ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула
Дело № А23-1678/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2022
Постановление изготовлено в полном объеме 18.08.2022
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тяпковой Т.Ю., при участии представителя заинтересованного лица – межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Калужской области – ФИО1 (доверенность от 01.07.2022), в отсутствие представителей заявителя – ФИО2 и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – управления Федеральной налоговой службы по Калужской области, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО2 на решение Арбитражного суда Калужской области от 07.06.2022 по делу № А23-1678/2022 (судья Масенкова О.А.), принятое по заявлению ФИО2 (г. Москва, ИНН <***>) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Калужской области (г. Обнинск, ОГРН <***>, ИНН <***>), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, управления Федеральной налоговой службы по Калужской области (г. Калуга, ОГРН <***>, ИНН <***>), о признании незаконным уведомления от 01.09.2021 № 69418382 в части применения к земельным участкам налоговой ставки 1,5 % ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к управлению Федеральной налоговой службы по Калужской области (далее – управление) о признании незаконным налогового уведомления от 01.09.2021 № 69418382 в части применения к земельным участкам с кадастровыми номерами: 40:03:000000:2592, 40:03:020903:427, 40:03:020903:428, 40:03:020903:429, 40:03:020903:432, 40:03:020903:433, 40:03:020903:430, 40:03:020903:441, 40:03:020903:431, 40:03:020903:434, 40:03:020903:442, 40:03:020903:452, 40:03:020903:455, 40:03:020903:435, 40:03:020903:437, 40:03:020903:438, 40:03:020903:453, 40:03:020903:458, 40:03:020903:436, 40:03:020903:440, 40:03:020903:439, 40:03:020903:454, 40:03:020903:456, 40:03:020903:459, 40:03:020903:457, 40:03:020903:460, 40:03:020903:182, 40:03:020903:168, 40:03:020903:166, 40:03:020903:165, 40:03:020903:235, 40:03:020903:184, 40:03:020903:247, 40:03:020903:245, 40:03:020903:238, 40:03:020903:236, 40:03:020903:231, 40:03:020903:229, 40:03:020903:211, 40:03:020903:213, 40:03:020903:206, 40:03:020903:204, 40:03:020903:197, 40:03:020903:195, 40:03:020903:181, 40:03:020903:172, 40:03:020903:170, 40:03:020903:163, 40:03:020903:156, 40:03:020903:243, 40:03:020903:242, 40:03:020903:241, 40:03:020903:240, 40:03:020903:210, 40:03:020903:209, 40:03:020903:208, 40:03:020903:207, 40:03:020903:175, 40:03:020903:176, 40:03:020903:173, 40:03:020903:174, 40:03:020903:158, 40:03:020903:157, 40:03:100153:15, 40:03:100153:38, 40:03:020903:59, 40:03:020903:27, 40:03:020903:91, 40:03:020903:120, 40:03:020903:67, 40:03:020903:99, 40:03:020903:84, 40:03:020903:71, 40:03:020903:70, 40:03:020903:19, 40:03:020903:23, 40:03:020903:98, 40:03:020903:80, 40:03:020903:104, 40:03:020903:79, 40:03:020903:49, 40:03:020903:17, 40:03:020903:81, 40:03:020903:75, 40:03:020903:21, 40:03:020903:87, 40:03:020903:69, 40:03:020903:150, 40:03:020903:110, 40:03:020903:103, 40:03:020903:157, 40:03:020903:95, 40:03:020903:83, 40:03:020903:85, 40:03:020903:96, 40:03:020903:246, 40:03:020903:244, 40:03:020903:248, 40:03:020903:239, 40:03:020903:237, 40:03:020903:230, 40:03:020903:214, 40:03:020903:212, 40:03:020903:205, 40:03:020903:203, 40:03:020903:194, 40:03:020903:196, 40:03:020903:171, 40:03:020903:187, 40:03:020903:164, 40:03:020903:169, 40:03:020903:162, 40:03:020903:153, 40:03:020903:306, 40:03:020903:301, 40:03:020903:305, 40:03:020903:304, 40:03:020903:302, 40:03:020903:308, 40:03:020903:309, 40:03:020903:316, 40:03:020903:315, 40:03:020903:89, 40:03:020903:105, 40:03:020903:100, 40:03:020903:92, 40:03:020903:28, 40:03:020903:29, 40:03:020903:121, 40:03:020903:77, 40:03:020903:43, 40:03:020903:33, 40:03:020903:97, 40:03:020903:93, 40:03:020903:46, 40:03:020903:76, 40:03:020903:26, 40:03:020903:45, 40:03:020903:102, 40:03:020903:82, 40:03:020903:39, 40:03:020903:38, 40:03:020903:37, 40:03:020903:109, 40:03:020903:34, 40:03:020903:250, 40:03:020903:249, 40:03:020903:234, 40:03:020903:233, 40:03:020903:218, 40:03:020903:232, 40:03:020903:216, 40:03:020903:215, 40:03:020903:217, 40:03:020903:202, 40:03:020903:201, 40:03:020903:198, 40:03:020903:185 и 40:03:020903:167 налоговой ставки 1,5 % и обязании сформировать налоговое уведомление в части применения к вышеуказанным земельным участкам налоговой ставки 0,3 %.
