ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А21-9715/2021 от 18.07.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

27 июля 2022 года

Дело №А21-9715/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Галенкиной К.В.,

судей Баженовой Ю.С., Полубехиной Н.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,

при участии:

от заявителя: представитель Никитина Н.А., на основании доверенности от 05.08.2021,

от заинтересованного лица: представители Когай М.И., на основании доверенности от 29.03.2022, Мусагитова Л.Д., на основании доверенности от 14.06.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16156/2022)Министерства природных ресурсов и экологии по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.04.2022 по делу № А21-9715/2021, принятое по заявлению:

заявитель: общество с ограниченной ответственностью «Карьер» (адрес: Россия, 236022 Калининградская область, город Калининград, улица Д.Донского, дом 20, литер LXXV ИЗ, литера А, офис 2, ОГРН: 1143926021161, Дата присвоения ОГРН: 24.06.2014, ИНН: 3916504474)

заинтересованное лицо: Министерство природных ресурсов и экологии по Калининградской области (адрес: Россия,236007, Калининградская область, город Калининград, улица Д.Донского, дом 1, ОГРН: 1153926037165, Дата присвоения ОГРН: 30.11.2015, ИНН: 3906976260)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Карьер» (далее – ООО «Карьер», Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии по Калининградской области (далее - Министерство) о признании незаконным отказа в восстановлении права пользования недрами, удостоверенного лицензией на пользование недрами КЛГ 80042 ТЭ, зарегистрированной 28.03.2016.

Заявление Общества принято к производству арбитражного суда под номером дела А21-9715/2021. Общество направило в суд заявление о признании незаконным приказа от 04.10.2021 № 390 «О досрочном прекращении права пользования недрами, удостоверенного лицензией на пользование недрами серии КЛГ 80042 ТЭ, зарегистрированной 28.03.2016» (далее – Приказ № 390), вынесенного Министерством.

Указанное заявление принято к производству арбитражного суда с присвоением номера дела А21-14158/2021.

Определением суда от 09.02.2021 дело № А21-9715/2021 и дело № А21-14158/2021 объединены в одно производство с целью их совместного рассмотрения в рамках дела № А21-9715/2021.

Решением от 07.04.2022 заявленные требования удовлетворены полностью.

Не согласившись с указанным решением, Министерство подало апелляционную жалобу, просит решение отменить, считая решение незаконным, принятым при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с нарушением норм материального права; в обоснование доводов жалобы Министерство ссылается на то, что недропользователем были нарушены существенные условия лицензии на пользование недрами КЛГ 80042ТЭ, а именно осуществлялась незаконная добыча строительных песков, что не предусмотрено лицензией, не соблюден годовой объем добычи полезного ископаемого, предусмотренного лицензий, недропользователь лишился земельных участков в пределах лицензионного участка; ссылается на необоснованное применение судом первой инстанции положений Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды России от 29.09.2009 № 315.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества просил в ее удовлетворении отказать.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании приказа Министерства от 25.03.2016 № 110 «О переоформлении лицензии на пользование недрами» лицензия на пользование недрами № КЛГ 01920 ТЭ с целевым назначением и видами работ - добыча песчано-гравийного материала на части месторождения «Куйбышевское» в пределах блоков подсчета запасов В-П, Cl-Ш, С1-VII, C2-IX, С2-Х, C2-XIV, зарегистрированная 26.08.2004 и выданная ООО «Карьер Куйбышевский», переоформлена на ООО «Карьер».

В результате переоформления Обществу была выдана лицензия на пользование недрами КЛГ № 80042 ТЭ сроком действия до 01.01.2033, подписан договор об условиях пользования недрами при добыче песчано-гравийного материала на части месторождения «Куйбышевское» в пределах блоков подсчета запасов В-П, Cl-Ш, Cl-VII, С2-1Х, С2-Х, C2-XIV, расположенного на территории муниципального образования «Гвардейский городской округ» Калининградской области (приложение № 1 к лицензии).

20.07.2020 Обществу стало известно о том, что Министерством был издан приказ от 10.06.2020 № 262 о приостановлении права пользования недрами, удостоверенного лицензией на пользование недрами КЛГ 80042 ТЭ, зарегистрированной 28.03.2016.

