Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А24-479/2018 |
11 мая 2018 года |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.Л. Сидорович,
рассмотрев апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия «Почта России»,
апелляционное производство № 05АП-2555/2018
на решение от 21.03.2018
судьи ФИО1
по делу № А24-479/2018 Арбитражного суда Камчатского края,
принятое в порядке упрощённого производства,
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Камчатскому краю (далее – заявитель, административный орган, Управление Роскомнадзора по Камчатскому краю, управление) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о привлечении федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее – предприятие, ФГУП «Почта России») к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В соответствии с правилами главы 29 АПК РФ и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в постановлении от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 21.03.2018 заявленные требования удовлетворены. ФГУП «Почта России» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 31 000 рублей.
Не согласившись с судебным актом, ФГУП «Почта России» обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование доводов жалобы предприятие приводит расчет процентов, согласно которому общий процент пересылки письменной корреспонденции, прошедшей в установленные контрольные сроки, составляет 92,2 %, с учетом того, что по 15отправлениям нарушение произошло ввиду неправильного оформления оболочек и по 7 отправлениям контрольный срок доставки наступил в выходной день.
Также ФГУП «Почта России» указывает, что предприятию не вменяется недоставка почтовой корреспонденции, не проставление почтового штемпеля, так как в рамках систематического наблюдения выявлены только нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений и замедление на выемке из почтовых ящиков.
Данные действия в рамках проведенного систематического наблюдения не является нарушением норм права и не могут быть квалифицированы как нарушение лицензионных требований.
Предприятие полагает, что выявленные нарушения нормативов частоты сбора из почтовых ящиков в своей совокупности не свидетельствуют о наличии со стороны ответчика очевидного пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, поскольку ФГУП «Почта России» является социально значимыми предприятием, осуществляет деятельности в области реализации государственной политики по обеспечению информационного и экономического единства страны, государственное регулирование тарифов на почтовые услуги, оказывает свои услуги на всей территории Российской Федерации. Следовательно, исходя из характера и объема допущенных нарушений по настоящему делу, действия ФГУП «Почта России» не повлекли наступление существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В связи с изложенным, ФГУП «Почта России» полагает возможным применение положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В установленный определением суда от 13.04.2018 срок Управление Роскомнадзора по Камчатскому краю представило в материалы дела письменный отзыв на жалобу, по тексту которого указывает на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционный суд рассмотрел дело единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
ФГУП «Почта Россия» имеет лицензию на осуществление услуг почтовой связи от 11.04.2013 № 108074 сроком до 11.04.2018.
Согласно приказу от 29.09.2017 № 100-нд управлением в отношении предприятия в период с 02.10.2017 по 28.12.2017 проведено плановое систематическое наблюдение с целью контроля за соблюдением обязательных требований, в том числе, лицензионных условий при осуществлении деятельности по оказанию услуг почтовой связи, в частности, на территории Камчатского края.
Из 150 контрольных писем разосланных через почтовые ящики, установленные на территории г. Петропавловска-Камчатского, в г. Елизово и Елизовском районе, г. Вилючинске, с. Усть-Большерецк и Усть- Большерецком районе не учтено - 17 писем, в том числе: 12 писем - не возвратилось (из почтовых ящиков №№ 1,2,6,17,10,15,27,42,53,31) г. Петропавловск-Камчатский, (из почтового ящика № 38а-2 письма) п. Вулканный, 4 письма - на конверте отсутствует входящий оттиск календарного штемпеля (<...>), 1 письмо – на конверте отсутствует входящий оттиск календарного штемпеля (<...>). Учтено (всего): 133 контрольных писем, все письма поступили в контрольные сроки (100%).
Так же было обработано 324 письма. Из них не учтено: 6 писем - на конверте отсутствует исходящий оттиск календарного штемпеля (с. Эссо, г. Петропавловск-Камчатский). Из 318 учтенных отправлений в контрольные сроки поступило - 266 писем (83,65%). Всего в ходе систематического наблюдения учтено 451 отправлений внутриобластного потока. Из них в контрольные сроки поступило 394 писем (87,36%) что не соответствует норме, согласно пункта 11.10 Методики.
В результате контроля соблюдения ФГУП «Почта России» нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, проведенного в соответствии с пунктом 10 Методики, установлено замедление на выемке из почтовых ящиков №№ 1, 7, 12, установленных в с. Усть-Большерецк и Усть-Большерецком районе и из почтовых ящиков №№ 12, 13, установленных в г. Вилючинске.
