ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-9286/2021 от 28.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

04 июля 2022 года

Дело №А21-9286/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом

от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12494/2022) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.03.2022 по делу А21-9286/2021, принятое

по заявлению ООО "Балтийская компания вторичных металлов"

к Калининградской областной таможне

3-е лицо: Калининградская ТПП

об оспаривании отказа в вывозе товара

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Балтийская компания вторичных металлов» (ОГРН: <***>, адрес: 236010, <...>, лит. И, кв. 3; далее - ООО "Балтийская компания вторичных металлов", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Калининградской областной таможне (ОГРН: <***>, адрес: 236016, <...>; далее – таможня, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в вывозе товара по морской накладной №10012070/080721/К0005192 и обязании Калининградскую областную таможню совершить действия по таможенному оформлению товаров при их перемещении между особой экономической зоной и остальной таможенной территорией Таможенного союза, представленных по описи к отправке №10012070/080721/К0005192 с проставлением отметки «Товар ЕАЭС. Вывоз разрешен».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Союз «Калининградская торгово-промышленная палата» (ОГРН: <***>, адрес: 236010, <...>; далее - Калининградская ТПП, третье лицо).

Решением от 09.03.2022 суд первой инстанции признал незаконным отказ таможни в вывозе товара по морской накладной №10012070/080721/К0005192; обязал таможню совершить действия по таможенному оформлению товаров таможенного союза при их перемещении между Особой экономической зоной и остальной таможенной территорией Таможенного союза, представленных по описи к отправке №10012070/080721/К0005192 с проставлением отметки «Товар ЕАЭС. Вывоз разрешен»; взыскал с таможни в пользу ООО «Балтийская компания вторичных металлов» госпошлину в размере 3000 руб.

Не согласившись с решением суда, таможня обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы таможня указывает на то, что Общество при совершении таможенных операций по вывозу товаров должно представить таможенному органу документы, содержащие сведения, позволяющие их однозначно идентифицировать. При этом, по мнению таможни, первичные документы, а именно акты на списание предприятий Калининградской области, приемные акты и акты переработки сырья, не подтверждают статус спорных товаров как товаров ЕАЭС.

Таможней и Калининградской ТПП заявлены ходатайства об участии в судебном заседании посредством веб-конференции, назначенном на 14.06.2022. Указанные ходатайства удовлетворены апелляционным судом.

Вместе с тем, представители таможни и Калининградской ТПП к судебному заседанию, проводимому посредством веб-конференции, не подключились, в связи с чем определением от 14.06.2022 судебное разбирательство отложено на основании части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на 28.06.2022.

Таможней вновь заявлено ходатайство об участии в судебном заседании посредством веб-конференции, назначенном на 28.06.2022. Вместе с тем, представители таможни техническую возможность участия в судебном заседании не обеспечили, в связи с чем судебное разбирательство продолжено 28.06.2022 в том же составе суда, дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьего лица в порядке статьи 156 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 15.07.2021 через таможенный пост Балтийск ООО «Балтийская компания вторичных металлов» с привлечением ФГУП «Главный центр специальной связи» планировала вывезти на остальную территорию РФ партию лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, согласно товарно-транспортной накладной № 5 от 02.07.2021.

Согласно сведениям морской накладной № 10012070/080721/К000519 груз состоит из 28 мест общим весом 16 464,5 кг, из которых лигатурный вес лома, содержащего драгоценные металлы, составил 15 867,5 кг. Товар планировалось вывезти по договору с АО «Драгма» (ИНН <***>) от 27.02.2020 № ДМ-50/20 для дальнейшей переработки и аффинажа, с последующей сдачей аффинированных металлов Государственному фонду РФ, Центральному банку РФ, уполномоченному банку.

Однако на таможенном посту Балтийск таможенным органом Обществу отказано в вывозе в связи с тем, что «товар не идентифицирован как товар ЕАЭС в силу части 8 статьи 15.1 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области» и в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ». В вывозе отказано».

Таможня посчитала, что акт Калининградской ТПП №9519493 от 14.08.2020, представленный в пакете документов в подтверждение статуса товара по результатам экспертного исследования, не подтверждает, что товар является товаром ЕАЭС.

Факт образования отходов на территории Калининградской области, являющейся территорией, где функционирует особая экономическая зона, сам по себе не подтверждает статус таких товаров как товаров ЕАЭС.

