ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
10 марта 2022 года
Дело №А21-8528/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2022 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лебедева Г.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-41870/2021) АО «Янтарьэнерго» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.11.2021 по делу № А21-8528/2021, принятое
по заявлению АО «Янтарьэнерго»
к УФАС по Калининградской области
об оспаривании постановления
установил:
акционерное общество "Янтарьэнерго" (ОГРН: <***>, адрес: 236022, <...>; далее - заявитель, Общество, АО "Янтарьэнерго") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (ОГРН: <***>, адрес: 236006, <...>; далее - УФАС, Управление, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) от 23.07.2021 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении N 039/04/9.21-568/2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением от 16.11.2021 суд первой инстанции в удовлетворении требований АО "Янтарьэнерго" отказал.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе Общество указывает на отсутствие в его действиях состава вмененного административного правонарушение. В обоснование заявленных доводов Общество указывает на то, что у сетевой организации отсутствует установленная законом обязанность по рассмотрению заявки физического лица, в случае, если присоединяемый объект расположен в границах садоводческого товарищества. По мнению подателя жалобы, Правила № 861 не содержат такого порядка подачи заявок как направление заявки заявителем с приложением сопроводительного письма от СНТ; согласно пункту 8(5) Правил N 861, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств должна подаваться в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
Рассмотрение дела апелляционным судом было отложено на 09.03.2022 по ходатайству Обществ в связи с рассмотрением Арбитражным судом Северо-Западного округа кассационной жалобы Общества по аналогичному делу №А21-4275/2021. Постановлением от 03.03.2022 суд кассационной инстанции оставил принятые по делу №А21-4275/2021 судебный акты судов первой и апелляционной инстанций без изменения, кассационную жалобу АО «Янтарьэнерго» - без удовлетворения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в УФАС поступило обращение ФИО2 о нарушении АО «Янтарьэнерго» (далее - Общество) статьи 9.21 КоАП РФ, выразившемся в нерассмотрении заявки на технологическое присоединение, поданной ТСН «Прибрежное» в интересах заявителя, в порядке, установленном пунктом 8(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861), возбуждено административное производство.
В ходе административного расследования установлено, что ФИО2 обратился в ТСН «Прибрежное» (далее - Товарищество) для подачи заявки Обществу на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных на его земельном участке согласно указанному заявке, поскольку земельный участок расположен в границах Товарищества.
Товарищество направило в адрес Общества заявку на технологическое присоединение заявителя, документы, подтверждающие личность заявителя, а также подтверждение того, что указанный земельный участок расположен в его границах. Товариществом также приложено сопроводительное письмо от 12.04.2021 исх. № 04_21, подтверждающее, что заявка физического лица направлена некоммерческим товариществом согласно установленному пунктом 8(5) Правил № 861 порядку.
Общество уведомило ТСН «Прибрежное» письмом (№ ЯЭ/19/2964 от 22.04.2021) о необходимости подачи заявки лично; при этом Общество не сообщило о принятом в порядке пункта 15 Правил № 861 решении о принятии или аннулировании заявки, ввиду чего заявка формально оставлена без рассмотрения.
24.06.2021 УФАС в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении №039/04/9.21-568/2021.
По результатам рассмотрения дела АО «Янтарьэнерго» постановлением №039/04/9.21-568/2021 от 23.07.2021 привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество оспорило указанное постановление в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности в действиях Общества состава административного правонарушения, не усмотрел нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В абзаце 1 пункта 3 Правил N 861 установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им упомянутых Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и физическим лицом, в сроки, установленные рассматриваемыми Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
Пунктом 7 Правил N 861 установлена процедура технологического присоединения, включающая в себя:
подачу заявки лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
заключение договора;
выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;
осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации) (пункт 8 Правил N 861).
Согласно пункту 8(5) Правил N 861, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
При этом садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.
Из материалов дела следует, что ТСН «Прибрежное» в сетевую организацию направлена заявка на заключение договора технологического присоединения к сетям энергопринимающих устройств сетевой организации на земельном участке, в границах Товарищества. Заявка ФИО2 была приложена к сопроводительному письму ТСН «Прибрежное».
С сопроводительным письмом товариществом представлены все необходимые документы, в том числе заявка с указанием лица, которое намерено заключить договор, кадастровый номер земельного участка, подтверждение того, что земельный участок заявителя находится в границах территории товарищества.
