ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-9070/16 от 31.07.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

08 августа 2017 года

Дело №А21-9070/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Толкунова В.М.

судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бурак К.Д.

при участии:

от заявителя: не явился, извещен

от заинтересованного лица: не явился, извещен

от 3-х лиц: не явились, извещены

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14103/2017) ООО "Березина" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.04.2017 по делу № А21-9070/2016 (судья Сычевская С.Н.), принятое

по заявлению ООО "Березина"

к УФАС по Калининградской области

3-и лица: 1) ООО "СтройИнерт", 2) Конкурсное агентство Калининградской области, 3) Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области

об оспаривании решения

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Березина» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 238345, <...>, далее – ООО «Березина», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 236006, <...>, далее – УФАС, Управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 09.11.2016 № Т-125/2016; обязании УФАС выдать предписание аукционной комиссии об отмене решения о признании общества с ограниченной ответственностью «СтройИнерт» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 644008, <...>, далее – ООО «СтройИнерт») участником открытого аукциона № оа-16024-Н на право пользования участком недр местного значения, расположенным на территории муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области», в целях геологического изучения, разведки и добычи песка на проявлении «Ижевское»; обязании УФАС выдать предписание аукционной комиссии об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе № оа-16024-Н на право пользования участком недр местного значения, расположенным на территории муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области», в целях геологического изучения, разведки и добычи песка на проявлении «Ижевское»; обязании УФАС выдать предписание аукционной комиссии об отмене решения о признании ООО «СтройИнерт» победителем открытого аукциона № оа-16024-Н на право пользования участком недр местного значения, расположенным на территории муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области», в целях геологического изучения, разведки и добычи на проявлении «Ижевское»; обязании УФАС выдать предписание аукционной комиссии об отмене протокола о результатах открытого аукциона № оа-16024-Н на право пользования участком недр местного значения, расположенным на территории муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области», в целях геологического изучения, разведки и добычи песка на проявлении «Ижевское».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Конкурсное агентство Калининградской области, Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области и ООО «СтройИнерт».

Решением суда от 24.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, ООО «Березина» направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления Общества.

В обоснование доводов жалобы Общество указывает, что представленный ООО «СтройИнерт» в составе заявки договор с подрядчиком – обществом с ограниченной ответственностью «Сибирская торговая группа» на маркшейдерское сопровождение не соответствовал условиям аукциона ни по объему работ, для которых привлечен подрядчик (поскольку наличие специалистов для сопровождения пользованиями недрами на этапах геологического изучения и разведки Общество не подтвердило), ни по месту осуществления маркшейдерского обеспечения (так как исходя из представленной лицензии ООО «Сибирская торговая группа» не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности за пределами указанных в приложении к лицензии мест). Кроме того, по мнению подателя жалобы, представленная лицензия противоречит требованиям постановления Правительства Калининградской области от 07.12.2015 № 688 «Об утверждении порядка проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения на территории Калининградской области». Ввиду изложенного заявитель полагает, что ООО «СтройИнерт» не должно быть допущено к участию в аукционе, а победителем должно быть признано ООО «Березина».

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 17.08.2016 на сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение № 170816/0027754/02 о проведении аукциона № оа-16024-Н на право пользования участком недр местного значения, расположенным на территории муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области, в целях геологического изучения, разведки и добычи песка на проявлении «Ижевское».

Организатор аукциона – Конкурсное агентство Калининградской области, уполномоченный орган – Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области.

До окончания срока подачи заявок на участие в аукционе поступило 5 заявок, в том числе от ООО «Березина» и ООО «СтройИнерт».

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 30.09.2016 аукционной комиссией агентства участниками аукциона признаны все пять заявителей.

Минимальный стартовый размер разового платежа за пользование участком недр – 571357 руб., шаг аукциона – 28567 руб. 85 коп.

По результатам рассмотрения заявок победителем аукциона признано ООО «СтройИнерт» (протокол о результатах аукциона от 18.10.2016), предложение о размере разового платежа которого составило 22 911415 руб. 70 коп.

