ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-4910/2017 от 05.03.2018 АС Камчатского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А24-4910/2017

13 марта 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено марта 2018 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Л.А. Бессчасной,

судей В.В. Рубановой, Е.Л. Сидорович,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю,

апелляционное производство № 05АП-832/2018

на решение от 25.12.2017

судьи А.М. Сакуна

по делу № А24-4910/2017 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий»                                (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федерального казначейства по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН<***>)

о признании недействительными представления от 28.07.2017 № 38-23-06/12-11 и предписания от 28.07.2017 № 38-23-06/12-12,

третьи лица: Правительство Камчатского края, Министерство социального развития и труда Камчатского края,

при участии:

от КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» – ФИО1, директор учреждения, приказ от 20.11.2014               № 82-л, приказ от 17.11.2015  № 87-л, паспорт,

от Министерства социального развития и труда Камчатского края – ФИО2, доверенность от 10.01.2018 сроком до 31.12.2018, паспорт,

от УФК по Камчатскому краю – представитель не явился,

от  Правительства Камчатского края – представитель не явился,

УСТАНОВИЛ:

Краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (далее – заявитель, КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий», Учреждение, Центр) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительными представления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее – заинтересованное лицо, управление, УФК по Камчатскому краю, апеллянт)  от  28.07.2017 № 38-23-06/12-11 и предписания от 28.07.2017 № 38-23-06/12-12.

Решением арбитражного суда Камчатского края от 25.12.2017 предписание Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 28.07.2017 № 38-23-06/12-12  и представление от 28.07.2017 № 38-23-06/12-11    признаны недействительными.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, УФК по Камчатскому краю обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Управление в доводах жалобы ссылаясь на часть 13 статьи 17 Закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» указывает, что инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов и в силу подпункта 6 статьи 5 Закона №181-ФЗ субъекты РФ могут предоставлять  дополнительные меры социальной поддержки инвалидам за счет средств своих бюджетов.

По мнению апеллянта, в нарушение части 13 статьи 17 Закона №181-ФЗ в 2016 году за счет средств субвенции неправомерно выплачено ежемесячной денежной компенсации по оплате расходов за коммунальные услуги 12 гражданам отдельной категории в общей сумме 193 612 рублей 17 копеек. Расчет осуществлен в виде процентного соотношения к региональному стандарту стоимости жилищно-коммунальных услуг, а не в виде 50 процентной компенсации расходов по оплате за коммунальные услуги. Установив в отношении граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисление ежемесячной компенсации с учетом количества членов семьи в размере от 35 до 65 процентов от стоимости коммунальных услуг, Правительство Камчатского края вышло тем самым за пределы своей компетенции. Учитывая, что судом первой инстанции при вынесении решения не применены нормы прямого действия Закона № 181-ФЗ, в судебном акте содержаться ошибочные выводы об отсутствии нарушений бюджетного законодательства, в связи с чем решение суда от 27.12.2017 просит отменить, принять по делу новый судебный акт.

Министерство социального развития и труда Камчатского края, КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий»  в представленных суду письменных отзывах, поддержанном в судебном заседании их представителями, с доводами апелляционной жалобы не согласились, указывая на законность и обоснованность  решения суда первой инстанции, просило суд решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

УФК по Камчатскому краю,  Правительство Камчатского края надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу  в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.

Представители КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» и Министерства социального развития и труда Камчатского края возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям изложенным в письменных возражениях. Решение суда от 27.12.2017 просили оставить без изменения.

Из материалов дела коллегией установлено следующее:

УФК по Камчатскому краю на основании  приказа от 31.05.2017 № 245 «О назначении контрольного мероприятия» в период с 13.06.2017 по 28.06.2017 в отношении КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» проведена выездная проверка использования средств из федерального бюджета, предоставленных бюджетам Российской Федерации на реализацию переданных полномочий по обеспечению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2016 году в соответствии с правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции.

По результатам данного контрольного мероприятия был составлен акт выездной проверки учреждения от 28.06.2017, в котором отражено, что в проверяемом периоде  проверкой  целевого использования  средств  субвенций нарушений не установлено  (т. 2, л. д. 47),  проверкой установлено,  что  решениями о назначении  ежемесячной денежной компенсации 12 гражданам-инвалидам  часть платы  за коммунальные услуги  назначены и оплачены исходя из размера  регионального стандарта в порядке,  предусмотренном  Постановлением № 565-П. Вместе с тем данное Постановление в указанной части – нормативный правовой акт решением Камчатского краевого  суда от 29.07.2016  признано недействующим, поскольку  размер  льготы   в   виде  скидки  не  соответствовал  норме  Федерального закона № 181-ФЗ (50%  компенсации  расходов по оплате  за коммунальные услуги), что привело к излишней выплате гражданам-инвалидам в 2016 году  денежной компенсации в сумме  193 612 руб. 17 коп.  (т. 2, л. д. 52).  

