ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09
e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А23-8290/2021
10.03.2022
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Тимашковой Е.Н., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу товарищества с ограниченной ответственностью «Жибек-Жолы «Express» на решение Арбитражного суда Калужской области от 02.12.2021 по делу № А23-8290/2021, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению товарищества с ограниченной ответственностью «Жибек-Жолы «Express» (г. Киров, БИН 191040031534) к Калужской таможне (г. Калуга, ОГРН 1024001338492, ИНН 4028016174) о признании незаконным и отмене постановления от 01.09.2021 по делу № 10106000-1008/2021 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде предупреждения,
УСТАНОВИЛ:
товарищество с ограниченной ответственностью «Жибек-Жолы «Express» (далее –товарищество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Калужской таможне (далее – таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 01.09.2021 по делу № 10106000-1008/2021 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде предупреждения.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 02.12.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, товарищество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает на нарушение прав товарищества как таможенного представителя, выразившееся в неуведомлении о проведении таможенного досмотра, проведении таможенного досмотра без его участия, невручении акта таможенного досмотра.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и АПК РФ об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
От таможни в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором она, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что железнодорожным перевозчиком открытым акционерным обществом «РЖД» в зону таможенного контроля, находящегося в зоне деятельности Обнинского таможенного поста таможни, 13.03.2021 в контейнере № RLU5723340 доставлена партия товаров «светильники» по транзитной декларации от 26.02.2021 № 39855409/260221/0026276 (далее – декларация от 26.02.2021), инвойсу от 01.02.2021 № OLMGD5549, железнодорожной накладной от 23.02.2021 № 13521837, общий вес брутто – 12 478,13 кг, количество грузовых мест – 3431, общая стоимость – 23 768,81 USD.
В соответствии со сведениями, содержащимся в графе 50 декларации от 26.02.2021, декларантом таможенной процедуры таможенного транзита является товарищество, которое включено в реестр таможенных представителей в Республике Казахстан и на основании устава осуществляет действия по таможенному декларированию.
Между товариществом и акционерным обществом «KTZ Express» заключен договор от 02.10.2020 № 293-20, на основании которого 26.02.2021 на таможенном посту «Темиржол» таможни «Достык» в Республике Казахстан товарищество подало декларацию по инвойсу от 01.02.2021 № OLMGD5549, железнодорожной накладной от 23.02.2021 № 13521837, в которой количество грузовых мест указано 3431, с пунктом назначения – Обнинский таможенный пост.
Общество с ограниченной ответственностью «Олимпия» 17.03.2021 подало декларацию на товары в центральный таможенный пост центральной электронной таможни, которая 17.03.2021 в 12 час. 21 мин. была зарегистрирована под № 10131010/170321/0162613.
В результате проведенного таможенного досмотра 26.03.2021 было установлено, что при заявленном количестве грузовых мест – 3431 их фактическое количество составило 3436 грузовых места (графы 6 транзитной декларации от 26.02.2021 и по декларации на товары № 10131010/170321/0162613 от 17.03.2021).
Определением от 21.05.2021 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи. 16.1 КоАП РФ.
В отсутствие надлежаще извещенного представителя товарищества 20.07.2021 сотрудником таможни составлен протокол № 10106000-1008/2021 об административном правонарушении. Копия указанного протокола направлена в адрес товарищества вместе с определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении.
Также в отсутствие представителя товарищества 01.09.2021 вынесено постановление № 10106000-1008/2021, которым оно привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 16.1 КоАП РФ сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В силу пункта 2 примечания к ст. 16.1 КоАП РФ для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Объектом данного административного правонарушения является установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную территорию Таможенного союза при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза, при помещении либо завершении процедуры таможенного транзита, помещении на склад временного хранения.
Объективную сторону названного правонарушения образуют противоправные действия, выразившиеся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Субъектом административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, является лицо, перемещающее товары через таможенную границу, на которое законом возложена обязанность по сообщению таможенному органу достоверных сведений об этих товарах.
В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, которым учрежден Евразийский экономический союз, в ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора.
