ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула
Дело № А23-1339/2020
09.07.2020
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Большакова Д.В., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ратипа» на решение Арбитражного суда Калужской области от 12.05.2020 по делу № А23-1339/2020, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ратипа» (Республика Беларусь, г. Минск, УНП 100492419) к Калужской таможне (г. Калуга, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и изменении постановления от 28.01.2020 № 10106000-786/2019 в части штрафа (судья Сахаровой Л.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Ратипа» (далее – ООО «Ратипа», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Калужской таможне (далее – таможня, таможенный орган) о признании незаконным и изменении постановления по делу об административном правонарушении от 28.01.2020 № 10106000-786/2019 в части наказания в размере 50 000 рублей, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и назначения наказания в виде предупреждения.
На основании пункта 4 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 12.05.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Ратипа» обжаловало его в апелляционном порядке.
Таможня возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 05.11.2019 в постоянную зону таможенного контроля Калужского таможенного поста Калужской таможни, расположенного на территории склада временного хранения акционерного общества «Таском», перевозчиком обществом с ограниченной ответственностью «Ратипа», на автотранспортном средстве с государственным регистрационным номером АМ0307-7, полуприцеп номер А8346А-7 прибыли товары: «Шариковые направляющие» код ТН ВЭД ЕАЭС 8302420000; «Вытяжки» код ТН ВЭД ЕАЭС 8414600009; «Переключатели» код ТН ВЭД ЕАЭС 8536508000; «Рамки кнопки» код ТН ВЭД ЕАЭС 3926909709; «Картонные коробки», код ТН ВЭД ЕАЭС 4819100000. Страна отправления – Турция. Страна происхождения – Турция. Согласно гр. 10, 11, 12 книжки МДП№УХ83768402 от 02.11.2019 – 568 грузовых мест, общим весом брутто 12259,0 кг.
Отправитель: «FRANKE MUTFAK VE BANYO SISTEMLERI SAN. TIC. A.S.», адрес: KOCAELI, NO: 250 GEBZE, Турция, получатель: ООО «ЭЛИКОР», Россия, 248033, <...>, ИНН <***>.
Данный товар был ввезен на Таможенную территорию Евразийского экономического союза 02.11.2019 в регионе деятельности Гомельской таможни Республики Беларусь (11214307 МАПП Новая Гута, участок границы Украины-Беларусь).
Товар перевозился в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по следующим товаросопроводительным документам: книжке МДП VX83768402 от 02.11.2019, CMR от 30.10.2019 № 190862, инвойсам от 28.10.2019 №/№ 1480018187, 1480018188, 1480018189, CMR от 30.10.2019 № 190861, инвойс от 30.10.2019, №IHR2019000000041. Таможня отправления – Гомельская таможня, таможня назначения – Калужская таможня (Калужский таможенный пост), товар следовал через Украину.
Согласно подтверждению о прибытии от 05.11.2019 №10106010/0511/9/0006467 уведомление о прибытии транспортного средства с государственным регистрационным номером АМ0307-7, полуприцеп номер А8346А-7, было подано водителем ООО «Ратипа» 05.11.2019 в 11 час. 56 мин., зарегистрировано Калужским таможенным постам Калужской таможни 05.11.2019 в 11 час. 58 мин., выдано перевозчику 05.11.2019 в 12 час. 04 мин.
В ходе проверки документов, представленных водителем ООО «Ратипа», был установлен факт перемещения через территорию Украины товара указанного в транспортной накладной от 30.10.2019 № 190862, а именно товар: «Картонная коробка» код ТН ВЭД ЕАЭС 4819100000, в электронной копии транзитной декларации книжки МДП №VХ83768402 товар «Картонные коробки», код ТН ВЭД ЕАЭС 4819100000, вес брутто – 1.0 кг, стоимость товара 2.76 EUR, 1 грузовое место, перемещаемого через территорию Украины, в нарушении Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1716-83 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22.10.2018 № 592», Постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2019 № 460-25.
В отношении перемещаемого товара на Калужском таможенном посту 05.11.2019 был выявлен профиль риска и проведен таможенный досмотр, результаты которого отражены в акте таможенного досмотра № 210106010/071119/000412.
