ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
05 февраля 2024 года
Дело №А21-8362/2022
Резолютивная часть постановления объявлена29 января 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2024 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мильгевской Н.А.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фолленвейдер Р.А.
при участии:
от заявителя: не явился извещен,
от заинтересованного лица: ФИО1 по доверенности от 19.12.2023 (онлайн),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-43699/2023) общества с ограниченной ответственностью «ФИО2-Мастер» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.11.2023 по делу № А21-8362/2022 (судья Кузнецова О.Д.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ФИО2-Мастер»
к Калининградской областной таможне
об оспаривании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ФИО2 - Мастер» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Калининградской областной таможне (далее – таможня, таможенный орган) о признании незаконными действий по требованию с ООО «ФИО2 Мастер» лицензии (разрешительного документа) и по воспрепятствованию выпуска на территорию Калининградской области автошин Б/У повторно ввезенных по декларации № 10012020/150722/3059527 от 18.07.2022 и обязании Калининградской областной таможни произвести выпуск товара на территорию Калининградской области.
Решением суда от 13.11.2023 в удовлетворении завяленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что спорный товар не является отходом и не требует получения лицензии (разрешения) на его ввоз и выпуск на территорию Российской Федерации.
Определением суда апелляционной инстанции от 21.12.2023 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 29.01.2024.
В судебном заседании представитель таможенного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по доводам, изложенным в отзыве.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, Обществом в рамках контракта №01/2021 от 02.08.2021, заключенного с фирмой «Reifenhandel Krause» («Reifen Krause») (Германия), ввезло и предъявило на таможенный пост МАПП Багратионовск Калининградской областной партию автошин, бывших в употреблении, пригодных для дальнейшего использования (эксплуатации) в количестве 1056 штук.
В составе документов Обществом был представлен Контракт, инвойс № 10795 от 02.12.2021, CMR 10012100/081221/5003589/001 от 02.12.2021, а также экспертное заключение № 28-05/381/21 от 07.12.2021, подтверждающее пригодность автошин для использования по назначению ввиду сохранения потребительских свойств (не являются отходами).
Таможней 08.12.2020 на основании подпункта 1 пункта 2, пункта 3 статьи 89 ТК ЕАЭС у ИП ФИО3, действовавшего по поручению Общества, были запрошены документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, необходимых для регистрации сообщения о прибытии товара на таможенную территорию ЕАЭС.
08.12.2021 в связи с непредставлением Обществом разрешительных документов на автошины Таможня отказала заявителю во ввозе товара на территорию Российской Федерации, считая его опасными отходами, товар вывезен Обществом обратно на территорию Республики Польша и далее в Германию.
08.12.2021 года из Республики Польша в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Багратионовск прибыло грузовое транспортное средство. На транспортном средстве перемещался товар «шины пневматические б/у, легковые» в количестве 1056 штук, Отправитель товара «Reifen Krause», Германия. Получатель товара ООО «ФИО2-Мастер», г. Калининград.
Таможня повторно отказала в выпуске товара, с учетом непредьявлении лицензии на ввоз отходов, считая ввезенные шины опасными отходами.
Не согласившись с действиями таможенного органа, Общество оспорило их в арбитражному суде.
Суд первой инстанции пришел к указал на то, что заявитель по запросу таможенного органа не представил документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений при перемещении спорных товаров через таможенную границу ЕАЭС, либо заключение об отсутствии необходимости получения такого разрешения в отношении ввозимых товаров, пришел к выводу о том, что таможня правомерно отказала Обществу в выпуске товара, на основании чего, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в силу следующего.
В соответствии со статьей 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения - это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о ЕАЭС, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств - членов ЕАЭС.
В силу пункта 1 Решения № 30 на таможенной территории ЕАЭС в качестве одной из мер нетарифного регулирования введен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС товаров по перечню товаров согласно приложению № 2 (далее - Перечень).
На основании пункта 3 Решения № 30 разрешительный порядок, указанный в его пункте 1, реализуется посредством лицензирования и (или) применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности, установленных в соответствии с Положением о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе с таможенной территории ЕАЭС опасных отходов (далее - Положение) согласно приложению № 7.
В соответствии с пунктом 4 Положения ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии ЕЭК от 06.11.2014 № 199, или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением № 45, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 Положения.