28.07.2017 УФК по Камчатскому краю было вынесено предписание                           № 38-23-06/12-12 на основании   статей 269.2, 270.2 БК РФ о  возмещении причиненного ущерба Российской Федерации в сумме 193 612  руб. 17 коп. в добровольном или судебном порядке; произведении перерасчета ежемесячной денежной компенсации на оплату расходов по содержанию жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и уплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда) за 2016 год  в размере 50 %  (а не более), с учетом фактически понесенных расходов отдельными категориями граждан, относящихся к категории инвалидов и семьям, имеющим детей-инвалидов, зарегистрированных учреждением и проживающих на территории Камчатского края по состоянию на 01.01.2017.

Одновременно вынесено представление от 28.07.2017 № 38-23-06/12-11 с требованием о рассмотрении информации об указанных в представлении нарушениях законодательства Российской Федерации и о принятии мер по устранению причин и условий их совершения.

Не согласившись с вынесенными УФК по Камчатскому краю представлением   от  28.07.2017  № 38-23-06/12-11  и  предписанием от 28.07.2017 № 38-23-06/12-12, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании  их недействительными.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из приведенной нормы следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом разъяснения данной нормы в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или организации.

Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

В соответствии с Определением Конституционного суда Российской Федерации от 04.12.2003 № 418-О к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Властное предписание, содержащееся в ненормативном правовом акте, должно быть направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц.

В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 265, пункта 1 статьи 267.1, пункта 2 статьи 268.1 БК РФ контрольно-счетные органы субъекта Российской Федерации, являясь органами внешнего государственного финансового контроля, при осуществлении своих полномочий проводят проверки, направляют проверяемым акты, заключения, представления и (или) предписания. При этом под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению, в частности, законности отдельных финансовых и хозяйственных операций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 БК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 266.1 БК РФ органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При этом объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются в том числе главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ).

Согласно пункту 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относится Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю.

В силу пункта 1 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, настоящие Правила определяют порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - деятельность по контролю) во исполнение части 3 статьи 269.2 БК РФ.

Из оспариваемых представления и предписания следует, что они вынесены на основании статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

В соответствии со статьей 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Частью 2 статьи 269.2 БК РФ установлено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

В соответствии со статьей 270.2  БК РФ  в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органы государственного (муниципального) финансового контроля составляют представления и (или) предписания.

Под представлением понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (часть 2 статьи 270.2 БК РФ).

Согласно  части 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием в целях данного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

  Предписание и представление являются властными актами, содержащими в себе требования к определенному лицу совершить указанные в них действия, в связи с чем они могут быть оспорены и признаны недействительными судом.

Оспариваемые предписание и представление вынесено Управлением Федерального казначейства по Камчатскому краю в пределах предоставленных ему полномочий БК РФ и Правил.

Однако, согласно пункту «ж» части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Специальным законом, определяющим гарантии социальной защиты инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ), в преамбуле которого установлено, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 названного Федерального закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Закона  № 181-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ).

Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривая применение региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг при определении прав граждан на субсидии и расчете их размеров (статья 159), в статье 160 установил, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан могут предоставляться в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, то есть субъект Российской Федерации вправе осуществить правовое регулирование условий предоставления меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исключительно в отношении граждан, имеющих право на такую меру в соответствии с региональными нормативными правовыми актами.

Реализация полномочий  Российской Федерации  органами  государственной  по предоставлению мер  социальной поддержки по оплате жилого помещения   и коммунальных услуг  отдельной категории  граждан  осуществлялась в Камчатском крае  в 2016 году  в соответствии с постановлением  Правительства Камчатского края  от 18.12.2012 № 565-П «О предоставлении  мер социальной  поддержки  по плате  за жилое помещение и (или)  коммунальные услуги  и на уплату взноса на капитальный ремонт  отдельных  категорий граждан, проживающих  в Камчатском крае  (далее – Постановление № 565-П).

Пунктом 10.1 Постановления № 565-П было установлено, что  предоставление  мер  социальной поддержки  по оплате  жилого помещения  и коммунальных услуг  отдельным категориям граждан  осуществляется  Министерством  социального развития и труда  Камчатского края  через Краевое  государственное  казенное учреждение «Камчатский центр  по выплате  государственных  и социальных пособий».       

