ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
28 июня 2010 года
Дело № А23-1732/09А-21-37 ДСП
г.Брянск
Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2010
Полный текст постановления изготовлен 28.06.2010
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего
Егорова Е.И.
Судей
Леоновой Л.В.
Шуровой Л.Ф.
При участии в заседании:
от МУП ГЭТ «Управление Калужского троллейбуса»
Столярина С.В. – зам. директора (дов. б/н. от 21.09.2009),
Тягуновой И.А. – зам. гл. бухгалтера (дов. б/н. от 02.07.2009),
Цыганкова С.Э. – представителя (дов. б/н. от 06.05.2009, пост.),
от ИФНС России по Московскому округу г. Калуги
Сениной Н.В. – зам. нач. отдела (дов. № 04-03/08 от 01.06.2010),
Иванова А.В. – вед. спец.-эксперта (дов. № 04-14/3 от 25.01.2010),
Шлыковой Т.М. – гл. спец.-эксперта (дов. № 04-03/7 от 01.06.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России по Московскому округу г. Калуги на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2010 (судьи Еремичева Н.В., Тимашкова Е.Н., Тучкова О.Г.) по делу № А23-1732/09А-21-37 ДСП,
У С Т А Н О В И Л:
Муниципальное унитарное предприятие горэлектротранспорта «Управление Калужского троллейбуса» г. Калуги (далее - Предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому округу г. Калуги (далее - Инспекция) №09г-14/3 от 24.03.2009 в части доначисления и предложения уплатить: 6 676 035 руб. налога на прибыль организаций за 2005 год, 14 951 руб. налога на добавленную стоимость, соответствующих им пеней; а также предложения уменьшить убытки при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2005 год на 2 346 712 руб.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 15.07.2009 в удовлетворении заявленных Предприятием требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2010 решение суда первой инстанции отменено, заявленные Предприятием требования удовлетворены в полном объеме.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшееся по делу постановление апелляционного суда, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит его отменить.
В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная проверка Предприятия по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, по результатам которой составлен акт № 09г-03/1 от 26.02.2009 и принято решение № 09г-14/3 от 24.03.2009 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Предприятию доначислено и предложено уплатить: 6 676 035 руб. налога на прибыль организаций за 2005 год и 2 671 413 руб. пени за его неуплату; 17 651 руб. налога на добавленную стоимость и 3 141 руб. пени за его неуплату; 18 165 руб. единого налога на вмененный доход, 3 802 руб. пени и 3 632 руб. штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за его неуплату.
Кроме того, Предприятию предложено удержать и перечислить в бюджет 4 492,84 руб. налога на доходы физических лиц, уплатить 331 765 руб. пени за его неперечисление; а также уменьшить завышенные убытки при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль на 2 346 712 руб.
Основанием для доначисления налога на прибыль в указанном размере, послужили выводы налогового органа о занижении Предприятием налоговой базы по налогу на прибыль на сумму 30 163 525 руб. вследствие невключения в доходы от реализации денежных средств, направленных предприятию на финансирование расходов по обеспечению равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, на основании распоряжений Городского Головы г. Калуги №5128-р от 18.11.2005 и №6069-р от 21.12.2005, соответственно, в суммах 15 361 800 руб. и 14 801 725 руб.
При этом Инспекция исходила из того, что средства, полученные налогоплательщиком из бюджета, в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной оплаты за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот, не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования (п.п. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) ни в качестве целевых поступлений из бюджета (п. 2 ст. 251 НК РФ)
В связи с этим, налоговый орган полагает, что получаемые Предприятием из бюджета средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные ею услуги.
Доначисление налога на добавленную стоимость мотивировано тем, что в результате занижения предприятием суммы доходов из-за невключения денежных средств в размере 30 163 525 руб., полученных на финансирование расходов по обеспечению равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, МУП горэлектротранспорта «Управление Калужского троллейбуса» г. Калуги неверно рассчитало сумму входного НДС по косвенным расходам, которая определяется в пропорции, полученной от деления суммы доходов, подлежащих налогообложению НДС, к общей сумме доходов.
Не согласившись с указанными выводами налогового органа, Предприятие обратилось в Управление ФНС России по Калужской области, решением которого №42-04-10/03683 от 05.05.2009 решение Инспекции №09г-14/3 от 24.03.2009 утверждено.