Лицензия или заключение (разрешительный документ) представляется таможенным органам государств-членов при прибытии опасных отходов на таможенную территорию ЕАЭС.
В разделе 2.3 Перечня поименованы опасные отходы, для ввоза которых на таможенную территорию ЕАЭС установлен разрешительный порядок.
В примечании к разделу 2.3 Перечня указано, что для целей этого раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара.
В пункте 27 раздела 2.3 Перечня указаны шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении, код 4012 20 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС. При этом в пункте 27 раздела 2.3 Перечня не упомянуты отходы, не имеется ссылок на какие-либо физические или химические характеристики товаров.
Товар «шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении», классифицируемые в товарной подсубпозиции 4012 20 ООО 9 ТН ВЭД ЕАЭС, включен в раздел 2.3 «Опасные отходы» Перечня товаров (далее - Раздел 2.3), в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 №30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее - Решение № 30).
Каких-либо изъятий по неприменению разрешительного порядка при трансграничном перемещении шин, пригодных по своим характеристикам для дальнейшего использования по прямому назначению, правом ЕАЭС не предусмотрено.
Порядок перемещения опасных отходов определен Положением о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе с таможенной территории ЕАЭС опасных отходов (Приложение №7 к Решению № 30) (далее - Положение).
Согласно пункту 5 Положения помещение под таможенные процедуры опасных отходов осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2014 г. 199, или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 г. № 45 (далее - Заключение (разрешительный документ).
Наименование пункта 27 раздела 2.3 Перечня не содержит указания на отходы. В пункте 27 раздела 2.3 Перечня также не имеется ссылок на какие-либо физические или химические характеристики товаров.
Экспертные заключения разрешительным документами по смыслу пункта 4 Положения не являются, поскольку такие заключения не соответствуют форме разрешительного документа, предусмотренной Решением № 45.
При этом законодательством ЕАЭС какие-либо исключения из предусмотренного абзацем третьим пункта 1 Решения № 30, пунктом 4 Положения разрешительного порядка не установлены.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2022 по делу № А21-6600/2021. Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.07.2022 по делу № А21-3419/2021.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2021 г. № 1567-р Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в рамках своей компетенции на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных положениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами -членами Таможенного союза в рамках ЕАЭС в торговле с третьими странами.
Ввоз шин на таможенную территорию ЕАЭС должен осуществляться с представлением таможенным органам разрешительных документов, выданных уполномоченными органами (лицензия Минпромторга России, заключение Росприроднадзора).
Кроме того, письмом УТОВЭК ФТС России № 14-57/34939 от 17.06.2021 (вх. № 08573 от 17.06.2021) до таможни доведена позиция Федеральной службы Росприроднадзора и Федеральной службы Росаккредитации по вопросу ввоза в Российскую Федерацию шин и покрышек пневматических, бывших в употреблении.
В соответствии с письмом Федеральной службы Росаккредитации № 12264/03-МЗ от 19 мая 20211 г. в своей деятельности Росаккредитация руководствуется Положением о Федеральной службе по аккредитации от 28.12.2012 № 845.
Выдача экспертных заключений о пригодности колесных шин для легковых автомобилей для эксплуатации на территории Таможенного союза в соответствии с требованиями Приложения № 8 пл.: 5.6.1, 5.6.2, 5.6.3, 5.6.5 «Требования к шинам и колесам» не предусмотрена положениями TP ТС 018/2011.
Проведение оценки соответствия отдельных компонентов транспортных средств неправомерно.
Соответствие шин, бывших в употреблении требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» не может быть подтверждено экспертными заключениями неаккредитованных лиц..
В соответствии с позицией Федеральной службы Росприроднадзора, изложенной в письме № СЖ-10-01-29/16216 от 28 мая 2021 в отношении шин установлен разрешительный порядок, регламентированный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 30 от 21.04.2015, а также постановлением Правительства РФ от 17.07.2003 № 442 «О трансграничном перемещении отходов».
Шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении представлены как в разделе 2.3. приложения. 2 к Решению ЕЭК № 30, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС, так и в приложении № 2 к Правилам № 442 - отходы, ввоз (транзит) которых на территорию (по территории) Российской Федерации запрещается, а вывоз с территории Российской Федерации осуществляется по лицензии Минпромторга России, выдаваемой на основании решения Росприроднадзора на трансграничное перемещение отходов.