Пунктом 3 Постановления № 565-П форма  предоставления мер социальной поддержки  по оплате  жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории  Камчатского  края определена  в виде ежемесячной  денежной  компенсации  части  платы за жилое помещение  и (или) коммунальные услуги (далее – денежная компенсация).  

 Приложениями 2 и 3 к  Постановлению № 565-П в 2016 году было предусмотрено исчисление ежемесячной денежной компенсации части платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги с учетом количества членов семьи в размере от 35 до 65 процентов регионального стандарта в части, относящейся к стоимости жилищных услуг и (или) от 35 до 65 процентов регионального стандарта в части, относящейся к стоимости коммунальных услуг (подпункты «а» – «д» пункта 5 части 1 приложения № 2), а также ежегодной денежной компенсации части платы за твердое топливо (дрова и/или уголь), включая транспортные услуги для его доставки, с учетом количества членов семьи от 35 до 65 процентов регионального стандарта в части, относящейся к стоимости твердого топлива (дрова и/или уголь), и от 35 до 65 процентов стоимости транспортных услуг для его доставки (подпункты «а» - «д» пункта 3 части 1 приложения № 3).

Во исполнение данных норм  нормативного правового акта  субъекта Российской Федерации по осуществлению правового регулирования условий предоставления меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исключительно в отношении граждан, имеющих право на такую меру в соответствии с региональными нормативными правовыми актами КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» в период с 01.01.2016 по 13.12.2016  осуществляло начисление  и производило выплаты денежной компенсации, исходя из размера  регионального стандарта в порядке,  предусмотренном  Постановлением № 565-П.

Указанные обстоятельства установлены судом и лицами, участвующими в деле не оспариваются.

Довод апелляционной жалобы о том, что Постановление Правительства Камчатского края № 565 признано утратившим силу с 01.01.2017, в связи с чем, установив в отношении граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки исчисление ежемесячной компенсации с учетом количества членов семьи в размере от 35 до 65 процентов от стоимости коммунальных услуг, Правительство Камчатского края вышло за пределы своей компетенции, подлежит отклонению как основанный на неверном определении обстоятельств дела и норм права.

Действительно, в указанной части Постановление № 565-П   решением Камчатского краевого  суда от 29.07.2016 по делу № 3а-12/2016  признано недействующим,  со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку  размер  льготы   в   виде  скидки  не  соответствовал  норме  Федерального закона № 181-ФЗ (50%  компенсации  расходов по оплате  за коммунальные услуги).

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам  Верховного суда  Российской Федерации  от 14.12.2016  № 60-АПГ16-10 решение Камчатского краевого  суда от 29.07.2016 по делу № 3а-12/2016  оставлено без изменения.

Таким образом,  решение  Камчатского краевого  суда от 29.07.2016 по делу № 3а-12/2016 вступило в законную силу 14.12.2016.

Следовательно, с 14.12.2016  не подлежат применению нормы Постановления № 565-П.

Диапазон действия постановления № 565-П распространялся на правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки, возникшие с 01.07.2012 по 31.12.2016.

Принимая во внимание, что отдельные положения постановления № 565-П применялись  в процессе предоставления  гражданам мер социальной поддержки длительное время, в соответствии с его положениями были реализованы  права граждан, Верховный суд РФ признал их противоречащими законодательству   и не действующими со дня вступления решения в законную силу.

Во исполнение определения Верховного суда РФ Постановлением Правительства Камчатского края от 12.05.2017 № 201-П "О признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Камчатского края" признано утратившим силу с 01.01.2017.

Учитывая изложенное, осуществление Министерством через КГКУ «Центр выплат» в 2016 году начисление и выплат ежемесячных и (или) ежегодных компенсаций отдельными категориями граждан, производилось в соответствии с действующим в 2016 году нормативно-правовыми актами Камчатского края.

Как обосновано, отмечено судом первой инстанции, в ходе исследования представленных в судебное  разбирательство копий первичных документов, установлено, что  с 13.12.2016 и до конца календарного 2016  года КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий»  не осуществляло начисление  и не  производило выплат денежной компенсации, исходя из размера  регионального стандарта в порядке,  предусмотренном  Постановлением № 565-П.  

Доказательств обратного, УФК Камчатского края в материалы дела не представлено.