В ходе проведения таможенного досмотра в грузовом отсеке транспортного средства полуприцеп номер А8346А-7 был выявлен товар «Картонная коробка» с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 4819100000.
Опрошенный 05.11.2019 ФИО1 пояснил, что он является водителем ООО «Ратипа», выполнял рейс на автомобиле Вольво государственный номер АМ0307-7 полуприцеп номер А8346А-7 по маршруту Турция-Россия, по документам TIR № VX83768402, CMR № 190861, 190862 перевозил товар согласно инвойсу: вытяжки, шариковая направляющая, рамка кнопки, переключатель света, переключатель, картонная коробка. Границу проходил на п.п. Н. Гута с территории Украины. О том, что картонная коробка (код ТН ВЭД ЕАЭС 4819100000) является запрещенным ко ввозу в Российскую Федерацию товаром он не знал.
Таким образом, товар «Картонная коробка», код ТН ВЭД ЕАЭС 4819100000, запрещен к ввозу на территорию Российской Федерации на основании Указа Президента Российской Федерации от 22.10.2018 № 592 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1716-83 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22.10.2018 № 592».
По данному факту главным государственным таможенным инспектором отдела таможенного досмотра Калужского 26.11.2019 в отношении ООО «Ратипа» возбуждено дело об административном правонарушении № 10106000-786/2019 по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
Указанное определение 26.11.2019 было направлено в адрес общества.
Исполняющим обязанности заместителя начальника таможни 02.12.2019 принято решение о принятии к производству для проведения административного расследования дела об административного правоотношения № 10106000-786/2019 в отношении ООО «Ратипа».
Старшим уполномоченным отдела административных расследований Калужской таможни 02.12.2019 вынесено определение о принятии дела к производству.
В качестве свидетеля 06.12.2019 был опрошен главный государственный таможенный инспектор ОТД Калужского таможенного поста Калужской области, который пояснил о том каким образом в действиях ООО «Ратипа» было установлено событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
Письмом от 06.12.2019 №20-22/17794 представитель ООО «Ратипа» приглашен для составления протокола об административном правонарушении на 26.12.2019 в 11 часов 00 минут. Одновременно обществу предлагалась дать ответы на вопросы.
Общество в объяснительной записке от 16.12.2019 № 847, поступившей в таможню 19.12.2019, пояснило на
вопрос 1: Осуществляли ли Вы автомобильную перевозку товара: «картонные коробки», код ТН ВЭД ЕАЭС 4819100000, страна отправления – Турция, страна происхождения – Турция, на автотранспортном средстве с государственным регистрационным номером АМ0307-7, полуприцеп номер А8346А-7?
Нами осуществлялась перевозка партии товаров в количестве 558 мест согласно СМР № 190862 от 30.10.2019, а именно COOKER HOODS, CARTON BOX, SPARE PARTS FOR COOKER HOODS – код ТН ВЭД no CMP 84146000 и 10 мест согласно CMP № 190861 от 30.10.2019, а именно BALL BEARING SLIDE – код ТН ВЭД 83024200;
вопрос 2: Где, когда и на основании каких документов, товар «картонные коробки», код ТН ВЭД ЕАЭС 4819100000, страна отправления – Турция. Страна происхождения – Турция, был загружен в вышеуказанное автотранспортное средство?
На заводе Franke Mutfak 28.10.19 по адресу TR, Manisa, Muradiye Mh, Manisa Cd 66 в соответствии с заявкой на перевозку от 23.10.2019 № 41-000717 (заказчик перевозки СООО «Эмонс экспедиция») в рамках товарной партии на основании СМР 190862 от 30.10.2019, инвойса №1480018188 от 28.10.2019 в адрес ООО «ЭЛИКОР» <...> была загружена одна картонная коробка весом 1 кг и стоимостью 2,76 евро;
вопрос 3: Присутствовали ли Вы при загрузке товара?
При загрузке присутствовал водитель ФИО1;
вопрос 4: Осуществляли ли Вы автомобильную перевозку товара: «картонные коробки», код ТН ВЭД ЕАЭС 4819100000, страна отправления – Турция, страна происхождения – Турция на автотранспортном средстве с государственным регистрационным номером АМ0307-7, полуприцеп номер А8346А-7, через территорию Украины?