Подпунктом 26 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) предусмотрено, что перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
Таможенным представителем является юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица (подпункт 44 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).
Согласно части 1 статьи 401 ТК ЕАЭС таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
Обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании (часть 2 статьи 405 ТК ЕАЭС).
В соответствии с частью 1 статьи 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита – таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Частью 1 статьи 105 ТК ЕАЭС установлено, что при таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной декларации: 1) декларация на товары; 2) транзитная декларация; 3) пассажирская таможенная декларация; 4) декларация на транспортное средство.
Транзитная декларация используется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
В транзитной декларации подлежат указанию сведения: 1) об отправителе и получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами, декларанте, перевозчике; 2) о стране отправления и стране назначения товаров; 3) о транспортном средстве, которым перевозятся товары; 4) о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами; 5) о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков. В отношении товаров (компонентов товаров), перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в течение определенного периода одним или несколькими транспортными средствами, могут указываться сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне 10 знаков в соответствии с принятым в отношении таких товаров предварительным решением о классификации товаров либо решением о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде; 6) о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения, если Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении декларируемого товара установлена дополнительная единица измерения, по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; 7) о количестве грузовых мест; 8) о пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами; 9) о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса; 10) о планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути (часть 1 статьи 107 ТК ЕАЭС).
Частью 2 статьи 104 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Судом установлено, что товарищество является таможенным представителем таможенного перевозчика – акционерного общества «KTZ Express» и действует от его имени и по его поручению на основании договора от 02.10.2020 № 293-20.
В связи с этим товариществом на таможенном посту «Темиржол» таможни «Достык» в Республике Казахстан 26.02.2021 подана транзитная декларация № 39855409/260221/0026276 по инвойсу от 01.02.2021 № OLMGD5549, железнодорожной накладной от 23.02.2021 № 13521837, в которой количество грузовых мест указано 3431, с пунктом назначения Обнинский таможенный пост.
В ходе проведения 26.03.2021 таможенного контроля в форме таможенного досмотра было установлено, что при заявленном в графах 6 по транзитной декларации от 26.02.2021 № 39855409/260221/0026276 и по декларации на товары от 17.03.2021 № 10131010/170321/0162613, поданной декларантом – ООО «Олимпия», количестве грузовых мест – 3431, их фактическое количество составило 3436 грузовых места.
Факт нарушения подтверждается актом таможенного досмотра от 26.03.2021, транзитной декларацией № 39855409/260221/0026276 по инвойсу от 01.02.2021 № OLMGD5549, железнодорожной накладной от 23.02.2021 № 13521837, декларацией на товары от 17.03.2021 № 10131010/170321/0162613.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Вина является неотъемлемым элементом состава административного правонарушения. В соответствии с пунктом 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо подлежит ответственности на основании и в порядке, предусмотренном законом, при оценке правомерности привлечения лица к административной ответственности необходимо наличие установленной законом обязанности, за неисполнение которой законом установлена корреспондирующая данной обязанности мера административной ответственности.
В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения.
С 01.11.1951 введено в действие Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее – СМГС), которым устанавливается прямое международное железнодорожное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами, перечисленными в статье 1 СМГС. Указанный нормативный акт применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран - участниц СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог – участниц соглашения. Названный документ имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов (статья 2 СМГС).
В соответствии с параграфом 1 статьи 16 правильность сведений, указанных в накладной обеспечивает отправитель.
Между тем перевозчику, согласно параграфу 1 статьи 23 СМГС, предоставлено право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.
Статьей 27 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» также предусмотрено, что перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
Согласно статье 18 «Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации», а также пункту 18 «Правил приема грузов, порожних вагонов к перевозке железнодорожным транспортом», утвержденных приказом Минтранса России от 07.12.2016 № 374, перевозчик вправе провести проверку соответствия тары и упаковки грузов, качества перевозимой продукции установленным стандартам, техническим условиям и иным актам.
При уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик представляет, наряду с остальными, следующие документы и сведения при международной перевозке железнодорожным транспортом: сведения об отправителе и получателе товаров (наименования и адреса); станции отправления и станции назначения товаров (наименования); количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров и часть 1 статьи 107 ТК ЕАЭС возлагает на перевозчика обязанность при международной перевозке сообщать таможенному органу в числе прочих сведения о количестве грузовых мест (пункт 4 части 1 ТК ЕАЭС).
С учетом сказанного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что поскольку товарищество является представителем перевозчика, осуществляет свою деятельность на постоянной профессиональной основе, действуя от имени и по поручению перевозчика, является лицом, которое подало транзитную декларацию и вносило в данную декларацию сведения, в том числе о количестве грузовых мест, и в силу данных обстоятельств, действуя с должной степенью разумности и предусмотрительности, могло проверить достоверность заявляемых в транзитной декларации сведений в целях соблюдения требования таможенного законодательства, то суд полагает вину товарищества доказанной.
Доводы товарищества о невозможности самостоятельно вскрыть опломбированный отправителем груза контейнер для проверки соответствия фактического количества груза сведениям представленным отправителем судом обоснованно не приняты во внимание по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 341 ТК ЕАС предусмотрено, что в качестве средств идентификации таможенными органами могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, применяемые таможенными органами государств, не являющихся членами Союза, а также отправителями товаров или перевозчиками.
Средства идентификации могут изменяться, удаляться, уничтожаться или заменяться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. Изменение, удаление, уничтожение или замена средств идентификации таможенным органом оформляется путем составления акта об изменении, удалении, уничтожении или замене средств идентификации, форма которого определяется Комиссией, либо проставлением отметок об изменении, удалении, уничтожении или замене средств идентификации на представленных таможенному органу транспортных (перевозочных), коммерческих или таможенных документах (часть 5 статьи 341 ТК ЕАС).
При этом товарищество для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не использовало имеющуюся у него правовую возможность и не провело проверку данных о перемещаемом грузе перед внесением в транзитную декларацию сведений о количестве грузовых мест. Осуществляя профессиональную деятельность, зная, что ему при этом предстоит выполнить обязанности перед таможенными органами, в том числе по представлению достоверных сведений при подаче транзитной декларации, товарищество не приняло все зависящие от него меры для надлежащего выполнения этих обязанностей, то есть товариществом не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, которые необходимы для строгого соблюдения требований законодательства.
Вина товарищества в совершении вменяемого правонарушения состоит в том, что обязанность по сообщению таможенному органу достоверных сведений не может быть поставлена в зависимость от обстоятельств, связанных с осуществлением лицом предпринимательской деятельности, его взаимоотношениями с другими субъектами предпринимательской деятельности, в том числе отправителем товара, их правоотношений, их взаимных прав и обязанностей, поскольку данные правоотношения регулируются нормами гражданского законодательства.
Доказательств, свидетельствующих о принятии товариществом необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы настоящего дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ и доказанности состава вмененного правонарушения.
В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания таможней приняты во внимание характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, отсутствие отягчающих обстоятельств и наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 16.1 КоАП РФ – в виде предупреждения.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – постановление № 10), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 названного постановления).
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 постановления № 10).
Каких-либо оснований, свидетельствующих об исключительности рассматриваемого случая, дающих возможность посчитать его малозначительным с учетом вышеуказанных разъяснений, судом не установлено и материалами дела не подтверждено.
Нарушение таможенного законодательства Российской Федерации посягает на экономическую безопасность Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, и, учитывая данное обстоятельство и ненадлежащее отношение товарищества к соблюдению установленных законодательством обязанностей, отсутствие обстоятельств, свидетельствующих об исключительности ситуации, суд не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Составление протокола об административном правонарушении, вынесение постановления о назначении административного наказания произведено в соответствии с полномочиями и в пределах компетенции должностных лиц.
Нарушений порядка рассмотрения материала об административном правонарушении судом не установлено. Наказание назначено в пределах установленной санкции, в минимальном размере.
