АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
04 июля 2022 года
Дело №
А21-8946/2021
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Карьер» ФИО1 (доверенность от 05.08.2021), ФИО2 (доверенность от 05.08.2021), от Министерства природных ресурсов Калининградской области ФИО3 (доверенность от 14.06.2022 № 110),
рассмотрев 27.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карьер» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 по делу
№ А21-8946/2021,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Карьер», адрес: 236022, Калининград, ул. Д. Донского, д. 20, лит. LXXV из лит. А, оф. 2, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - ООО «Карьер», Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Министерство, Минприроды), выразившихся в отказе принять «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых» с корректировкой за 2016 - 2020 гг., уточненные в декларации по форме № 5-гр.
Решением суда первой инстанции от 12.10.2021 требования Общества удовлетворены.
Апелляционный суд постановлением от 14.02.2022 решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.10.2021 отменил, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказал.
Общество не согласилось с принятым постановлением, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы считает судебный акт незаконным и необоснованным, принятыми с неправильным применением норм материального права. Ссылаясь на то, что полезное ископаемое - строительные пески, фактически им не добывалось, Общество настаивает на возможности внесения изменений в объемы ранее учтенных (списанных) запасов твердых полезных ископаемых путем подачи откорректированных сведений о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых по форме № 5-гр.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель Министерства, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, возражал против удовлетворения жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО «Карьер» в спорный период осуществляло разработку гравийных и песчаных карьеров, добычу глины и каолина на основании лицензии на право пользования недрами КЛГ 80042 ТЭ с целевым назначением и видами работ - добыча песчано-гравийного материала на части месторождения «Куйбышевское» в пределах блоков подсчета запасов В-II, С1-III, C1-VII, C2-IX, С2-Х, C2-XIV, расположенного на территории муниципального образования «Гвардейский городской округ» Калининградской области.
В соответствии с пунктом 2 Договора об условиях пользования недрами при добыче песчано-гравийного материала на части месторождения «Куйбышевское» в пределах блоков подсчета запасов В-II, С1-III, C1-VII, C2-IX, С2-Х, C2-XIV, расположенного на территории муниципального образования «Гвардейский городской округ» Калининградской области (приложение № 1 к лицензии серия КЛГ 80042 ТЭ) (далее - Договор недропользования), целью недропользования является добыча песчано-гравийного материала на части месторождения «Куйбышевское» в пределах указанных выше блоков подсчета запасов.
Во исполнение положений пункта 5 части 2 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах), постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 13.11.2000 № 110 «Об утверждении статистического инструментария для организации МПР России статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых, геологоразведочными работами и их финансированием, использованием воды и начисленными платежами за загрязнение окружающей среды» (далее - Постановление № 110), Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 17.09.1997 № 28 (далее - Инструкция № 28), Обществом представлены формы федерального государственного статистического наблюдения № 5-гр за 2016 - 2020 годы в отношении добычи общераспространенных полезных ископаемых на части месторождения «Куйбышевское» на территории муниципального образования «Гвардейский городской округ» Калининградской области, а именно:
- форма № 5-гр за 2016 год (утверждена 26.01.2017 директором ООО «Карьер» ФИО4 и главным маркшейдером ФИО5) направлена письмом от 07.02.2017 № 7, поступила в Министерство 13.02.2017, вх. № 1345-ЮШ;
- форма № 5-гр за 2017 год (утверждена 25.01.2018 директором ООО «Карьер» ФИО6 и главным маркшейдером ФИО5) направлена письмом от 25.01.2018 № 5, поступила в Министерство 30.01.2018, вх. № 1056-ОС;
- форма № 5-гр за 2018 год (утверждена 25.01.2019 директором ООО «Карьер» ФИО6 и главным маркшейдером ФИО5) направлена письмом от 25.01.2019 № 8, поступила в Министерство 11.02.2019, вх. № 1332-ОС;
- форма № 5-гр за 2019 год (утверждена 28.01.2020 директором ООО «Карьер» ФИО6 и главным маркшейдером ФИО5) направлена письмом от 30.01.2020 № 5, поступила в Министерство 30.01.2020, вх. № 1320-ОС;
- форма № 5-гр за 2020 год (утверждена 15.01.2021 директором ООО «Карьер» ФИО6 и главным маркшейдером ФИО7) направлена письмом от 19.01.2021 № 1, поступила в Министерство 27.01.2021, вх. № 1159-ОС.
Впоследствии, ссылаясь на то, что полезное ископаемое - строительные пески, фактически не добывалось, Общество 25.06.2021 направило в адрес Министерства сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых с корректировкой за 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годы
(форма № 5-гр).
Министерство письмом от 07.07.2021 вернуло недропользователю откорректированную статистическую отчетность, мотивируя отсутствием правовых оснований для ее принятия и рассмотрения.
Не согласившись с отказом в принятии корректирующих сведений, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции, не установив причин для непринятия откорректированных форм отчетности за 2016, 2017, 2018, 20019 и 2020 годы, признал требования Общества обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Апелляционный суд, придя к выводу о том, что откорректированные Обществом формы № 5-гр содержат не исправление арифметических или логических ошибок, а фактически новые данные, касающиеся изменения балансовых запасов на месторождении и деятельности недропользователя по добыче полезных ископаемых, и принимая во внимание, что постановка запасов на учет на основании отчетных форм 5-гр противоречит требованиям Порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.08.2014 № 362 (далее - Порядок № 362), отказал в удовлетворении заявленных требований.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в соответствующие фонды геологической информации, в органы государственной статистики.
