ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-536/2023 от 28.09.2023 АС Дальневосточного округа

219/2023-22407(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск 

Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2023 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Никитиной Т.Н.
судей Михайловой А.И., Ширяева И.В. 
при участии:

от акционерного общества «Корякэнерго»: ФИО1, представитель по  доверенности от 01.06.2023 № 97/2023; 

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому  краю: ФИО2, представитель по доверенности от 11.01.2023 № 21/05; 

от администрации Олюторского муниципального района Камчатского края:  представитель не явился;  

от акционерного общества «Южные электрические сети Камчатки»: ФИО3, представитель по доверенности от 01.01.2023 № 6; 

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц- связи и веб-конференции судебном заседании кассационную жалобу  акционерного общества «Корякэнерго» 

на решение от 19.05.2023, постановление Пятого арбитражного  апелляционного суда от 27.07.2023 

по делу № А24-536/2023 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению акционерного общества «Корякэнерго» (ОГРН  <***>, ИНН <***>; адрес: 683013, Камчатский край, 

г. Петропавловск-Камчатский, ул. Озерная, д. 41)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю  (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 683031, Камчатский край, 

г. Петропавловск-Камчатский, пр-кт Карла Маркса, д. 29/2)


третьи лица: администрация Олюторского муниципального района  Камчатского края (ОГРН 1024101418879, ИНН 8201001231; адрес: 688800,  Камчатский край, Олюторский р-н, с. Тиличики, ул. Молодежная, д. 10);  акционерное общество «Южные электрические сети Камчатки» (ОГРН  1054100032744, ИНН 4101101796; адрес: 683009, Камчатский край, 

<...>)
о признании незаконным решения

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Корякэнерго» (далее – АО «Корякэнерго»,  общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о  признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной  службы по Камчатскому краю (далее – УФАС по Камчатскому краю,  антимонопольный орган) от 01.02.2023 № 211/05. 

Определением суда от 23.03.2023 к участию в деле в качестве третьих  лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета  спора, привлечены администрация Олюторского муниципального района  Камчатского края (далее – администрация), акционерное общество «Южные  электрические сети Камчатки» (далее – АО «ЮЭСК»). 

Решением суда от 19.05.2023, оставленным без изменения  постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2023, в  удовлетворении заявленного требования отказано. 

Законность решения суда первой и постановления суда апелляционной  инстанций проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284,  286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  АПК РФ), по кассационной жалобе АО «Корякэнерго», полагающего, что  обжалуемые судебные акты приняты с нарушением норм материального  права, без учета фактических обстоятельств дела, в связи с чем подлежат  отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требования. 

В обоснование своей позиции общество указало, что передача объектов  коммунальной инфраструктуры по договору от 06.09.2021 № СЭ/2021,  находящихся в муниципальной собственности сельского поселения «село  Тиличики» Олюторского района Камчатского края, без проведения  конкурсных процедур не соответствует Федеральному закону от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ,  Закон о защите конкуренции). 

Обращает внимание, что высоковольтные сети 6 кВ, низковольтные сети  0,4 кВ и трансформаторные подстанции, переданные по договору от  06.09.2021 № СЭ/2021, являются отдельными видами объектов, которые  используются для передачи электрической энергии. Общие точки 


присоединения имеются между сооружениями высоковольтной сети АО  «ЮЭСК» и администрации, иные объекты, переданные по договору аренды  от 06.09.2021 № СЭ/2021, не имеют общих точек присоединения с сетями АО  «ЮЭСК», не являются частью соответствующих сетей инженерно-технологического обеспечения АО «ЮЭСК» и переданные объекты  администрации и сеть АО «ЮЭСК» не являются технологически связанными  как предусмотрено законодательством о градостроительной деятельности. 

По мнению заявителя, судом необоснованно не приняты во внимание  выводы суда, изложенные в рамках рассмотрения дела № А24-4090/2015. 

В судебном заседании суда кассационной инстанции представители АО  «Корякэнерго» и АО «ЮЭСК», участие которых обеспечено в соответствии с  положениями статьи 153.1 АПК РФ посредством использования систем  видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Камчатского  края, на доводах жалобы и возражениях настаивали. 

В представленном в суд отзыве УФАС по Камчатскому краю и его  представитель, участие в судебном заседании которого обеспечено в  соответствии с положениями статьи 153.2 АПК РФ путем использования  системы веб-конференции, указали на несостоятельность изложенных в  кассационной жалобе доводов. 

Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте  рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей  информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку  представителей в судебное заседание не обеспечила, что в силу части 3  статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их  отсутствие. 

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и  отзывов на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив  правильность применения судами норм материального и процессуального  права, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к выводу об  отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов. 

Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения  обращения АО «Корякэнерго» о нарушении администрацией Олюторского  муниципального района в лице самостоятельного отдела по выполнению  полномочий сельского поселения «село Тиличики» Олюторского  муниципального района и АО «ЮЭСК» антимонопольного законодательства,  выраженном в неправомерном заключении указанными лицами без  проведения конкурентных процедур договора аренды объектов  коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной  собственности сельского поселения «село Тиличики» Олюторского района  Камчатского края, с последующим предоставлением услуг по  электроснабжению населению и организациям муниципального образования 


«село Тиличики» от 06.09.2021 № СЭ/2021, на основании пункта 2 части 8  статьи 44 Федерального закона № 135-ФЗ УФАС по Камчатскому краю  приняло решение об отказе в возбуждении дела о нарушении  антимонопольного законодательства, о чем сообщило заявителю письмом от  01.02.2023 № 211/05. 

АО «Корякэнерго», не согласившись с указанным решение  антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим  заявлением. 

Оценив обстоятельства дела и представленные доказательства в их  совокупности и взаимосвязи, суды пришли к выводу о том, что УФАС по  Камчатскому краю правомерно признало необоснованным поступившее  заявление о нарушении третьими лицами антимонопольного  законодательства по отношению к АО «Корякэнерго». 

При этом суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего.

В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания  недействительным ненормативного правового акта, решения органа,  осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо  установить несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта,  решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение  указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых  законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной  экономической деятельности. 

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения  между федеральными органами исполнительной власти, органами  государственной власти субъектов Российской Федерации, органами  местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных  органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или  между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими  органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения  или такое осуществление согласованных действий приводят или могут  привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. 

Особенности порядка заключения договоров в отношении  государственного и муниципального имущества определены статьей 17.1  Закона о защите конкуренции. 

Согласно пункту 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции  заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования,  договоров доверительного управления имуществом, иных договоров,  предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в  отношении государственного или муниципального имущества, не 


закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного  управления, может быть осуществлено только по результатам проведения  конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за  исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу,  обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является  частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и  данные часть сети и сеть являются технологически связанными в  соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. 

Пунктом 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской  Федерации установлено, что система коммунальной инфраструктуры –  комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных  сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и  оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и  водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к  инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и  водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты,  используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения  твердых коммунальных отходов. 

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об  электроэнергетике» электроэнергетическая система – совокупность объектов  электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей  электрической энергии, связанных общим режимом работы в едином  технологическом процессе производства, передачи и потребления  электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. 

Исходя из изложенного трансформаторные подстанции, высоковольтные  сети, низковольтные сети относятся к сетям инженерно-технического  обеспечения, так как образуют собой комплекс технологически связанных  между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для  осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах  электроснабжения. 

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что  Постановлением Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского  края от 14.03.2008 № 1 АО «ЮЭСК» присвоен статус гарантирующего  поставщика на территории с. Тиличики Олюторского муниципального  района Камчатского края. 

Между администрацией и АО «ЮЭСК» заключен договор аренды  объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной  собственности сельского поселения «село Тиличики» Олюторского района  Камчатского края, с последующим предоставлением услуг по  электроснабжению населению и организациям муниципального образования 


сельского поселения «село Тиличики» Олюторского района Камчатского  края от 06.09.2021 № СЭ/2021 в порядке, предусмотренном пунктом 8 части  1 статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ. 

Согласно Приложению № 1 к договору переданы следующие объекты  коммунальной инфраструктуры: 1) сооружение высоковольтная сеть 6 кВ,  протяженность – 1 918 м, кадастровый номер 82:03:000000:17; 2) сооружения  низковольтные сети 0,4 кВ, протяженность – 4 266 м, кадастровый номер  82:03:000009:2148; 3) сооружение низковольтные сети 0,4 кВ, протяженность  – 1 269 м, кадастровый номер 82:03:000009:1091; 4) сооружение комплектная  трансформаторная подстанция, площадь – 11,2 кв.м. мощность 2х100 кВА  (ТП-1), кадастровый номер 82:03:000000:25; 5) сооружение комплектная  трансформаторная подстанция, площадь – 26,9 кв.м. мощность 2х630 кВА  (ТП-2), кадастровый номер 82:03:000009:1131; 6) сооружение комплектная  трансформаторная подстанция 2х1000 кВА (ТП-3), площадь – 52,5 кв.м,  кадастровый номер 82:03:000009:1053; 7) сооружение комплектная  трансформаторная подстанция 2х400 кВА (ТП-4), площадь – 29 кв.м,  кадастровый номер 82:03:000000:445; 8) сооружение комплектная  трансформаторная подстанция 2х1000 кВА (ТП-5), кадастровый номер  82:03:000009:2185. 