По мнению Министерства, недропользователем были нарушены существенные условия лицензии на пользование недрами КЛГ 80042ТЭ, установленные решением Арбитражного суда Калининградской области от 01.06.2020 по делу № А21-16495/2019, определениями Арбитражного суда Калининградской области от 26.11.2019 по делу № А21-5863/2016, а именно осуществлялась незаконная добыча строительных песков, что не предусмотрено лицензией, не соблюден годовой объем добычи полезного ископаемого, предусмотренного лицензий, недропользователь лишился земельных участков в пределах лицензионного участка.

Общество обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене приказа Министерства от 10.07.2020 № 262 «О приостановлении права пользования недрами, удостоверенного лицензией на пользование недрами КЛГ 80042 ТЭ, зарегистрированной 28.03.2016».

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 24.03.2021 по делу № А21-7835/2020 заявление Общества оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с постановленным судебным актом, недропользователь обжаловал его в суд апелляционной инстанции, который с доводами подателя жалобы не согласился и постановлением от 03.09.2021 оставил решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Кроме того, 30.04.2021 Общество обратилось в Министерство с заявлением № 13 о восстановлении права пользования недрами в связи с устранением обстоятельств, вызвавших приостановление.

Письмом от 31.05.2021 № 5019-ОС Министерство отказало недропользователю в восстановлении права пользования недрами.

В связи с этим Общество обратилось в суд с настоящим иском.

Кроме того, 04.10.2021 Министерством был издан приказ № 390 от 04.10.2021 «О досрочном прекращении права пользования недрами, удостоверенного лицензией на пользование недрами серии КЛГ 80042 ТЭ, зарегистрированной 28 марта 2016 года».

Посчитав, что Приказ № 390 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы недропользователя, Общество обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным приказа № 390, вынесенного Министерством.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.

В силу положений статей 197, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно преамбуле к Закону Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

В соответствии со статьей 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 4 Закона о недрах предоставление права пользования участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как установлено в статье 9 Закона о недрах, пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.

В силу статьи 10 Закона о недрах в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.

В силу части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2), систематического (два и более раза в течение четырех лет) нарушения условий пользования участком недр по лицензии на пользование недрами (пункт 3).

Законом о недрах на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнение условий, установленных лицензией.

Процедура досрочного прекращения права пользования недрами установлена в статье 21 Закона о недрах.

Согласно абзацу 4 статьи 21 Закона о недрах в случаях, предусмотренных пунктами 2-4, 6 и 7 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о досрочном прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении не менее трех и не более двенадцати месяцев со дня доставки пользователю недр или его представителю письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, что в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

В случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление осуществления права пользования недрами или ограничение права пользования недрами, устранены, это право восстанавливается в полном объеме. При отсутствии вины пользователя недр время, на которое осуществление права пользования недрами было приостановлено, не включается в общий срок пользования участком недр, установленный лицензией на пользование недрами, осуществление права пользования недрами по которой было приостановлено (абзац 7 статьи 21 Закона о недрах).

Из материалов дела следует, что ООО «Карьер» была выдана лицензия КЛГ № 80042 ТЭ с целевым назначением и видами работ: добыча песчано-гравийного материала в части месторождения «Куйбышевское» в пределах блоков подсчета запасов В-II, Cl-III, Cl-VII, C2-IX, С2-Х, C2-XIV, расположенного на территории муниципального образования «Гвардейский городской округ» Калининградской области.

Условия пользования недрами, определены в договоре об условиях пользования недрами при добыче песчано-гравийного материала на части месторождения «Куйбышевское» в пределах блоков подсчета запасов В-II, Cl-III, Cl-VII, C2-IX, С2-Х, C2-XIV, расположенного на территории муниципального образования «Гвардейский городской округ» Калининградской области, являющимся неотъемлемой составной частью лицензии.

При этом, в договоре об условиях пользования недрами не указано какие из условий относятся к «существенным» для целей применения норм Закона о недрах, в частности норм о досрочном прекращении права пользования недрами.

