Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. 1-я Морская, 2,4, Владивосток, 690007
тел.: (4232) 215-069, 215-063, 215-098, факс (4232) 215-098, 215-023
e-mail: info@5aas.arbitr.ru , http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А24-2096/2009 |
21 октября 2009 года |
Резолютивная часть постановления оглашена 14 октября 2009 года .
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2009 г. .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохина
судей: Н.В. Алферова, О.Ю. Еремеева
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко
при участии:
от Родовой общины ительменов "Каврал": Чухман А.В. по доверенности от 05.10.2009 со специальными полномочиями сроком на 1 год, паспорт 30 03 294632, выдан 03.02.2004; Сабиров В.Ф. по доверенности от 06.10.2009 со специальными полномочиями сроком на 3 года, паспорт 30 01 075889, выдан 29.11.2001;
от Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства РФ по рыболовству: Аристов С.Н. по доверенности от 28.01.2009 № 05-07/241 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2009, паспорт 30 01 101163, выдан 25.01.2002.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Родовой общины ительменов «Каврал»
апелляционное производство № 05АП-4443/2009
на решение от 27 июля 2009 года
судьи Е.З. Литвиненко
по делу № А24-2096/2009 Арбитражного суда Камчатского края
по иску (заявлению) Родовой общины ительменов «Каврал»
к Северо-Восточному территориальному управлению Федерального агентства РФ по рыболовству, Комиссия по проведению конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка
третьи лица: Родовая община коренных малочисленных народов «Каюю»
о признании частично незаконным решения конкурсной комиссии от 06.05.2009 г., признании недействительными результатов конкурса в части лота № 58 на участке № 631
УСТАНОВИЛ:
Родовая община ительменов «Каврал» (далее по тексту - РОИ «Каврал», Завитель, Община) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с требованиями к Северо-Восточному территориальному управлению Федерального агентства РФ по рыболовству (далее по тексту – СВТУ, Управление), Комиссии по проведению конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка (далее - Комиссия) о признании незаконным решения конкурсной комиссии от 06.05.2009 г. в части отказа РОИ «Каврал» в допуске к участию в конкурсе, признании недействительными результатов конкурса в части лота № 58 на участке № 631 реки Ковран Тигильского муниципального образования и, не порождающими правовых последствий.
Определением суда от 22 июня 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена родовая община коренных малочисленных народов «Каюю».
Решением от 27 июля 2009 года в удовлетворении требований РОИ «Каврал» было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, РОИ «Каврал» направила апелляционную жалобу, в которой указала, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, суд первой инстанции не полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Так, по мнению Общины, РОИ «Каврал» представила для участия в конкурсе все необходимые документы, предусмотренные Правилами организации и проведения конкурса на право заключения договора на предоставление рыбопромыслового участка…
Заявитель считает, что, поскольку Правилами организации и проведения конкурса не установлено, какие конкретно документы должны заверяться и представляться Заявителем, то заявитель вправе по своему усмотрению предоставлять документы, в которых отражены требуемые сведения, в рассматриваемом случае, подтверждающие численность граждан, являющихся членами общины малочисленных народов. Представленный Заявителем документ о численности граждан, являющихся членами РОИ «Каврал», по его мнению, является документом, отвечающим всем требованиям, поскольку он выполнен на материальном носителе, на фирменном бланке РОИ «Каврал», содержит информацию в виде текста, в том числе о месте регистрации членов Общины.
По мнению заявителя жалобы, требование о предоставлении заверенных копий паспортов нет ни в законах, ни в подзаконных актах, регулирующих данную сферу деятельности.
Как следует из текста апелляционной жалобы, Община не согласна с выводом суда первой инстанции о том, что к документам, подтверждающим регистрацию членов Общины в Тигильском муниципальном районе, следует отнести только паспорта членов Общины. Своё несогласие с данным выводом Община обосновала тем, что в ходе судебного заседания не были исследованы нормы законодательства Российской Федерации, Постановление Правительства № 986, Конкурсной документации, которые бы устанавливали паспорт гражданина, зарегистрированного в Тигильском муниципальном районе, надлежащим документом для предоставления на конкурс.
