ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-591/17 от 12.09.2017 АС Камчатского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А24-591/2017

19 сентября 2017 года

Резолютивная часть постановления оглашена 12 сентября 2017 года.

Постановление в полном объеме изготовлено сентября 2017 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Гончаровой

судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой

при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного автономного учреждения «Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края»

апелляционное производство № 05АП-5009/2017

на решение от 28.05.2017

судьи А.А. Копыловой

по делу № А24-591/2017 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (ИНН 4100000668, ОГРН 1024101024078)

к государственному автономному учреждению «Государственная экспертиза
проектной документации Камчатского края» (ИНН 4101123969, ОГРН 1084101002590)

о признании недействительным положительного заключения государственной экспертизы проектной документации по объекту капитального строительства «Реконструкция котельной № 2 г. Елизово (ул. Рябикова, 59) со строительством дополнительного газового энергоблока каркасного типа с блочным расположением оборудования с передачей нагрузок котельных № 1 и № 3.1 пусковой комплекс» от 03.11.2016 № 41-1-1-3-0077-16; обязании провести повторную экспертизу проектной документации по объекту капитального строительства «Реконструкция котельной № 2 г. Елизово (ул. Рябикова, 59) со строительством дополнительного газового энергоблока каркасного типа с блочным расположением оборудования с передачей нагрузок котельных № 1 и № 3. 1 пусковой комплекс»,

при участии:

от государственного автономного учреждения «Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края»: Кривцова О.Л. (по доверенности от 21.06.2017, сроком действия на 2 года, паспорт);

от ПАО энергетики и электрификации «Камчатскэнерго»: представители Березин Ю.А. (по доверенности от 11.01.2016, сроком действия по 31.12.2018, паспорт); Гаврикова Е.В. (по доверенности от 22.04.2017, сроком действия по 31.12.2018, паспорт);

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (ИНН 410106792378, ОГРН 1024101024078, место нахождения: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Набережная, 10) (далее - ПАО «Камчатскэнерго», Общество) обратилось в суд к государственному автономному учреждению «Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края» (ИНН 4101123969, ОГРН 1084101002590, место нахождение: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, 35, офис 210) (далее - Учреждение) с заявлением о признании недействительным положительного заключения государственной экспертизы проектной документации по объекту капитального строительства «Реконструкция котельной № 2 г. Елизово (ул. Рябикова, 59) со строительством дополнительного газового энергоблока каркасного типа с блочным расположением оборудования с передачей нагрузок котельных № 1 и № 3. 1 пусковой комплекс» от 03.11.2016 № 41-1-1-3-0077-16; обязании провести повторную экспертизу проектной документации по объекту капитального строительства «Реконструкция котельной № 2 г. Елизово (ул. Рябикова, 59) со строительством дополнительного газового энергоблока каркасного типа с блочным расположением оборудования с передачей нагрузок котельных № 1 и № 3. 1 пусковой комплекс» (далее - Объект).

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 28.05.2017 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, государственное автономное учреждение «Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края» обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование жалобы указывает, что из толкования статьи 49 Градостроительного кодекса РФ следует, что государственной экспертизе подлежит проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий. Объектом исследования государственной экспертизы являлась рабочая документация, а не проектная документация, в отношении которой действует обязательное правило о государственной строительной экспертизе.

 При этом отмечает, что проектная документация по объекту реконструкции ранее дважды (в 2014 и 2015 годах) получала положительную оценку, как в технической части, так и в сметной части.

Со ссылкой на письмо Министерства регионального развития РФ от 23.06.2009 № 19273-ИП/08 указывает, что в отношении рабочей документации, разрабатываемой в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, государственная экспертиза не производится, предоставляется на экспертизу с согласия экспертной организации. Таким образом, действуя на основании права, но не публичной обязанности, учреждение заключило договор № 052.2016 от 15.07.2016 и произвело государственную экспертизу рабочей документации объекта реконструкции.