Как обоснованно отметил суд, понятие существенного условия лицензия относится к числу оценочных, широко используемых в законодательной технике, и в силу особенностей, которые могут быть присущи каждому участку недр (геологических, географических, климатических, экономических и т.п.), не представляется возможным дать единое нормативное определение этого термина.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции справедливо указал, что при рассмотрении вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами подлежит выяснению не только факт нарушений, но и наличие возможности устранения этих нарушений, однако Министерством не было дано надлежащей оценки мероприятиям и действиям Общества, направленным на устранение выявленных нарушений и возможности восстановления права пользования, что указывает на то, что оспариваемый приказ о досрочном прекращении права пользования принят Министерством по формальным основаниям, без учета фактических обстоятельств и специфики карьера.

Положения статей 20, 21 Закона о недрах не устанавливают безусловную обязанность уполномоченного органа при наличии оговоренных оснований принять решение о досрочном прекращении права пользования недрами.

Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 № 1862-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Ксеньевский прииск» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 20, 21 Закона Российской Федерации «О недрах», статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» следует, что интересы государства как собственника недр обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии либо если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах.

В случае несогласия пользователя недр с решением о прекращении права пользования недрами он может обжаловать его в судебном порядке. Это предполагает право заявителя ссылаться в обоснование своих доводов на фактические обстоятельства, которые объективно препятствовали ему надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования. При этом суд вправе оценивать указанные сведения наравне с иными обстоятельствами дела, не ограничиваясь только установлением формальных условий применения законодательства Российской Федерации о недрах. Таким образом, предусмотренный законодателем механизм обеспечивает защиту прав пользователя недр и не исключает возможности учета совокупности всех фактических обстоятельств при рассмотрении дела.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что решение уполномоченного органа о досрочном прекращении (приостановлении, ограничении) пользования недрами следует расценивать как специальную меру государственного принуждения, которая должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты не только публичных интересов государства, связанных с его экономической и экологической безопасностью, но и частных интересов физических и юридических лиц как субъектов правоотношений в сфере недропользования (Определение Конституционного Суда РФ от 9 марта 2017 г. № 565-0).

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 15211/08, такая мера как аннулирование лицензии по своей природе является мерой юридической ответственности.

Таким образом, прекращение права пользования недрами должно соответствовать требованиям справедливости, пропорциональности и соразмерности характеру и степени допущенных нарушений.

Повторно проанализировав представленные в дело доказательства, апелляционный суд полагает, что в рассматриваемом случае аннулирование лицензии не соответствует характеру и степени допущенных нарушений и как форма юридической ответственности не отвечает требованиям справедливости, пропорциональности и соразмерности.

Общество, обращаясь с заявлением о восстановлении права пользования недрами, указало на выполнение мероприятий для устранения причин, вызвавших приостановление права пользования участком недр, приложив пакет документов.

В ходе судебного разбирательства представить заявителя указывала, что после получения 14.11.2019 Обществом уведомления Министерства, указывающего на допущенные нарушения пользователем недр существенных условий лицензии, ООО «Карьер» поступательно письмами от 29.01.2020 № 07, от 06.02.2020 № 08, от 06.02.2020 № 09 сообщало Министерству о мероприятиях, направленных на устранение нарушений.

Министерство, ссылаясь на решение суда по делу № А21-7835/2020 и определения суда в рамках банкротного дела № А21-5863/2016, указало на отсутствие у ООО «Карьер» земельных участков в части разрабатываемого месторождения «Куйбышевское».

Вместе с тем, из представленной в материалы рассматриваемого дела схемы разрабатываемого карьера следует, что земельные участки, которые суд обязал вернуть в конкурсную массу ООО «Карьер Куйбышевский» (прежний недропользователь) в большей своей части лежат за пределами участка недр, вовлекаемого в разработку.

Из представленной схемы усматривается, что вся горная выработка расположена в границах лицензионного участка, на земельных участках принадлежащих недропользователю на основании договоров аренды, прошедших государственную регистрацию и действующих в настоящее время. Сведений об аннулировании зарегистрированных договоров аренды материалы дела не содержат.

Из пояснений представителей заявителя было установлено, что в настоящее время исполнительные производства по изъятию земельных участков по обособленным спорам 14 и 16 в рамках дела № А21-5863/2016 прекращены в связи с невозможностью исполнения, постановления о прекращении исполнительных производств не оспорены. В настоящее время рассматриваются заявления конкурсного управляющего в рамках банкротного дела № А21-5863/2016 об изменении способа и порядка исполнения определений суда.