Перевозка товарной партии согласно СМР №№ 190862, 190861 от 30.10.2019 осуществлялась через территорию Украины;
вопрос 5: По какому маршруту происходило движение данного автотранспортного средства?
Турция - Болгария - Румыния - Украина - Беларусь – Россия;
вопрос 6: Когда и через какой пункт пропуска товар «картонные коробки», код ТН ВЭД ЕАЭС 4819100000, страна отправления – Турция, страна происхождения – Турция, перевозимый на автотранспортном средстве государственным регистрационным номером АМ0307-7, полуприцеп номер А8346А-7 был ввезен на территорию Российской Федерации?
Пограничный переход Селище – Камень, 04.11.2019 приблизительно в 21:45;
вопрос 7: Известно ли Вам, что указанный в документах и в ЭКТД книжки МДП товар «Картонные коробки» указанный под кодом 4819100000 является запрещенным к ввозу на территорию Российской Федерации?
Да, известно.
вопрос 8: По какой причине Вы осуществили ввоз на территорию Российской Федерации товаров, на ввоз которых установлен запрет?
Указание в товаросопроводительных документах кода товара, не налагающего на перевозчика обязанности исключения Украины из маршрута движения, указание в заявке на перевозку по маршруту Турция-Россия возможности транзита по Украине.
вопрос 9: Известно ли Вам об административной ответственности, установленной статьей 16.3 КоАП России за несоблюдение запретов и ограничений, установленных на ввоз товаров в Российскую Федерацию?
Да, известно.
вопрос 10: Признаете ли Вы факт совершения административного правонарушения и вину в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП России?
Факт транзита через территорию Украины признаем. Вину – нет.
По результатам административного расследования старшим уполномоченным отдела административных расследований Калужской таможни, в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя общества, 26.12.2019 составлен протокол об административном правонарушении № 10106000- 786/2019.
Исполняющим обязанности заместителя начальника Калужской таможни 26.12.2019 вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, согласно которому рассмотрение дела состоится 30.12.2019 в помещении Калужской таможни: <...>, каб.309.
Указанные протокол и определения письмом от 26.12.2019 № 20-22/18702 направлены обществу по адресу: 220137, <...>.
Определениями от 30.12.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении №10106000-786/2019 в отношении ООО «Ратипа» было отложено, назначено новое рассмотрение дела об административном правонарушении на 28.01.2020 в 11 час. 00 мин., а также продлен срок рассмотрения дела об административном правонарушении до 28.01.2020.
Общество письмом от 27.01.2020 исх. № 34 ходатайствовало о рассмотрении дела без участия представителя.
Письмом от 27.01.2020 исх. № 35 общество просило признать правонарушение малозначительным и ограничиться в отношении перевозчика ООО «Ратипа» устным замечанием в порядке статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку допущенное правонарушение формально содержит признаки административного правонарушения, однако не имеет ничего общего с пренебрежительным отношением к требованиям Российского законодательства, Таможенного Союза, не несет угрозы причинения вреда общественным и государственным интересам, не повлекло наступления тяжких последствий и существенного нарушения охраняемых общественных правонарушений.
Определением от 27.01.2020 в удовлетворении ходатайства отказано.
Исполняющим обязанности заместителя начальника Калужской таможни 28.01.2020 в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дел, вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10106000-786/2019, согласно которому ООО «Ратипа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, заявителю назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с данными постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, является установленный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию или вывоза из нее товаров, в отношении которых применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в несоблюдении установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на территорию Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Субъектом правонарушения является лицо, на которое в силу действующего законодательства возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений
Субъективная сторона правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ устанавливается из имеющейся у лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, когда данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу пункта 3 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) под ввозом товаров на таможенную территорию Союза понимается совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС предусмотрено, что выпуск товаров – действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с названным Кодексом помещению под таможенные процедуры.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения – это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Согласно подпункту 34 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС таможенная процедура – совокупность норм, определяющих для целей таможенного регулирования условия и порядок использования товаров на таможенной территории Союза или за ее пределами.
В силу части 1 статьи 6 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств - членов ЕАЭС в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации.