При этом, изменений технических решений, которые влияют на конструктивную надежность объекта капитального строительства, рабочая документация, относительно ранее представленной и утвержденной проектной документации 2015 года, равно как и 2014 года, не содержит. Указанная рабочая документация соответствует принятым проектным решениям на стадии проекта, утвержденного в 2015 году, содержит лишь уточнения и детализацию проектных решений, в том числе по указаниям государственной экспертизы, данным в положительном заключении 2015 года.

В выводах оспариваемого положительного заключения указано, что представленная на рассмотрение рабочая документация является абсолютным аналогом ранее рассмотренной дважды проектной документации на данный объект капитального строительства.

Полагает, что изменений в 2016 году по отношению к 2015 году не имелось. Соответственно, изменений проектной документации, которая могла бы повлечь изменения сметной стоимости в 2016 году относительно 2015 года, не было. Сметная часть получила государственную экспертную оценку в 2015 году на сумму 641 108,35 тыс. руб. и давать какую-либо иную оценку (положительную или отрицательную) по сметной части на сумму 787 552,98 руб. в отсутствие изменений проектных решений, оснований не имеется.

В судебном заседании представитель государственного автономного учреждения «Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края» доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представители ПАО энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» на доводы апелляционной жалобы возразили, представили письменные отзывы и пояснения по делу. Решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным, апелляционную жалобу учреждения – не подлежащей удовлетворению.

Из материалов дела судом установлено, что 28.04.2012 между Отделом имущественных отношений администрации Елизовского городского поселения (Концедент по соглашению) и открытым акционерным обществом энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (Концессионер по соглашению) заключено концессионное соглашение, согласно пункту 1.1 которого (в редакции дополнительного соглашения от 28.04.2012) Концессионер обязуется создать и (или) реконструировать недвижимое и движимое имущество, право собственности на которое принадлежит и будет принадлежать Концеденту и осуществлять деятельность по производству, передаче, распределению и сбыту тепловой энергии в пределах территории Елизовского городского поселения с использованием объектов Соглашения, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользования объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности.

Пунктом 1.3 в редакции дополнительного соглашения от 28.04.2012 установлено, что Концедент участвует в создании и (или) реконструкции объекта Соглашения средствами бюджета субъекта РФ - Камчатского края в порядке, установленном настоящим Соглашением, в рамках программы, разработанной в соответствии с программой газификации Камчатского края, Программой комплексного развития муниципального образования.

Согласно пункту 3.1 Соглашения Концессионер обязан создать и (или) реконструировать объект Соглашения состав и описание которого приведены в приложении № 1 к настоящему Соглашению. Объемы работ, которые Концессионер обязуется выполнить в целях создания, реконструкции, капитального ремонта объекта Соглашения и сроки их выполнения установлены в приложении № 3 к настоящему Соглашению.

Концессионер обязан за счет Концедента разработать проектную документацию необходимую для создания и (или) реконструкции объекта Соглашения.

Объектом концессионного соглашения, согласно приложению № 1 к нему, является в частности имущественный комплекс котельной № 2, расположенный по адресу: Камчатский край, г. Елизово, ул. Рябикова, 59а, в отношении которого согласно приложению № 3 к Соглашению предусмотрена реконструкция со строительством дополнительного газового энергоблока каркасного типа с блочным расположением оборудования с передачей нагрузок котельных № 1 и № 3.

Дополнительным соглашением от 14.04.2012 к концессионному соглашению от 28.04.2012 стороны дополнили раздел 6 пунктом 6.8 следующего содержания «Концессионер обязан возвратить доверенные Концендентом в рамках настоящего концессионного соглашения денежные средства в бюджет Елизовского городского поселения в сумме разницы между перечисленными на счет Концессионера для реализации концессионных мероприятий, и утвержденным заключением о достоверности определения сметной стоимости выданного ГАУ «Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования, проектной документации, и результатов инженерных изысканий Камчатского края» по первому письменному требованию Концендента в течение 5 банковских дней.

29.01.2013 между ОАО «Камчатскэнерго» (заказчик) и ЗАО «Сибирский энергетический научно-технический центр» (генеральный подрядчик) заключен договор генерального подряда на выполнение работ № 12-214/231-П, в соответствии с которым генеральный подрядчик обязуется выполнить работы «Разработка проектной и рабочей документации новой котельной каркасного типа отделения «Теплоэнерго» г. Елизово, расположенной на площадке котельной № 2 (с переключением нагрузок котельных № 1 и № 3)».