По мнению РОИ «Каврал» все представленные документы в совокупности подтверждали численность членов РОИ «Каврал», а также место и регистрации.
В судебном заседании представители РОИ «Каврал» поддержали доводы апелляционной жалобы, а также представили дополнительные пояснения относительно довода о правильном заверении документов, представленных в составе конкурсной документации.
Как следует из текста письменных пояснений, по мнению Общины, поскольку подпункт «д» ст. 26 Правил организации и проведения конкурса не определяет порядок заверения документов, то ссылка суда первой инстанции на этот пункт неправомерна. При этом, как считает Заявитель в п. 27 Правил определяется специальный порядок заверения конкурсных документов, который заключается в том, что представленные документы сшиваются и заверяются печатью Заявителя. Поскольку при сшивании нитью все документы прочно соединены между собой в единый неразрывный блок, то нет необходимости заверять каждый документ в отдельности.
Кроме того, представитель РОИ «Каврал» указал, что суд первой инстанции не определил в чем состоит неправильность документов, сшитых воедино.
Заявитель утверждал, что в связи с отменой закона «О стандартизации» отменена ранее действовавшая в Российской Федерации система стандартизации. Поэтому, по мнению РОИ «Каврал», стандарты, в том числе и те, которые устанавливали порядок заверения документов, применению не подлежат, а поскольку, как считает Заявитель, ГОСТ Р 51142-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения не подлежит применению, то при установлении пунктом 27 Правил иного, нежели в указанном ГОСТе порядка заверения документов, выводы суда первой инстанции о неправильном заверении Общиной конкурсных документов является ошибочным, по мнению Заявителя, и противоречащим п. 27 Правил.
Представитель Управления в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонил, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Родовая община коренных малочисленных народов «Каюю», извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание не направила. Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, коллегия рассматривает апелляционную жалобу РОИ «Каврал» в отсутствие представителя РОКМН «Каюю».
Из материалов дела коллегия установила следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 986 от 24.12.2008 г. «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и о заключении такого договора» утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее Правила).
Согласно Правилам организатором конкурса является Северо-Восточное территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.
Приказом Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 10.03.2009 г. № 66 утверждена конкурсная документация для проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Усть-Камчатского муниципального района, Мильковского муниципального района, Елизовского муниципального района, Усть-Большерецкого муниципального района, Алеутского муниципального района, Тигильского муниципального района, Соболевского муниципального района, Пенжинского муниципального района, Олюторского муниципального района и Карагинского муниципального района Камчатского края для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб лицам, относящимся к указанным народам, и их общинам, зарегистрированным в Камчатском крае, согласно Приложению.
12 марта 2009 г. в официальном печатном издании «Официальные ведомости» (спецвыпуск № 1(8)) было размещено извещение о проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка на территории Усть-Камчатского муниципального района, Мильковского муниципального района, Елизовского муниципального района, Усть-Большерецкого муниципального района, Алеутского муниципального района, Тигильского муниципального района, Соболевского муниципального района, Пенжинского муниципального района, Олюторского муниципального района и Карагинского муниципального района Камчатского края для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также в отношении анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб лицам, относящимся к указанным народам, и их общинам, зарегистрированным в Камчатском крае.
17-18 апреля 2009 года комиссия по проведению конкурса на право заключения договора осуществила вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе, о чем составлен соответствующий протокол.
06 мая 2009 года комиссией по проведению конкурса рассмотрены заявки на предмет допуска к участию в конкурсе (протокол от 06.05.2009 г.).
К участию в конкурсе по Тигильскому муниципальному району по оспариваемому лоту № 58 допущена и признана участником конкурса Родовая община коренных малочисленных народов «Каюю».
Родовой общине ительменов «Каврал» было отказано в допуске к участию в конкурсе по Тигильскому муниципальному району по причине несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией (п. 4), о чем ему было направлено уведомление исх. № 84-к 07.05.2009 г.