Судом произведена замена ненадлежащего заинтересованного лица – управления на надлежащее заинтересованное лицо – межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 6 по Калужской области (далее – инспекция), при этом управление привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (о чем суд указал в решении суда).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 07.06.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает на то, что он является собственником земельных участков как физическое лицо, а, значит, в такой ситуации должна быть применена налоговая ставка 0,3 %.
От инспекции и управления в суд апелляционной инстанции поступили отзывы на апелляционную жалобу, в котором они, считая принятое решение законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзывах возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 01.09.2021 заявителем, с использованием личного кабинета налогоплательщика на сайте nalog.ru, получено налоговое уведомление инспекции от 01.09.2021 № 69418382, согласно которому ему начислен земельный налог в размере 3 723 719 руб.
Заявитель 15.12.2021 в порядке подчиненности, с использованием личного кабинета налогоплательщика на сайте nalog.ru, обратился в адрес управления с жалобой на вышеуказанное налоговое уведомление, по результатам рассмотрения которой получен ответ от 29.12.2021 № 4000-00-11-2021/000036, которым уведомление оставлено в силе, а жалоба – без удовлетворения.
Заявителем повторно были поданы возражения на налоговое уведомление от 01.09.2021 № 69418382 и на ответ управления от 29.12.2021 № 4000-00-11- 2021/000036, на которые письмом от 10.02.2022 № 4000-00-11-2022/000008 сообщено об отказе в применении ставки 0,3 % и правомерности применения повышенной налоговой ставки 1,5 %.
Не согласившись с налоговым уведомлением от 01.09.2021 № 69418382 в части применения в отношении земельных участков налоговой ставки 1,5 %, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и отказывая в его удовлетворении в части, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусмотрено, что земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 387 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
В силу абзаца 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена пониженная предельная налоговая ставка по земельному налогу в размере 0,3 % кадастровой стоимости. В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5 % (подпункт 2 пункт 1 статьи 394 НК РФ).
Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, которые являются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
На основании пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения), на территории которого введен налог.
Статьей 2 Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», вступившей в силу с 01.01.2015, внесены изменения в статьи 391, 393, 396 – 398 НК РФ, согласно которым налогообложение земельным налогом налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей приравнивается к налогообложению налогоплательщиков – физических лиц.
Решением Сельской Думы МО СП д. Совьяки Боровского района Калужской области от 31.10.2019 № 54 в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена налоговая ставка по земельному налогу в размере 0,3 процента кадастровой стоимости.
Как следует из положений Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (применительно к правоотношениям, действовавшим до 2019 года) и Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (применительно к правоотношениям, действующим с 2019 года), ведение садоводства и огородничества осуществляется некоммерческими организациями и гражданами, непосредственно использующими земельные участки для ведения садоводства и огородничества.