На основании части 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. В части 5 названной статьи Кодекса установлено, что в случае если актами, устанавливающими запреты и ограничения, не определены случаи и (или) порядок подтверждения их соблюдения, соблюдение таких запретов и ограничений подтверждается при перемещении товаров через таможенную границу Союза, а также при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру экспорта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с названным Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров.
В соответствии части 1 статьи 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита – таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Пунктом 5 части 1 статьи 143 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита для их перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза являются, в том числе соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 названного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» (далее – Закон № 281-ФЗ) специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения (часть 2 статьи 3 Закона №281-ФЗ).
Таким образом, Российской Федерации, как государству – члену ЕАЭС, нормами международного договора предоставлено право введения ограничительных (запретных) мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, в одностороннем порядке.
Согласно статье 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 289- ФЗ) в Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, установленные в соответствии с Договором о Союзе и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
При введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке действия, которые должны совершаться лицами для соблюдения таких запретов и ограничений, могут определяться нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими эти запреты и ограничения. При введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке, а также при применении в Российской Федерации мер таможенно-тарифного регулирования, отличных от мер, применяемых в одном или нескольких государствах - членах Союза, применяются методы и средства обеспечения их соблюдения, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации могут быть определены методы и средства обеспечения соблюдения указанных мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, введенных Российской Федерацией в одностороннем порядке, а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору за соблюдением установленных мер.
Согласно «пункту а» статьи 8 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» Президент России принимает решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности.
В соответствии с нормами вышеназванных федеральных законов в целях защиты национальных интересов Российской Федерации Президентом Российской Федерации издан Указ № 560, пунктом 1 которого органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности надлежит исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Согласно пункту 2 Указа № 560 на Правительство Российской Федерации возложена обязанность определить «перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», названных в пункте 1 Указа (предусмотрев возможность его корректировки с учетом положений подпункта «в» того же пункта 1), и «перечень конкретных действий, необходимых для реализации настоящего Указа».
Во исполнение Указа № 560 Правительство Российской Федерации определило ряд мероприятий организационного характера, в том числе возложение контроля за соблюдением введенных ограничительных мер на Федеральную таможенную службу (далее – ФТС России). В целях соблюдения вышеуказанных ограничений начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, приказано обеспечить определение страны происхождения товаров, ввозимых (на таможенную территорию Таможенного союза в установленном порядке, (подпункт 3 пункт 1 приказа ФТС России от 07.08.2014 № 1496 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.082014 № 560»).
Указом Президента Российской Федерации от 22.10.2018 № 592 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации» (далее – Указ № 592) постановлено, что федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что со дня вступления в силу настоящего Указа в отношении отдельных физических лиц и юридических лиц применяются специальные экономические меры.
Кроме того, Президент Российской Федерации в Указе № 592 поручил Правительству Российской Федерации определить перечни физических и юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1716-83 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22.10.2018 № 592» (далее – Постановление № 1716-83) введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, а также утвержден перечень запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины.
Согласно перечню, являющемуся Приложением № 1 к Постановлению № 1716-83, а также в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2019 № 460-25 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 №1716-83» указанный запрет распространяется на товар «Картонная коробка», код ТН ВЭД ЕАЭС 4819.
Указанный запрет носит публичный характер и адресован неограниченному кругу лиц, в том числе осуществляющих ввоз в Российскую Федерацию продукции, поименованной в упомянутом Приложении Постановления № 1716-83.
Как следует из материалов дела, 05.11.2019 в постоянную зону таможенного контроля Калужского таможенного поста Калужской таможни, прибыли товары: «Шариковые направляющие» код ТН ВЭД ЕАЭС 8302420000; «Вытяжки» код ТН ВЭД ЕАЭС 8414600009; «Переключатели» код ТН ВЭД ЕАЭС 8536508000; «Рамки кнопки» код ТН ВЭД ЕАЭС 3926909709; «Картонные коробки», код ТН ВЭД ЕАЭС 4819100000. Страна отправления – Турция. Страна получения – Россия.