Разработанная на основании указанного договора проектная документация передана государственному автономному учреждению «Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края» для проведения государственной экспертизы.

31.03.2014 Учреждением утверждено положительное заключение государственной экспертизы № 41-1-4-0024-14 проектной документации без сметы и инженерных изысканий на объект капитального строительства «Реконструкция котельной № 2 г. Елизово (ул. Рябикова, 59)» со строительством дополнительного газового энергоблока каркасного типа с блочным расположением оборудования с передачей нагрузок котельных № 1 и № 3. В указанном заключении указано, что заявленная сметная стоимость строительства составляет 1 432 191, 18 тыс. руб.

27.06.2014 Учреждением утверждено положительное заключение государственной экспертизы № 41-1-5-0059-14 проектной документации указанного объекта включая смету и результаты инженерных изысканий, согласно которому оценка сметной стоимости строительства составляет         1 203 541, 65 тыс. руб.

В связи с разделением пусковых комплексов по объекту, в договор № 12-214/231-П от 29.01.2013 внесены изменения, согласно которым проектировщик обязан разработать проектную и рабочую документацию по объекту с выделением пусковых комплексом.

Выполненная проектировщиком проектно-сметная документация  представлена учреждению для проведения государственной экспертизы.

17.03.2015 Учреждение утвердило положительное заключение «Реконструкция котельной № 2 г. Елизово, 1 пусковой комплекс» проектной документации без сметы и результаты инженерных изысканий, а 02.09.2015 положительное заключение оценки определения сметной стоимости, согласно которому в результате разделения на пусковые комплексы определены следующие стоимостные показатели: 1 пусковой комплекс - 641 108, 35 тыс.руб.; 2 пусковой комплекс 562 377,80 тыс.руб.

14.06.2016 Общество направило в Учреждение заявление № 21-9/2707 о проведении государственной экспертизы проектной и сметной документации с указанием источника финансирования - бюджет субъекта Федерации.

В сопроводительном письме от 14.06.2016 № 21-9/2706 Общество указало о том, что при разделении на пусковые комплексы проектно-сметной документации в частности по объекту капитального строительства «Реконструкция котельной № 2 г. Елизово» в составе первых пусковых комплексов технической части проектной документации изменились технические решения. В связи с необходимостью уточнения сметной стоимости строительства объектов Общество просило Учреждение провести проверку проектно-сметной документации, выполненной на стадии изготовления рабочей документации.

28.06.2016 Учреждение направило письмо № 1.9-518 согласно которому комплекты проектно-сметной документации, в том числе по объекту «Реконструкция котельной № 2 г. Елизово» приняты к рассмотрению для проведения государственной экспертизы и достоверности определения сметной стоимости строительства объекта.

15.07.2016 между Обществом (Заказчик по договору) и Учреждением (Исполнитель по договору) заключен договор № 052.2016 на оказание услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.

Согласно пункту 1.1 договора Исполнитель обязуется на условиях договора оказать услуги по проведению: государственной экспертизы проектной документации строительства объекта капитального строительства (стадия рабочая документация): Реконструкция котельной № 2 г. Елизово (ул. Рябикова, 59) со строительством дополнительного газового энергоблока каркасного типа с блочным расположением оборудования с передачей нагрузок котельных № 1 и № 3. 1 пусковой комплекс» на предмет оценки:

- соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной, промышленной и иной безопасности;

- оценки расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять у Исполнителя оказанные услуги и оплатить их в размере цены, предусмотренной пунктом 2.1 Договора.

Цена договора, в силу пункта 2.1, составила 1 500 820 рублей.

Платежным поручением от 20.07.2016 № 29214 Общество произвело оплату по вышеуказанному договору в размере 1 500 820 рублей.

03.11.2016 Учреждение утвердило положительное заключение объекта капитального строительства «Реконструкция котельной № 2 г. Елизово (ул. Рябикова, 59) со строительством дополнительного газового энергоблока каркасного типа с блочным расположением оборудования с передачей нагрузок котельных № 1 и № 3. 1 пусковой комплекс», указав, что  объектом государственной экспертизы является рабочая документация и результаты инженерных изысканий.