Таким образом, пониженные налоговые ставки по земельному налогу, установленные абзацем четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса, применяются некоммерческими организациями и физическими лицами, непосредственно использующими земельные участки в целях удовлетворения личных потребностей при ведении личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а не в целях извлечения прибыли.
Действующее законодательство не содержит запрета некоммерческим организациям и физическим лицам на отчуждение в собственность юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) земельных участков с разрешенным видом использования «для дачного хозяйства» и «для дачного строительства». При этом отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка – юридического лица (коммерческой организации) возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Законом № 66-ФЗ.
Вместе с тем отсутствие такого ограничения не свидетельствует о наличии у покупателя земельного участка – индивидуального предпринимателя возможности использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Законом № 66-ФЗ.
Следовательно, в случае использования указанных выше земельных участков в коммерческой деятельности (включая перепродажу) подлежат применению налоговые ставки, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) для прочих земельных участков в пределах до 1,5 % кадастровой стоимости.
Так как имущество физического лица юридически не разграничено на имущество, используемое в предпринимательской деятельности и используемое в личных целях, квалификация сделок в качестве предпринимательской деятельности должна рассматриваться в каждом конкретном случае отдельно – в зависимости от вида имущества, его целевого назначения и характера его использования (для личных либо коммерческих целей), его количества, площади, периодичности заключения сделок и иных фактических обстоятельств, в том числе с учетом длительности, систематичности и массовости квалифицируемых операций.
С учетом вышесказанного суд первой инстанции справедливо посчитал, что основанием для применения налоговой ставки в размере 1,5 % при исчислении земельного налога (перерасчет) могут служить установленные налоговом органом обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик осуществлял систематическую деятельность по реализации земельных участков с целью извлечения прибыли, что свидетельствует о фактическом осуществлении предпринимательской деятельности.
Судом первой инстанции установлено, что заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРНИП <***>, основным видом заявленной деятельности которого по ОКВЭД является – 68.10.23 – Покупка и продажа земельных участков, дополнительные виды деятельности: 68.10.1 – Подготовка к продаже собственного недвижимого имущества; 68.20 – Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом и др.
Множественность земельных участков – 121 земельный участок, принадлежащих заявителю (по состоянию на 27.12.2021), и их общая площадь (в 2020 году составила 209,2 га) исключает возможность удовлетворения личных потребностей на земельных участках, предоставленных и (или) приобретенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества.
Земельные участки, принадлежащие заявителю, систематически отчуждаются (в 2019 году – 56 земельных участков, в 2020 году – 34 земельных участка, в 2021 году – 31 земельный участок).
При этом какие-либо доказательства, что земельные участки использовались в целях удовлетворения личных потребностей заявителем в инспекцию и в суд не представлены, напротив, в исковом заявлении заявитель указывает, что в дальнейшем планирует «реализацию» земельных участков.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что указанные обстоятельства свидетельствуют об использовании земельных участков в предпринимательской деятельности, направленной на систематическое извлечение прибыли (получение дохода от продажи участков), что не отвечает условиям применения пониженной ставки земельного налога, а, значит, в такой ситуации правомерно применена налоговая ставка 1,5 %.
При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылки на то, что часть одного из спорных земельных участков используется для общих нужд садоводов СНТ «Истьма».
Во-первых, действующее законодательство не предусматривает возможность применения нескольких налоговых ставок по земельному налогу в отношении одного земельного участка. Соответственно, если правообладателем земельного участка является одно лицо, при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка может быть применена только одна налоговая ставка.
Во-вторых, данное утверждение не имеет правового значения, поскольку соответствующие действия по передаче земельных участков указанной некоммерческой организации заявителем не совершены, права на земельные участки не переоформлены, а использование участков по заявленному назначению предполагает их реализацию дачному некоммерческому партнерству, что в отношении заявителя не может свидетельствовать о некоммерческом характере землепользования.
Все доводы, заявленные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Позиция же заявителя основана на неверном толковании норм материального права, вследствие чего подлежит отклонению.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом сказанного следует признать решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 07.06.2022 по делу № А23-1678/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Н. Тимашкова
Судьи
Д.В. Большаков
В.Н. Стаханова