Товар перевозился в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по следующим товаросопроводительным документам: книжке МДП VX83768402 от 02.11.2019, CMR от 30.10.2019 № 190862, инвойсам от 28.10.2019 №№ 1480018187, 1480018188, 1480018189, CMR от 30.10.2019 № 190861, инвойсу от 30.10.2019, №IHR2019000000041. Таможня отправления - Гомельская таможня, таможня назначения - Калужская таможня (Калужский таможенный пост), товар следовал через Украину.
В отношении перемещаемого товара на Калужском таможенном посту 05.11.2019 был выявлен профиль риска и проведен таможенный досмотр, результаты которого отражены в акте таможенного досмотра № 210106010/071119/000412.
В ходе проведения таможенного досмотра в грузовом отсеке транспортного средства полуприцеп номер А8346А-7 был выявлен товар «Картонная коробка» с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 4819100000.
Таким образом, факт наличия объективной стороны правонарушения, выразившегося в перемещении через территорию Украины спорного товара, подтверждается книжкой МДП VX83768402 от 02.11.2019, CMR от 30.10.2019 № 190862, инвойсами от 28.10.2019 №№ 1480018187, 1480018188, 1480018189, CMR от 30.10.2019 № 190861, инвойсом от 30.10.2019, № IHR2019000000041, показаниями водителя ООО «Ратипа» ФИО1
Довод ООО «Ратипа» об отсутствии вины обоснованно признан судом области ошибочным, поскольку в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом нем были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку понятие ввоза товара в таможенном законодательстве непосредственно связано с фактическим пересечением товарами границы, то установленный запрет по ввозу санкционных товаров будет нарушаться не в случае осуществления внешнеэкономических операций, а при фактическом пересечении товарами границы лицом, осуществляющим их перевозку, то есть субъектом административного правонарушения будет выступать перевозчик.
Общество, при должной степени заботливости и осмотрительности должно было и могло знать о существующем запрете и, следовательно, могло предотвратить возможные последствия, связанные с ввозом спорного товара, запрещенного к ввозу в Российскую Федерацию путем изменения маршрута следования товара, исключив территорию Украины, а также общество не представило доказательств, свидетельствующих о том, что им были предприняты все исчерпывающие меры для соблюдения установленных запретов и ограничений, причинами.
Исходя из изложенного субъектом данного правонарушения является перевозчик – ООО «Ратипа».
Довод заявителя о том, что общество при перевозке товаров от отправителя в адрес получателя, транзитом через территорию Украины не располагало, и не могло располагать сведениями о наличии товара с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 4819100000, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку как следует из объяснительной записки ООО «Ратипа» от 16.12.2019 № 847 при загрузке товара присутствовал водитель ФИО1, в связи с чем у общества имелась возможность проверить груз, подлежащий перевозке, и изменить маршрут.
Общество в заявлении ссылается на примечание к Приложению № 1 Постановления № 1719-83, указывающее, что для целей применения перечня товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, следует руководствоваться исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС.
Однако, по справедливому суждению суда, указанное не устраняет виновность общества, поскольку согласно пункту 1 Приложения к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54, для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное.
Таким образом, согласно ТН ВЭД ЕАЭС картонная коробка из гофрированного картона может классифицироваться только кодом 4819.
Поскольку ООО «Ратипа» осуществляется международная перевозка грузов, то оно должно было знать о запрете провоза указанного товара через Украину.
Кроме того, в графе 10 CMR 190862 (т. 1 л.д. 123) указан код товара 4819100000 и данная надпись заверена печатью ООО «РАТИПА».
В связи с этим суд первой инстанции по праву заключил, что ООО «Ратипа» было известно о наличии товара с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 4819, а также имелась возможность для соблюдения установленных в Российской Федерации правил и норм.
Процедура производства по делу об административном правонарушении соблюдена, проверочные мероприятия осуществлены уполномоченными лицами в установленном законом порядке, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания соблюдены, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом апелляционной инстанции не установлено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, а равно признаков малозначительности совершенного правонарушения, не выявлено. Срок давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ) не истек. Наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей назначено обществу в минимальном размере санкции статьи 16.3 КоАП РФ. Оснований для замены административного штрафа на предупреждение не имеется ввиду отсутствия доказательств включения ООО «Ратипа» в Единый Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ).
На основании изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих обоснованность и правомерность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 12.05.2020 по делу № А23-1339/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Судья Д.В. Большаков