В части обязательств по проведению оценки сметной стоимости объекта капитального строительства ответчик отказался, расторгнув договор № 052.2016 от 15.07.2016 в одностороннем порядке.

Не согласившись с указанным заключением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что государственной экспертизе подлежат все разделы проектной документации (или) результаты инженерных изысканий, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации представляются для проведения государственной экспертизы, в том числе сметы, в связи с чем пришел к выводу о том, что ненадлежащее исполнение обязательств при проведении государственной экспертизы, выразившееся в не проведении государственной экспертизы сметной документации, нарушает права ПАО  энергетик  и электрификации «Камчатскэнерго».

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, дополнениях к ней, отзывах на нее, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 стать 48 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В состав проектной документации объектов капитального строительства включается, в том числе, смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемые с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов (пункт 11 части 12 статьи 48 ГрК РФ).

Таким образом, указанной статьей определен объем понятия «проектная документация».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (далее - Положение № 87).

В соответствии с пунктами 7, 9 Положения № 87 проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 Положения.

Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27(1) - 31, 38 и 42 Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно пунктам 28, 29, 30 Постановления № 87 проектная документация должна содержать раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства», который включает в том числе: обоснование особенностей и порядка определения сметной стоимости строительных работ для объекта капитального строительства; сводку затрат; сводный сметный расчет стоимости строительства; объектные и локальные сметные расчеты (сметы); сметные расчеты на отдельные виды затрат.

В силу пункта 4 Положения № 87 в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.

Согласно п. 3.1.8 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 21.1101-2009 «Система проектной документации для строительства», рабочая документация – это совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в утвержденной проектной документации технических решений объекта капитального строительства, необходимых для производства строительных и монтажных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами и/или изготовления строительных изделий. В состав рабочей документации входят основные комплекты рабочих чертежей, спецификации оборудования, изделий и материалов, сметы, другие прилагаемые документы, разработанные в дополнение к рабочим чертежам основного комплекса.

Положениями части 1 статьи 49 ГрК РФ установлено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

В силу части 3.4 статьи 49 ГрК РФ государственной экспертизе подлежит проектная документация объектов, строительство, реконструкция которых финансируется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Из анализа вышеприведенных нормативных положений следует, что действующим законодательством установлена обязательность проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, в отношении объектов строительство или реконструкция которых финансируется за счет бюджетных средств.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что строительство объекта капитального строительства «Реконструкция котельной № 2 г. Елизово (ул. Рябикова, 59) со строительством дополнительного газового энергоблока каркасного типа с блочным расположением оборудования и передачей нагрузок котельных № 1, № 3» финансируется за счет бюджетных средств.

Следовательно, в рассматриваемом случае проектная документация спорного объекта, с учетом его финансирования за счет бюджетных средств, подлежит обязательной государственной экспертизе.

При этом, поскольку смета на строительство является одной из составляющих частей проектной документации, такая смета также подлежит обязательному экспертированию при проведении государственной экспертизы.

Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями (часть 4 статьи 49 ГрК РФ).

В соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 01.10.2013 № 425-П «О проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств краевого бюджета» на территории Камчатского края учреждением, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации, является государственное автономное учреждение «Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования, проектной документации, и результатов инженерных изысканий Камчатского края».

Принимая во внимание, что действующим законодательством установлена обязательность проведения государственной экспертизы проектной документации в отношении объекта, финансируемого за счет бюджетных средств, ГАУ «Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования, проектной документации, и результатов инженерных изысканий Камчатского края» проводя государственную экспертизу проектной документации, исполняет государственную функцию, возложенную на него постановлением Правительства Камчатского края от 01.10.2013 № 425-П.

Как указано в части 5 статьи 49 ГрК РФ, предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Порядок проведения государственной экспертизы установлен Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (далее – Положение № 145).

Согласно пункту 9 статьи 49 ГрК РФ результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 Кодекса, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией).