Обращаясь в УФАС с жалобой, ООО «Березина» ссылалось на то, что, по его мнению:

- у победителя аукциона отсутствовали какие-либо средства на осуществление работ на предоставляемом по результатам аукциона участке недр;

- наличие в отношении победителя торгов исковых требований третьих лиц о взыскании денежных средств;

- единственный участник ООО «СтройИнерт» являлся и является участником или исполнительным органом в различных обществах, в отношении которых было принято решение налогового органа об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего лица либо введена процедура банкротства;

- директор общества привлекался к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве ООО «Инертные материалы»;

- победитель торгов не представил в составе заявки документов, подтверждающих наличие у него необходимых специалистов для осуществления деятельности в части геологического изучения и разведки;

- представленный ООО «СтройИнерт» договор подряда от 15.01.2016 содержит явно недостоверные сведения и вызывает сомнения в их действительности;

- победитель аукциона не представил документов, подтверждающих наличие необходимого специалиста направлениям подготовки маркшейдерское дело, открытые горные работы для осуществления деятельности на предоставляемом по результатам аукциона участке недр;

- победителем аукциона не выполнены все условия допуска к участию в аукционе.

По результатам рассмотрения жалобы Общества УФАС 09.11.2016 приняло решение по делу №Т-125/2016, которым жалоба признана необоснованной.

Посчитав решение УФАС неправомерным, ООО «Березина» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции при принятии решения обоснованно руководствовался следующим.

Частями 1, 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведении торгов.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушениях.

В соответствии с п. 1, 2 раздела II «Общие сведения. Общие положения» документации об аукционе она разработана в соответствии с:

- Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах),

- Законом Калининградской области от 23.12.2009 № 408 «О недропользовании в Калининградской области»,

- постановлением Правительства Калининградской области от 07.12.2015 № 688 «Об утверждении порядка проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения на территории Калининградской области» (далее – Постановление № 688).

Заявителями аукциона могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, способные обеспечить эффективное и безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами на участках недр местного значения, имеющие квалифицированных специалистов, необходимые финансовые и технические средства, технологическое оборудование для эффективного и опасного проведения таких работ.

Согласно разделу I «Объявление о проведении аукциона» документации об аукционе право пользования участком недр местного значения предоставляется на срок до 10 лет. Оформление и выдача лицензии на пользование недрами победителю аукциона осуществляется в течение сорока дней со дня регистрации в Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области заявки на получение лицензии на пользование недрами и прилагаемых документов, поступивших от победителя аукциона, в соответствии с принятым Правительством Калининградской области решением об утверждении итогов аукциона на право пользования участком недр местного значения и предоставлении победителю аукциона права пользования участком недр местного значения.

В соответствии со статьей 13.1 Закона о недрах основным критерием выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр.

Из материалов дела следует, что максимальный размер разового платежа предложен победителем аукциона.

В силу статьи 14 Закона о недрах отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона может последовать в следующих случаях:

1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований, в том числе если ее содержание не соответствует объявленным условиям конкурса или аукциона;

2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;

3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;

4) если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования;

5) заявитель не соответствует критериям, установленным условиями проведения аукциона, для предоставления права пользования участком недр федерального значения.

В соответствии (п.п. 1, 2, 9, 10) раздела «Условия пользования участком недр местного значении, расположенным на территории муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области, в целях геологического изучения, разведки и добычи песка на проявлении «Ижевское» документации об аукционе пользователь участка недр местного значения обеспечивает финансовые и технические условия, необходимые для эффективного выполнения работ по геологическому изучению, разведке и добыче песка на лицензионном участке. Пользователь недр несет весь финансовый риск по проведению работ. Пользователь недр обязан обеспечить годовой объем добычи песка в размере 2 000 тыс. м3 в срок, не превышающий 63 месяца со дня государственной регистрации лицензии. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения пользователем недр настоящих условий пользования участком недр местного значения право пользования недрами досрочно прекращается, ограничивается или приостанавливается Правительством Калининградской области согласно законодательству.

