В рамках обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде: в нарушение части 7 статьи 12 Закона 261 предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий, не разработаны по каждому многоквартирному дому, не доведены до сведения собственников помещений каждого МКД.

Таким образом, следует признать, что ООО УК «ИНСТЕР-СЕРВИС» нарушены лицензионные требования, предусмотренные подпунктом 7 части 1 статьи 193, частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ; подпунктов а, в пункта З Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110; пункта 2, подпункта в пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением правительства РФ от 15.05.2013 № 416; пунктов 4, 7 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; пунктов 10, 11, 13, 14, 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, при не проведении обязательных в отношении обгцего имущества каждого многоквартирного дома мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, не разработки плана мероприятий по энергосбережению каждого многоквартирного дома и не доведения данного плана до сведения собственников.

При таких обстоятельствах оспариваемым предписанием Министерства Обществу правомерно предписано:

- по многоквартирным домам, расположенным по адресам: г.Черняховск, ул. Советская,д.16; г.Черняховск, ул. Гагарина,д.10; г.Черняховск, ул. Гагарина,д.28; г.Черняховск, Гусевское шоссе,д.1; г.Черняховск, Гусевское шоссе,д.18; г.Черняховск, ул.Пушкина,д.8; г.Черняховск, ул.Пушкина,д.Ю; г.Черняховск, ул.Пушкина,д.ЗО, корп.1; г.Черняховск, ул.Комсомольская,д.12; г. Черняховск, ул.Комсомольская,д.15А; г.Черняховск, ул.Ленина,д.1, г.Черняховск, ул. Пионерская, д.37; г.Черняховск, ул. Садовая, д.37; г.Черняховск, ул. Садовая, д.39; г.Черняховск, ул. Садовая, д.41; г.Черняховск, ул. Садовая, д.35 разработать планы мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, довести до сведения собственников помещений указанного каждого многоквартирного дома.

Ссылки Общества на то, что план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности был предоставлен в Министерство (доведен до сведения собственников в 2015 году путем размещения обозначенной информации на информационных досках у каждого многоквартирного дома, обслуживаемого Обществом), как на основание для признания оспариваемого предписания в данной части незаконным, являются несостоятельными, поскольку с 2016 года Обществом план не разрабатывался и не доводился до сведения собственников, что как раз и подтверждает нарушение Обществом периодичности, установленной вышеуказанными нормами - не реже чем один раз в год.

Кроме того, вышеуказанные нормы трактуют о разработке плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений по многоквартирному дому в силу очевидности того, что каждый многоквартирный дом сам по себе индивидуален в зависимости от состава общего имущества, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в связи с чем не представляется возможным принять во внимание план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, без указания адресов этих домов.

При таких обстоятельствах оспариваемое предписание Министерства в данной части является правомерным.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Однако, перечисленные в статье 162 ЖК РФ работы и услуги относятся к работам и услугам, оказываемым управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.

Данная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 № 6464/10.

Требования и порядок содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170), которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

Пунктом 10 Правил содержания установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление
несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства
Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем
электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего
имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;

в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в
состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской
Федерации температуру и влажность в таких помещениях;

г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы,
образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных
предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными)
помещениями в многоквартирном доме;

з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил содержания, а таюке элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подп. а, б, в, г, д, з п.11 Правил содержания).

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 11(1) Правил содержания).

Такой перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290, в него включены работы, выполняемые в зданиях с подвалами (п.2), для надлежащего содержания стен многоквартирных домов (п.З), в целях надлежащего содержания колонн и столбов многоквартирных домов (п. 5), крыш многоквартирных домов (п.7), внутренней отделки многоквартирных домов (п. 11), полов помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (п. 12), оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (п. 13), систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов (п. 15), печей, каминов и очагов в многоквартирных домах (п. 16), электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме (п.20), работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (п.23), работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома, в холодный период года (п.24).

Таким образом, управляющая организация обязана соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Следовательно, Общество, являясь лицом, ответственным за содержание, эксплуатацию и ремонт указанного жилого дома, приняло на себя соответствующие обязательства. Именно Общество как обслуживающая организация отвечает за содержание и ремонт многоквартирного дома и обязано исполнять требования Правил № 170, проводить ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устранять обнаруженные неисправности (дефекты) общего имущества в многоквартирном доме и (или) принимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям.

При проведении выездной проверки соблюдения ООО «Инстер-Сервис» лицензионных требований, установленных подпунктом а пункта З Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ), и подпункта б пункта З данного Постановления (исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ), Министерством было установлено многочисленное нарушение Обществом положений Правил № 170, в связи с чем оспариваемое предписание в части обязания Общества устранить выявленные нарушения, относящиеся к текущему ремонту, является правомерным.

Ссылки Общества на внесение домов в Постановление Правительства Калининградской области от 09.12.2014 № 826 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области, на 2015-2044 годы», как на основание для признания незаконным оспариваемого предписания, являются несостоятельными, поскольку вышеуказанное обстоятельство не освобождает управляющую организацию от своевременного выполнения работ и оказания услуг в отношении общего имущества собственников, предусмотренных действующим жилищным законодательством.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с подпунктом 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ лицензионными требованиями являются иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.

Правила осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила 416), устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом (подпункт в пункта 1 Правил 416).

Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 2 Правил 416).

Управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: осуществление управляющими организациями расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида (подпункт ж пункта 4 Правил 416).

Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (часть 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).

Соблюдение порядка осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями также является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам, и, следовательно, подлежит лицензионному контролю.

В ходе проведения проверки Министерством было установлено, что ООО УК «ИНСТЕР-СЕРВИС» с ОАО «Янтарьэнергосбыт» 24 ноября 2016 года заключен договор энергоснабжения № 1052/30, по которому общий размер задолженности ООО УК «ИНСТЕР-СЕРВИС» перед ОАО «Янтарьэнергосбыт» на 28.02.2017 составляет 2 765 758,13руб.

При таких обстоятельствах ООО УК «ИНСТЕР-СЕРВИС» обязанность по оплате задолженности за поставленную электрическую энергию, а именно, своевременный расчет и уплата денежных средств ресурсоснабжающей организации по обязательствам договора энергоснабжения № 1052/30 в полном объеме выполнена не была.

Таким образом, следует признать, что ООО УК «ИНСТЕР-СЕРВИС» нарушены лицензионные требования, предусмотренные подпунктом 7 части 1 статьи 193, части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ; подпункта б пункта З Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110; подпункта в пункта 1, подпункта ж пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением правительства РФ от 15.05.2013 №416.

При таких обстоятельствах оспариваемым предписанием Министерства Обществу правомерно предписано:

- в связи с наличием задолженности по акту сверки взаимных расчетов № 1052/30-2 между ОАО «Янтарьэнергосбыт» и ООО УК «ИНСТЕР-СЕРВИС» за период с 01.01.2017 - 28.02.2017, ООО УК «ИНСТЕР-СЕРВИС» осуществить расчет с ресурсоснабжающей организацией ОАО «Янтарьэнергосбыт» за фактически потребленную электроэнергию по договору энергоснабжения № 1052/30 от 24.11.2016 по состоянию на 28.02.2017 на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416.

С учетом вышеизложенного следует признать, что оспариваемое предписание Министерства является правомерным, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленного Обществом требования, что влечет отмену решения суда.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 17 октября 2017 года по делу № А21-6581/2017отменить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

Е.А. Сомова

И.В. Юрков