Из толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что государственной экспертизе подлежит проектная документация объектов капитального строительства, в состав которой входит смета, и результаты инженерных изысканий.

Иных случаев для обязательного проведения государственной экспертизы в отношении объектов капитального строительства действующим законодательством не установлено.

При этом, как отмечалось выше, проектная документация спорного объекта, в том числе с учетом разделения объекта на пусковые комплексы, получила положительное заключение государственной экспертизы в 2015 году по технической части проектной документации и по определению сметной стоимости выделенных пусковых комплексов.

После разделения объекта на пусковые комплексы и получения в 2015 году положительного заключения государственной экспертизы в отношении спорного объекта капитального строительства проектная документация обществом в технической части не изменялась.

14.06.2016 ПАО «Камчатскэнерго» обратилось в ГАУ «Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края» с заявлением о проведении проверки проектно-сметной документации, выполненной на стадии изготовления рабочей документации, на том основании, что в связи с разделением на пусковые комплексы проектно-сметной документации вынужденно изменились технические решения.

15.07.2016 между ПАО «Камчатскэнерго» (заказчик) и ГАУ «Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края» (исполнитель) заключен договор на оказание услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства № 052.2016.

03.11.2016 ГАУ «Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края» утверждено положительное заключение государственной экспертизы № 41-1-1-3-0077-16. В заключении указано, что предметом исследования указанного положительного заключения являлась рабочая документация, поскольку проектная документация не претерпела изменений.

В заключении также указано, что технологические решения по содержанию, как в текстовой части, так и в графических материалах, являются видоизмененными копиями проектной документации объекта капитального строительства с аналогичным названием, ранее рассмотренного ГАУ «Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края» с выдачей положительного заключения № 41-1-4-0018-15 от 17.03.2015, которая в свою очередь, является модифицированной проектной документацией объекта «Реконструкция котельной № 2 г. Елизово (ул. Рябикова, 59) со строительством дополнительного газового энергоблока каркасного типа с блочным расположением оборудования с передачей нагрузок котельных № 1 и № 3», имеющего положительное заключение № 41-1-5-0059-14 от 27.06.2014, включая сметную стоимость на весь объект строительства (1-й и 2-й пусковые комплексы).

При этом, поскольку смета является составной частью проекта, а проект в технической части не изменялся, эксперт уклонился от оценки новой сметной документации, представленной обществом к исследованию.

Не согласившись с полученным заключением государственной экспертизы от 03.11.2016 № 41-1-1-3-0077-16, общество указывает, что в нарушение п. 1.1 договора учреждение не произвело оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.

Полагая, что государственный эксперт необоснованно уклонился от выполнения государственной функции по оценке сметной части проекта на основании выводов о неизменности технической части проектной документации, заявитель обратился за судебной защитой.

Оценив указанный довод, коллегия исходит из следующего.

В соответствии с абзацем 1 пункта 44 Положения № 145 проектная документация направляется на государственную экспертизу повторно при изменениях проектной документации в части технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объектов капитального строительства.

На основании пункта 8 Положения государственная экспертиза проектной документации не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, ранее получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 5 статьи 48.2 ГрК РФ модифицированной проектной документацией признается проектная документация, в которую после получения положительного заключения экспертизы проектной документации внесены изменения, не затрагивающие конструктивных и других характеристик безопасности объекта капитального строительства. В случае подготовки такой проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых планируется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или обеспечивается юридическими лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, внесение указанных изменений в проектную документацию также не должно приводить к увеличению сметы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства в сопоставимых ценах.

Таким образом, проектная документация, получившая положительное заключение, по инициативе застройщика или технического заказчика может быть направлена повторно на экспертизу, но только в случае внесения в нее изменений в части технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объектов капитального строительства.

В свою очередь внесение изменений в проектную документацию, не затрагивающие конструктивных и других характеристик безопасности объекта капитального строительства, не может увеличивать смету, в отношении которой получено положительное заключение государственной экспертизы.

В рассматриваемом случае коллегия исходит из того, что проектная документация является результатом подрядных работ лица, имеющего допуск саморегулируемой организации (СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Как отмечалось выше, проектно-сметная документация в отношении спорного объекта капитального строительства подготовлена ЗАО «Сибирский энергетический научно-технический центр» на основании договора № 12-214/231-IIот 29.01.2013, дополнительных соглашений к нему, технического задания.

