ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-9440/2021 от 15.06.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

15 июня 2022 года

Дело №

А21-9440/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Лущаева С.В., Савицкой И.Г.,

рассмотрев 14.06.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного предприятия Калининградской области «Водоканал» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2022 по делу № А21-9440/2021,

у с т а н о в и л:

Государственное предприятие Калининградской области «Водоканал», адрес: 236023, Калининград, Советский пр., д. 107,
ОГРН 1023900591626, ИНН 3903009923 (далее – Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, адрес: 236007, Калининград,
ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее – Министерство), от 31.05.2021 № ЖК-2/708/КАС/1767-о/1768-о об устранении выявленных нарушений требований жилищного законодательства.

Решением суда первой инстанции от 14.12.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.03.2022, в удовлетворении заявления Предприятия отказано.

В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 14.12.2021 и постановление от 18.03.2022, принять по делу новый судебный акт – об удовлетворении заявленного требования.

По мнению подателя кассационной жалобы, в настоящем деле по смыслу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), Предприятие является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей коммунальный ресурс в нежилое помещение многоквартирного жилого дома, но не является исполнителем коммунальных услуг; при применении Правил № 354 суды первой и апелляционной инстанций не учли, что в Калининграде не был установлен норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и водоотведению для нежилых помещений, в связи с чем осуществить в соответствии с оспариваемым предписанием расчет платы за указанные услуги по нормативам исходя из Правил № 354 не представляется возможным.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Министерство и Предприятие, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в Министерство поступили обращения собственника нежилого помещения № III в д. 102б по ул. Аксакова в Калининграде Цыкуновой Ирины Андреевны (от 12.04.2021 вх. № 1767-о), собственника нежилого помещения № XXXIV в д. 42, лит. А, по ул. Белинского в Калининграде Цыкунова Александра Владимировича (от 12.04.2021 вх.
№ 1768-о) по вопросу порядка начисления Предприятием по названным нежилым помещениям платы за холодное водоснабжение, водоотведение за период с декабря 2018 года по апрель 2021 года.

Министерство на основании своего приказа от 19.05.2021 № ЖК-1518/пр провело в отношении Предприятия в период с 19.05.2021 по 31.05.2021 внеплановую документарную проверку с целью оценки фактов и доводов, изложенных в обращениях Цыкуновой И.А., Цыкунова А.В. от 12.04.2021
№ 1767-о, 1768-о, по результатам которой 31.05.2021 составило акт
№ ЖК-1/1518пр/КАС/1767-о/1768-о.

В ходе проверки Министерство выявило и зафиксировало в акте, что Предприятие при непредставлении собственниками нежилых помещений
III, XXXIV показаний индивидуальных приборов учета неправомерно начислило Цыкуновой И.А., Цыкунову А.В. плату за холодное водоснабжение на основании подпункта «г» пункта 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 (далее – Правила № 776), по методу пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, а не в соответствии с подлежавшими применению пунктами 59, 60 Правил № 354.

По факту выявленного в ходе проверки нарушения Министерство 31.05.2021 выдало Предприятию предписание № ЖК-2/708/КАС/1767-о/1768-о, которым обязало до 31.08.2021 произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение собственникам нежилых помещений № III (за период с 18.12.2018 по 17.10.2019), № XXXIV (за период с 04.12.2019 по 20.08.2020) в соответствии с пунктами 59, 60 Правил № 354.

Не согласившись с предписанием Министерства, Предприятие оспорило его в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных Предприятием требований.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела видно, что Предприятие и Цыкунова И.А.,
Цыкунов А.В. заключили соответственно договоры холодного водоснабжения и водоотведения от 04.05.2018 № 202739, от 04.07.2016 № 171644, по условиям которых Предприятие обязалось подавать абонентам через присоединенную водопроводную сеть холодную (питьевую) воду из централизованных систем холодного водоснабжения.

В ходе проверки Министерство установило, что нежилые помещения
III, XXXIV оснащены индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения.

Плата за холодное водоснабжение за период с 04.12.2019 по 20.08.2020 по нежилому помещению № III, за период с 18.12.2018 по 17.10.2019 по нежилому помещению № XXXIV в связи с отсутствием данных о показаниях индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения в указанных помещениях была рассчитана Предприятием на основании подпункта «г» пункта 16 Правил № 776 исходя из пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.

На основании подпункта «а» пункта 15 Правил № 776 при расчетном способе коммерческого учета воды применяются метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.

Согласно подпункту «г» пункта 16 Правил № 776 применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в случае нарушения в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил № 776 названные Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами
№ 354.

Судами двух инстанций установлено и Предприятием не оспаривается, что нежилые помещения № III, XXXIV, принадлежащие Цыкуновой И.А.,
Цыкунову А.В., располагаются в многоквартирных жилых домах.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании данной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации утверждены Правила № 354, которые в числе прочего регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности.

Согласно подпунктам «а», «в» пункта 4 Правил № 354 потребителю могут быть предоставлены такие виды коммунальных услуг, как холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, водоотведение, то есть отведение сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Как правомерно указали суды двух инстанций, поскольку нежилые помещения № III, XXXIV находятся в многоквартирном жилом доме, то к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил № 354, регулирующих отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам как жилых, так и нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах.

Данный вывод соответствует правовой позиции, приведенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2018
№ 310-КГ18-4410, от 16.06.2021 № 307-ЭС21-8294.

При этом суды обоснованно отклонили довод Предприятия о том, что расчет платы за коммунальные услуги должен производиться на основании подпункта «г» пункта 16 Правил № 776, поскольку в соответствии с пунктом 1 названных Правил они распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством, в том числе Правилами № 354.

В соответствии с пунктом 80 Правил № 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

Исходя из подпункта «б» пункта 59 Правил № 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные указанными Правилами или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, – начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

В соответствии с абзацем вторым пункта 60 Правил № 354 по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 данных Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 43 Правил № 354.

Как правомерно заключили суды первой и апелляционной инстанций, поскольку собственники нежилых помещений № III, XXXIV не представляли Предприятию за периоды соответственно с 04.12.2019 по 20.08.2020, с 18.12.2018 по 17.10.2019 показания индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения, то плата за данную услугу должна была начисляться в соответствии с пунктами 59, 60 подлежавших применению Правил № 354.

Довод Предприятия о том, что оно не является исполнителем коммунальной услуги по поставке холодного водоснабжения в нежилые помещения, подлежит отклонению.

Согласно пункту 2 Правил № 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Как следует из пункта 8 Правил № 354, исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация.

Таким образом, Предприятие как ресурсоснабжающая организация может выступать в качестве исполнителя коммунальных услуг.

Довод Предприятия о неисполнимости предписания ввиду неустановления в Калининграде норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и водоотведению для нежилых помещений получил надлежащую оценку суда первой инстанции и правомерно им отклонен. Доказательств объективной невозможности произвести расчеты платы за соответствующие коммунальные услуги в соответствии с оспариваемым предписанием Предприятием не приведено.

Суды, приняв во внимание изложенное, руководствуясь положениями части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), обоснованно не усмотрели оснований для признания недействительным оспариваемого предписания.

Всем доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанции дана полная и объективная оценка на основании имеющихся в материалах дела доказательств, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.

Сама по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции»).

Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.12.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2022 по делу № А21-9440/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного предприятия Калининградской области «Водоканал» – без удовлетворения.

Председательствующий

С.В. Соколова

Судьи

С.В. Лущаев

И.Г. Савицкая