ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Хабаровск
октября 2009 г. № Ф03-5137/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен октября 2009 г.
в составе:
Председательствующего: И.Ю. Шишовой
Судей: О.Н. Трофимовой, И.С. Панченко
при участии
от заявителя: ОАО «Камчатглавснаб» - ФИО1, представитель по доверенности № 7 от 15.01.2009;
от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Камчатглавснаб»
на решение от 11.03.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2009
по делу № А24-5793/2008
Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья К.Ю. Иванушкина, в суде апелляционной инстанции судьи: З.Д. Бац, О.Ю. Еремеева, Е.Л. Сидорович
По заявлению открытого акционерного общества «Камчатглавснаб»
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петропавловску-Камчатскому
о признании недействительным решения от 16.09.2008 №20440
Открытое акционерное общество «Камчатглавснаб» (далее – общество, ОАО «Камчатглавснаб») обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с требованием о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петропавловску-Камчатскому (далее – инспекция, налоговый орган) от 16.09.2008 №20440 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.
Решением суда от 11.03.2009, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2009, в удовлетворении требований обществу отказано.
Суды установили наличие предусмотренных статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) правовых оснований для вынесения оспариваемого решения о приостановление операций по счетам. При этом формальные нарушения, допущенные налоговым органом при его вынесении, в частности, некорректное заполнение формы оспариваемого решения (указание только на решение о взыскании за счет денежных средств № 8698 от 02.11.2005), а также требований, часть которых уже оплачена заявителем, по мнению судов, не может служить основанием для признания ненормативного акта недействительным.
Не согласившись с судебными актами, обществом подана кассационная жалоба, в которой предлагается судебные акты отменить как незаконные.
Общество считает, что при принятии решения, судам следовало учесть определение суда от 15.02.2007 по делу А24-2541/2006-16, в котором судом сделан вывод о том, что решение налогового органа от 02.11.2005 № 8698 о взыскании с должника налога в размере 850 795,84 руб. принято с нарушением 60-дневного срока.
Кроме того общество полагает, что судом обеих инстанций неправильно установлены обстоятельства дела и сделан неверный вывод о имеющейся задолженности по требованиям № 113 от 13.03.2007, № 115 от 13.03.2007, № 12026 от 17.07.2007, № 6975 от 14.05.2007.
Возражая против доводов жалобы, инспекция в отзыве указала на правильное установление судами фактических обстоятельств дела и применение норм права.
Считает, что решение суда первой и постановление апелляционного суда являются законными и обоснованными. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В рассмотрении дела в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке и пределах требований статьей 284, 286 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил.
16.09.2008 ИФНС России по г. Петропавловску- Камчатскому вынесено решение № 20440 (л.д. 11) о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, в соответствии с которым приостановлены все расходные операции по расчетному счету ОАО «Камчатглавснаб» №40702810300900000706, открытому налогоплательщиком в ФСКБ Приморья «Примсоцбанк» в г.Петропавловске-Камчатском. В решении указано, что налоговым органом установлено неисполнение обязанности по уплате налога после истечения срока требований об уплате налога: № 101720 от 10.10.2006 со сроком 25.10.2006; № 109579 от 30.10.2006 со сроком 09.11.2006; № 113 от 13.03.2007 со сроком 29.03.2007; № 113358 от 10.11.2006 со сроком 20.11.2006; № 115 от 13.03.2007 со сроком 29.03.2007; № 12026 от 17.07.2007 со сроком 11.08.2007; № 122462 от 04.12.2006 со сроком 14.12.2006; № 139687 от 11.10.2005 со сроком 21.10.2005; № 192591 от 22.12.2006 со сроком 06.01.2007; № 58653 от 07.06.2006 со сроком 22.06.2006; № 59177 от 09.06.2006 со сроком 24.06.2006; № 65537 от 11.07.2006 со сроком 21.07.2006; № 6975 от 14.05.2007 со сроком 04.06.2007; № 72582 от 10.08.2006 со сроком 20.08.2006; № 82516 от 25.05.2008 со сроком 03.08.2008; №82518 от 25.05.2008 со сроком 03.08.2008; №8649 от 24.03.2006 со сроком 08.04.2006; № 94955 от 15.09.2006 со сроком 25.09.2006; № 98788 от 03.10.2006 со сроком 18.10.2006. Также в решении указано, что сумма подлежащая взысканию составляет 5 257 826,91 руб. в соответствии с решением о взыскании за счет денежных средств от 02.11.2005 № 8698.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Рассматривая спор, суд исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 76 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ, действовавшей в период вынесения оспариваемого решения) приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи.
Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
Решение о приостановлении операций по счетам в банке принимается руководителем налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафов в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.
При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога (п. 2 ст. 76 НК РФ).
Как установлено судом обеих инстанций и подтверждается материалами дела, согласно решениям налогового органа от 24.04.2000, от 30.08.2001 обществу предоставлена рассрочка по обязательным платежам в различные бюджеты в общей сумму 5 991 241 руб. – реструктуризация имеющейся задолженности по обязательным платежам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» (далее по тексту – постановление № 1002).
В связи с нарушением условий прохождения реструктуризации, выразившегося в неоплате сумм, предусмотренных по графику, налоговым органом вынесено решение от 29.04.2005 № 08-25/157 об отмене права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам в различные бюджеты в общей сумме 5 991 241 руб.
Согласно постановлению № 1002 право на реструктуризацию сохраняется для организации, в отношении которой принято решение о прекращении осуществления реструктуризации, по ее заявлению, поданному не позднее 90 дней после принятия такого решения, при условии уплаты соответствующей организацией текущих налоговых платежей, средств в погашение реструктурируемой кредиторской задолженности в соответствии с утвержденными в установленном порядке графиком и пеней, начисленных за неуплату налоговых платежей с момента возникновения нарушения условий реструктуризации, а также досрочного выполнения графика погашения реструктурируемой задолженности за один квартал вперед.
В соответствии пунктом 8 постановления № 1002 при возникновении обстоятельств, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, налоговый орган по месту нахождения организации в месячный срок принимает решение о прекращении его действия. В этом случае налоговые органы и Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству или ее территориальный орган принимают меры по взысканию задолженности, включая инициирование в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве), предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве»).
Поскольку постановлением № 1002 порядок взыскания реструктурированной задолженности не предусмотрен, взыскание налога в принудительном порядке производится в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В связи с тем, что общество не воспользовалось правом на восстановление реструктуризации и не представило в установленный срок заявление о восстановлении права на реструктуризацию, 11.10.2005 налоговым органом выставлено требование № 139687 об уплате налогов и пеней в общей сумме 850 795,84 руб. в срок до 12.10.2005.
С учетом того, что общество не произвело уплаты налогов в указанной сумме по требованию № 139687 от 11.10.2005 в установленный срок, в соответствии со статьями 31, 46 НК РФ инспекцией вынесено решение о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках № 8698 от 02.11.2005 года.
Судом обеих инстанций было установлено, что во исполнения указанного решения согласно статьям 31, 76 НК РФ налоговым органом были вынесены решения о приостановлении операции по счетам налогоплательщика № 8740 от 02.11.2005 в банке Камчатское отделение № 8556 Сбербанка России, № 8742 от 02.11.2005 года в банке ОАО «Камчатскомагропромбанк», а также направлены инкассовые поручения на общую сумму 5 257 826,91 руб. на счет № 40702810800000000769 в банке ОАО «Камчатпромбанк».
Списание денежных средств инкассовыми поручениями с данного счета в уплату задолженности по требованию № 139687 от 11.10.2005 не производилось.
16.09.2008 в налоговый орган поступило сообщение банка об открытии ОАО «Камчатпромбанк» нового расчетного счета в ФСКБ Приморья «Примсоцбанк» в г.Петропавловске-Камчатском, на основании которого в этот же день (16.09.2008) налоговая служба в соответствии со статьями 31, 76 НК РФ вынесло решение № 20440 от 16.09.2008 о приостановлении операций по счету налогоплательщика на сумму 5 257 826, 91 руб.