Учитывая конкретные обстоятельства допущенного правонарушения, суд первой инстанции правомерно отказал товариществу в признании незаконным постановления таможни от 01.09.2021 по делу № 10106000-1008/2021 о привлечении товарищества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Ссылка в апелляционной жалобе на нарушение прав товарищества как таможенного представителя, выразившееся в неуведомлении о проведении таможенного досмотра, проведении таможенного досмотра без его участия, невручении акта таможенного досмотра, не может быть принята во внимание в силу следующего.
Согласно сведениям, содержащимся в графе 50 ТД № 10719100/140820/0051199, товарищество выступало декларантом таможенной процедуры таможенного транзита.
На этапе завершения таможенной процедуры таможенного транзита по ТД № 10719100/140820/0051199 таможенный контроль таможенным органом не производился, таможенный досмотр не осуществлялся.
ООО «Олимпия» на Центральный таможенный пост (ЦЭД) Центральной электронной таможни с целью помещения товаров, доставленных в контейнере № TRLU5723340 по ТД № 39855409/260221/0026276, под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» 17.03.2021была подана декларация на товары, которой был присвоен регистрационный номер 10131010/170321/0162613.
В ходе таможенного контроля в отношении товаров, задекларированных ООО «Олимпия» по ДТ № 10131010/170321/0162613, в соответствии с профилем риска был проведен таможенный контроль в форме таможенного досмотра, по результатам которого был составлен акт таможенного досмотра № 10106050/260321/100183.
Вскрытие контейнера № TRLU5723340 и таможенный досмотр товаров производился в присутствии представителя получателя товаров ООО «Олимпия» – С. Чобану (доверенность от 25.03.2021 № 3); второй экземпляр акта таможенного досмотра вручен указанному представителю, о чем в акте (лист 5) имеется соответствующая отметка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9, пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС все товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию и таможенному контролю.
На основании пункта 1 статьи 127 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, и иные товары в случаях, установленных ТК ЕАЭС, для нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Таможенные процедуры применяются в зависимости от целей нахождения и использования товаров на таможенной территории ЕАЭС (пункт 2 статьи 127 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 134 ТК ЕАЭС в отношении иностранных товаров, находящихся и использующихся на таможенной территории ЕАЭС без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, применяется таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления.
Одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК ЕАЭС (статья 135 ТК ЕАЭС).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 128 ТК ЕАЭС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено ТК ЕАЭС, и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 ТК ЕАЭС. Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 ТК ЕАЭС.
Выпуск товаров – действие таможенного органа, после совершения которого, заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры (пункт 6 статьи 2 ТК ЕАЭС).
В соответствии со статьей 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
Пунктом 1 статьи 9 ТК ЕАЭС установлено, что все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС в порядке и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 13 ТК ЕАЭС владение, пользование и (или) распоряжение товарами, ввозимыми на таможенную территорию Евразийского экономического союза, после пересечения таможенной границы Евразийского экономического союза и до их выпуска таможенным органом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены главами 2, 14, 16 ТК ЕАЭС, а в отношении отдельных категорий товаров – также главами 37 – 43 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 ТК ЕАЭС владение, пользование и (или) распоряжение товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами после их выпуска таможенным органом осуществляются в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары, или в порядке и на условиях, которые установлены для отдельных категорий товаров, подлежащих таможенному декларированию и (или) выпуску без помещения под таможенные процедуры. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС (пункт 2 статьи 104 ТК ЕАЭС).?
Из положений пункта 1 статьи 104 ТК ЕАЭС следует, что при помещении под таможенную процедуру, а также в ряде иных случаев, товары подлежат таможенному декларированию. При помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, используется декларация на товары (пункт 2 статьи 105 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Поскольку на этапе помещения товара под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» товарищество не обладало полномочиями в отношении товаров, таможенный орган в силу закона не должен был уведомлять его о проведении таможенного досмотра.
Вместе с тем, поскольку при подаче транзитной декларации товариществом таможенному органу были сообщены недостоверные сведения о количестве грузовых мест, это послужило основанием для привлечения его к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Доводов, позволяющих отменить судебный акт, в жалобе не приведено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 02.12.2021 по делу № А23-8290/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Судья Е.Н. Тимашкова