ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А23-6920/19 от 05.08.2020 Двадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула Дело № А23-6920/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 05.08.2020

Постановление изготовлено в полном объеме 11.08.2020

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Волошиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Прониной О.М., при участии от государственного учреждения - Калужского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – представителя ФИО1 (доверенность от 08.10.2019 № 32, диплом), от филиала федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи" по Калужской области – представителя ФИО2 (доверенность от 23.12.2019, диплом), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Калужского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калужской области от 29.01.2020 по делу № А23-6920/2019 (судья Шестопалова Ю.О.),

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение - Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Калужской области к федеральному государственному унитарному предприятию "Главный центр специальной связи" (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании штрафа в размере 1 000 руб.

Решением суда от 29.01.2020 заявленное требование оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, пояснений к ней, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей истца и ответчика, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что между государственным учреждением - Калужским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>) и федеральным государственным унитарным предприятием «Главный центр специальной связи» (ИНН <***>, ОГРН <***>), представленное филиалом - Управлением специальной связи по Калужской области, в лице начальника Управления специальной связи по Калужской области ФИО3 (далее - исполнитель) заключен государственный контракт от 29.12.2018 № 475/602 на оказание услуг специальной связи по доставке отправлений.

Согласно подпункту 2.2.1 контракта исполнитель обязался осуществлять прием, обработку, хранение, доставку и вручение отправлений в соответствии с порядком, установленным в приложении № 3 к контракту.

Пунктом 2.15 приложения № 3 к контракту «Порядок подачи и приема заявок, приема и вручения отправлений» приведен перечень случаев возврата отправлений в места их приема, а именно:

если отправления не получены получателем в течение 15 календарных дней с момента их доставки, если задержка получения не вызвана какими-либо не зависящими от получателя причинами (стихийные бедствия, метеорологические условия и т.д.);

указания неправильного адреса, контактного лица, номера телефона;

отказа получателя от приема отправления;

отсутствия получателя в месте передачи отправления;

по письменному требованию заказчика или указанного им отправителя.

В соответствии с требованиями контракта заказчик подготовил, оформил и передал исполнителю отправление (бумажный конверт) № 20020014613 по реестру от 11.04.2019 № 17 в адрес получателя: ООО «ЕвроПласт» (далее также - поставщик).

Адресование отправления выполнено заказчиком согласно разделу 3 приложения № 4 к контракту и содержит, в частности, адрес получателя: <...>, этаж 2, офис 10.

Данный адрес как фактический и почтовый указан в разделе «Реквизиты сторон» государственного контракта, заключенного между региональным отделением и ООО «ЕвроПласт». Одновременно данный адрес является местом государственной регистрации получателя и содержится в Едином государственном реестре юридических лиц, размещенном на официальном сайте Федеральной налоговой службы по адресу: https://egrul.nalog.ru/.

Названное отправление не было вручено получателю, в связи с этим возвращено исполнителем отправителю 17.04.2019 с указанием причины невручения на конверте: «Уточните адрес, уточните контактное лицо и контактный телефон получателя», тогда как ранее ответственный сотрудник УСС, осуществляющий доставку, по факту выявления неврученного отправления уведомил отправителя посредством телефонной связи о том, что адресат отсутствует по адресу вручения.

Исходя из того, что информация о причине невручения отправления являлась несоответствующей действительности, а перечень случаев возврата отправлений является закрытым, заказчик обратился к исполнителю с письмом от 17.04.2019 № 14-17/4012-3613, в котором сообщил, что обязанность заказчика, которой корреспондирует право исполнителя на получение от заказчика любой информации, необходимой для выполнения его обязательств по контракту (подпункт 2.1.1 контракта), выполнена надлежащим образом.

Вместе с тем, обратил внимание исполнителя на то, что указание на конверте недостоверной (несоответствующей требованиям пункта 2.15 Порядка) причины невручения отправления специальной связью может повлечь за собою невозможность вступления в силу решения регионального отделения об одностороннем отказе от исполнения контракта с получателем.

Одновременно региональное отделение предложило исполнителю в срок до 19.04.2019 предоставить официальное письменное пояснение причины невручения отправления специальной связью получателю.