По мнению таможни, в данном случае следует руководствоваться положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза как специальными нормами, подлежащими применению к рассматриваемым правоотношениям, в частности статьей 201 ТК ЕАЭС, поскольку не имеется оснований полагать, что спорный товар изготовлен из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Не согласившись отказом таможни в вывозе товара, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.

Суд первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворил в полном объеме.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

Согласно части 6 статьи 105 ТК ЕАЭС в качестве декларации на товары и транзитной декларации допускается использование транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров.

В соответствии с частью 1 статьи 142 ТК ЕАЭС под таможенной процедурой таможенного транзита понимается таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.

Пунктом 2 части 2 статьи 142 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная процедура таможенного транзита применяется для перевозки (транспортировки) товаров Союза с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза.

По общему правилу товары Союза, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита, сохраняют статус товаров Союза (часть 5 статьи 142 ТК ЕАЭС).

При этом в пункте 47 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС указано, что к товарам Союза относятся находящиеся на таможенной территории Союза товары, полностью произведенные на таможенной территории Союза.

В соответствии с пунктом 2 Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальных правил определения происхождения товаров), утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 года №49 (далее - Правила № 49), «происхождение товара» означает принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товара установленными Правилами.

Согласно подпунктам 9, 12 пункта 4 Правил № 49 полностью полученными или произведенными в стране признаются следующие товары: отходы и лом (вторичное сырье полученные в результате производственных или иных операций по переработке или потребления в стране и пригодные только для утилизации и(или) переработки в сырье.

В силу подпункта «б» пункта 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 №139 «О документах, подтверждающих статус товаров Евразийского экономического союза» (далее - Решение №139) к таким документам в случае перевозки товаров с одной части таможенной территории Союза, являющейся территорией свободной (специальной, особой) экономической зоны, указанной в пункте 1 статьи 455 Кодекса, на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза относятся документы, используемые в соответствии с законодательством государств - членов Союза для подтверждения статуса товаров Союза в значении подпункта 47 пункта 1 статьи 2 Кодекса.

Согласно части 8 статьи 15.1. Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в отношении товаров Евразийского экономического союза, перемещаемых с территории Особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза, совершаются таможенные операции, связанные с подтверждением их статуса как товаров Евразийского экономического союза, путем представления в таможенный орган документов, установленных правом Евразийского экономического союза и (или) настоящим Федеральным законом.

Перечисленные Правила № 49 и Решение № 139, применимы при совершении таможенных операций, связанных с подтверждением статуса товара, как товара ЕАЭС, в целях перемещения такого товара с территории Особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории ЕАЭС воздушным или водным транспортом, без совершения посадки воздушного судна на территории государства, не являющегося членом Союза, либо захода водного судна в порт такого государства.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 304 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров Союза, перевозимых с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, под таможенную процедуру таможенного транзита является представление документов и (или) сведений которыми подтверждается статус товаров Союза.

Пунктом 1 части 1 статьи 125 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенный орган отказывает в выпуске товаров при невыполнении условий, при которых таможенный орган производит выпуск товаров. Отказ в выпуске товаров оформляется в том числе, путем проставления соответствующих отметок на таможенной декларации на бумажном носителе и с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа (ч. 3 ст. 125 ТК ЕАЭС).

Как установлено судом первой инстанции, Обществом в период с 2016 по 2019 год на основании заключенных договоров осуществлялась приемка сырья, содержащего драгоценные металлы, представленного профессиональным оборудованием связи и оповещения (радиопередатчики, радиостанции, радиоприемники, стойки циркулярные, радиотелефоны радиотрансляционные усилители мощности), навигационное и поисковое оборудование (эхолоты, гидролокаторы, радиолокаторы, системы контроля орудий лова), оргтехника (компьютеры, ноутбуки, принтеры, системные блоки, мониторы, копировальные аппараты, ламинатор, источники бесперебойного питания), измерительные и контрольные приборы, контактные группы, электронные платы от ручного электроинструмента, металлообрабатывающего оборудования, оборудования для приготовления пищи, бытовой техники, использованные быстроизнашиваемые детали и блоки оборудования связи и навигации, использованные лабораторные реактивы и материалы.

Указанное сырье принималось от предприятий, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области и было передано Обществу по договорам на переработку лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, их первичную обработку и переработку в концентраты и другие полупродукты, предназначенные для аффинажа в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», приемным актам, переработаны Обществом, о чем составлены акты переработки. Вся информация Обществом внесена в Книгу переработки и Книгу учета лома и отходов на складе.

