АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
07 октября 2015 года Дело № А21-9777/2014
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,
рассмотрев 06.10.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Верхне-Прегольский порт» на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.02.2015 (судья Лобанова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 (судьи Тимухина И.А., Кашина Т.А., Старовойтова О.Р.) по делу № А21-9777/2014,
у с т а н о в и л:
Закрытое акционерное общество «Верхне-Прегольский порт», место нахождения: 236001, Калининград, Московский пр., д. 300, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения администрации муниципального образования «Гвардейский район» (далее – Администрация) от 01.09.2014 № 4648 об отказе в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 39:02:290001:17 площадью 493 357 кв. м, 39:02:290001:18 площадью 291 938 кв. м, находящихся на территории муниципального образования «Гвардейский район» примерно в 2250 м по направлению на север от ориентира пос. Комсомольск и обязании Администрации принять решение о предоставлении в аренду названных земельных участков в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу ( с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее – АПК РФ).
Решением Совета депутатов муниципального образования «Гвардейский район» от 24.12.2014 № 378 администрация муниципального образования «Гвардейский район» переименована в администрацию муниципального образования «Гвардейский городской округ».
Решением от 27.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.06.2015, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит решение от 27.02.2015 и постановление от 11.06.2015 отменить и дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы указывает, что спорные земельные участки имеют статус горного отвода и вид разрешенного использования, указанный в лицензии и лицензионном соглашении.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация, считая обжалуемые судебные акты законными, просит оставить их без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Калининградской области от 31.03.2005 № 159 Обществу предоставлено право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи песчано-гравийного материала на части месторождения «Комсомольское» (XI и XII блоков) в Гвардейском районе Калининградской области в границах земельных участков с кадастровыми номерами 39:02:29 0001:0017 и 39:02:29 0001:0018 площадью 49,34 и 29,19 га согласно приложению.
Обществу сроком до 01.08.2020 выдана лицензия на право пользования недрами - геологическое изучение и добычу песчано-гравийного материала на части месторождения «Комсомольское» (блоки XIи XII), зарегистрированная 14.02.2006 Территориальным агентством по недропользованию по Калининградской области. Участок недр имеет статус геологического и горного отвода; получено предварительное согласие Администрации на отвод земельного участка.
Главой Администрации приняты постановления от 22.06.2010 № 799 и 803 о предоставлении Обществу в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 39:02:290001:18 и 39:02:290001:17 с разрешенным использованием - ведение изыскательских работ с целью геологического изучения земельных участков для дальнейшей добычи песчано-гравийного материала на части месторождения «Комсомольское» сроком с 01.07.2010 по 29.06.2011.
Пунктом 3 указанных постановлений Обществу рекомендовано в установленном порядке обратиться в Правительство Калининградской области с ходатайством о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного назначения.
На основании данных постановлений между Управлением имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства муниципального образования «Гвардейский район» и Обществом заключены договоры от 22.06.2010 № 20100170 и 20100171 аренды названных земельных участков сроком действия с 01.07.2010 по 30.06.2011.
Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 10.02.2014 Обществу выдан горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода для геологического изучения и добычи песчано-гравийного материала на части месторождения «Комсомольское» (блоки XI и XII) открытым способом. Срок действия горноотводного акта - до 01.08.2020.
Общество 30.07.3014 обратилось в Администрацию с заявлением о заключении договоров аренды земельных участков на срок действия лицензии до 2020 года.
Письмом от 01.09.2014 № 4648 Администрация в предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков Обществу отказала, ссылаясь на то, что земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, а осуществление деятельности, связанной с добычей песчано-гравийного материала на указанных земельных участках без перевода их в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности, земель иного специального назначения не основано на законе. Кроме того, Администрация указала на наличие задолженности по арендной плате по ранее заключенным договорам аренды земельных участков, предоставленных для добычи ископаемых.
Общество, считая отказ Администрации о предоставлении в аренду спорных земельных участков незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, установив основания для такого решения. При этом суд руководствовался статьями 198, 201 АПК РФ, статьями 7, 8, 78 и 88 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и пришел к выводу об отсутствии у Администрации оснований для принятия решения о предоставлении земельных участков.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, а решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам, а также нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, испрашиваемые Обществом земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (часть 1 статьи 78 ЗК РФ).
В силу абзаца первого подпункта 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель, находящихся в частной собственности, из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пункт 8 статьи 7).
В силу части 1 статьи 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и названным Законом.
Таким образом из приведенных нормативных положений следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 ЗК РФ ограничен его целевым назначением.
Суды установили, что спорный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности не переведен.
В силу пунктом 2, 3 статьи 4 ЗК РФ к отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 названного Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и тем же Кодексом.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока (части 1,3 статьи 11 Закона о недрах).
Статьей 7 Закона о недрах определено, что участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода (часть 4 статьи 25.1 Закона о недрах).
Частью 2 статьи 25.1 Закона о недрах предусмотрено, что земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Аналогичный порядок предоставления пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен пунктом 2.2 статьи 30 ЗК РФ.
Из содержания части 3 статьи 7 Закона о недрах следует, что при предоставлении лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 названного Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что к заявлению Общества от 30.07.2014 не были приложены документы, позволяющие определить координаты горного отвода на местности, документы, удостоверяющие установление границ горного отвода в надлежащем порядке, и доказательства того, что спорные земельные участки находятся в границах горного отвода в соответствии с выданной ему лицензией. В нарушение пункта 28 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых РД-07-192-98, утвержденной Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 07.02.1998 № 56, согласно которому в состав документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, входят: горноотводный акт (приложение 1) и графические приложения, включающие копии топографического плана с ведомостью координат угловых точек, определяющих границы горного отвода, структурные карты и разрезы, представленная Обществом в Администрацию лицензия такой информации не содержала.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявления.
Ввиду отсутствия предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов решение от 27.02.2015 и постановление от 11.06.2015 должны быть оставлены без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.02.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 по делу № А21-9777/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Верхне-Прегольский порт» – без удовлетворения.
Председательствующий Г.М. Рудницкий
Судьи М.В. Захарова
А.В. Кадулин