Замедление на выемке составило от 1 до 6 дней, что является нарушением обязательных требований и норм в области почтовой связи: подпункта «а» п. 1 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160.
По результатам проверки административным органом установлено, что контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции, указанные в подпунктах «б» и «в» пункта 6 и нормативы частоты сбора письменной корреспонденции, установленные подпунктом «а» пункта 1 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160 (далее – Нормативы), ФГУП «Почта России», не соблюдаются, что является нарушением статьи 16 Федерального закона от 17.07.199 № 176-ФЗ «О почтовой связи», подпункта «а» пункта 46 «Правил оказания услуг почтовой связи», утвержденных Приказом Минкомсвязи Российской Федерации от 31.06.2014 № 234, пункта 5 лицензионных условий лицензии № 108074 «Услуги почтовой связи».
23.01.2018 должностным лицом Управления в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении, действия ФГУП «Почта России» квалифицированы по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
В соответствии с положениями главы 25 АПК РФ данный протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, посчитав доказанным факт совершения предприятием вменяемого административного правонарушения, удовлетворил заявление административного органа и привлек ФГУП «Почта России» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 31 000 рублей.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 272.1 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 202 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с пунктом 36 части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ оказание услуг связи является деятельностью, подлежащей лицензированию.
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Закон о почтовой связи), операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом «О связи». Указанные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуг почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления.
Согласно статье 16 Закона № 176-ФЗ операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством Российской Федерации.
ФГУП «Почта России» осуществляет свою деятельность на основании лицензии на оказание услуг почтовой связи от 11.04.2013 № 108074.
Пунктом 5 приложения к лицензии № 108074 «Лицензионные требования» предусмотрена обязанность лицензиата при оказании услуг почтовой связи оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством РФ.
Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.07.2014 № 234 регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 46 указанных Правил операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
Согласно подпункту «а» пункта 1 Нормативов нормативы частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции составляют из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи, на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - 5 дней в неделю не менее 2 раз в день, а в оставшиеся 2 дня - не менее 1 раза в день.
В соответствии с подпунктами «б» и «в» пункта 6 Нормативов нормативы частоты сбора из почтовых ящиков контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации – 2 дня; между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации – 2 дня.
В ходе проверки Управлением Роскомнадзора по Камчатскому краю были выявлены нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений и нормативов частоты сбора почтовых отправлений из почтовых ящиков
Материалами дела (протокол об административном правонарушении от 23.01.2018 № АП-41/2/19, акт систематического наблюдения от 28.12.2017 № А-41/2/100-нд/133 с приложениями, заключение о результатах систематического наблюдения от 28.12.2017) подтверждается факт нарушения ФГУП «Почта России» требований подпункта «а» пункта 1, подпунктов «б», «в» пункта 6 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, статьи 16 Закона о почтовой связи, подпункта «а» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минсвязи России от 31.07.2014 № 234, пункта 5 лицензионных условий лицензии № 108074.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии вины в нарушении контрольных сроков пересылки ввиду неправильного оформления оболочки (15 отправлений) и выпадения срока доставки на выходной день (7 отправлений), коллегией отклоняются, поскольку вышеуказанными Нормативами не определен порядок учета выходных дней, кроме того, неверное указание индекса не могло повлиять на нарушение сроков так как письма поступили в доставочное отделение почтовой связи согласно адреса.
Обстоятельств, исключающих вину предприятия, не установлено.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у предприятия реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушения требований действующего законодательства о лицензировании, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом установлено наличие события административного правонарушения и вина предприятия в его совершении, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Привлекая ФГУП «Почта России» к ответственности, суд первой инстанции учел трехмесячный срок давности привлечения к ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суд не усмотрел. Оснований для переоценки данного вывода первой инстанции апелляционный суд также не находит с учетом того, что ФГУП «Почта России» неоднократно привлекалась к административной ответственности за аналогичные правонарушения.
При назначении административного наказания по данному делу, арбитражный суд учел характер совершенного правонарушения, а также положения части 1 статьи 4.3 КоАП РФ (повторность совершения административного правонарушения) и пришел к выводу о возможности определить юридическому лицу – федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» наказание в виде административного штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в размере 31 000 рублей.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, верно оценил представленные сторонами доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права, принял законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу положений статей 202, 204 АПК РФ, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 21.03.2018 по делу №А24-479/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | Е.Л. Сидорович |