ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-7136/14 от 25.06.2015 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000, http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 июня   2015 года                                                     Дело № А21-7136/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л.,  судей  Нефедовой О.Ю., Шпачевой Т.В., 

при участии от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области «Зеленоградская центральная районная больница»             Федоровой О.Л. (доверенность от 17.10.2014),

рассмотрев 22.06.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Калининградской области» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.12.2014 (судья                 Генина С.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 (судьи Мельникова Н.А.,  Савина Е.В., Семиглазов В.А.) по делу                            № А21-7136/2014,

у с т а н о в и л:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области «Зеленоградская центральная районная больница», место нахождения: 238326, Калининградская обл., Зеленоградск, Лесопарковая ул., д. 1, ОГРН 1023902057717,                 ИНН 3918006731 (далее – Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском ( с учетом уточнений) к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Калининградской области», место нахождения: 236029, Калининград,  Озерная ул., д. 29, ОГРН 1023901012189, ИНН 3906036812 (далее - Комиссариат), о взыскании 221 390 руб. задолженности.

 К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области.

Решением от 22.12.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.04.2015, иск удовлетворен.

Комиссариат обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и необоснованность иска по размеру, просит  решение и постановление отменить.

Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще извещены, однако их представители  в судебное заседание не явились,  в связи с чем жалоба рассмотрена  в их отсутствие.

Законность решения  и постановления проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, между Комиссариатом (заказчиком) и Учреждением (исполнителем) 27.04.2011 заключен договор № 96  с дополнительными соглашениями  от 11.01.2012 № 1 и 2 на компенсацию расходов Учреждения при проведении медицинских комиссий по медицинскому освидетельствованию граждан при постановке на воинский учет и в связи с призывом на военную службу.

Согласно условиям договора Учреждение обязалось привлечь к участию в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ), врачей-специалистов и средний медицинский персонал, а Комиссариат - компенсировать расходы исполнителя в порядке, установленном договорами.

Оплата производится на основании и в порядке, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Постановление № 704).

Порядок приемки и оформления документов установлен в разделе 3.2. договора, порядок расчетов регулируется разделом 5.                                                              

В соответствии с пунктом 3.2 заказчик обязан в течение 30 банковских дней перечислить денежные средства согласно выставленному счету.

Во исполнение условий договора исполнитель оказал заказчику услуги по проведению лабораторно-диагностических исследований граждан призывного возраста. Исполнитель выставил заказчику счета на оплату, которые тот не оплатил, в связи с чем Учреждение  обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды удовлетворили иск.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришел к следующему.

В соответствии со статьей 22 Закона № 53-ФЗ призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона № 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии пунктом 1 статьи 5 Закона № 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.

Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.

В пунктах 6 и 7 статьи 5.1 Закона № 53-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, поступающих на военную службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Финансовое обеспечение медицинского обследования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 № 123                (далее - Постановление № 123) утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее обязательное медицинское освидетельствование граждан в целях определения их пригодности к военной службе.

В целях проведения медицинского освидетельствования военные комиссариаты согласно пунктам 15 и 23 Постановления № 123 направляют граждан на диагностические исследования, которые в силу пунктов 6 и 7 приложений № 2 и 3 к приказу Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.05.2001 № 240/168 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе» включают в себя лабораторные анализы.

Обязательства, возникшие из предоставления услуг медицинской организацией по амбулаторному, стационарному медицинскому обследованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также при первоначальной постановке на воинский учет, регулируются Законом № 53-ФЗ и Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 № 1441.

Имущественные потери, понесенные Учреждением вследствие проведенного медицинского обследования, связанного с исполнением гражданами воинской обязанности, подлежат финансированию за счет средств Российской Федерации в силу прямого указания закона. Основанием для возникновения обязанности по оплате медицинских услуг является закон, предусматривающий компенсацию государством медицинскому учреждению расходов (затрат на оказание услуг). Порядок компенсации таких расходов определен Постановлением № 704.

Компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу при проведении медицинского освидетельствования граждан в связи с поставкой на воинский учет, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы.

Возмещение затрат осуществляется, в том числе, путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату.

Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что обязанным оплатить оказанные услуги лицом в рамках рассматриваемого договора является Комиссариат.

Размер задолженности, установленный  судами установлен и подтвержденный материалами дела, Комиссариатом  в установленном порядке не оспорен, в связи с чем суды правомерно удовлетворили иск.

При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.12.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015  по делу № А21-7136/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Калининградской области» - без удовлетворения.

Взыскать с федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Калининградской области», место нахождения: 236029, Калининград,  Озерная ул., д. 29, ОГРН 1023901012189, ИНН 3906036812, в доход федерального бюджета 3000 руб. госпошлины в связи с подачей кассационной жалобы.

Председательствующий                                                    Л.Л. Никитушкина

Судьи                                                                                  О.Ю. Нефедова

                                                                                                      Т.В. Шпачева