ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
28 февраля 2024 года
Дело №А21-8791/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2024 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от заявителя: ФИО2, по доверенности от 21.06.2023;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от 3-го лица: ФИО3. по доверенности от 01.01.2022;
ФИО4, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-43721/2023) ФИО5 на решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.11.2023 по делу № А21-8791/2023, принятое
по заявлению ФИО5
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
3-е лицо: акционерное общество "Россети Янтарь"
ФИО4
о признании незаконным постановления,
установил:
ФИО5 (далее - ФИО5, заявитель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 14.07.2023 № 039/04/9.21-462/2023.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество «Россети Янтарь» (далее - АО «Россети Янтарь») и ФИО4 (далее - ФИО4).
Решением суда от 08.11.2023 в удовлетворении заявления отказано.
ФИО5 не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить. По мнению подателя жалобы, факт административного правонарушения, подтверждается представленными в Управление жалобой с приложениями. Считает, что действующие нормы законодательства, регулирующие переоформление документов о технологическом присоединении, не содержат указанного АО «Россети Янтарь» основания для отказа. Указывает, что необходимость переоформления акта об осуществлении технологического присоединения была обусловлена сменой законного владельца объектов электросетевого хозяйства на основании договора. Доказательств невозможности выполнения заявки ФИО5 АО «Россети Янтарь» не представило.
Податель жалобы считает, что длительное время, уклоняясь от переоформления (восстановления) акта об осуществлении технологического присоединения, АО «Россети Янтарь» нарушало требования ФЗ «Об электроэнергетике» и Правила № 861, что повлекло за собой нарушение прав заявителя. Указанное свидетельствует, что в действиях АО «Россети Янтарь» имело место событие административного правонарушения.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу.
Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель заявителя и ФИО4 поддержали доводы жалобы, просили решение суда отменить.
Представитель АО «Россети Янтарь» просил в удовлетворении жалобы отказать, по мотивам, изложенным в представленном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ФИО4 (продавец) и ФИО5 (покупатель) заключен договор купли-продажи движимого имущества от 15.04.2017 и подписан акт приема-передачи от 15.04.2017, по условиям которых продавец передал покупателю силовое электрооборудование трансформаторных подстанций ТП 07-07 15/0,4 кВ, ТП 06-08 15/0,4 кВ, ТП 08-13 15/0,4 кВ, ТП 08-12 15/0,4 кВ, расположенных по адресу: <...>
23.03.2023 ФИО5 обратился в АО «Россети Янтарь» с заявками (вх. № П/502/23, вх. № П/505/23) о восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении на объекты - вышеуказанные ТП 07-07, ТП 06-08, ТП 08-12, ТП 08-13, расположенные по адресу: <...> И приобщил договор купли-продажи движимого имущества от 15.04.2017 и акт приема-передачи от 15.04.2017.
При этом объекты как полагает УФАС по Калининградской области и суд первой инстанции (4 трансформаторные подстанции) подлежали государственной регистрации и постановке на кадастровый учет. Трансформаторные подстанции вводились в эксплуатацию как единые объекты и представляют собой сложную неделимую вещь, что установлено решением Центрального районного суда города Калининграда от 14.04.2022 по делу № 2-1451/2022, которым ФИО5 отказано в признании права собственности на здание ТП 07-07, следовательно, по аналогии и другие трансформаторные подстанции.
Поскольку документы и сведения, подтверждающие право собственности (государственную регистрацию права на спорные трансформаторные подстанции) за ФИО5 в адрес АО «Россети Янтарь» представлены не были, сетевая организация направила заявителю соответствующее уведомление от 18.04.2023 (исх. № ЯЭ/19/2808), согласно которому восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении не представляется возможным до предоставления в АО «Россети Янтарь» дополнительных документов и сведений.
18.05.2023 ФИО5 обратился в Управление с жалобой по факту аннулирования АО «Россети Янтарь» заявки на оформление документов об осуществлении технологического присоединения четырех спорных трансформаторных подстанций.
Определением от 15.06.2023 Управление возбудило в отношении АО «Россети Янтарь» производство по делу № 039/04/9.21-462/2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
По результатам проведенного административного расследования Управление на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ вынесло постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 14.07.2023 № 039/04/9.21-462/2023, в связи с отсутствием в действиях АО «Россети Янтарь» события административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Полагая вынесенное Управлением постановление незаконным, ФИО5 обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В соответствии с частью 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Раздел VIII Правил N 861 регламентирует порядок восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении.
В соответствии с пунктом 57 Правил N 861 восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии, собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства с заявлением на восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении (далее - заявление о переоформлении документов).
Сведения, которые должны быть указаны в заявлении о переоформлении документов, определены в пунктах 60, 61 Правил N 861
Перечень документов, которые прилагаются к заявлению о переоформлении документов, определен пунктом 62 Правил N 861.
В силу пункта 69 Правил N 861 при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 настоящих Правил), сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении, указанные в заявлении о переоформлении документов, с учетом особенностей, установленных пунктом 61 настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, 23.03.2023 ФИО5 обратился в АО «Россети Янтарь» с заявками (вх. № П/502/23, вх. № П/505/23) о восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении на объекты - ТП 07-07, ТП 06-08, ТП 08-12, ТП 08-13, расположенные по адресу: <...>
Апелляционным судом установлено, что смена владельца силового электрооборудования (комплектных трансформаторных подстанций) ТП 07-07, ТП 06-08, ТП 08-13, ТП 08-12, не повлекла за собой изменений схемы внешнего электроснабжения, категории надежности и размера максимальной мощности, указанных в ранее оформленных документах о технологическом присоединении.