Полагая, что решение Инспекции №09г-14/3 от 24.03.2009 частично не соответствует законодательству о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу заявленных требований, суд первой инстанции, исходя из правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в п. 1 Информационного письма № 98 от 22.12.2005, признал правомерными выводы налогового органа, положенные в основу произведенных им доначислений.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, обоснованно руководствовался следующим.
В силу ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организации является прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Согласно ст. 248 НК РФ к доходам в целях налогообложения налогом на прибыль относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.
В целях гл. 25 НК РФ доходом от реализации в силу ст. 249 НК РФ признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Статьей 251 НК РФ определен перечень доходов, не учитываемых в целях налогообложения налогом на прибыль, к которым в частности относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению (п. 2).
По смыслу указанной нормы целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями.
Как следует из материалов дела, Распоряжениями Правительства РФ №80-р от 28.01.2005 и № 360-р от 06.04.2005 утверждено распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных ст. 43 Федерального закона № 173-ФЗ от 23.12.2004 «О федеральном бюджете на 2005 год», соответственно в сумме 2 128 637,4 тыс. руб., и в сумме 2 177 770 тыс. руб. с распределением согласно Приложениям к ним.
Распоряжениями Правительства РФ №1054-р от 28.07.2005 и №1579-р от 05.10.2005 субъекту Российской Федерации – Калужской области – были выделены дотации в суммах 26 637,6 тыс. руб. и 27 142,3 тыс. руб., соответственно, на осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности транспортных услуг на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Калужской области №289 от 29.09.2005 и №379 от 22.12.2005 дотации, полученные Калужской областью из федерального бюджета, были распределены между муниципальными образованиями Калужской области, в частности, Муниципальному образованию «Город Калуга» были выделены дотации в суммах 15 361,8 тыс. руб. и 17 528,063 тыс. руб., соответственно.
Распоряжением Городского Головы г. Калуги №5128-р от 18.11.2005 (с учетом изменений, внесенных распоряжением Городского Головы г. Калуги №10411-р от 09.11.2007) Управлению социальной защиты г. Калуги было предписано: денежные средства в сумме 15 361 800 руб., полученные из областного бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, направить МУП ГЭТ «Управление Калужского троллейбуса» на финансирование расходов по обеспечению равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации (п.п. 2, 2.1.1.); обеспечить целевое использование выделенных средств (п.1.2.); МУП ГЭТ «Управление Калужского троллейбуса» полученные средства направить на приобретение подвижного состава (п. 3.1.).
Распоряжением Городского Головы г. Калуги №6069-р от 28.12.2005 (с учетом изменений, внесенных распоряжением Городского Головы г. Калуги №10413-р от 09.11.2007) Управлению социальной защиты г. Калуги было предписано: денежные средства в сумме 21 334 788 руб., полученные из областного бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, направить МУП ГЭТ «Управление Калужского троллейбуса» на финансирование расходов по обеспечению равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации (п.п. 2, 2.1.1.); обеспечить целевое использование выделенных средств (п.2.2.); МУП ГЭТ «Управление Калужского троллейбуса» направить на приобретение подвижного состава 14 801 725 руб. из средств, полученных на финансирование расходов по обеспечению равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации (п. 3.1.).
Таким образом, указанными нормативными правовыми актами Предприятию было предписано осуществить расходование денежные средства в сумме 30 163 525 руб. (15 361 800 руб. и 14 801 725 руб.) в соответствии с целевым назначением – на приобретение подвижного состава.
На целевой характер выделенных денежных средств, в частности, на приобретение подвижного состава, было указано в платежных поручениях №611 от 02.12.2005 и №530 от 30.12.2005, которыми Управление социальной защиты г. Калуги перечислило деньги предприятию.
Полученные из бюджета денежные средства были израсходованы МУП ГЭТ «Управление Калужского троллейбуса» строго по целевому назначению.
В частности, в соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии №81 от 25.11.2005 с ООО «Тролза-Маркет» был заключен договор №308 от 28.11.2005 на поставку 7 троллейбусов. Денежные средства в общей сумме 15 393 000 руб. были перечислены поставщику платежными поручениями №56 от 05.12.2005 и №183 от 23.12.2005. Троллейбусы в количестве 7 штук были получены по товарным накладным №513 от 13.12.2005, №№ 555, 556, 557, 558, 559 от 23.12.2005.