Как следует из материалов дела  в соответствии с Приложениями 2 и 3 к Постановлению № 565-П в 2016 году, которыми предусмотрено исчисление ежемесячной денежной компенсации части платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги с учетом количества членов семьи в размере от 35 до 65 процентов регионального стандарта в части, относящейся к стоимости жилищных услуг и (или) от 35 до 65 процентов регионального стандарта в части, относящейся к стоимости коммунальных услуг (подпункты «а» – «д» пункта 5 части 1 приложения № 2), а также ежегодной денежной компенсации части платы за твердое топливо (дрова и/или уголь), включая транспортные услуги для его доставки, с учетом количества членов семьи от 35 до 65 процентов регионального стандарта в части, относящейся к стоимости твердого топлива (дрова и/или уголь), и от 35 до 65 процентов стоимости транспортных услуг для его доставки (подпункты «а» - «д» пункта 3 части 1 приложения № 3) и во исполнение данных норм нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по осуществлению правового регулирования условий предоставления меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исключительно в отношении граждан, имеющих право на такую меру в соответствии с региональными нормативными правовыми актами КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» в период с 01.01.2016 по 13.12.2016 осуществило начисление и произвело выплаты денежной компенсации гражданам-инвалидам, исходя из размера регионального стандарта в порядке, предусмотренном Постановлением № 565-П в сумме 193 612 руб. 17 коп.

По результатам указанного выше контрольного мероприятия был составлен акт выездной проверки учреждения от 28.06.2017, в котором отражено, что решениями о назначении ежемесячной денежной компенсации 12 гражданам- инвалидам часть платы за коммунальные услуги назначены и оплачены исходя из размера регионального стандарта в порядке, предусмотренном Постановлением № 565-П.

По мнению УФК по Камчатскому краю, в связи с признанием Постановления № 565-П решением Камчатского краевого суда от 29.07.2016 недействующим,  в части размера льготы превышающей 50% компенсации расходов по оплате за коммунальные услуги предусмотренной Федеральным законом № 181-ФЗ, вся сумма исчисленной и выплаченной  ежемесячной денежной компенсации 12 гражданам- инвалидам в 2016 году в рамках указанного Постановления в размере 193 612 руб. 17 коп, является  излишней выплатой.

Таким образом,   управление ограничившись установлением факта недействительности Постановления № 565-П, учитывая что при определении размера сумм подлежащих компенсации  КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» руководствовался указанным постановлением не устанавливая размер фактически поступившего финансирования субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг субъекту Российской Федерации, без установления размера и соотношения исчисленных сумм к объему финансирования полученного КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» из федерального бюджета, без установления возможной суммы  15% разницы от суммы фактически выплаченной компенсации расходов по оплате за коммунальные услуги, возложило на КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» обязанность произвести возмещение  ущерба не в размере возможно разницы 15% от суммы фактически выплаченной компенсации расходов по оплате за коммунальные услуги, а  в размере всей предоставленной суммы компенсации расходов по оплате за коммунальные услуги   - 193612 рублей 17 копеек

Вместе с тем, при определении размера суммы подлежащей возврату УФК по Камчатскому краю не учтено, что расчет фактически выплаченных сумм денежных компенсаций 12 гражданам-инвалидам в 2016 году  произведен центром исходя из размеров предполагаемых расходов назначенных решениями о ежемесячной денежной компенсации определенных расчетным путем,  при этом размер фактических расходов  12 граждан-инвалидов в 2016 с истребованием у данных лиц квитанций  по оплате жилищно-коммунальных услуг Управлением в рамках проверки не устанавливался.

Как следует из пояснений представителей  КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» и Министерства социального развития и труда Камчатского края,  как правило, сумма выплаченных сумм денежных компенсаций определенных центром расчетным путем значительно меньше суммы фактически понесенных гражданами расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, таким образом полученная гражданами сумма компенсации по факту соответствует требованиям Федерального закона № 181-ФЗ поскольку не превышает,  и как привило значительно ниже установленного 50% размера компенсации расходов по оплате за коммунальные услуги подлежащих компенсации.

Часть тринадцатая статьи 17 Закона № 181-ФЗ предусматривает, что инвалидам предоставляется скидка по оплате коммунальных услуг. Предоставление инвалидам указанной меры государственной поддержки направлено на повышение уровня их социальной защищенности в целях обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, гарантируемых Конституцией Российской Федерации(Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.01.2008 № 42-О-О).

Довод апелляционной жалобы о неприменении судом норм Закона № 181-ФЗ, устанавливающего положения о том, что за счет средств бюджета инвалидам, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере только 50 %, подлежит отклонению, в силу следующего.