Постановлением № 688, документацией об аукционе (пункт 16 раздела «Порядок подачи заявок на участие в аукционе. Внесение изменений и отзыв заявок») установлено, что для участия в аукционе заявители должны в указанный в объявлении о проведении аукциона срок:

1) подать организатору аукциона заявки на участие в аукционе по форме, установленной документацией об аукционе;

2) до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе внести сбор за участие в аукционе и задаток в порядке, указанном в объявлении о проведении аукциона.

Из материалов дела следует, что Управление, проанализировав пункт 20 раздела «Порядок подачи заявок на участие в аукционе. Внесение изменений и отзыв заявок» документации об аукционе, установило присутствие в нем исчерпывающего перечня документов, которые должны входить в состав заявки.

В числе прочего заявка должна содержать:

8. заявление-обязательство о том, что заявитель обладает или будет обладать финансовыми возможностями, необходимыми для эффективного и безопасного проведения работ, связанных с пользованием недр (Приложение № 3 к документации об аукционе);

9. документы, подтверждающие наличие у заявителя требуемых в соответствии с условиями аукциона квалифицированных специалистов:

- копии приказов заявителя о приеме на работу квалифицированных специалистов и (или) договоров заявителя с квалифицированными специалистами и (или) с подрядчиками, обладающими указанными специалистами;

- копии документов об образовании и квалификации и (или) документов о квалификации требующихся специалистов, а также в случаях, предусмотренных законом и иными правовыми актами, копии лицензий на право осуществления соответствующей деятельности.

Предоставлением указанного в подпункте 8 пункта 20 документации об аукционе документа победитель аукциона гарантирует то, что обладает или будет обладать финансовыми возможностями, необходимыми для эффективного и безопасного проведения работ, связанных с пользованием участком недр местного значения, расположенным на территории муниципального образования «Светловский городской округ» Калининградской области», в целях геологического изучения, разведки и добычи песка на явлении «Ижевское».

Предусмотренное документацией об аукционе заявление-обязательство представлено ООО «СтройИнерт» в составе своей заявки.

Согласно объявлению о проведении аукциона для подтверждения наличия у заявителя требуемых квалифицированных специалистов по направлениям подготовки маркшейдерское дело, открытые горные работы, обладающих опытом работы, необходимым для осуществления деятельности на предоставляемом по результатам аукциона участке недр, заявитель должен представить:

- копии приказов заявителя о приеме на работу квалифицированных специалистов и (или) договоров заявителя с квалифицированными специалистами и (или) с подрядчиками, обладающими указанными специалистами;

- копии документов об образовании и квалификации и (или) документов о квалификации требующихся специалистов, а также в случаях, предусмотренных законом и иными правовыми актами, копии лицензий на право осуществления соответствующей деятельности».

Указанные документы должны подтверждать наличие у заявителя квалифицированных специалистов. У указанных специалистов должен быть опыт работы, необходимый для осуществления деятельности на предоставляемом по результатам аукциона участке недр (минимум 3 года).

Согласно подпункту 43 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» производство маркшейдерских работ включено в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 257, лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемой деятельности (лицензиату) является наличие в штате юридического лица работника, имеющего высшее профессиональное образование по специальности «маркшейдерское дело» (имеющего высшее профессиональное образование и прошедшего профессиональную переподготовку с получением квалификации по указанной специальности), аттестованного в области промышленной безопасности (маркшейдерского обеспечения безопасного ведения горных работ) и имеющего стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 3 лет.

Наличие лицензии у юридического лица на производство маркшейдерских работ подтверждает наличие у последнего квалифицированных специалистов по направлению подготовки «маркшейдерское дело», обладающих опытом работы, необходимым для осуществления деятельности на предоставляемом по результатам аукциона участке недр - не менее 3-х лет.

Как установлено судом первой инстанции, в составе заявки на участие в аукционе ООО «СтройИнерт» представило копию договора подряда с ООО «Сибирская торговая компания» на выполнение работ по маркшейдерскому обеспечению, к которой приложена копия лицензии указанной организации на производство маркшейдерских работ, а также копия трудового договора № 3 ООО «Сибирская Торговая Группа» с маркшейдером ФИО1 и копия его диплома о прохождении обучения по программе «Маркшейдерское дело» в период с 02.04. по 21.06.2012.