Указанное позволило суду сделать вывод о том, что на сегодняшний день утверждение о том, что Общество утратило вещные права на земельные участки, вовлекаемые в разработку в пределах участка недр, не соответствует фактическим обстоятельствам настоящего дела.

Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал, что по факту из письма Министерства от 31.05.2021 № 5019-ОС следует, что заинтересованное лицо отказало заявителю в восстановлении права пользования по единственному основанию - отсутствию у недропользователя земельных участков в границах лицензионного участка.

При этом, несмотря на то, что в отказе в восстановлении права пользования содержалось единственное основание - отсутствие у недропользователя земельных участков в границах лицензионного участка, суд также проанализировал обстоятельства, явившиеся основанием для досрочного приостановления деятельности, которые предметно рассматривались в рамках дела № А21-7835/2020.

Судом установлено, что недропользователь направил в адрес Министерства заявление от 27.04.2021 № 13 о восстановлении права пользования недрами в связи с устранением обстоятельств, вызвавших приостановление, однако доводов о наличии оснований для непринятия совершенных Обществом действий, направленных на устранение выявленных нарушений, заинтересованным лицом в оспариваемом отказе не приведено.

Таким образом, судебные акты по делу № А21-7835/2020 не имеют преюдициального значения, так как нарушения условий лицензии имели место на момент вынесения приказа о приостановлении права пользования недрами, при этом в дальнейшем недропользователем были устранены нарушения, прописанные в уведомлении.

Так, согласно письму от 29.01.2020 № 07 Общество в целях устранения выявленных нарушений условий лицензии заключило договор № 153-П-2019 от 20.11.2019 с проектной организацией на выполнение Проекта разработки месторождения «Куйбышевское», в пределах уточненных границ горного отвода. Поскольку в соответствии с пунктом 5.1 договора № 153-П2019 от 20.11.2019 плановый срок сдачи работ был установлен до 10.03.2020, Общество просило продлить срок устранения выявленных нарушений с учетом срока выполнения проекта разработки месторождения «Куйбышевское».

Согласно письму от 06.02.2020 № 08 Общество представило в Министерство статистическую отчетность по форме 5-ГР за 2019 год, в которой отражена добыча исключительно песчано-гравийного материала. К заявлению о восстановлении права пользования недрами Обществом также прикладывались формы 5-ГР за 2019 и 2020 годы на добычу исключительно песчано-гравийного материала.

Согласно абзацу 4 статьи 21 Закона о недрах в случаях, предусмотренных пунктами 2-4, 6 и 7 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о досрочном прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня доставки пользователю недр или его представителю письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, что в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

В случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление осуществления права пользования недрами или ограничение права пользования недрами, устранены, это право восстанавливается в полном объеме. При отсутствии вины пользователя недр время, на которое осуществление права пользования недрами было приостановлено, не включается в общий срок пользования участком недр, установленный лицензией на пользование недрами, осуществление права пользования недрами по которой было приостановлено (абзац 7 статьи 21 Закона о недрах).

В данном случае, устранив обстоятельства, приведшие к приостановке права пользования недрами в соответствии с частью 7 статьи 21 Закона о недрах, недропользователь направил в адрес Министерства заявление от 27.04.2021 № 13 о восстановлении права пользования недрами в связи с устранением обстоятельств, вызвавших приостановление, с пояснениями о выполнении мероприятий, приложив документы в обоснование заявления (формы 5-ГР за 2019, 2020 гг., схема расположения земельных участков в границах 140 га, копии договоров аренды на земельные участки с кадастровыми номерами 39:02:140001:138, 39:02:140001:133, 39:02:31007:138, 39:02:310007:122, 39:02:310007:126).

Следует отметить, что в рамках дела № А21-16495/2019, предметом которого являлось оспаривание постановления о привлечении ООО «Карьер» к административной ответственности по статье 7.3 КоАП РФ, апелляционным судом установлено, что извлечение гравийно-песчаной смеси без попутного извлечения строительных песков практически не представляется возможным.