Иные договоры, дополнительные соглашения, акты приема-передачи проектной документации, которые бы подтверждали, что после разработанной проектировщиком проектно-сметной документации в отношении спорного объекта капитального строительства, в нее вносились изменения или разрабатывался новый проект с изменениями, в материалы дела не представлены.

Таким образом, доказательств внесения изменений в проектную документацию, затрагивающих конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, обществом в материалы дела не представлено.

К доводу заявителя о том, что обществом самостоятельно внесены изменения в проект  «Реконструкция котельной № 2 г. Елизово (ул. Рябикова, 59)», коллегия относится критически, поскольку сведений о разработке какой-либо проектной документации непосредственно ПАО «Камчатскэнерго», заявление исх. № 21-9/2707 от 14.06.2016 не содержит, соответствующих свидетельств о допуске к таким видам работ как проектирование объектов капитального строительства, выданных обществу, не представлено.

С учетом изложенного, принимая во внимание наличие уже проэкспертированной сметной документации, а также отсутствия доказательств наличия законных оснований для изменения сметной части проекта без изменения технической части проектной документации, влияющей на конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, коллегия приходит к выводу о том, что необходимость и возможность проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в рассматриваемом случае отсутствует.

Более того, в соответствии с пунктом 30 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов системы Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427 (далее – Положение № 427), в случае если после получения положительного заключения, но до начала строительства в проектную документацию были внесены изменения, в результате которых сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства увеличилась, проверка сметной стоимости производится повторно в порядке, установленном для проведения первичной проверки.

Других случаев, при которых возможно и обязательно осуществлять проверку сметной стоимости строительства после получения положительного заключения, Положение № 427 не содержит.

Строительство объекта, предусмотренного проектной документацией по состоянию на сентябрь 2015 года было завершено, что подтверждается представленным в материалы дела протоколом совещания Оперативного штаба в г. Петропавловск-Камчатский по вопросам строительства объектов, в том числе спорного объекта, от 03.09.2015

Постановление от 18.05.2009 № 427 и утвержденное им Положение не содержат обязанности повторного определения достоверности сметной стоимости после корректировки части проектной документации, в случае, если строительство уже начато.

Иное толкование пункта 12 Положения № 427 приводит к необходимости реализации этапов одного проекта с применением разных базовых цен, а также к необходимости осуществления повторной проверки сметной стоимости этапов строительства, которые уже реализованы и приняты заказчиком.

С учетом изложенного, поскольку отсутствуют доказательства внесения в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, изменений в части конструктивных и других характеристик безопасности объекта капитального строительства, необходимость и возможность проведения повторной государственной экспертизы проектной документации отсутствует.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в рассматриваемом случае основания для переоценки сметной стоимости спорного объекта капитального строительства не установлены, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии нарушенного права общества на получение государственной услуги.

 Учитывая отсутствие необходимой совокупности условий, предусмотренных статьей 201 АПК РФ, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.

При таких обстоятельствах, коллегия считает, что решение Арбитражного суда Камчатского края от 28.05.2017  по настоящему делу подлежит отмене, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина при подаче заявления в размере 6000 руб. подлежит возврату ПАО энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» из федерального бюджета.

Принимая во внимание, что настоящий спор возник в связи с исполнением государственным автономным учреждением «Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края» государственной функции, последнее освобождено от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем государственная пошлина в размере 3000 рублей, уплаченная платежным поручением № 526 от 20.06.2017, подлежит возврату учреждению из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 28.05.2017  по делу №А24-591/2017 отменить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Возвратить публичному акционерному обществу энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» из федерального бюджета 6000 (шесть тысяч) рублей государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления по платежному поручению от 07.02.2017 № 3196.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Возвратить государственному автономному учреждению «Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края» из федерального бюджета 3000 (три тысячи) рублей государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением № 526 от 20.06.2017.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

А.В. Гончарова

Судьи

С.В. Гуцалюк

О.Ю. Еремеева