Арбитражные суды пришли к выводу, что срок уплаты реструктурированной задолженности наступил 09.06.2005, поэтому решение о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках от 02.11.2005 № 8698 принято инспекцией с соблюдением сроков, предусмотренных совокупностью положений, установленных пунктом 3 статьи 46, пунктом 4, 5 статьи 68 и статьи 70 НК РФ, что является основанием для принятия решения о приостановлении операций на счетах налогоплательщика в банках.
Оспаривая вывод судов ОАО «Камчатгласнаб» в жалобе указало, что судам следовало учесть определение Арбитражного суда Камчатской области от 15.02.2007 по делу А24-2541/2006-16, которым прекращено производство по делу о признании общества несостоятельным (банкротом) с указанием на пропуск налоговым органом срока направления требования № 139687 от 11.10.2005, что и явилось основанием считать решение от 02.11.2005 № 8698 о взыскании с должника налога в размере 850 795,84 руб. принятым с нарушением 60-дневного срока.
Предметом настоящего спора является требование о признании недействительным решения налогового органа № 20440 от 16.09.2008 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, следовательно, именно этот акт подлежит рассмотреть суду на соответствие его закону.
Суд первой инстанции исследовал требования, указанные в решении № 113 от 13.03.2007, № 115 от 13.03.2007, № 12026 от 17.07.2007, № 6975 от 14.05.2007, указав, что неисполнение этих требований явилось основанием для принятия решений № 5135 от 19.04.2007, № 5139 от 19.04.2007, № 8660 от 28.06.2007 № 10636 от 30.08.2007 о взыскании налога за счет денежных средств, что также свидетельствует о наличии оснований для вынесения налоговым органом оспариваемого решения о приостановлении операций по счетам.
Однако в материалах дела отсутствуют названные решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика.
При рассмотрении спора в суде апелляционной инстанции суд согласился с выводом суда первой инстанции о правомерности принятого решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках, указав на ошибочное указание во вводной и установочной частях решения налогового органа № 20440 от 16.09.2008 на требования, которые не являлись основанием для принятия решения № 8698 от 02.11.2005 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках в сумме 5 257 826,91 руб., что вместе с тем не является основанием для признания оспариваемого решения недействительным.
Однако обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа, ОАО «Камчатглавснаб» указывало на нарушение налоговым органом требования налогового законодательства: статьи 76 НК РФ, поскольку как основание для приостановления операций по счетам указано решение № 8698 от 02.11.2005 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика, а требования об уплате налогов, сборов и пеней дотированы 2006 и 2007 годами.
Кроме того общество указало, что указанные требования об уплате налога оплачены, что подтверждено представленными платежными поручениями.
В кассационной жалобе общество оспаривает вывод суда о наличии задолженности по требованиям № 113 от 13.03.2007, № 115 от 13.03.2007, №12026 от 17.07.2007, № 6975 от 14.05.2007, полагая, что суд апелляционной инстанции доводы общества в этой части необоснованно не рассмотрел.
Учитывая противоречивые выводы судов первой и апелляционной инстанций относительно правомерности оспариваемого решения и его содержания, судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края.
При новом рассмотрении дела суду следует рассмотреть заявленное требование в порядке главы 24 АПК РФ, определив круг вопросов, подлежащих исследованию в соответствии с заявленным обществом требованием, проверив законность вынесения оспариваемого решения.
При этом подлежит оценке довод общества об имеющемся определении Арбитражного суда Камчатской области от 15.02.2007 по делу №24-2541/2006-16, вступившим в законную силу с учетом части 2 статьи 69 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.03.2009, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2009 по делу А24-5793/2008 Арбитражного суда Камчатского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья: И.Ю. Шишова
Судьи: О.Н. Трофимова
И.С. Панченко