Апелляционный суд в рамках дела № А21-16495/2019, учитывая выводы, содержащиеся в справке (приложение к протоколу № 5/2004 заседания Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых от 24.10.2004), о том, что при добыче песков и песчано-гравийного материала определенным методом будет происходить обогащение сырья, а также приняв во внимание, что Обществом ежегодно перечислялся налог на добычу полезных ископаемых, в том числе и за добытый песок в 2016-2018 гг., сделал вывод о том, что допущенное нарушение не причинило ущерб имущественным и иным интересам государства.

В рамках настоящего дела Министерством не представлено доказательств, свидетельствующих о добыче в 2019-2020 г. Обществом песка. Сам карьер Министерством не осматривался, добыча песка как в пределах предоставленного Обществу лицензионного участка, так и за его пределами, не установлена.

Одной из причин приостановления и дальнейшего прекращения права пользования недрами явилось несоблюдение объема годовой добычи полезного ископаемого, предусмотренного лицензией.

Согласно письму от 06.02.2020 № 09 ООО «Карьер» поясняло о факте недобора годовой добычи песчано-гравийного материала в 2018 году. Из пояснений Общества следует, что объем годовой добычи предприятия в 660 тыс. куб.м складывается из добычи сухой толщи – настилающих песков (300 тыс. куб.м) и добычи гидромеханизированным способом - обводненной толщи (360 тыс. куб.м). В целях устранения выявленных нарушений существенных условий лицензии, недропользователь в 2019 году не мог и не добывал строительные пески, поэтому годовой объем добычи сложился только из добычи песчано-гравийного материала гидромеханизированным способом – обводненной толщи.

В рамках административного дела, возбужденного в 2019 году Министерством в отношении ООО «Карьер», последний был привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ за несоблюдение сторонами уровня годовой добычи песчано-гравийного материала. Указанное нарушение могло быть выявлено только по результатам анализа представленного недропользователем статистического отчета по форме 5-ГР за 2018 год, который направляется в уполномоченный орган не позднее 5-го февраля года, следующего за отчетным.

Следует отметить, что нарушение условий лицензии, выразившееся в необеспечении выполнения ежегодных объемов добычи, фактически прекращается на следующий день после завершения установленного периода (календарного года), и недропользователь лишен возможности его устранения в новом периоде, поскольку действующим законодательством не предусмотрена обязанность восполнить недостающие объемы полезных ископаемых в последующий период. Более того, добыча полезных ископаемых на следующий год в больших объемах, чем предусмотрено в текущем году, может свидетельствовать о совершении нового правонарушения.

Как было указано ранее, уведомление о нарушении ООО «Карьер» существенных условий лицензии было получено 14.11.2019, таким образом, для устранения нарушения, выразившегося в несоблюдении уровня годового добычи песчано-гравийного материала недропользователю было предоставлено всего 1,5 месяца (с 14.11.2019 по 31.12.2019).

Судом правомерно указано на то, что в производстве добычных работ открытым способом необходимо учитывать ряд факторов, которые влияют на объемы добыч, такие как сезонность работ и производительность применяемого оборудования.

В рамках соблюдения уровня годового объема добычи, установленного лицензией, в 2020 году Общество нарастило дополнительные мощности, произвело перепланировку производственной площадки и готово была выйти на объем годовой добычи в 600 тыс.куб. м, однако Министерство приказом № 262 приостановило право пользования недрами, удостоверенного лицензией на пользования недрами № КЛГ 80042 ТЭ, лишив недропользователя возможности устранить данное нарушение.

При этом, согласно статистической отчетности 5-ГР за 2020 год общий объем добычи песчано-гравийного материала составил 379,8 тыс. куб.м (производство добычных работ за 6 месяцев, период 01.01.2020 - 10.07.2020) - нарушение устранено.