Росприроднадзор полномочен оказывать государственную услугу по выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов, включенных в раздел 2.3. приложения № 2 к Решению ЕЭК № 30 и в приложение № 2 к Правилам трансграничного перемещения отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 2003 г. № 442 (в том числе на трансграничное перемещение шин и покрышек пневматических, бывших в употреблении), в рамках Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 20 мая 2020 г. № 558, в котором установлены порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) Росприроднадзора при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов.
Для принятия решения о необходимости получения (не получения) разрешения на трансграничное перемещение отходов заявителю необходимо представить в Росприроднадзор материалы, перечень и содержание которых должны соответствовать требованиям, предусмотренным п. 8 Правил № 442, п. 15 Положения № 7 и п.п. 13 и 13 Административного регламента № 558.
12.10.2021 в таможню поступило письмо УТОВЭК ФТС России № 14-57/61214 «О направлении копии письма Росприроднадзора» (вх. от 12.10.2021 № р-09815).
В соответствии с письмом Росприроднадзора от 05.10.2021 № АА-10-01-29/33592, позиция, касающаяся разрешительного порядка в отношении трансграничного перемещения шин и покрышек, бывших в употреблении, которая ранее направлялась письмом № СЖ-10-01-29/16216 от 28 мая 2021 г. остается неизменной и актуальной.
Перечень полномочий, осуществляемых Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, установлен Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 (далее - Положение).
В соответствии с п. 5.5. (13) Положения, Росприроднадзор согласовывает заявления о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, а также оформляет другие разрешительные документы в случаях, предусмотренных положениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты и ограничения в торговле с третьими странами на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза, в том числе на опасные отходы.
Полномочия по выдаче разрешений на трансграничное перемещение опасных отходов отнесены исключительно к компетенции центрального аппарата Росприроднадзора (пункт 1.3 приказа Росприроднадзора от 29 сентября 2010 г. № 283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. №717»).
Предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение опасных отходов осуществляет центральный аппарат Росприроднадзора.
Вышеизложенное также подтверждается позицией федеральных органов исполнительной власти и ведомств, в том числе ФТС России, Федеральной службой Росприроднадзора России, по вопросу необходимости соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности требований Решения № 30 при перемещении шин и покрышек, бывших в употреблении, через таможенную границу ЕАЭС и Протоколом заседания Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции от 22 декабря 2021 г. № 24.
В соответствии с позицией Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции о необходимости соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности требований Решения № 30 при перемещении шин и покрышек, бывших в употреблении, через таможенную границу, непринятие действенных мер по недопущению бесконтрольного ввоза шин, бывших в употреблении может привести к необратимым последствиям. В настоящее время на территории Российской Федерации скопилось значительное количество шин и покрышек, бывших в употреблении, которые несут угрозу окружающей среде, здоровью и жизни человека.
Суд первой инстанции верно указал, что Общество не реализовало право на обращение в порядке, предусмотренном Административным регламентом, в Росприроднадзор за получением разрешения на перемещение трансграничных отходов или заключения об отсутствии необходимости получения такого разрешения. Доказательств обращения Общества в порядке, предусмотренном Административным регламентом и получение им лицензии или заключение об отсутствии необходимости получения такого разрешения, материалы дела не содержат.
На основании изложенного, суд первой инстанции отметил, что Общество по запросу таможенного органа не представило документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений при перемещении спорных товаров через таможенную границу ЕАЭС, а именно лицензию Минпромторга России или заключение (разрешительный документ) Росприроднадзора, составленное по форме, утверждённой Решением № 45, либо заключение об отсутствии необходимости получения такого разрешения в отношении ввозимых товаров, в связи с чем Таможня правомерно отказала Обществу в выпуске товара на территорию РФ.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи, с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Несогласие Общества с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем, нет оснований для отмены или изменения судебного акта.
Выводы суда являются верными. Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка. Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 13 ноября 2023 года по делу № А21-8362/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ФИО2-Мастер» из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины (платежное поручение от 07.12.2023 № 391).
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.А. Мильгевская
Судьи
А.Б. Семенова
О.В. Фуркало