Доказательств невозможности выполнения заявки ФИО5 АО «Россети Янтарь» не представило.
Довод Управления о том, что ФИО5 не подтвердил переход права собственности на объекты присоединения, апелляционным судом не принимается, поскольку в материалах административного дела имеется договор купли-продажи имущества и акт приема-передачи имущества, согласно которым к ФИО5 перешло право собственности на объекты электросетевого хозяйства и он в настоящее время является владельцем спорных подстанций.
Исчерпывающие перечни сведений и документов, представляемых с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении, содержатся в п. 60, 62 Правил № 861 и не содержат каких-либо специальных требований к договорам купли-продажи объектов электросетевого хозяйства, в отношении которых требуется произвести переоформление документов о технологическом присоединении.
Предусмотренное п. 57 и п.59 Правил № 861 заявление о переоформлении документов о технологическом присоединении подано истцом с приложением документов, подтверждающих переход прав на силовое электрооборудование (комплектных трансформаторных подстанций).
Смена законного владельца не повлекла изменение видов производственной деятельности, осуществляемой новым законным владельцем, не повлекла за собой пересмотра величины присоединенной мощности, не потребовала изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, не изменила ранее определенные с ответчиком границы балансовой принадлежности объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
Функция сетевых объектов заключается не в потреблении электрической энергии и преобразовании ее в другой вид энергии, а в ее передаче до конечного потребителя – владельца энергопринимающих устройств.
Право на мощность, как и прежде, принадлежит владельцам энергопринимающих устройств без каких-либо ограничений к ее использованию, а Заявитель обязан обеспечивать надежное и бесперебойное электроснабжение этих энергопринимающих устройств.
Приобретенное ФИО5 силовое электрооборудование (комплектные трансформаторные подстанции) ТП 07-07, ТП 06-08, ТП 08-13, ТП 08-12, является ранее присоединенным к электрическим сетям Управления объектами.
Сам по себе переход прав владения и пользования на силовое электрооборудование (комплектные трансформаторные подстанции) ТП 07-07, ТП 06-08, ТП 08-13, ТП 08-12, не влечет изменения характеристик технологического присоединения, а также схемы внешнего электроснабжения.
При таких обстоятельствах передача ФИО5 объектов электросетевого хозяйства не изменяет фактической схемы технологического присоединения. Соответственно, все сведения необходимые АО «Россети Янтарь» для переоформления акта технологического присоединения, содержатся в ранее выданных им же документах о технологическом присоединении.
Из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области № 00- 08/00855 от 10.06.2022 г., следует – объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 39:09:010131:77; 39:09:010117:44; 39:09:010131:80; 39:09:010131:76, поставлены на кадастровый учет как нежилые здания. Сведения о том, что вышеуказанные объекты недвижимости являются единым недвижимым комплексом, в ЕГРН отсутствуют.
Кроме того, ФИО5 обращался в ООО «Региональная кадастровая компания» с заявлением о подготовке документации для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации прав на силовое электрооборудование (комплектные трансформаторные подстанции) ТП 07-07, ТП 06-08, ТП 08-13, ТП 08-12.
В ответе кадастрового инженера от 23.11.2022 г. указано, что силовое электрооборудование трансформаторных подстанций, принадлежащее ФИО5 не является объектом недвижимости, в связи с чем ему было отказано в заключении договора подряда на выполнение кадастровых работ.
Также кадастровые инженеры указали, что в соответствии с ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 141.3, ст. 133.1 ГК РФ к недвижимости относятся здания, сооружения и единые недвижимые комплексы, которыми силовое электрооборудование трансформаторных подстанций не является.
Согласно выпискам из ЕГРН на объекты с кадастровыми номерами 39:09:010131:77; 39:09:010117:44; 39:09:010131:80; 39:09:010131:76, они имеют «Вид объекта недвижимости: Здание», «Назначение: Нежилое», «Наименование: Данные отсутствуют». Из представленных выписок из ЕГРН следует, что нежилые здания являются самостоятельными объектами технического учета и представляет собой отдельно стоящее нежилые здания, зарегистрированные в ЕГРН в качестве самостоятельных объектов недвижимости.
В соответствии с Техническим заключением № 17/06/2021 от 15.06.2021 г., нежилые здания и находящееся в них оборудование, не являются неделимыми вещами. Разделение оборудования (комплектных трансформаторных подстанций) ТП 07-07, ТП 08-12, ТП 08-13, ТП 06-08 и нежилых зданий возможно, без причинения вреда оборудованию и зданиям, которые в дальнейшем могут выступать в гражданском обороте в качестве самостоятельных объектов гражданских прав.
Кроме того, апелляционным судом установлено, что после обращения ФИО5 в Центральный районный суд г. Калининграда, АО «Россети Янтарь» выдало акты об осуществлении технологического присоединения № 33-01846-2023, № 33-01843-2023, № 33-01870-2023, № 33-01869-2023, без требований о предоставлении государственной регистрации права на объекты недвижимости, что в свою очередь также подтверждает правомерность обращения ФИО5 в АО «Россети Янтарь» и их обязанность по переоформлению документов.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях АО «Россети Янтарь» состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Таким образом, оспариваемое постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 14.07.2023 № 039/04/9.21-462/2023 подлежит признанию незаконным, что влечет отмену решения суда первой инстанции в связи с неполным исследованием и ненадлежащей оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 08.11.2023 по делу № А21-8791/2023 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 14.06.2023 №039/04/9.21-462/2023.
Возвратить ФИО5 из федерального бюджета 1 500 руб. госпошлины по платежному поручению №699 от 04.12.2023.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В. Фуркало
Судьи
Н.А. Мильгевская
А.Б. Семенова