При этом заявка подана не лично заявителем, а ТСН «Прибрежное», что подтверждается сопроводительным письмом от 12.04.2021 (л.д. 45).
Пункт 8(5) Правил N 861 содержит указание на способ подачи заявки, а не на порядок заключения договора лицом, которое имеет намерение и право присоединить принадлежащее ему энергопринимающее устройство и заключить публичный договор.
Подключение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется в рамках исполнения сетевой организацией своих обязательств (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства лица, в интересах которого товарищество направляет заявку на технологическое присоединение. Сетевая организация заключает договор технологического присоединения с лицом, в интересах которого товарищество направляло заявку на технологическое присоединение.
По смыслу пункта 8(5) Правил технологического присоединения в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств принадлежащих правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств заполняется гражданами, либо правообладателями объектов недвижимости, но подается некоммерческим товариществом.
Договор о технологическом присоединении в данном случае заключается между сетевой организацией и непосредственно собственником энергопринимающих устройств.
Сопроводительное письмо в рассматриваемом случае является способом подтверждения того, что заявка подана ТСН в целях присоединения объектов заявителя и соблюдения установленного пунктом 8(5) Правил N 861 порядка.
В силу пункта 15 Правил N 861, сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов.
Из ответа АО "Янтарьэнерго" направленному Товариществу, не следует, что Обществом принято решение по результатам рассмотрения обращения, которое должно быть принято в соответствии с пунктом 15 Правил N 861 - о заключении договора о технологическом присоединении, необходимости в предоставлении заявителем дополнительных документов, или аннулировании.
Общество не указало на законные причины, по которым заявка не может быть принята или аннулирована, ввиду чего заявка формально оставлена без рассмотрения в нарушение пункта 15 Правил N 861.
Положения пункта 8 (5) Правил N 861 не устанавливают ограничений для граждан, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, при технологическом присоединении энергопринимающих устройств, принадлежащих этим гражданам, и не ставят их в зависимость от садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.
Верховный суд Российской Федерации также отмечает, что установленная пунктом 8 (5) Правил процедура подачи заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям некоммерческим товариществом не может рассматриваться как ограничивающая свободу договора и права потребителя, владеющего энергопринимающими устройствами, на их использование, поскольку она согласуется с нормами Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества, определяющего особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Управление указало на то, что исходило из системного толкования норм Правил N 861 и пришло к выводу о нарушении Обществом пункта 15 Правил N 861 ввиду неправильности применения пункта 8 (5), при этом учтя правовую позицию ФАС России и действия заявителя.
Согласно правовой позиции ФАС России, изложенной в письме N ИА/56450/20 от 03.07.2020, при ведении садоводства или огородничества гражданами на садовых или огородных земельных участках с созданием некоммерческих товариществ в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств принадлежащих правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств заполняется гражданами, либо правообладателями объектов недвижимости, но подается сопроводительным письмом некоммерческого товарищества, при этом договор о технологическом присоединении заключается между сетевой организацией и собственником энергопринимающих устройств.
Правовая позиция ФАС России не противоречит положениям пункта 8 (5) Правил N 861 и правовой позиции Верховного суда Российской Федерации. Избрание такого способа подачи заявки, ввиду изложенного, обусловлено необходимостью соблюдения пункта 8 (5) Правил N 861 и надлежащего подтверждения подачи заявки лицом, которое обязано его подать.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание тот, что пункт 8(5) Правил № 861 содержит указание на способ подачи заявки, а не на порядок заключения договора лицом, которое имеет намерение и право присоединить к сетям принадлежащее ему энергопринимающее устройство и заключить публичный договор.
Сопроводительное письмо в рассматриваемом случае является способом подтверждения того, что заявка подана Товариществом в целях присоединения объектов заявителя и соблюдения установленного пунктом 8(5) Правил № 861 порядка.
Судом апелляционной инстанции установлено, что с сопроводительным письмом были приложены все требуемые документы, в том числе заявка с указанием лица, которое намерено заключить договор, кадастровый номер земельного участка, подтверждение того, что заявитель является членом Товарищества.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, по данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил N 861, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении Обществом требований Правил N 861 и правомерно посчитал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, апелляционным судом не установлено.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
В данном случае Управление назначило Обществу наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб., то есть в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что назначенный размер штрафа отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 16 ноября 2021 года по делу № А21-8528/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества "Янтарьэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б. Семенова
Судьи
Г.В. Лебедев
О.В. Фуркало