На основании п. 45 Правил 07.05.2009 г. Северо-Восточным территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству заключен договор № 001/2009К о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации с участником конкурса по Тигильскому муниципальному району Родовой общиной коренных малочисленных народов «Каюю».
Полагая, что комиссия по проведению конкурса незаконно отказала РОИ «Каврал» в допуске к участию в конкурсе по Тигильскому муниципальному району, РОИ «Каврал» обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с соответствующими требованиями, в удовлетворении которых судом первой инстанции было отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, коллегия апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со ст. 33.3. Федерального закона № 166-ФЗ от 20 декабря 2004 года «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» по договору о предоставлении рыбопромыслового участка одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловом участке.
Договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора.
Порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 986 от 24.12.2008 г. «О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и о заключении такого договора» утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила устанавливают порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка в целях осуществления рыболовства для обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации лицам, относящимся к указанным народам, и их общинам, зарегистрированным в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Правил основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются: а) непредставление заявителем предусмотренных пунктами 25 и 26 указанных Правил документов и информации либо наличие в них недостоверных сведений; б) несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 10 Правил; в) несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов требованиям, установленным пунктами 25 - 27 Правил.
Пункт 26 Правил устанавливает перечень обязательных документов, которые заявители обязаны приложить к заявке на участие в конкурсе, в числе которых должны заверенные заявителем документы, подтверждающие численность граждан, являющихся членами общины малочисленных народов, за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, или за фактический период, предшествующий проведению конкурса (в случае добычи (вылова) водных биологических ресурсов менее чем 4 года), зарегистрированных в муниципальном образовании, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок (для общин малочисленных народов).
Согласно пункту 27 Правил документы, направляемые заявителем в комиссию, пронумеровываются и сшиваются (для общин малочисленных народов - также заверяются печатью заявителя).
В силу п. 17 и 18 Правил конкурсная документация разрабатывается и утверждается организатором конкурса и должна содержать, в том числе, перечень документов, прилагаемых к заявке в целях подтверждения сведений, предусмотренных пунктами 25 и 26 Правил.
Приказом Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 10 марта 2009 года № 66 утверждена конкурсная документация, пункт 4 которой содержит положения, аналогичные положениям п. 26 Правил.
Как следует из материалов дела основанием для отказа РОИ «Каврал» в допуске к участию в конкурсе послужило несоответствие части документов, приложенных к конкурсной заявке, требованиям, установленным пунктом 4 Конкурсной документации.
РОИ «Каврал» в качестве документов, подтверждающих численность граждан, являющихся членами общины малочисленных народов, зарегистрированных в муниципальном образовании (Тигильском районе) Камчатского края представила справку на бумажном носителе, заверенную председателем Общины, светокопии паспортов, справку Пенсионного фонда от 06.04.2009 г. о сведениях по страховым взносам и списочной численности РОИ «Каврал». При этом светокопии паспортов не были заверены надлежащим образом.
Коллегия признает обоснованным отказ СВТУ в допуске Общины к участию в конкурсе.
Исходя из буквального прочтения пункта 26 Правил следует, что заявитель в составе конкурсной документации должен представить документы, подтверждающие два обстоятельства: во-первых, численность граждан, являющихся членами общины, во-вторых, их регистрацию в соответствующем муниципальном образовании (в рассматриваемом случае – Тигильский район Камчатского края). При этом указанные документы должны быть заверены.
Порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту их жительства определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (далее - Постановление N 713).
Согласно п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 713, регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства производится путем соответствующей отметки в их паспортах.
Согласно пункту 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1977 N 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4, 5 указанного Положения в паспорт вносятся сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения. В паспорте производятся отметки, в том числе, о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета.
Таким образом, руководствуясь изложенным, коллегия признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае доказательством регистрации членов РОИ «Каврал» в соответствующем муниципальном образовании будут являться их паспорта. Довод Заявителя об обратном коллегия отклоняет в силу приведенных выше норм права.
