ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-6714/19 от 13.11.2019 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

19 ноября 2019 года

Дело №А21-6714/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2019 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Полубехиной Н.С.

судей Барминой И.Н., Тимухиной И.А.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: ФИО2 (доверенность от 01.04.2019)

от ответчика: ФИО3 (доверенность от 17.12.2018)

от 3-го лица: не явился, извещено.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28045/2019) Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.07.2019 по делу № А21-6714/2019 (судья Гурьева И.Л.), принятое по заявлению ПАО "Газпром" к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калининградской области 3-е лицо: ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург»

установил:

публичное акционерного общества «Газпром» (далее - ПАО «Газпром», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – Кадастровая палата) о признании незаконными действий по исключению из Единого государственного реестра недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий.

В качестве восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Кадастровую палату внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о следующих зонах минимальных расстояний:

№ п/п

Реестровый/учетный номер

зоны (границы минимальных расстояний)

Наименование границы минимальных расстояний ио документу

ж1

39:02-6.410/39.02.2.61

Зона минимальных расстояний газопровода-лупинга Минск-Вильнюс-Каунас-Калининград (км 0,2 - км 139,2) в границах Гвардейского района Калининградской области

22

39:02-6.267/39.02.2.62

Зона минимальных расстояний магистрального газопровода Вильнюс-Калининград в границах Гвардейского района Калининградской области

23

39:03-6.858/39.03.2.172

Зона минимальных расстояний газопровода-лупинга Минск-Вильнюс-Каунас-Калининград (км 0,2 - км 139,2) в границах Гурьевского городского округа Калининградской области

44

39:03-6.721/39.03.2.173

Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к ГРС-1 г. Калининграда и ГРС-1 г. Калининграда в границах Гурьевского городского округа Калининградской области

45

39:03-6.386/39.03.2.174

Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к ГРС-2 г. Калининграда и ГРС-2 г. Калининграда в границах Гурьевского городского округа Калининградской области

66

39:03-6.862/39.03.2.175

Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к ГРС г. Светлогорска в границах Гурьевского района Калининградской области

67

39:03-6.609/39.03.2.176

Зона минимальных расстояний магистрального газопровода Вильнюс-Калининград в границах Гурьевского района Калининградской области

88

39:04-6.137/39.04.2.172

Зона минимальных расстояний от АГРС

99

39:04-6.283/39.04.2.173

Зона минимальных расстояний Газопровод-отвод Д

325*6 мм протяженностью 32 км 653 м (от места врезки в существующий магистральный газопровод «Минск-Вильнюс-Калининград» Д 530*7 мм 44 км до АГРС) в Гусевском районе Калининградской области

110

39:05-6.255/39.05.2.108

Зона минимальных расстояний газопровода-отвода

к ГРС г. Зеленоградска и ГРС г. Зеленоградска в границах Зеленоградского района Калининградской

области

111

39:05-6.534/39.05.2.109

Зова минимальных расстояний газопровода-отвода к ГРС г. Светлогорска в границах Зеленоградского района Калининградской области

112

29:06-6.189/39.06.2.28

Зоны минимальных расстояний МГ Вильнюс-Калининград в границах Краснознаменского района Калининградской области

113

39:06-6.194/39.06.2.29

Зона минимальных расстояний газопровода-лупинга Минск-Вильнюс-Каунас-Калининград (км 0,2 - км 139,2) в границах Краснознаменского района Калининградской области

114

39:06-6.96/39.06.2.30

Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к ГРС г. Краснознаменск и ГРС г. Краснознаменск в границах Краснознаменского района Калининградской области

115

39.06-6.31/39.06.2.31

Зона минимальных расстояний КС «Краснознаменская» в границах Краснознаменского района Калининградской области

116

39.07-6.240/39.07.2.67

Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к АГРС г. Советск и АГРС г. Советска в границах Неманского района Калининградской области

117

39:07-6.239/39.07.2.68

Зона минимальных расстояний газопровода-лупинга Минск-Вильнюс-Каунас-Калининград (км 0,2 -км 139,2)

118

39:07-6.242/39.07.2.69

Зона минимальных расстояний магистрального газопровода Вильнюс-Калининград

119

39:10-6.375/39.10.2.62

Зоны минимальных расстояний газопровода-лупинга Минск-Вильнюс-Каунас-Калининград (км 0,2 - км 139,2) в границах Полесского района Калининградской области

220

39:10-6.380/39.10.2.63

Зона минимальных расстояний магистрального газопровода Вильнюс-Калининград в границах Полесского района Калининградской области

221

39.12-6.350/39.12.2.44

Зона минимальных расстояний газопровода-лупинга Минск-Вильнюс-Каунас-Калининград (км 0,2 -км 139,2) в границах Славского района Калининградской области

222

39.12-6.353/39.12.2.45

Зона минимальных расстояний магистрального газопровода Вильнюс-Калининград в границах Славского района Калининградской области

223

39:13-6.584/39.13.2.148

Зона минимальных расстояний газопровода-лупинга Минск-Вильнюс-Каунас-Калининград (км 0,2 -км 139,2) в границах Черняховского района Калининградской области

224

39:13-6.586/39.13.2.149

Зона минимальных расстояний магистрального газопровода Вильнюс-Калининград в границах Черняховского района Калининградской области

225

39:16-6.181/39.16.2.158

Зона минимальных расстояний АГРС г. Советска в границах Советского городского округа Калининградской области

226

39:17-6.150/39.17.2.30

Зоны минимальных расстояний газопровода-отвода к ГРС г.Светлогорска и ГРС г. Светлогорска в границах

Светлогорского района Калининградской области

Решением от 29.07.2019 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением, Кадастровая палата обратилась с апелляционной жалобой об его отмене, указав, что сведения о зонах минимальных расстояний (далее - ЗМР) были внесены в ЕГРН до вступления в силу Федерального закона № 342-ФЗ от 03.08.2018 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ», в связи, с чем подлежат исключению из Единого государственного реестра недвижимости.