На основании протокола заседания конкурсной комиссии №1 от 16.02.2006 с ООО «Лизинговая компания «Феникс» был заключен договор №9 от 20.02.2006 на поставку 7 троллейбусов. Денежные средства в общей сумме 14 801 725 руб. были перечислены поставщику платежными поручениями №353 от 21.02.2006 и №493 от 10.03.2006. Троллейбусы в количестве 7 штук были получены по товарным накладным №№39,40 от 03.02.2006, №№34-38 от 04.03.2006.
О целевом использовании полученных денежных средств МУП горэлектротранспорта «Управление Калужского троллейбуса» г. Калуги отчиталось перед органом местного самоуправления, что следует из акта сверки расчетов по обеспечению равной доступности транспортных услуг на территории муниципального образования «Город Калуга» для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации.
Данным актом подтверждено, что денежные средства в сумме 30 163 525 руб. были израсходованы Предприятием на приобретение подвижного состава.
Кроме того, п. 3 Распоряжений Правительства РФ №1054-р от 28.07.2005 и №1579-р от 05.10.2005 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано ежеквартально представлять в Минфин России по установленной форме отчет об использовании средств, предусмотренных данными распоряжениями.
При этом Правительство РФ в названных распоряжениях не конкретизировало формы обеспечения доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан и расходы, которые входят в состав расходов по обеспечению равной доступности транспортных услуг на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Министерством Финансов Российской Федерации в приложении №1 к письму №06-02-06 от 09.02.2005 определена форма отчета о фактически произведенных расходах по осуществлению мер по обеспечению равной доступности транспортных услуг на территории субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Из раздела II. данного отчета «Сведения о формах обеспечения доступности транспортных услуг отдельным категориям граждан» следует, что к расходам на поддержку видов транспорта на обеспечение доступности транспортных услуг на территории субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан отнесены: компенсация стоимости проездного билета, компенсация разницы в цене льготного разового проездного билета, компенсация убытков транспортных организаций в случае предоставления бесплатного проезда льготным категориям граждан.
Вместе с тем, указанная форма отчета была уточнена и размещена на официальном сайте Минфина России, о чем было сообщено Финансовому управлению Калужской области телеграммой №06-02-11 от 15.06.2005.
В соответствии с уточненной формой отчета в состав расходов на поддержку видов транспорта на обеспечение доступности транспортных услуг на территории субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан включены также расходы на приобретение подвижного состава.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что спорная сумма была перечислена Предприятию из бюджета на финансирование мероприятий целевого назначения – на приобретение подвижного состава, и использована им по целевому назначению, следовательно, суд пришел к правильному выводу о том, что она в силу прямого указания п. 2 ст. 251 НК РФ не подлежала учету в составе доходов предприятия, подлежащих обложению налогом на прибыль организаций.
Поскольку, полученные Предприятием денежные средства в сумме 30 163 525 руб. не являются его доходом от реализации услуг, то произведенные Инспекцией доначисления не могут быть признаны законными.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Следовательно, у апелляционного суда было достаточно оснований для признания недействительным решения №09г-14/3 от 24.03.2009 в оспариваемой части.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 98 от 22.12.2005 не могут быть приняты во внимание, поскольку как следует из решения №09г-14/3 от 24.03.2009, Инспекцией в ходе проведения выездной проверки не исследовался вопрос о том, какая часть полученного бюджетного финансирования соответствует размеру убытков (выпадающих доходов) Предприятия, которая признается выручкой от реализации услуг.
Расчет таких убытков налоговым органом не представлен.
В тоже время, как указывает Предприятие, совокупный выпадающий доход от продажи льготных проездных документов для граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относиться к ведению Российской Федерации, в 2005 году составил 10 418 600 руб. и данная сумма была полностью включена Предприятием в налоговую базу по налогу на прибыль, что Инспекцией не оспаривается.
Остальные доводы налогового органа являлись обоснованием его позиции по делу, они не опровергают выводов апелляционного суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора по существу, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2010 по делу № А23-1732/09А-21-37 ДСП, оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России по Московскому округу г. Калуги - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.И. Егоров
Судьи
Л.В. Леонова
Л.Ф. Шурова