Уведомлением № 9172-ОС от 29.10.2019 «О допущенных недропользователем нарушениях существенных условий лицензии» Министерство обязало недропользователя подготовить отчет с подсчетом запасов песчано-гравийного материала в границах предоставленного лицензионного участка и предоставить его на экспертизу по запасам полезных ископаемых. В обоснование своих требований представителем Министерства в материалы дела были представлены письма Министерства в адрес недропользования № 1055-ОС от 05.02.2018, № 11163-ОС от 26.12.2019, № 7481-ОС от 16.09.2019, в которых уполномоченный орган обязывает Общество подготовить отчет с подсчетом запасов в границах лицензионного участка, так как данное обязательство было вменено предыдущему недропользователю (ООО «Карьер Куйбышевский»). При этом следует отметить, что Министерство выдало Обществу лицензию на право пользования недрами КЛГ 80042 ТЭ от 28.03.2016, в которой в приложении № 6 к Лицензии - «Сведения об участке недр» прописана передача Обществу от предыдущего недропользователя следующих запасов:

балансовые запасы песчано-гравийного материала по категориям: В+С1+С2 - 14 279,4 тыс. куб.м, забалансовые по категориям С1+С2 - 755,9 тыс. куб.м;

балансовые запасы песка по категориям: В+С1+С2 - 11 051,8 тыс. куб.м, забалансовые по категориям С1+С2 - 302,6 тыс. куб.м.

Из анализа Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденного приказом Минприроды России от 06.09.2012 № 265, следует, что пересчет и переутверждение запасов в установленном порядке производится по инициативе недропользователя, а также контрольных и надзорных органов в случаях существенного изменения представлений о качестве и количестве запасов месторождения и его геолого-экономической оценке в результате дополнительных геологоразведочных и добычных работ (статья 12 Порядка). Поскольку оснований для проведения переоценки у недропользователя не было, и лицензионным договором это не установлено, подготовка отчета не является обязательной, следовательно, нарушение не доказано.

Ссыпка Министерства на письма № 1055-ОС от 05.02.2018, № 11163-ОС от 26.12.2019, № 7481-ОС от 16.09.2019 об отказе во внесении изменений в лицензию в части увеличения площади горного отвода, а также наименования добываемого сырья, обоснованно не принята судом во внимание, поскольку данные обстоятельства не были положены в основу оспариваемого отказа в восстановлении права пользования недрами и вынесенного в последующем приказа о досрочном прекращении права пользования.

Довод жалобы о неправильном применении судом положения Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды России от 29.09.2009 № 315 (далее – Административный регламент), подлежит отклонению.

Так, в соответствии с Правилами разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 № 373, регламентом является нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда, государственной корпорации, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями по исполнению государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора), устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых органами государственного контроля (надзора) в процессе осуществления государственного контроля (надзора), который полностью или частично осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Регламент также устанавливает порядок взаимодействия между структурными подразделениями органов государственного контроля (надзора) и их должностными лицами, между органами государственного контроля (надзора) и физическими или юридическими лицами, индивидуальными предпринимателя, их уполномоченными представителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

Судом первой инстанции установлено и не оспорено уполномоченным органом, что в период спорных правоотношений сторон порядок принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами был установлен Административным регламентом.

В этой связи судом был сделан обоснованный вывод о том, что Административный регламент может быть применен к спорным правоотношениям, поскольку порядок оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензии на пользование участками недр местного значения, утвержденный постановлением Правительства Калининградской области от 10.07.2015 № 409, не содержит процедуры досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами.

Как предусмотрено Административным регламентом, обязательным условием для принятия решения о прекращении права пользования недрами является проверка (установление) органом, выдавшим лицензию, факта устранения или неустранения нарушений, указанных в письменном уведомлении, в трехмесячный срок.

При наличии соответствующих полномочий Министерством не проведена проверка факта устранения Обществом выявленных нарушений, таким образом, нарушена процедура досрочного прекращения права пользования недрами, установленная в статье 21 Закона о недрах.

В свою очередь нарушение порядка принятия решения о прекращении права пользования недрами - безусловное основание для констатации факта незаконности принятого приказа, поскольку в данном случае государственный орган злоупотребил своими полномочиями.

Приняв во внимание, что недропользователем были представлены надлежащие и исчерпывающие доказательства устранения нарушений, надлежащей оценки которым Министерством не дано, что свидетельствует о том, что оспариваемый приказ о досрочном прекращении права пользования принят Министерством по формальным основаниям, без учета фактических обстоятельств и специфики карьера, суд пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

При таком положении апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.04.2022 по делу № А21-9715/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

К.В. Галенкина

Судьи

Ю.С. Баженова

Н.С. Полубехина