По мнению заинтересованного лица, основанием для исключения сведений о ЗМР из ЕГРН, является тот факт, что действующее до принятия Закона № 342-ФЗ законодательство не предусматривало постановку на кадастровый учет или внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ минимальных расстояний до объектов единой системы газоснабжения.

В судебном заседании представитель Кадастровой палаты доводы жалобы поддержал, представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Третье лицо, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечило. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, 05.02.2019 г. в адрес ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» от Кадастровой палаты поступило уведомление №00533-13/01-31 от 25.01.2019, в соответствии с которым из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) исключены сведения о перечисленных зонах минимальных расстояний до магистральных трубопроводов.

Кадастровая палата считает, что поскольку сведения об указанных зонах были внесены в ЕГРН до вступления в силу Федерального закона № 342-ФЗ от 03.08.2018 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ» (далее - Закон № 342-ФЗ), они подлежат исключению из Единого государственного реестра недвижимости.

Основанием для исключения сведений о ЗМР из ЕГРН указано на действующее до принятия Закона № 342-ФЗ законодательство не предусматривало постановку на кадастровый учет или внесение в ЕГРН сведений о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных газопроводов и трубопроводов. При этом Кадастровая палата ссылается на протокол совещания у Заместителя Председателя Правительства РФ ФИО4 от 08.10.2018 № ДК-П9-182пр.

Полагая, что данные действия неправомерны, противоречат действующему законодательству ПАО «Газпром» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 56 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным названным Кодексом, федеральными законами.

При этом такие ограничения в соответствии с частью 3 статьи 56 ЗК РФ устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном названным Кодексом для охранных зон.

Пунктом 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) предусмотрено включение в ЕГРН сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий.

В силу п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, к зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 87 ЗК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, в состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Исходя из п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», приложения 1 к названному Закону опасными производственными объектами являются газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.

В соответствии со ст.ст. 28, 32 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и ст. 90 ЗК РФ на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф. Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29.04.1992 и постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22.04.1992 № 9, для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) предусмотрено установление охранной зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.

Кроме того, сводом правил «СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*», утвержденным приказом Госстроя России от 25.12.2012 № 108/ГС (п.п. 7.15, 7.16 таблицы 4, 5), определены минимальные расстояния от трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений и иных объектов в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности.

Внесение сведений в ЕГРН о ЗМР на земельных участках, на которых расположены объекты системы газоснабжения, необходимо для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контроля, за их выполнением. В ст. 42 ЗК РФ в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закреплено соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 № 2318-0).

Сведения в ЕГРН о ЗМР до объектов системы газоснабжения необходимы для правильного определения режима использования земельных участков, обеспечения благоприятных условий проживания, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф, само по себе внесение в ЕГРН названных сведений по заявлению собственника (владельца) трубопроводов в целях защиты прав и законных интересов граждан и организаций, их информирования о границах минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения не свидетельствует о незаконности соответствующего решения (записи) уполномоченного органа.

В ст. 34 Закона № 218-ФЗ закреплены основания, по которым такие зоны могут быть исключены из ЕГРП. К ним относится истечение срока, на который установлена зона с особыми условиями использования территории, а также прекращение существования объекта недвижимости, в связи с размещением которого установлена зона с особыми условиями использования территории, в случае, если в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации положением о зоне с особыми условиями использования территории такая зона прекращает существование одновременно с прекращением существования указанного объекта. Таким образом. действующее законодательство прямо установило основания для исключения имеющихся записей в ЕГРП.

В соответствии с ч. 1 ст. 61 Закона № 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН (далее -техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.

Орган регистрации вправе в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда (часть 4).

В письме Кадастровой палаты №00533-13/01-31 от 25.01.2019 отсутствует указания на соответствующие обстоятельства.

При рассмотрении дела установлено, что сведения о ЗМР были внесены в ЕГРН в силу приведенных выше нормативных актов в области регулирования технической безопасности. Наличие данных сведений позволяет иным лицам (владельцам земельных участков) определиться с порядком использования такого земельного участка с учетом ограничений, т.е. в соответствии с требованиями законодательства. Необходимость внесения таких сведений законодательно закреплена в ст. 71.1 Закона № 218- ФЗ о регистрации недвижимости, введенной Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ. При этом отсутствуют доказательства наличия оснований для исключения этих сведений из ЕГРП в порядке п. 18 ст. 34 Закона № 218-ФЗ, применения положений ч. 1 ст. 61 названного закона. Суд первой инстанции пришел к правильным выводам об обоснованности требований заявителя, поскольку отсутствие данных сведений нарушает права как сособственников (пользователей) трубопроводов, так и собственников (пользователей) земельных участков, на которых или рядом с которыми проходит такой трубопровод.

Доводы жалобы, мотивированные позицией, отраженной в п. 9 протокола совещания у заместителя председателя Правительства РФ ФИО4 от 08.10.2018 № ДК-П9-182пр, были предметом рассмотрения и обоснованно отклонены судом.

Из текста протокола следует, что Росррестру дано указание об исключении только тех ЗМР, которые необоснованно внесены в ЕГРП, при этом следует учитывать, что такое исключение должно быть произведено в соответствии с п. 18 ст. 34 Закона № 218-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Оспариваемые действия кадастровой палаты не соответствуют Закону и нарушают интересы заявителя и неограниченного круга лиц.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, признав заявление общества подлежащим удовлетворению.

В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.07.2019 по делу № А21-6714/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.С. Полубехина

Судьи

И.Н. Бармина

И.А. Тимухина