Письмом от 19.04.2019 № 0434 исполнитель сообщил, что отправление возвращено обратно отправителю в связи с тем, что по указанному адресу организация не найдена, возврат был согласован представителем отправителя.

Пунктом 5.3 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

1 000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

10 000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Сумма начисленной неустойки (пени и штрафа) не превышает цену контракта.

Исходя из того, что цена контракта составляет 58 600 руб., то неустойка (штраф) за факт ненадлежащего исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, установлен заказчиком в размере 1 000 руб., указанная сумма не превышает цену контракта.

Истцом ответчику направлена претензия от 18.06.2019 № 1417/4004-5260, в которой просил рассмотреть претензию в течение 10 дней с момента ее получения; в двухдневный срок с момента рассмотрения претензии перечислить штраф в размере 1 000 руб. в добровольном порядке по реквизитам заказчика.

Одновременно заказчик проинформировал исполнителя, что в случае неуплаты им в добровольном порядке суммы начисленной неустойки (штрафа) в установленный претензией срок, оставляет за собой право обратиться в арбитражный суд за принудительным взысканием неустойки и с отнесением судебных расходов на виновную сторону.

Однако исполнитель не согласился с претензией, изложив доводы в письме от 04.07.2019 № 270, и ссылаясь на то, что если заказчик по телефону не уточнил и не подтвердил правильности адреса, то должен быть применим пункт 2.15.2 Порядка.

Изложенное послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением.

Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу положений статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Заключенный сторонами договор является договором возмездного оказания услуг, регулируется как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации "Возмездное оказание услуг".

Статья 779 ГК РФ предусматривает, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии со статьей 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 названного Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 ГК РФ, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности). При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 № 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг").

На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно представленному в материалы дела разделу 4 спорного контракта предусмотрен следующий порядок оформления документов об оказании услуг.

В силу пункта 4.1 контракта исполнитель в течение 5 календарных дней с даты оказания услуг оформляет акт об оказанных услугах и направляет его для подписания заказчику.

Акт заказчику вручен 17.04.2019 (подтверждается отметкой в реестре вручения финансовых документов).

Согласно пункту 4.2 контракта при отсутствии замечаний к результатам оказания услуг приемка оказанных услуг осуществляется в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения акта.

Акт со стороны заказчика принят без замечаний и имеется в материалах дела.

Согласно пункту 4.3 контракта, если по результатам экспертизы, в случае обнаружения несоответствия оказанных услуг требованиям государственного контракта, заказчик отказывается от приемки оказанных услуг и уполномоченный представитель заказчика в течение срока установленного на сдачу-приемку оказанных услуг (3 дня) оформляет мотивированный отказ от подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг, в котором указываются выявленные недостатки.

Заказчиком акт об оказанных услугах подписан, услуги оказаны надлежащим образом и приняты заказчиком.

Согласно пункту 4.7 контракта после подписания акта претензии заказчика к исполнителю по объему и качеству, а также срокам оказанных услуг не принимаются.

Довод истца о том, что ответчик выполнил свое обязательство ненадлежащим образом верно отклонен судом области, поскольку в обязанности ответчика входит прием, обработка, хранение, доставка и вручение отправления.

При этом согласно пункту 2.11 приложения № 3 контракта доставленные отправления вручаются получателю, указанному в заявке, или его представителю при предъявлении последним доверенности, оформленной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также документа, удостоверяющего личность. Пункт 2.15 приложения № 3 контракта предусматривает случаи возврата отправлений в места их приема.

Таким образом, если имеет место быть одно из условий возврата отправления, оно должно быть возвращено.

Возврат отправления с формулировкой «Уточните адрес получателя» не противоречит по смыслу содержанию пункта 2.15.2 контракта «указание неправильного адреса, контактного лица, контактного телефона».

Таким образом, ответчиком в полном объеме и надлежащим образом выполнены взятые на себя обязательства: прием, обработка, хранение, доставка и вручение (возврат) отправления.

