ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-2673/2008 от 26.01.2010 АС Камчатского края

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Хабаровск

января 2010 г.                                                                     № Ф03-8358/2009

         Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2010 г. Полный текст постановления изготовлен января 2010 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

         в составе:

Председательствующего: Барбатова А.Н.

Судей: Карпушиной Т.Н., Лесненко С.Ю.

при участии

представители участвующих в деле лиц не явились

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «Севвострыба»

на определение от 02.10.2009

по делу А24-2673/2008 Арбитражного суда Камчатского края

Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Барвинская Л.А.

По заявлению государственного учреждения «Северо-Восточное пограничное управление береговой охраны ФСБ России»

о включении требования Российской Федерации на сумму 851 347 руб. 92 коп. в реестр требований кредиторов ООО «Севвострыба»

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 03.02.2009  общество с ограниченной ответственностью «Севвострыба»  (далее – ООО «Севвострыба», должник) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.  Сообщение об этом опубликовано в газете «Коммерсантъ» 07.03.2009.

     06.07.2009  в арбитражный суд поступило заявление  государственного учреждения «Северо-Восточное пограничное управление береговой охраны ФСБ России» (далее – Учреждение) о  признании обоснованным и подлежащим удовлетворению после погашения требований  кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов,  требования на сумму 851 347 руб. 92 коп.,  составляющих  неосновательное обогащение  должника за счет Российской Федерации.

      Заявление обосновано тем, что в рамках дела об административном правонарушении, возбужденного 02.06.2006 по факту обнаружения  в промысловом районе 6105,4 территориального моря Российской Федерации  немаркированной  дрейфующей прорези с рыбой, должнику было передано на переработку  47 370 кг  сырца лососевых видов рыб стоимостью 851 347 руб. 92 коп., являющихся собственностью Российской Федерации в силу  части 1 статьи 10 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении  биологических ресурсов». Поскольку ООО «Севвострыба», несмотря на  требование  государственной морской инспекции  от 08.11.2006, до настоящего времени не перечислило в федеральный бюджет вышеуказанную  стоимость рыбы-сырца,  851 347 руб. 92 коп.   как неосновательное обогащение должника должны быть погашены им в рамках дела о банкротстве в соответствии  со статьей 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».  

       Определением арбитражного суда от 02.10.2009 требование Учреждения на сумму 851 347 руб. 92 коп. признано обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, согласно пункту 4 статьи 142  ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

        В апелляционном суде дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ООО «Севвострыба» в лице конкурсного управляющего, не оспаривая обоснованность и размер заявленного требования, а также установленный порядок его погашения, просит определение от 02.10.2009 отменить  и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Учреждения, поскольку последнее не обладает полномочиями на  представление в деле о банкротстве  требований  Российской Федерации  по денежным обязательствам должника. Заявитель жалобы считает, что такое требование в деле о банкротстве должника вправе предъявить только уполномоченный орган, каким согласно Постановлению Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 является Федеральная налоговая служба.

         В отзыве на кассационную  жалобу Учреждение оспаривает доводы должника, заявляет о наличии у Учреждения    права на предъявление спорного требования в соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 и просит оставить определение от 02.10.2009 в силе.

       В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представители  Учреждения и ООО «Севвострыба», извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.

       Проверив  законность определения от 02.10.2009 с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что названное определение подлежит отмене по следующим основаниям.

       Как установлено судом  первой инстанции, Учреждение предъявило к должнику требование  Российской Федерации по денежному обязательству, возникшему из неосновательного обогащения должника.

       Согласно статье 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в деле о банкротстве  и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве,  представление  требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам осуществляет уполномоченный орган – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на это Правительством Российской Федерации.

Таким уполномоченным органом в силу Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 № 257  «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» является Федеральная налоговая служба.

       Этим же Постановлением Правительства РФ утверждено Положение  о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией  в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве (далее – Положение), которым определены порядок предъявления и объединения уполномоченным органом  всех требований к должнику  по уплате обязательных платежей и  требований по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.

       Ни нормы ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ни Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 и утвержденное им Положение не  предусматривают возможность  предъявления к должнику требований  Российской Федерации по денежным обязательствам  другими лицами, кроме уполномоченного органа – Федеральной налоговой службы.

       Пункт 9 Положения, на который в своем отзыве на кассационную жалобу ссылается Учреждение, также не содержит правила, согласно которому право предъявления к должнику требования по денежному обязательству перед Российской Федерацией  может быть передано другим лицам.

       Согласно названному пункту Положения, который согласуется с пунктом 2 статьи 11 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,  таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов, федеральные органы исполнительной власти, которые имеют требования к должнику об уплате обязательных платежей или требования по денежным обязательствам, по запросу уполномоченного органа лишь участвуют в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по обязательным платежам или денежным обязательствам.

       Следовательно, права федеральных органов  исполнительной власти, имеющих требования к должнику по обязательным платежам  и денежным обязательствам перед Российской Федерацией, ограничены  участием в судебных заседаниях по рассмотрению требований Российской Федерации, от имени которой в любом случае  выступает уполномоченный орган.

       Вывод арбитражного суда первой инстанции  о наличии у Учреждения права на предъявление  к должнику требования Российской Федерации по денежному обязательству основан  на ошибочном толковании  абзацев 1, 2 пункта 12 Положения и не учитывает правило, содержащееся в абзацах 4, 5 этого же пункта Положения.

        Кроме того, судом первой инстанции не  исследованы устав Учреждения и иные документы, позволяющие установить   компетенцию   Учреждения, его полномочия  на обращение в арбитражный суд в интересах Российской Федерации, его статус и возможность отнесения к территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, которые согласно пункту 9  Положения могут участвовать в судебных заседаниях по делу о банкротстве по запросу уполномоченного органа.

       При изложенных обстоятельствах  определение от 02.10.2009 подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение, при котором арбитражному суду первой инстанции  следует  выяснить вышеуказанные вопросы  о полномочий и компетенции Учреждения, привлечь к участию в рассмотрении заявления Учреждения уполномоченный орган, выяснить его мнение по поводу заявленного Учреждением требования   и повторно проверить его обоснованность.

     Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

                                                 П О С Т А Н О В И Л :

       Определение от 02.10.2009 по делу № А24-2673/2008 Арбитражного суда Камчатского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.

       Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:                                                      А.Н.Барбатов

Судьи:                                                                                     Т.Н.Карпушина

                                                                                                 С.Ю.Лесненко