В силу изложенного выше, коллегия также не признает обоснованными и отклоняет довод РОИ «Каврал» о том, что документами, подтверждающими факт регистрации членов Общины в соответствующем муниципальном районе, являются справки, выполненные на бланке РОИ «Каврал», заверенные подписью его председателя и печатью, содержащие в графах данные паспортов членов Общины и сведения о месте прописки (регистрации), а также довод о праве Заявителя по своему усмотрению определять документы, подтверждающие регистрацию граждан, являющихся членами общины малочисленных народов.
Утверждение представителя РОИ «Каврал» о том, что в связи с отменой закона «О стандартизации» отменена ранее действовавшая в Российской Федерации система стандартизации, а поэтому, по мнению РОИ «Каврал», стандарты, в том числе и те, которые устанавливали порядок заверения документов, применению не подлежат (ГОСТ Р 51142-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения), в силу чего подлежит применению п. 27 Правил, устанавливающий иной, нежели в указанном ГОСТе порядок заверения документов, коллегия отклоняет в силу следующего.
Во-первых, утверждение представителя Заявителя о том, что в настоящее время ранее действовавшие государственные, отраслевые и иные стандарты применению не подлежат, в том числе и ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» не соответствует действительности.
Во-вторых, является действующим не упомянутый представителем РОИ «Каврал» ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденный Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст.
В соответствии с п. 2.1.29 ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или их часть, не имеющий юридической силы. Заверенной копией документа признается копия, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу (п. 2.1.30 ГОСТ Р 51141-98).
Порядок заверения копий в делопроизводстве установлен ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». При заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляют заверительную надпись: «Верно»; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения.
По изложенному следует, что копии документов (в рассматриваемом случае копии паспортов) при отсутствии на них заверительной надписи: «Верно»; должности лица, заверившего копию; личной подписи; расшифровки подписи (инициалы, фамилию); даты заверения не могут рассматриваться как имеющие юридическую силу и, соответственно, подтверждающие факт регистрации каждого члена Общины на территории соответствующего муниципального образования.
Довод Заявителя о том, что п. 27 Правил определяет специальный порядок заверения конкурсных документов, который заключается в том, что представленные документы сшиваются и заверяются печатью Заявителя, а поскольку при сшивании нитью все документы прочно соединены между собой в единый неразрывный блок, то нет необходимости заверять каждый документ в отдельности, коллегия отклоняет в силу изложенного выше. Кроме того, тот факт, что Община представила пакет документов, пронумерованный и прошнурованный, не является подтверждением того, что копии документов, содержащихся в пакете, соответствуют оригиналам документов и, соответственно, подтверждают сведения в них изложенные (том 2, л.д. 99).
Таким образом, в силу приведенных выше положений, РОИ «Каврал» должна была представить надлежащим образом заверенные копии паспортов в составе пакета документов, который должен был быть пронумерован, сшит и заверен печатью Общины.
Довод Общины о том, что документом, подтверждающим численность граждан, являющихся членами общины малочисленных народов, зарегистрированных в муниципальном образовании (Тигильском районе) Камчатского края, является справка Пенсионного фонда от 06.04.2009, коллегия отклоняет, поскольку спорным является вопрос не о численности членов Общины, а о факте регистрации каждого члена Общины в соответствующем муниципальном образовании.
Справка Пенсионного фонда не может являться документом, подтверждающим регистрацию в муниципальном образовании (Тигильском районе) Камчатского края граждан, являющихся членами общины малочисленных народов.
Поскольку пункт 26 Правил устанавливает обязанность заявителя представить заверенные документы, подтверждающие численность граждан, являющихся членами общины, их регистрацию в соответствующем муниципальном образовании (в рассматриваемом случае – Тигильский район Камчатского края), а РОИ «Каврал» представило незаверенные надлежащим образом копии паспортов, коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что комиссия на законных основаниях приняла решение об отказе в допуске РОИ «Каврал» к участию в конкурсе.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 27 июля 2009 года по делу № А24-2096/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: | Т.А. Солохина |
Судьи: | Н.В. Алферова О.Ю. Еремеева |