Судами двух инстанций также установлено, что на территории  с.Тиличики в собственности АО «ЮЭСК» находятся 7 дизель-генераторов  установленной мощностью - 6,2 МВт, диспетчерское наименование ДЭС-8 и  следующие объекты электросетевого хозяйства: низковольтные сети класса  напряжения 0,4 кВ; низковольтные сети класса напряжения 6 кВ. Конечные  потребители электрической энергии присоединены к объектам  электросетевого хозяйства АО «ЮЭСК» и к объектам сельского поселения с.  Тиличики. 

С целью определения технологической связи между сетью инженерно-технического обеспечения, принадлежащей на праве собственности АО  «ЮЭСК», и частью сети инженерно-технического обеспечения,  принадлежащей на праве собственности администрации Олюторского  муниципального района Камчатского края, суды проанализировали акт  разграничения балансовой принадлежности электросетевой и  эксплуатационной ответственности (Приложение № 3 к договору на оказание  возмездных услуг по транспортировке электрической энергии по  распределительным сетям АО «Корякэнерго» от 01.12.2015 № 15Z810001),  указав, что имеются взаимные точки присоединения. 

Таким образом, муниципальное имущество, переданное по договору от  06.09.2021 № СЭ/2021, является частью сети, находящейся во владении АО  «ЮЭСК», участвует в процессе производства, преобразования, передачи,  распределения и потребления электроэнергии, спорные объекты участвуют в 


единой технологической системе электроснабжения и не используются  отдельно. 

Правильно истолковав вышеуказанные нормы права применительно к  рассматриваемому спору, исследовав и оценив в соответствии с  требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела  доказательства, установив, что спорный участок сети инженерно-технического обеспечения, переданный по договору аренды от 06.09.2021 №  СЭ/2021, имел на момент передачи взаимные точки присоединения и  учувствует в единой технологической системе электроснабжения на  территории сельского поселения «село Тиличики» Олюторского  муниципального района, суды первой и апелляционной инстанций пришли к  обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае имеет место  исключение, установленное пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите  конкуренции, допускающее возможность заключения договора аренды без  проведения торгов. 

Оснований для переоценки данных выводов у суда кассационной  инстанции не имеется. Фактические обстоятельства дела судами первой и  апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме,  выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах  дела. 

С учетом изложенного, по верным выводам судов, установленные  обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях администрации и  АО «ЮЭСК» признаков нарушения антимонопольного законодательства. 

Доказательств, опровергающих выводы судов, в материалы дела не  представлено. 

При таких обстоятельствах следует признать, что антимонопольным  органом обоснованно и мотивированно вынесен оспариваемый отказ в  возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи  с отсутствием в действиях администрации и АО «ЮЭСК» признаков  нарушения Закона о защите конкуренции, в связи с чем оснований для  удовлетворения заявленных требований не имеется. 

При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной  инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования. 

Довод общества о том, что при рассмотрении настоящего спора не  учтены выводы суда, отраженные в решении от 12.02.2016 по делу № А244090/2015, был предметом проверки судов и правомерно отклонен,  поскольку, как следует из судебного акта, вопрос о том, относится АО  «ЮЭСК» к числу лиц, упомянутых в пункте 8 части 1 статьи 17.1  Федерального закона № 135-ФЗ, в том числе о технологической связи  имущества, переданного в аренду, не исследовался. 


Доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, не  подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной  инстанций правовых норм, свидетельствуют о несогласии заявителя с той  оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись  предметом исследования в судах, получили надлежащую оценку, вновь  заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку  направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что  противоречит положениям статьи 286 АПК РФ

Нормы материального права применены судами первой и  апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не  установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части  4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых  судебных актов. 

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Дальневосточного округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.05.2023, постановление Пятого арбитражного  апелляционного суда от 27.07.2023 по делу № А24-536/2023 Арбитражного  суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без  удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской  Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в  порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья Т.Н. Никитина

Судьи А.И. Михайлова

 И.В. Ширяев