ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-8415/2021 от 18.07.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 июля 2022 года

Дело №

А21-8415/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,

рассмотрев 13.07.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Янтарьэнерго» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2022 по делу № А21-8415/2021,

установил:

Акционерное общество «Янтарьэнерго», адрес: 236022, Калининград, Театральная ул., д. 34, ОГРН 1023900764832, ИНН 3903007130 (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Барнаульская ул., д. 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090 (далее – Управление, УФАС), от 23.07.2021 по делу № 039/04/9.21-567/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 17.11.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2022, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе (с учетом дополнительных пояснений к ней) Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, суды применительно к рассматриваемому случаю неверно истолковали положения пункта 8(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861). По смыслу указанного пункта Правил № 861 заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся на земельном участке в границах территории садоводства, должна была быть подана уполномоченным лицом от имени садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества. Правилами № 861 не предусмотрен такой порядок подачи заявки на технологическое присоединение, как направление заявки физического лица с сопроводительным письмом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества. Следовательно, поступившая Обществу 15.04.2021 заявка Богомоловой Ирины Владимировны не подлежала исполнению сетевой организацией, поскольку была подана ею лично.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в Управление поступило обращение Богомоловой И.В. на нарушение Обществом Правил № 861, выразившемся в нерассмотрении заявки на технологическое присоединение, поданной товариществом собственников недвижимости «Прибрежное» (далее – Товарищество) в интересах Богомоловой И.В.

В ходе рассмотрения данного обращения Управление установило, что Богомолова И.В. обратилась в Товарищество с просьбой о подаче Обществу заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, находящихся на ее земельном участке, расположенном в границах Товарищества.

Сопроводительным письмом от 12.04.2021 № 04_21 Товарищество направило в адрес Общества заявки граждан на технологическое присоединение, в том числе Богомоловой И.В. (входящий от 15.04.2021 № ЯЭ/ООД/2954).

Письмом от 22.04.2021 № ЯЭ/19/2964 Общество в связи с действующим порядком технологического присоединения предложило Товариществу направить в адрес сетевой организации заявку на технологическое присоединение, оформленную от имени Товарищества, а не от имени Богомоловой И.В. При этом Общество не сообщило о принятом в порядке пункта 15 Правил № 861 решении о принятии или аннулировании заявки, ввиду чего заявка формально оставлена без рассмотрения.

Управление, усмотрев в действиях Общества нарушение пунктов 8(5) и 15 Правил № 861, определением от 31.05.2021 возбудило в отношении Общества дело об административном правонарушении № 039/04/9.21-567/2021 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Уполномоченным должностным лицом Управления 23.06.2021 в отношении Общества составлен протокол № 039/04/9.21-567/2021 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением от 05.07.2021 № 039/04/9.21-567/2021 УФАС признало Общество виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначило ему наказание в виде 300 000 руб. штрафа.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, придя к выводу о доказанности наличия в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, в удовлетворении заявленных требований отказал.

Суд апелляционной инстанции поддержал названный вывод суда первой инстанции.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества подлежащей удовлетворению в силу следующего.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность административного штрафа за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 600 000 руб. до 1 000 000 руб. (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке – на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер; договор является публичным.

Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами № 861. В соответствии с пунктом 8 Правил № 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) указанных Правил.

В пункте 15 Правил № 861 предусмотрено, что сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 – 14 данных Правил.

В соответствии с пунктом 8(5) Правил № 861 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1622, действовавшей на момент подачи спорной заявки на технологическое присоединение) в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).

При этом садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.

Из материалов дела следует, что заявка на технологическое присоединение от 09.04.2021 была заполнена от имени Богомоловой И.В. и направлена с сопроводительным письмом Товарищества от 12.04.2021.

Управление и суды посчитали такой способ подачи соответствующим пункту 8(5) Правил № 861. С учетом данного вывода Управление и суды констатировали нарушение Обществом пункта 15 Правил № 861, выразившееся в нерассмотрении указанной заявки Богомоловой И.В.

Между тем при вынесении судебных актов судами первой и апелляционной инстанций не было учтено следующее.

Порядок подачи заявки на технологическое присоединение, установленный пунктом 8(5) Правил № 861 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1622), обязателен для исполнения сетевыми организациями с 01.01.2019 и является специальным случаем технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества.

Заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).

Поскольку в соответствии с действовавшей в спорный период редакцией пункта 8(5) Правил № 861 физическое лицо ограничено в праве на самостоятельное обращение в сетевую организацию с заявкой на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям объекта, расположенного в границах садоводческого товарищества, то его заявка не подлежала исполнению со стороны сетевой организации (Общества).

Ссылка судов двух инстанций на то, что заявка Богомоловой И.В. от 09.04.2021 была подана с сопроводительным письмом за подписью председателя Товарищества, в рассматриваемом случае значения не имеет, поскольку действовавшая в спорный период редакция пункта 8(5) Правил № 861 прямо предусматривала, что с заявкой на технологическое присоединение вправе было обратиться только садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество, и не предусматривала такого порядка обращения, как подачи заявки на технологическое присоединение, как направление заявки физического лица с сопроводительным письмом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

При изложенных обстоятельствах выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и о законности постановления Управления сделаны при неправильном применении норм материального права.

Исходя из установленных судами обстоятельств дела и учитывая подлежащие применению нормы материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применены нормы материального права, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт – об удовлетворении заявленных Обществом требований, признании незаконным и отмене постановления Управления.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.11.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2022 по делу № А21-8415/2021 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 23.07.2021 по делу № 039/04/9.21-567/2021.

Председательствующий

И.Г. Савицкая

Судьи

О.А. Алешкевич

А.Г. Кудин