Частью 13 статьи 17 названного закона закреплено лишь гарантированное право субъекта на получение соответствующей компенсации в 50 процентом размере. В то время как порядок и форма указанной компенсации, устанавливается субъектом Федерации.

До 31.12.2016 актом устанавливающим порядок и форму предоставления мер социальной поддержки по плате за жилое помещение являлось Постановление Правительства Камчатского края от 18.12.2012 N 565-П, которое входило в систему нормативных правовых актов Камчатского края, и подлежало обязательному исполнению всеми органами государственной власти субъекта Федерации.

Нарушений использования средств  не по назначению в ходе проверки    не установлено. 

УФК по Камчатскому краю делая вывод о неправомерной выплате ежемесячной денежной компенсации по оплате расходов за коммунальные услуги 12 гражданам в общей сумме 193 612 рублей 17 копеек, указал на необходимость проведения расчета в виде 50 процентной компенсации расходов по оплате коммунальных услуг. Вместе с тем, каких-либо платежных документов, квитанций, подтверждающих фактическое несение  (фактическое потребление) лицами расходов на оплату коммунальных услуг,  превышающих 50% размер компенсации в материалы дела не представлено.

Таким образом, основания для осуществления перерасчета ежемесячной и (или) ежегодной компенсации без соответствующего обращения граждан (заявительный порядок), с предоставлением соответствующих документов, подтверждающих объем и стоимость понесенных расходов в 2016 года у КГКУ «Центр выплат» отсутствовали.

Коллегия апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии установленных оспариваемыми предписании от 28.07.2017 № 38-23-06/12-12 и представлении от 28.07.2017 № 38-23-06/12-11 нарушений  бюджетного законодательства  Российской Федерации.

Коллегия считает необходимым отметить, что, в соответствии с частью 1 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с названным федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам (абзац второй части 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органами местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Частью 5 статьи 19 названного закона определено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и в порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.

Доказательств выплаты сумм компенсации за коммунальные услуги 12 гражданам-инвалидам исходя из размера регионального стандарта в порядке, предусмотренном Постановлением № 565-П исключительно за счет средств Федерального Бюджета или превышения 50% размера компенсации расходов по оплате за коммунальные услуги предусмотренного  Федеральным законом № 181-ФЗ, УФК по Камчатскому краю  суду не представлено, судом не установлено.

Кроме того, в соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в структуру бюджетного законодательства наряду с федеральными законами о федеральном бюджете, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, входят также иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующие бюджетные правоотношения.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения закреплен в статье 3 БК РФ.

Исходя из смысла Постановления № 565-П, указанный нормативный  правовой акт не является актом, регулирующим бюджетные правоотношения, а являлся нормативным правовым актом, определяющим форму и порядок предоставления гражданам в Камчатском крае отдельных мер социальной поддержки при выполнении соответствующих полномочий РФ, переданных органам государственной власти субъектов РФ.

Согласно Закону Камчатского края от 01.12.2015 № 710 «О краевом бюджете на 2016 год», согласно Приложению 1 к Закону о бюджете, Министерство социального развития и труда Камчатского края является администратором  доходов, в том числе субвенций.

Приказом Министерства от 29.03.2016 № 308-п Министерство с 01.01.2016 наделено полномочиями администратора доходов краевого бюджета, в качестве которого обладает в том числе бюджетными полномочиями согласно статье 160.1 БК РФ.

Предельные объемы финансирования субвенций бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в рамках подпрограммы «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» государственной программы РФ «Социальная поддержка граждан» как и остальные меры до КГКУ «Центр Выплат» доводятся Расходными расписаниями Министерства финансов Камчатского края.

КГКУ «Центр Выплат» не является администратором доходов и не наделено полномочиями на получение средств (субвенций) из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и как следствие не могло причинить ущерб интересам Российской Федерации в части предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Доказательств обратного, Управлением суду не представлено.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что представления от 28.07.2017 № 38-23-06/12-11 и предписания от 28.07.2017 № 38-23-06/12-12, вынесенные Управлением Федерального казначейства по Камчатскому краю не соответствуют положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, а указание учреждению совершить действия, не предусмотренные действующим законодательством и принять меры по их устранению, в данном случае нарушает права учреждения.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, при том, что обстоятельства, позволяющие суду апелляционной инстанции произвести такую переоценку, не установлены.

В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 25.12.2017  по делу №А24-4910/2017  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Л.А. Бессчасная

Судьи

В.В. Рубанова

Е.Л. Сидорович