Как установлено статьей 31 Закона о недрах, с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Порядок представления государственной отчетности пользователями недр, осуществляющими разведку месторождений и добычу полезных ископаемых, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.08.2016 № 434.
Указанная отчетность сдается в соответствующие органы пользователем недр по форме № 5-гр, утвержденной Постановлением № 110, ежегодно до 05 февраля года, следующего за отчетным.
В соответствии с пунктом 6 Инструкции № 28 учтенные организацией по добыче полезных ископаемых балансовые и забалансовые запасы основных и совместно с ними залегающих (твердых, жидких, газообразных) полезных ископаемых и содержащиеся в них полезные компоненты (по нефтегазодобывающим предприятиям, в том числе извлекаемые запасы нефти, газа, растворенного в нефти газа, конденсата и содержащихся в них компонентов, имеющих промышленное значение, также йода, брома и других ценных компонентов, содержащихся в промышленных, в том числе нефтяных, водах) подлежат списанию в случаях:
а) добычи (извлечения из недр) и направления потребителям или на переработку;
б) потерь в процессе добычи, в том числе оставления в недрах в отбитом и неотбитом состоянии, извлечения из недр и направления в породные отвалы, а также потерь при транспортировке погрузке, разгрузке и в местах хранения;
в) утраты промышленного значения.
В силу пункта 8 Инструкции № 28 списание запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в подпунктах "а", "б", "г" пункта 6 Инструкции № 28, производится путем полного снятия их с государственного баланса запасов полезных ископаемых и соответственно с учета организации по добыче полезных ископаемых, кроме полезных ископаемых, добытых и заскладированных в спецотвалах, которые должны состоять на особом учете.
Пунктом 13 Инструкции № 28 предусмотрено, что списание запасов полезных ископаемых за истекший год по причинам их добычи и потерь осуществляется в течение первого квартала следующего за отчетным года, в том числе по форме государственного федерального статистического наблюдения № 5-гр.
Как установлено судами и следует из материалов, представленные Обществом формы федерального государственного статистического наблюдения № 5-гр за 2016 - 2020 годы (письма от 07.02.2017 № 7, от 25.01.2018 № 5, от 25.01.2019 № 8, от 30.01.2020 № 5 и от 19.01.2021 № 1) приняты и учтены Министерством; на основании самостоятельно представленных Обществом в указанных формах № 5-гр сведений запасы добытых общераспространенных полезных ископаемых (песчано-гравийный материал и песок) в заявленных объемах списаны с территориального баланса.
С учетом изложенного Министерством осуществлен учет изменений указанных запасов общераспространенных полезных ископаемых (песчано-гравийного материала и песка).
Как справедливо отмечено апелляционным судом, представленные Обществом откорректированные формы № 5-гр содержат не исправление арифметических или логических ошибок, а фактически новые данные, касающиеся изменения балансовых запасов на месторождении и деятельности недропользователя по добыче полезных ископаемых.
Между тем, в силу пункта 2.6 Порядка № 362 основанием для постановки запасов общераспространенных полезных ископаемых на территориальный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.
Учет изменений запасов общераспространенных полезных ископаемых в территориальном балансе осуществляется уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации в срок не более 15 дней с момента получения заключения государственной экспертизы запасов в части участков недр местного значения, ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых (пункт 2.8 Порядка № 362).
Указанное экспертное заключение Обществом не предоставлено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что постановка запасов на учет на основании отчетных форм 5-гр противоречит требованиям Порядка № 362.
Разъяснения, данные в письме Федеральной службы государственной статистики от 24.04.2019 № СЕ-04-4/55СМИ, согласно которому респонденты, допустившие ошибку при предоставлении первичных статистических данных, обязаны в течение 3 дней после их обнаружения самими респондентами или получения письменного уведомления от территориальных органов статистики (или других министерств и ведомств - субъектов официального статистического учета) направить исправленные данные с обоснованием внесения изменений и дополнительными необходимыми сведениями, правильно не приняты во внимание применительно к рассматриваемому делу, ввиду содержания в откорректированных формах № 5-гр новых данных, касающихся изменения балансовых запасов на месторождении и деятельности недропользователя по добыче полезных ископаемых, а не направлены на исправление арифметических или логических ошибок.
Вопреки доводам жалобы, апелляционный суд правомерно указал на неприменение в рассматриваемом случае положений пункта 20 Инструкции № 28 при списании с территориального баланса добытых полезных ископаемых.
Кроме того, о списании полезных ископаемых по причине утраты промышленного значения Обществом не заявлялось.
Приведенные Обществом доводы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства в их взаимосвязи с обстоятельствами настоящего дела.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, апелляционным судом установлены. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
Учитывая изложенное суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Обществу следует возвратить из федерального бюджета сумму государственной пошлины, излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по данной категории дел.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 по делу № А21-8946/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карьер» – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Карьер», адрес: 236022, Калининград, ул. Д.Донского, д. 20, лит. LXXV из лит. А, оф. 2, ОГРН <***>, ИНН <***>, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 15.04.2022 № 206.
Председательствующий
Е.А. Аникина
Судьи
О.А. Алешкевич
И.Г. Савицкая