Ссылка истца на то, что адрес получателя является фактическим и почтовым, так как указан в разделе «Реквизиты сторон» контракта, и о том, что данный адрес является местом государственной регистрации получателя и содержится в ЕГРЮЛ, обоснованно отклонен судом области, поскольку у исполнителя нет обязанности проверять адрес местонахождения получателя по выписке из ЕГРЮЛ или заключенному договору между получателем и отправителем.

Довод истца о том, что его обязанность как заказчика, которой корреспондируется право исполнителя на получение у заказчика любой информации, необходимой для выполнения обязательства по контракту, выполнена надлежащим образом, обоснованно отклонен судом области, поскольку ответа на обращение касательно пакета № 20020014613 с просьбой уточнить адрес получателя, контактного лица и контактного телефона для вручения данного отправления не поступало.

В отношении спорного отправления № 20020014613 истцу было сообщено о необходимости уточнить адрес получателя, указать контактное лицо и контактный телефон для вручения данного отправления.

Письменного ответа на данное обращение с уточнением, подтверждением правильности адреса в отношении данного отправления не поступило.

Сотрудником ГУ - Калужское РО фонда социального страхования Российской Федерации ФИО4 было согласовано оформление на возврат без каких-либо уточнений.

Пунктом 2.15 приложения № 3 к контракту обозначены случаи возврата отправления в места их приема, но данный пункт не обязывает исполнителя указывать на конверте какое-либо из перечисленных случаев.

Исполнителем самостоятельно принимается решение, учитывая фактические обстоятельства дела на месте, применение того или иного условия для возврата отправления.

В требовании об уплате неустойки (штрафа) от 18.06.2019 № 1417/4004-5260, адресованному УСС по Калужской области, региональное отделение соглашается с выводом в письме о том, что возврат отправления с формулировкой «Уточните адрес получателя» не противоречит смысловому содержанию пункта 2.15.2 «Указание неправильного адреса, контактного лица, контактного телефона».

Также на конверте причиной возврата указано: «Уточните адрес, уточните контактное лицо и контактный телефон получателя», а не пункт 2.15.2 или 2.15.4 приложения № 3 к контракту.

Таким образом, данное обстоятельство подтверждает выполнение исполнителем своего обязательства по информированию заказчика.

На основании изложенного, учитывая, что в материалы дела представлены доказательства оказания услуг надлежащего качества в соответствии с условиями заключенного между истцом и ответчиком контракта, суд области пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

При таких обстоятельствах суд области правомерно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец ссылается на неполное, по мнению апеллянта, выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, недоказанность имеющих значение для рассмотрения дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Полагает, что основания для возвращения отправления у исполнителя отсутствовали. По мнению апеллянта, суд неправомерно оставил без внимания то обстоятельство, что все необходимые реквизиты указаны заказчиком правильно. Считает недоказанным материалами дела факт надлежащего исполнения ответчиком обязательств по контракту.

Доводы апелляционной жалобы апелляционной коллегией рассмотрены и отклонены, поскольку они основаны на ошибочной оценке фактических обстоятельств дела и неверном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные вопросы применительно к установленным судом обстоятельствам.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.20018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих правил положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» следует, что условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условий договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду. Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.

Материалами дела подтверждается надлежащее исполнение ответчиком обязательств по контракту, в том числе в части соблюдения требований пункта 2.15.4 приложения 3 к контракту от 29.12.2019, в соответствии с которым отправления возвращаются в место их приема в случае отсутствии получателя в месте передачи отправления.

Пункт 2.15 приложения 3 к контракту от 29.12.2019 не обязывает исполнителя указывать на основания возврата. В рассматриваемом случае на конверте указана причина возврата. Данная отметка не противоречит условиям государственного контракта от 29.12.2018 № 475/602.

Заказчик акт об оказанных услугах подписал без замечаний, мотивированного отказа исполнителю не направил. Данное обстоятельство подтверждает то, что услуги оказаны надлежащим образом и приняты заказчиком.

Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем апелляционной жалобы не представлены в материалы дела надлежащие и бесспорные доказательств в обоснование своей позиции, а доводы, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калужской области от 29.01.2020 по делу № А23-6920/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий О.Г. Тучкова

Судьи Ю.А. Волкова

Н.А. Волошина