По заявлению Общества Калининградской ТПП проведена экспертиза по определению статуса товара, на основании которой подготовлен Акт экспертизы № 9519493, представленный в таможню в качестве документа, подтверждающего статус товаров ЕАЭС, установленного подпунктом «б» пункта 1 Решения № 139 (т.2 л.д.4-12).

При проведении экспертизы исследована вся документация, обосновывающая приобретение и переработку сырья и само сырье, проведена оценка, результатом которой явилось заключение уполномоченного эксперта о том, что товар - партия лома и отходов в количестве 19176,00 кг нетто, с расчетным содержанием драгоценных металлов в количестве: золото - 6828,11 гр, серебро - 52332,90 гр, платина 671,41 гр, палладий -1428,42 гр. действительно получен на территории Калининградской области в условиях Общества и является по статусу товаром ЕАЭС.

Исходным сырьем для лома и отходом явилась бывшая в употреблении бытовая техника, а также компьютерная техника. Акты списания основных средств, содержащих драгоценные металлы, были представлены в Калининградскую ТПП для подтверждения статуса происхождения и в материалы дела.

Операции, произведенные Обществом и отраженные в акте экспертизы №9519493 в полной мере соответствуют понятию «обработка отходов», данному в Федеральном законе №89-ФЗ и лицензии Общества на осуществление деятельности в области обращения с отходами №39-7492-СТО от 01.04.2019.

Довод таможни со ссылкой на статью 201 ТК ЕАЭС подлежит отклонению, поскольку перемещаемые Обществом с одной части таможенной территории ЕАЭС, являющейся территорией особой экономической зоны (Калининградская область), на остальную часть таможенной территории ЕАЭС отходы и лом, содержащие драгоценные металлы, не являются товарами изготовленными (полученными) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а образовались (получены) в результате первичной переработки (механической разборки, сортировки с последующим измельчением) принятого на утилизацию оборудования, которое эксплуатировалось перечисленными в Акте экспертизы организациями до полного износа, после чего оно было списано и передано на утилизацию Обществу.

В силу подпункта 47 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС товарами ЕАЭС являются, в том числе товары, находящиеся на таможенной территории ЕАЭС, полностью произведенные (добытые, полученные, выращенные) на таможенной территории ЕАЭС.

Из Акта экспертизы Калининградской ТПП следует, что Общество имеет необходимые условия (площади, оборудование, персонал, техническая документация) для первичной переработки лома и отходов, содержащих драгоценные металлы. На первичную переработку Обществу выдана соответствующая лицензия.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно заключил, что спорный товар (первично переработанные отходы, содержащие драгоценные металлы, предназначенные для аффинажа) является товаром Евразийского экономического союза в смысле пункта 47 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, статус которых подтвержден Обществом представленными документами.

Представленные в материалы дела первичные документы на приобретенный Обществом лом и отходы для первичной переработки могут использоваться для подтверждения статуса товаров Союза в значении пункта 47 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, поскольку конкретного перечня документов, которыми такие обстоятельства подтверждаются законодателем не утверждено.

Кроме того, выводы, изложенные в Актах экспертизы Калининградской ТПП, таможней в ходе судебного разбирательства не опровергнуты.

Ссылки Таможни на статью 201 ТК ЕАЭС подлежат отклонению, поскольку спорный товар не помещался под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

При этом ТК ЕАЭС не содержит норм, однозначно относящих все товары, образовавшиеся на территории ОЭЗ, а также находящиеся на территории ОЭЗ, к иностранным товарам, ввезенным в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны либо полученным из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Оснований полагать, что спорный товар изготовлен из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, у суда апелляционной инстанции не имеется.

Статья 201 ТК ЕАЭС регламентирует содержание и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны (в том числе определяет статус товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров), однако порядок установления статуса товаров, произведенных из отходов, в ней не приведен.

Учитывая изложенное, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что предусмотренное пунктом 3 части 1 статьи 304 ТК ЕАЭС условие помещения товаров Союза под таможенную процедуру таможенного транзита Обществом соблюдено, в связи с чем, у таможни отсутствовало предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 125 ТК ЕАЭС основание для отказа в выпуске товара.

Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 09 марта 2022 года по делу № А21-9286/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

М.И. Денисюк

Л.В. Зотеева