Таким образом, Общество в заявке подтвердило наличие требуемых квалифицированных специалистов.

Вопреки доводам подателя жалобы относительно необходимости наличия в составе заявки копии лицензии на производство маркшейдерских работ, выданной на предоставляемый по результатам аукциона участок недр, следует указать, что пункт 51 Постановления № 688 определяет исчерпывающий перечень документов в составе заявки на участие в аукционе и указанное условие в нем отсутствует.

Кроме того, заявки на участие в аукционе подаются в ходе проведения аукциона (когда участок еще не предоставлен для разработки недр), а участок недр предоставляется после его проведения победителю аукциона, в связи с чем, как верно указал суд первой инстанции, заявка объективно не может содержать копию лицензии на производство маркшейдерских работ на предоставляемом по результатам аукциона участке недр.

В соответствии с пунктами 96, 97 Постановления № 688 по результатам аукциона Правительством Калининградской области принимается решение об утверждении итогов аукциона на право пользования участками недр и предоставлении победителю аукциона права пользования участками недр, оформленное постановлением Правительства Калининградской области.

Постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2016 № 363 утверждено решение аукционной комиссии агентства о признании ООО «СтройИнерт» победителем аукциона и данному обществу предоставлено право пользования участком недр.

Порядок оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензии на пользование недрами местного значения на территории Калининградской области утвержден постановлением Правительства Калининградской области от 10.07.2015 № 409 и в п. 5, 6, 7 предусматривается, что основанием для начала процедуры оформления лицензии на пользование недрами является правовой акт Правительства Калининградской области о предоставлении права пользования участком недр местного значения; для получения лицензии на пользование участком недр местного значения субъект предпринимательской деятельности, которому предоставлено право пользования участком недр местного значения, в течение 3 месяцев со дня вступления в силу правового акта Правительства Калининградской области или правового акта уполномоченного органа о предоставлении заявителю права пользования участком недр местного значения должен подать в уполномоченный орган заявку на получение лицензии.

Согласно пункту 55 документации об аукционе и пункту 80 Постановления № 688 аукционная комиссия рассматривает поступившие заявки на участие в аукционе на предмет их соответствия требования, установленным законодательством Российской Федерации и Калининградской области, документацией об аукционе и объявлением о проведении аукциона, а также соответствия заявителей, подавших такие заявки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Калининградской области, а также устанавливает на основании выписки (выписок) со счета (счетов) факт поступления от заявителей сбора за участие в аукционе и задатка.

Ввиду вышеизложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что ООО «СтройИнерт» при оформлении своего участия в аукционе представлена заявка по форме и в соответствии с требованиями аукционной документации, представленные сведения о планируемом объеме добычи песка соответствуют требованиям документации об аукционе, участником внесен сбор и установленный задаток в размере и сроки, определенные условиями аукциона, тем самым у аукционной комиссии отсутствовали основания для отклонения заявки ООО «СтройИнерт».

Ссылки заявителя на требования статьи 22 Закона о недрах, а равно и на пп. 26 п. 9 раздела I «Условий пользования участком недр местного значения» документации об аукционе не принимаются судом во внимание, поскольку указанные положения распространяются на пользователя недрами, в то время как при проведении спорного аукциона как такового «пользователя недр» еще нет, в ходе аукциона он лишь определяется.

Заявитель фактически подменяет понятия «Условия аукциона», которые определяют порядок проведения аукциона, в том числе требования к составу документов, входящих в состав заявки на участие в аукционе, и «Условия пользования участком недр местного значения», которые устанавливают требования уже к проведению самих работ недропользователем на участке недр местного значения, предоставленном ему уже после аукциона.

Следует также заметить, что в ранее рассмотренном деле №А21-9500/2016 судами установлены факты законности решения о допуске ООО «СтройИнерт» к участию в открытом аукционе и протокола о результатах открытого аукциона.

При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.

Заявителю следует возвратить сумму государственной пошлины, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел.

Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не допущено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.04.2017 по делу № А21-9070/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить обществу ограниченной ответственностью «Березина» из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 19.05.2017 № 1.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

Л.В. Зотеева

Е.А. Сомова